Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 20:10, дипломная работа
Целью нашего исследования является изучение взаимозависимости между культурными ценностями и их отражением в грамматической категории отрицания. Особое значение уделяется концепту вежливости, основной формой реализации которого является смягчение категоричности высказывания.
В соответствии с общей целью исследования ставятся конкретные задачи:
изучить различные подходы к категории отрицания;
определить специфику речевого акта несогласия;
определить роль концепта вежливости в формировании речевого акта несогласия;
Введение.
3
Глава I
О различных подходах к исследованию категории отрицания в современной лингвистике.
1.1.
Отрицание в рамках психологического подхода.
5
1.2.
Рассмотрение категории отрицания в прагматическом аспекте.
7
1.3.
Отрицание в логике и лингвистике.
9
1.4.
Модальность и отрицание.
10
1.5.
Общее и частное отрицание.
12
1.6.
Отрицание как лингвистическая категория и способы его выражения.
14
Выводы по первой главе.
23
Глава II.
Специфика выражения несогласия в английском языке (лингво-культурологический аспект).
2.1.
О значимости лингво-культурологического подхода к анализу грамматических явлений.
25
2.2.
Культурные концепты и их отражение в языке.
31
2.3.
Концепт вежливости и его роль в выборе средств выражения несогласия в английском языке.
37
2.4.
Специфика речевого акта несогласия.
42
2.5.
Способы выражения несогласия в английском языке и факторы, определяющие их выбор.
46
Выводы по второй главе.
62
Заключение.
63
Библиография.
64
Список источников иллюстративного материала.
Строго говоря, несогласие заключено во фразе:’’ I don’t think so, I suppose quite the contrary’’, которая вербально представлена одним словом, свидетельствующим об отрицании предположения собеседника. Так как несогласие имплицитно, то вполне естественно, что высказывание продолжено мотивировкой.
Имплицитное несогласие1 может выражаться через оценочную лексику: глупость, ересь, ерунда, ошибка, чушь, бред. Предметом оценки является либо сама реплика-стимул, мнение, с которым не соглашаются, либо собственная личность, либо автор реплики-стимула:
- Ah! What a cynic you are! (O.Wilde).
Для несогласия2 возможны три типа ситуаций, различающихся «потенциальным исполнителем» действия, побуждение к которому заложено в реплике-стимуле.
- Of course he likes it… (O.Wilde).
Для выражения несогласия2 характерны общие для всех типов ситуации языковые средства: глагольные (I object, I shall not do it, I can’t…), самостоятельные клишированные высказывания (What next!, indeed, not likely!, nothing of the kind!).
Мотивированность несогласия2 становится обязательной при имплицитном выражении несогласия.
Имплицитное несогласие может выражаться через риторический вопрос, который сопровождается эмоциональной мотивировкой:
Для несогласия1 и несогласия2 характерной является и такая реплика-реакция, которую мы могли бы обозначить как «агрессивное несогласие».
В данном случае несогласие с мнением реплики-стимула содержит в себе явную угрозу, требование отказаться от высказанного мнения.
В другом случае несогласие в ответ на реплику-побуждение содержит более скрытую угрозу, но, тем не менее, легко прочитываемую:
Провокация «агрессивного несогласия» заложена в реплике-стимуле: это либо оскорбительное мнение об адресате, либо слишком категоричное побуждение, либо в самом побуждении скрыто оскорбление:
Небезынтересным представляется описание ситуации несогласия, когда говорящий, пытаясь избежать возникновения конфликта, но в то же время достаточно твердо выразить свою точку зрения, как бы «уточняет», «исправляет» мнение, содержащееся в реплике-стимуле.
Для достижения такого результата, т.е. для выражения категоричного несогласия в более вежливой форме реплика-реакция содержит либо слова, либо всю структуру высказывания, реплики-стимула. Такое повторение помогает подчеркнуть область несогласия, сделать его более выразительным и одновременно не акцентировать на том, что мнение, содержащееся в реплике-стимуле, является ошибочным. Таким образом, такая манера несогласия имеет наиболее категоричный характер.
В последнем примере происходит «копирование» структуры, а также почти всей лексики высказывания, что позволяет подчеркнуть то, с чем собеседник не согласен, но в то же время говорит о частичном согласии с мнением, содержащимся в реплике-стимуле:
В данном примере имеет место повторение структуры высказывания реплики-стимула, однако лексические средства выражения заменены противоположными, т.е. антонимами. В результате – сильно выраженное категоричное несогласие.
