Использование проектной методики при обучении английскому языку в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 14:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – раскрыть содержание и специфику применения проектной методики при обучении иностранному языку.
Для достижения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи исследования: изучить понятие метода проектов; рассмотреть принципы работы с проектной методикой; рассмотреть типы проектов; разработать примерный план-конспект уроков по использованию метода проектов в обучении иностранному языку.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 74.09 Кб (Скачать файл)
    1. Принципы работы с проектной методикой

Рассматривая  специфику использования метода проектов на уроках иностранного языка, прежде всего, необходимо рассмотреть требования к данному методу. В педагогической литературе можно встретить различные определения учебного проекта, но в любом случае учебный проект основывается на перечисленных ниже моментах:

  1. Развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельного поиска информации, критического мышления;
  2. Самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая в течение определенного отрезка времени (индивидуальная, парная, групповая);
  3. Решение определенной, значимой для учащихся проблемы, моделирование деятельности специалистов какой-либо предметной области;
  4. Представление итогов выполненных проектов в форме конкретных результатов, готовых к внедрению (в виде отчета, доклада, стенгазеты или журнала и т.д.);
  5. Сотрудничество учащихся между собой и с учителем [2, с. 14-15].

Но  стоит обратиться и к мнению Е.С. Полат, которая выделяет следующие требования к методу проектов:

Работа  над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы – исследовательской, информационной, практической. В идеальном случае проблема ставится перед проектной группой внешним заказчиком. Например: учащиеся школы посещают спортивный клуб, руководство которого заказывает проектной группе дизайн оформления помещений клуба.

Планирование  действий по разрешению проблемы – иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.

Исследовательская работа учащихся как обязательное условие  каждого проекта. Отличительная  черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.

Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который  создается участниками проектной  группы в ходе решения поставленной проблемы. Представление заказчику и (или) общественности готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта [2].

В. Н. Рязанова отмечает, что, по мнению И. С. Сергеева проект  – это пять «П»: проблема, проектирование (планирование), поиск информации, продукт, презентация. Шестое "П" проекта – это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты [Цит. по : 15].

Этапы проектной деятельности. Внимание стоит уделить также и этапам работы с проектом, так как работа над любым проектом предполагает определенную последовательность действий. В курсе иностранного языка метод проектов можно использовать в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для школьника (человек и его окружение). Главное – это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой программы. На этапе ориентирования в ходе «мозговой атаки» или «круглого стола» определяется проблема и вытекающие из нее задач исследования. Использование метода проектов предполагает наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи требующей интегративного знания, исследовательского поиска для ее решения [14, с. 3-4].

Соответственно, для учеников очевидна практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов исследования. На этом же этапе формируются проектные  группы, поскольку основной принцип  технологии проектной деятельности – сотрудничество и сотворчество.

 Подготовка к проекту. Н. М. Щукина предлагает планировать проект в рамках тем учебной программы. Предложение темы исследования. Выбор темы проекта. Первый этап призван заинтересовать каждого ученика в выполнении проекта. Тематика проектов может касаться какого-либо теоретического вопроса, с целью углубить знания учеников по данному вопросу. Тема проекта может быть предложена и самими учащимися [17, с. 64].

Следующий этап – поисковый этап – включает в себя следующие фазы:

    1. фазу выдвижения гипотезы решения проблемы;
    2. фазу обсуждения методов исследования и поиска информации;
    3. фазу сбора, систематизации и анализа полученных данных;
    4. фазу подведение итогов.

Обобщающий этап. Согласование общей линии разработки проекта. Формирование групп учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Составление подробного плана работы над проектом. Обсуждение путей сбора информации. Выполнение разработок по теме. Обсуждение первых результатов в группе. Используя метод проектов при воспитании и обучении на уроках иностранного языка, педагог создает условия для самостоятельной работы учащихся, активизирует их творческую активность. Работа над проектом – это самостоятельно планируемая деятельность учеников. Выполнение проекта заставляют учащихся думать, анализировать. При этом активизируются все психические процессы, память, внимание, мышление; развивается исследовательская активность, приобретаются навыки самостоятельной работы.

На  этом этапе разработки проекта происходит формирование групп для разработки различных  проблем. При их формировании учителю необходимо учитывать не только внешнюю дифференциацию, личные симпатии учащихся в классе, но и  возможность создания наиболее благоприятной  атмосферы для формирования источников личностного опыта учащихся с  различным интеллектуальным и творческим потенциалом,  оптимальных способов обращения к их личностной сфере  при работе над проектом  в группе или паре. На второй этап разработки проекта включается первичное подведение итогов. Первичный анализ необходим и для учителя. Разработка проекта может сопровождаться ведением дневника на изучаемом языке. Вести дневник может каждый член группы, каждая группа или целый класс. Ведя записи, школьники учатся анализировать, критически относится к собственной деятельности. М. А. Ступницкая отмечает, что работа над проектом предполагает самостоятельную деятельность учеников, но учитель координирует работу проектной группы групповой деятельности. Именно с ним обсуждаются промежуточные результаты исследования [16, с. 7].

