Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 03:27, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие образа города и его окрестностей, путем художественного анализа оригинального текста Диккенса на примере двух его социальных романов «Приключения Оливера Твиста» и «Холодный дом». Для достижения поставленной нами цели, мы выделили ряд задач:
1. Назвать особенности формирования английской культуры Викторианской эпохи, и, ее проявления в литературе конца XVIII и начала XIX века;
2. Выявить моральную составляющую Викторианской эпохи и рассмотреть степень ее влияния на литературные произведения Чарльза Диккенса;
Диккенс - изумительный
мастер юмора и гневного
Не только символы дали возможность автору добиться лаконизма и гармонии. Этому немало способствовало усиление детективной линии в повествовании. Правда, эта линия в той или иной степени всегда присутствовала в его романах. Детектив был одним из приемов, с помощью которых раскрывалась тайна общественного механизма. В то же время - и это не менее важно в общем контексте творчества писателя - детективный сюжет делал произведения занимательными, захватывающими, доступными самому широкому читателю [7; 172].
Интересно отметить, что развязка романов у Диккенса имеет ряд отличительных черт: она как бы не вяжется с основным содержанием и смотрится немного скомканной на общем фоне: так, в «Приключениях Оливера Твиста» описание всех бед, череды потерь и лишений приводит главного героя к счастливой жизни. Особенно примечательной, на наш взгляд, является сцена оглашения завещания отца Оливера Монксом, когда к Оливеру, помимо доброго отношения его благодетелей приходит богатство и положение. То же мы можем увидеть в романе «Холодный дом», где Эстер узнает тайну своего рождения и получает благодетеля в лице сэра Джона.
Диккенс мастерски показывает, как важно оставаться человеком, которому не чуждо все человеческое. Быть человеком, в понимании Диккенса - это возможность дать чувствам место в своей душе. Именно чувствительность помогает героям произведений Диккенса проявить силу духа и гуманность, что как бы возвышает их над всеми невзгодами, и подкрепляет веру в лучшее будущее. Диккенс мастерски обыгрывает эту тему в своем произведении «Приключения Оливера Твиста», где бесчувственность и холодность представителей мелких чиновников, и, общества, в целом, а также их безразличие проникает во все окружающее: описание залов суда и приютов, работного дома и дома гробовщика - места, которые мрачены, неприветливы, лишенный уюта и тепла.
Диккенс часто сталкивает в своих романах представителей двух общественных классов, у которых совершенно противоположные представления о морали, долге, обязанностях перед другими людьми.
В его романе «Приключения
Оливера Твиста» это такие
пары как: Ненси - девушка, пережившая
тяжелые удары судьбы, но сохранившая
свою душу и такой совершенно
аморальный человек, как Сайкс,
В соответствии с философией молодого Диккенса персонажи его первых романов резко делятся на положительных и отрицательных. Прием постоянного сталкивания контрастных характеров, составляющий одну из особенностей ранних романов Диккенса, также вырастал из идейного замысла. И поскольку действительность представлялась молодому Диккенсу ареной борьбы добра и зла, люди воспринимались им как «добрые» и «злые» в зависимости от того, в какой мере они были человечны и как понимали свои общественные задачи [7; с. 193].
В «Николасе Никльби» Диккенс,
исходя из тех творческих принципов,
которые сложились и оформились
в «Оливере Твисте», применил, однако,
некоторые новые приемы, новые
художественные средства изображения,
к ним он прибегал и в последующих
произведениях, - он подчеркивал одну
ведущую черту в характере
своих персонажей, одну определяющую
их деталь, названную в зарубежном
литературоведении «
Различными вариациями одного
и того же мотива Диккенс добивался
сильнейшего эффекта, подчеркивая
главное и ведущее. Во всех своих
образах, построенных на принципе выделения
одного мотива, Диккенс достигал огромной
выпуклости изображения, величайшей убедительности
и живости реалистического
Обстановка «голодных сороковых» оказала сильное влияние на творчество Диккенса. Писатель приходит к мысли, что, как художник, он должен воздействовать на совесть людей, убедить представителей имущих классов в необходимости облегчить долю бедняка, внести справедливость в отношения между классами. Он еще продолжал считать, что ответственность, как за народные бедствия, так и за те социальные бои, которые происходили на его глазах, несут отдельные представители класса собственников - «плохие люди», «эгоисты» в его терминологии. Диккенсу казалось, что эти отрицательные представители класса буржуазии, носители современной философии пользы и эгоизма (утилитаризм), породили порочные явления, которые он наблюдал в общественной жизни своей страны. Диккенс был еще далек от того, чтобы объявить порочной в своей основе всю систему буржуазного общества. Но он создал такие образы, которые объективно звучали обвинительным приговором целому классу.