Факторы, определяющие выбор средств выражения несогласия, как уже отмечалось в предыдущей главе, основываются на половом признаке, возрастном и интеллектуальном (образовательный и социальный уровень). Это утверждение может быть подтверждено следующими примерами:
Речь
младшего поколения
Рассмотрим следующие примеры:
Далее будут приведены высказывания, которые написаны от лица подростка, что отражено в специфической манере разговорной речи.
Речевое поведение юношеского возраста отличается также экспрессивной убежденностью, которая претендует на необходимость и возможность оказания адекватного воздействия на партнера. Поэтому следует отметить частое употребление категоричных суждений, актуализованных в лексиках, типа never, no, nonsense и т.д., которые имплицируют сему категоричности.
Последнее высказывание говорит о стремлении молодого поколения выразить соответствующими языковыми средствами конкретность своего мышления, убежденность в собственной правоте при выражении несогласия.
Речь представителей старшего поколения имеет тенденцию к абстрактному мышлению и стремлению спрятать часть информации между строк, поскольку в этом случае текст конструируется с учетом условий коммуникации, а также менталитета адресата, причем происходит это как на сознательном уровне, так и спонтанно в зависимости от психологического статуса отправителя речи.
Необходимость психологического подхода связана с тем фактом, что речь – это явление социальное и для ее развития важны межличностные отношения.
Выделение социологического аспекта в формировании речевого акта несогласия обусловлено психологической сложностью общения индивидов, а также индивида и общества. Мотивация всякого высказывания инициирована намерениями индивида и конкретными условиями, тогда как способ реализации адекватен морально-этическим, эстетическим, физиологическим и интеллектуальным свойством личности.
В результате, можно выделить три социально-психологических пласта феномена, основанных на взаимоотношениях индивидов с разным физиологическим/физическим уровнем (1), интеллектуальным (2) и эмоциональным (3). Рассмотренные ранее половой и возрастной признаки порождения определенного типа выражения несогласия следует отнести к физиологическому пласту, что же касается физического, то его статус приобретается в процессе жизнедеятельности. Так, при наблюдении за общением людей с разным физическим развитием открываются следующие закономерности: 1) более крупные (полные) фигуры строят свои высказывания в манере большей уверенности, категоричности и меньшей эмоциональности, чем субтильные, добиваясь прагматического эффекта без проведения доказательств в виде дополнительных отрицательных средств. 2) люди с более красивой и эффектной внешностью оказывают необходимое воздействие даже при использовании эмотивно-нейтральных, некатегоричных отрицательных средств.
Следующим уровнем психологической обусловленности выбора языковых средств отрицания в процессе формирования речевого акта несогласия можно считать интеллектуальный (2), основанный на разном образовательном цензе коммуникантов, образе жизни, включающем среду общения и даже место жительства индивида, которое отражается в диалектальной окрашенности английской речи. Особенность интеллектуального уровня использования средств выражения несогласия состоит в их необыкновенной подвижности и тенденции к взаимопроникновению, когда индивиды с более высоким образовательным уровнем пользуются языковыми средствами, принятыми в конкретной среде.
‘’Perhaps, perhaps,’’said Colonel Bantry.
‘’But that doesn’t alter the seriousness-the-er-
Из примера видно, что средства выражения несогласия носят более мягкий характер.
Общепризнанным психологическим фактором считается то, что человек с более низким уровнем развития выражает свое несогласие с помощью повышенного звучания (громкий разговор), тем самым, пытаясь оказать прагматическое воздействие на адресата.
Другим признаком психологического обоснования является темперамент личности. Такие средства выражения экспрессивного несогласия как многократное употребление языковой единицы No! No! No!, риторический вопрос, восклицательное предложение ирреального желания/сравнения, восклицательные предложения оценочного типа следует считать спорадическим явлением, тогда как интонация, идиомы, пословицы, поговорки тяготеют к психологически обоснованным явлениям. Нельзя игнорировать также свойства характера конкретного индивида, т.к. они часто обуславливают использование индивидом особых средств выражения несогласия. Уже замечено, что такая черта как упрямство, проявляясь даже в детском возрасте, и в дальнейшем инициирует постоянное употребление отрицательной единицы «no» в качестве первой реакции, поскольку это является как бы символом его «я», его собственного мнения по любому вопросу, причем в человеке это находится на подсознательном уровне, т.к. он даже не дает себе труда вдуматься в существо дела.
Информация о работе Средства выражения несогласия в английском языке