Невербальные средства общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 15:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - проанализировать некоторые виды невербальных сигналов, объяснить их значения, выделить средства, повышающие эффективность речевого воздействия, а так же изучить подходы к проблеме невербальных средств коммуникации

Содержание

Глава 1. Общая характеристика невербальных средств общения……5
1.1. Врожденные, генетические, приобретенные и культурно обусловленные сигналы…………………………………..........................9
1.2. Общее представление о языке телодвижений……………………11
1.2.1. Позиция и дистанция…………………………………………….13
1.2.2. Открытая поза……………………………………………………14
1.2.3. Выражение лица………………………………………………….15
1.2.4. Визуальный контакт……………………………………………..16
1.2.5. Кивки головой……………………………………………………18
1.2.6. Тон, темп и громкость голоса…………………………………..19
1.2.7.Паузы и молчание………………………………………………...20
Глава 2. Виды невербальных средств общения………………………25
2.1.Мимика……………………………………………………………….25
2.2.Жесты…………………………………………………...…................28
2.3.Этикет невербального общения………………………....................31
2.4.Уровни анализа невербального общения………………………....36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

 

Типичная поза критической  оценки

 

   Главным здесь является жест «подпирание щеки указательным пальцем», в то время как другой палец прикрывает рот, а большой палец лежит под подбородком. Следующим подтверждением того, что слушающий относится к вам критически, является то, что ноги его крепко скрещены, а вторая рука лежит поперек тела, как бы защищая его, а голова и подбородок наклонены (враждебно). Это невербальное предложение говорит вам приблизительно следующее: «Мне не нравится, что вы говорите, и я с вами не согласен».

 

   Если ваш собеседник ответил бы вам, что он с вами не согласен, то его невербальные сигналы были бы конгруэнтными, т.е. соответствовали бы его словесным высказываниям. Если же он скажет, что ему очень нравится все, что вы говорите, он будет лгать, потому что его слова и жесты будут неконгруэнтными. Исследования доказывают, что невербальные сигналы несут в 5 раз больше информации, чем вербальные, и в случае, если сигналы неконгруэнтны, люди полагаются на невербальную информацию, предпочитая ее словесной.

 

2.3.  Этикет невербального общения

 

   Мимика, жесты играют большую роль в оценке окружающими уровня воспитанности того или иного человека (собеседника). Например, некоторые люди не знают, что делать со своими руками. Незанятые руки держат спокойно. Если есть привычки теребить что-нибудь, стучать пальцами по столу, щелкать большими пальцами, чесать затылок или за ухом, массировать руками щеки или пальцем переносицу, демонстрировано рассматривать свои ногти и т.д., то от них нужно отучиться. Неприлично указывать пальцем. Не отставляют мизинец во время еды, курения.

 

   Во время разговора рот рукой не прикрывают, не хлопают собеседника по плечу, не теребят пуговицу его пиджака, не толкают его локтем, не стряхивают с его или со своей одежды пылинки (чтобы снять нитку или волос с одежды собеседника, спрашивают у него разрешение). При разговоре жестикуляцию сводят до минимума. Только некоторые слова и фразы, такие как «Садитесь, пожалуйста», «Познакомьтесь, пожалуйста», «Можно вам представить?» и т. д. сопровождаются соответствующим жестом.

 

   Жесты должны быть скупы, не размашистые, определенные: легкий кивок головы (утверждение), нерезкий взмах кисти (а не всей руки) в дополнение к сказанному, нерезкий поворот головы при обращении к кому-то или в ответ на обращение к вам. При посещении других стран особенно внимательно следят за своими жестами. «Так, жест «все о' кэй» (все хорошо), хорошо известный во всех англоязычных странах, а также в Европе и Азии, в других странах имеет совершенно другое происхождение и значение. Во Франции он означает «ноль» или «ничего». В Японии - «деньги», а в некоторых странах Средиземноморского бассейна этот жест используется для обозначения гомосексуальности мужчины» [ Пиз 1995: 273] .

 

   Поднятый вверх большой палец в Америке, Австралии, Англии и Новой Зеландии имеет два значения: Попытка поймать полную машину («останови») и «Всё в порядке».