Юмориста в творчестве Диккенса 40-х годов властно начал вытеснять сатирик. Если в первых книгах Диккенса сатирические мотивы были уже различимы, то веселая комедийная стихия в них все же превалировала. Впервые подлинным гневом звучит здесь голос художника-реалиста, по-новому звучит здесь и смех писателя, но при этом, он по-прежнему мягок, когда с большой теплотой и участием рисует маленького человека: душевное величие, подлинную человечность он находит и изображает только в таких людях, которых не коснулось тлетворное влияние звериного мира наживы.
Рисуя портрет мистера Дедлока, из романа «Холодный дом», Диккенс прибегает к излюбленному художественному средству построения комплексного образа - черта за чертой, деталь за деталью создает образ типичного богатого старика, который привык покупать все, что коснулось его взора, включая молодую и красивую жену, как его атрибут успеха и власти. Диккенс противопоставил душевное величие и подлинную человечность Монкса из «Приключений Оливера Твиста» его собственного брата Оливера, как одного из представителей обездоленных.
Мотив неудовлетворенности и тревоги, повторяющийся в описании непрерывно моросящего дождя, заставляющем продрогнуть, настойчиво звучит на протяжении всей книги. В различных вариантах возникает в ней и мотив неумолимой смерти. Трагическое решение убить Ненси возникает у Сайкса, здесь, звучит усиление дополнительных лирических мотивов и присутствует элемент фантастики - взгляд покойницы - Ненси, который не упускает из виду своего убийцу, не оставляя его даже на пороги смерти.
Метод Диккенса в «Приключениях Оливера Твиста» в нем соединяются различные художественные приемы, однако, юмор уступает место сатире и иронии, комическая стихия оттесняются здесь на задний план, выступают в обрисовке второстепенных действующих лиц, как например образ Плут.
Главное место в романе «Холодный дом» начинает занимать психологический анализ внутренних причин тех или других действий и переживаний героев. Реалистический портрет приобретает большую полноту; однолинейность изображения, некоторый схематизм, присущий комическим персонажам раннего Диккенса, исчезает. Он острее обрисовывает внутриличностные конфликты своих персонажей: Леди Дедлок, Аллен Вудкорт - они переживают в себе конфликт морали и долга.
Романы, написанные Диккенсом в 50-х годах, заметно отличаются не только от его ранних романов, но даже от тех, в которых уже намечались серьезные сдвиги в художественной системе писателя, таких, как «Мартин Чезлвит» и «Домби и Сын». Картина жизни, выступающая с полотен этих романов, гораздо шире. значительней они и по своему общественному содержанию, и обличительная тенденция в них острее.
Хотя Диккенс и продолжает создавать комедийные образы, по характеру своему не уступающие его ранним карикатурам (клерки Уивл и Гаппи или Тарвидроп в «Холодном доме»), однако юмор в больших социальных романах писателя 50-х годов решительно вытесняется сатирой. Сатира Диккенса, созревшая уже в «Мартине Чезлвите», развиваясь вширь, одновременно идет и вглубь. В таких романах, как «Холодный дом», «Тяжелые времена» и «Крошка Доррит», она принимает разнообразные формы, приобретает еще большую, чем прежде, художественную убедительность. Критическому изображению подверглись в них не только отдельные представители собственнического класса, но и общественные явления, воспринятые и показанные в их связи и взаимодействии [16; с. 152].