Представление проекта и его оценка. Итогом проектной  деятельности является презентация  и защита ее финального продукта. Конечный продукт проектной работы может быть представлен в виде письменного или устного отчета, статьи, презентации, выставки или в каком-либо другом виде. Главной целью работы над проектом является приобретение новых знаний и их развитие, но, тем не менее, результат работы должен быть представлен в таком виде, чтобы его могли оценить другие. Работа над устным выступлением не менее серьезна и важна, чем предыдущие этапы. Авторы проекта представляют и обосновывают актуальность, значимость, новизну и логику своего проекта, отвечают на вопросы слушателей (желательно)  на иностранном языке, а это предполагает не только владение определенной суммой формальных знаний в области лексики, грамматики и фонетики иностранного языка, но и умения выбирать языковые средства, подходящие контексту деятельности, умения выстраивать свою речь логично, последовательно, убедительно. По мнению С. П. Лерман, на этом же этапе оценивается значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематике; эстетика оформления результатов проведенного проекта; умение отвечать на вопросы оппонентов, аргументированность ответов [10]. Учитель оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения работы, качество отчета.

Положительный потенциал проектной технологии заключаются в том, что в ходе работы над проектом ученики реализуют  интерес к предмету исследования, расширяют свои знания о нем и  совершенствуют умения работать в сотрудничестве. В процессе работы над проектом ученики  формируются различные составляющие коммуникативной компетенции. Они  представляют результаты своей работы на иностранном языке, что позволяет  им показать свой уровень владения языком.

2 Специфика использования проектной методики на уроках иностранного языка

2.1 Типология проектов

  Существует различные взгляды на классификацию и типологию проектов. По мнению И. Л Бим именно методика проектов позволяет дифференцированный подход в обучении [5, с. 11].

 Рассмотрим общедидактическую классификацию проектов. Прежде всего, определимся с типологическими признаками:

    1. доминирующий в проекте метод или вид деятельности исследовательский, творческий, игровой, информационный, практико-ориентированный и т.п.;
    2. предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания) и межпредметный проект;
    3. характер контактов (среди участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран мира ): внутренний, или региональный, и международный;
    4. количество участников проекта (личностные, парные, групповые);
    5. продолжительность проекта (краткосросчный, средней продолжительности, долгосрочный)

Рассмотрим  все обозначенные выше виды проектов подробнее. По доминирующему виду деятельности выделяются следующие проекты: исследовательский, творческий, игровой, информационный, практико-ориентированный.

Исследовательские проекты. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Цель проекта – доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. Примером для подобного проекта может послужить развитие темы “Do You Have Any Superstitions?” [3, с. 20-21]. Можно предложить такие темы:

    1. What Russian superstitions do you know?
    2. Trick or treat. What does it mean?
    3. A Black Сat. Is it Good or bad?
    4. What British superstitions do you know?
    5. Friday the 13th is a very unlucky date.
    6. Is there any difference between Russian and British superstitions?

Дети  должны найти информацию о различных суевериях, приметах, традициях, которые есть в нашей стране, найти информацию о суевериях в других странах, сравнить, найти отличия и сходства, сделать выводы и представить работу в виде презентации или видео.

Творческие проекты. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Цель проекта – привлечение интереса публики к проблеме проекта. Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации.

Например, интересной темой для такого проекта  является тема “Look at teenage Problems” [3, с. 62-63]. Дети могут подготовить проекты по темам, которые для них актуальны. Например:

    1. School. Is it fun or not?
    2. Extra Pocket money. Good or bad?
    3. Part-time job. Is it important?
    4. Parents should support us always.
    5. Boyfriends/girlfriends. Is it so important?
    6. Parents aren’t happy with my marks at school.

Творческий  проект предполагает оригинальность исполнения, не существует четких требований. Оформление результатов проекта зависит от фантазии учеников и требует продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.д.

Игровые проекты (ролевые). Цель – представление публике опыта участия в решении проблемы проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие различные отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая. Особенно эффективен этот вид проектов на младшей ступени обучения. Например, по теме “Talking about the Famous ” [4, с. 86].

Можно предложить детям подготовить проекты о знаменитых людях Британии (Sir Arthur Conan Doyle, Agatha Christie, William Shakespeare, Mark Twain, Charlie Chaplin, John Lennon).Используя тексты из учебника, дети могут сыграть в роли Шекспира, Чарли Чаплина, Маргарет Тэтчер и т.д.

Информационные проекты. Этот тип проекта первоначально направлен па сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Для поиска информации можно использовать средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, опрос, анкетирование и т.п. Например, используя тему “Talking about Countries and Nationalities” можно разработать множество информационных проектов [3, с. 36]. Приблизительные темы:

    1. The Great Wall of China;
    2. The Pyramids;
    3. Olympic Games;
    4. Coliseum;
    5. Where English is the official Language?;
    6. Why study English?

Результатом информационного поиска может быть статья, аннотация, реферат, доклад, видео, презентация.

Практико-ориентированные проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Цель проекта – решение практических задач, поставленных заказчиком проекта. Например, можно подготовить практико-ориентированные проекты по теме “Are Celebrations Important?” [9, с. 54]. Возможные темы:

Информация о работе Использование проектной методики при обучении английскому языку в школе