 

   Если поднимают место большого средний палец, то это имеет оскорбительное значение - «сядь на это». В Греции жест с поднятием большого пальца означает «заткнись». У итальянцев это обозначает цифру «1».

 

   Говоря о себе, европеец покажет рукой на грудь, а японец - на нос.

 

   «Когда француз или итальянец стучит себе по голове, это значит, что он считает какую-либо идею глупой. Если британец или испанец шлепнет себя ладонью по лбу, то тем самым он покажет окружающим, что доволен собой. Тем же самым жестом немец выражает свое крайнее возмущение по отношению к кому-либо. Голландец, стуча по лбу и при этом, вытягивая указательный палец, сообщает, что идея ему понравилась, но он считает её слегка сумасшедшей. Там же, в Голландии, поворот указательного пальца у виска означает, что кто-то сказал остроумную фразу» [Пиз 1995:277].

 

   Поднятые брови в Германии означают восхищение; в Англии - выражение скептицизма.

 

   Итальянец выражает недоверие, когда постукивает указательным пальцем поносу. Этот же жест в Голландии означает, что говорящий или о ком говорят, находится в состоянии алкогольного опьянения.

 

   Когда Француз чем-то восхищён, он соединяет кончики трёх пальцев, подносит их к губам и, высоко подняв подбородок, посылает в воздух нежный поцелуй.

 

   Если он протирает указательным пальцем основание носа, то эта означает, что он не доверяет тому, о ком говорят.

 

   В некоторых африканских странах смех означает изумление или замешательство.

 

    Многие жесты не фиксируются сознанием, но в полной мере передают настроение и мысли человека. Если есть желание прослыть внимательным и интересным собеседником, то нужно разбираться в жестах и мимике. Итак, - если пальцы рук сцеплены.

  

   Возможно три варианта:

 

- скрещенные пальцы рук на уровне лица, лежат на столе, лежат на коленях. Этот жест означает разочарование желание собеседника скрыть своё отрицательное отношение;

 

- защита рта рукой  (это могут быть только несколько  пальцев или кулак).

 

   Данный жест означает, что слушающий чувствует, как вы лжете;

 

- почесывание и потирание  уха. Этот жест говорит о том, что человек наслушался вдоволь и хочет выказаться;

 

- почесывание и потирание  шеи. Данный жест говорит о  сомнении и неуверенности человека;

 

- пальцы во рту.  Этот жест говорит о внутренней  потребности в одобрение и  поддержке;

 

- собеседник потирает лоб, виски, подбородок, прикрывает лицо руками - это свидетельствует о том, что он не настроен разговаривать в данный момент с кем-либо;

 

- человек отводит глаза  - это является самым ярким  показателем того, что он что-то  скрывает;

 

- скрещивание рук на груди собеседника сигнализирует о том, что лучше разговор закончить или перейти на другую тему.

 

- жест «пощипывание  переносицы», поза «мыслителя»,  когда подпирают щёку - это жесты  размышления и оценки;

 

- обиженный человек  чаще всего принимает следующую позу. Он приподнимает плечи и опускает голову. Если собеседник принял именно эту позу, то тему разговора следует поменять;

 

- если ваш собеседник  ходит по комнате, это значит, что разговор интересует его,  но ему нужно подумать, прежде  чем принять решение;

 

   Человек самодовольный и высокомерный складывает кисти рук вместе.

 

   Уверенного в себе человека, который хочет показать своё превосходство над другими, можно распознать по жестам «закидывание рук за спину с захватом запястья» и «закидыванием рук за голову».

 

   С таким человеком общение затруднительно. Поэтому если хотят расположить его к себе, то наклоняются немного вперёд с протянутыми ладонями и просят объяснить что-либо. Другой способ заключается в копировании жеста.

 

   Человек, который во время разговора держится руками за боковые края стула или его руки лежат на коленях, хочет прекратить разговор. В таком случае беседу сразу прекращают.

   Походка также является важным определяющим фактором в сиюминутном состоянии человека. Если руки находятся в карманах или он ими размахивает, если он смотрит под ноги, находится в угнетённом состоянии. Человек, у которого руки сцеплены за спиной, а голова опущена, чем-то озабочен.