При всей сатирической остроте романов 50-х годов, при всем том, что в них наблюдается углубление критического реализма Диккенса, те же романы наиболее противоречивые из всех произведений великого писателя. Вещи переставали укладываться в те простые и готовые схемы, за которые писатель еще недавно настойчиво держался. В мировоззрении Диккенса уже не было места прежней уверенности в закономерности конечной победы «добра и справедливости» над «злом».
Диккенс еще решительнее, чем в «Домби и Сыне», отступил в этих романах от композиционной схемы, типичной для его ранних произведений. При большом внутреннем единстве все романы 50-х годов отличаются многообразием сюжетных линий, пестротой жанрового профиля. Это многообразие подсказывалось писателю самой жизнью. И, с этой точки зрения, роман «Холодный дом» не только социальный, но, кроме того, психологический и авантюрно-детективный. Один сюжетный стержень, развивающийся на широком социальном фоне (композиция, типичная для романов 30-х годов), сменяется сюжетом, распадающимся на несколько связанных между собой и переплетающихся линий или потоков [16; с. 122].
Сдвиги в сознании писателя отразились и на манере раскрытия им изображаемых характеров. Романы строятся на сочетании строго реалистических картин с заостренно-сатирическим гротескным изображением. В изображении тех персонажей, которые подвергаются наиболее острому сатирическому раскрытию, увеличиваются элементы шаржа, граничащего с гротеском, например, образ Крука в «Холодном доме». Обращаясь к шаржу и гротеску, Диккенс расширял аллегорическое значение многих образов. Внешнее уродство образов подчеркивало их уродство внутреннее. Прием лейтмотивного раскрытия образов сохранился только в гротеске [16; с. 173].
В каждом из своих романов Диккенс раскрывает какую-нибудь новую сторону современной жизни, новую форму общественных отношений, ставит новую, но всегда важную и актуальную проблему своего времени. И каждая новая его книга дополняет другую. Все вместе они дают типичную картину английской жизни XIX века. Величие и убожество, роскошь и нищета выступают со страниц романов Диккенса, и чем больше созревает мастерство художника, тем больше изображение этих контрастов придает реалистическую убедительность раскрытию двух противостоящих миров в системе одного общества [5; с. 262].
Метод Диккенса - реалиста чрезвычайно
своеобразен. Он богат оттенками
и органически переплетающимися
противоречивыми тенденциями. Понять
его до конца можно лишь поняв
его обусловленность
Комедийные образы, созданные Диккенсом - юмористом, лучшее подтверждение справедливости этого определения. Источник смеха в них - комическое несоответствие формы выражения существу изображаемого. Комизм положений часто вытекает не столько из нелепости поступков действующих лиц, сколько из той нарочитой серьезности, с которой автор о них сообщает. Писатель торжественно и глубокомысленно говорит о вещах, по своей природе не только совершенно незначительных, но часто нелепых, сообщает о самых нелогичных поступках своих героев в тоне полного спокойствия и невозмутимости [29; с. 133].
Веселая шутка, даже буффонада и фарс, вносимые порой совершенно неожиданно в самое серьезное и даже трагическое повествование, неразрывно связаны в творчестве молодого Диккенса с оптимизмом, который определяет отношение писателя к окружающему его миру, в первые годы творчества. Достаточно вспомнить комедийный эпизод, когда маленькому Оливеру выпал жребий просить добавку в работном доме, он переплетается с остро-критическим и далеко не смешным эпизодам последующего наказания. Однако в романах «Оливер Твист», «Холодный дом» вместе с усложнением тех задач, которые перед собой ставил автор, метод Диккенса усложнялся новыми элементами - строгим морализаторским пафосом. Начали в нем появляться и сатирические мотивы. Сатириком Диккенс становится не сразу, а лишь постепенно; по мере того как мрачнеет общественно-политический горизонт в его родной стране, происходят сдвиги в сознании самого писателя.
Выводы