 

   Опущенные плечи и поднята голова - настроен на успех, контролирует ситуацию. Склоненная набок голова - собеседник заинтересован. Потирание века - собеседник говорит неправду. Поднятые плечи означают, что собеседник напряжен и чувствует опасность, исходящую от вас.

 

   Для того чтобы достичь желаемой цели в беседе, мало быть внимательным человеком, необходимо самому использовать во время беседы жесты открытости, которые помогут расположить к себе собеседника, вызывать его на откровенный разговор и оставить о себе самое благоприятное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Уровни анализа невербального общения

Типы и виды коммуникаций

Области научного знания и группы

Приемы и средства

1. Фонационные средства

а) экстралингвистика (внеречевая система)

 

б) паралингвистика (околоречевая система)

в) просодия

-пауза; темп речи; вздох;  плач; кашель;

гелоскопия

-вокальные качества  голоса; диапазон; тембр

-фразовое ударение, синтагматическое  уда-

рение, логическое ударение; тон; интонация

2. Оптико - кинетические

средства

а) выразительные движения

б) физиогномика

в) окулесика или окуломантия

-мимика; жесты; позы; осанка; походка

-внешние признаки  лица: нос, уши, глаза; френология

-направление взгляда,  длительность и частота

3. Знако - символические

средства

а) системология

б) графология

в) актоника

г) гастика

д) хирософия и подомантия

 

 

е) стерномантия

ж) онихомантия

з) нумерология

и) молеософия

-предметы окружающие  человека в жизни

-особенности почерка

-поступки человека

-пища, напитки

-особенности формы  рук, флексорных линий и

холмов на ладони;

-дерматоглифика; линии  на

ступнях ноги

-особенности формы и объема груди женщины

-особенности формы  и цвета ногтей

-дата рождения, фамилия  и имя человека

-родинки

4. Тактильные средства

(обоняние, осязание, слух

и вкус)

а) гаптика или такесика

б) сенсорика

в) аускультация

г) одорика (ольфакция)

-прикосновения

-чувственное восприятие  человека другой культуры

-слуховое восприятие  звуков и аудиальное

-поведение

-запахи парфюма, табака, еды...

5. Пространственно - времен-

ные средства

а) проксемика

 

б) хронемика

-расположение собеседников  и дистанция

между ними

-способ использования  времени: монохронный тип

(возможен только один  вид деятельности в одно и  то

же время) и полихронный (несколько дел)




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

   В заключение хочется заметить, что все эти, способствующие высокому качеству присутствия специфические умения, несмотря на их очевидную простоту, требуют достаточно большого времени для их практического освоения.

   Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме того, само по себе невербальное поведение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становиться более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

 

   Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80 коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40 информации передается с помощью вербальных.

 

   Научные исследования в области лингвистики показали, что существует прямая зависимость между социальным статусом, властью, престижем человека и его словарным запасом. Другими словами, чем выше социальное или профессиональное положение человека, тем лучше его способность общаться на уровне слов и фраз. Исследования в области невербалики выявили зависимость между красноречивостью человека и степенью жестикуляции, используемой человеком для передачи смысла своих сообщений. Это означает, что существует прямая зависимость между социальным положением человека, его престижем и количеством жестов и телодвижений, которыми он пользуется.

 

   Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному речевому каналу общения. Чем менее образован человек, тем чаще он прибегает к плохо контролируемым жестам и речевым засорениям. Подделать язык жестов почти невозможно.

  

   Понимание тонкостей языка жестов может улучшить и упростить ваши отношения с окружающими людьми. При любом взаимодействии с другим человеком цель состоит в общении, однако слишком часто наши жесты при этом неясны в лучшем случае и противоречивы в худшем. Как бы хорошо вы ни знали кого-то, никто из нас не может читать мысли другого, так что все, что улучшило бы общение, представляется ценным. Однако перед тем как применить ваше новое знание в повседневной жизни, подумайте о том, чего вы хотите достичь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

1. Андреева Г. М. Принцип деятельности и исследование общения // Общение и деятельность: На рус. и чеш. яз. - Прага, 1981.- 235 стр.

 

2. Аронсон Э. Общественное животное / Пер. с англ. - М., 1998.- 212 стр.

 

3. Бодалев А.А. Личность в общении. - М., 1983.- 321 стр.

Информация о работе Невербальные средства общения