Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 15:42, курсовая работа
Актуальность курсовой работы заключается в том, что, одной из главных задач обучения в школе информатики является формирование у детей младшего, среднего и старшего школьного возраста представлений об истории создания предметного мира посредством дидактической игры в обучении информатики. Таким образом, можно выделить существующее противоречие между необходимостью развития у детей прогностического взгляда на предметный мир и недооцениванием практическими работниками данной задачи для целостного развития личности ребенка.
Введение…………………………………………………………………
Теоретические сведения о дидактических играх в обучении школьной информатике ………………………………………………..
Исторические предпосылки возникновения игры……………............
Роль дидактической игры в развитии умственных способностей школьников……………………………………………………………...
Значение и особенности применения дидактических игр на уроках информатики…………………………………………………………….
Разработки уроков по информатике с применением дидактической игры……………………………………………………………………...
Организация и проведение дидактических подвижных игр на уроках информатики……………………………………………………
Урок – игра «Большие гонки» по информатике для 4 класса………..
Урок – игра «Судебный процесс» по информатике для 10 класса….
Заключение……………………………………………………………...
Список использованных источников………………………………….
План урока:
1. Организационный момент – 2 мин.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учащиеся делятся на 4 команды.
2. Постановка цели урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Информационная модель объекта» и проверим навыки описания информационной модели объекта в зависимости от цели моделирования. Урок проведём в нетрадиционной форме – форме игры «Судебный процесс». Создадим на уроке модель судебного процесса. Отбросим все характерные для судебного процесса, но не нужные для нас формальности, элементы протокола и рассмотрим такое свойство суда, как необходимость выслушивать различные мнения об обвиняемом.
3. Ход игры.
I. Постановка задачи.
Учитель: Итак, начинаем.
Встать, Суд идёт. На сегодняшнем заседании слушаются четыре дела:
По каждому делу в своей группе вам необходимо выбрать обвинителей и защитников, которые должны представить описание объекта с позиции обвинения и защиты».
Шаблон схемы описания информационной модели
Имя объекта (личности): Цель: (Обвинение/оправдание) | ||
Информационная модель | ||
Параметры |
Действия |
Среда |
… |
… |
… |
В ходе обсуждения каждая сторона готовит документ, содержащий:
- Определение информационной модели («Информационная модель – это …»);
- Информационную модель объекта, представленную в виде таблицы.
В таблице заполняются только те ячейки, содержание которых существенно при описании.
На доске приведены примеры информационных моделей исторической личности Петра I в зависимости от заданной цели – обвинения или оправдания.
II. Проведение следствия. (Работа в группах)
III. Судебные слушания.
Учитель: Начинаем наши слушания. Речь обвинителя (защиты) предлагаю начать такими словами: «Уважаемые господа присяжные заседатели, уважаемый господин судья! Рассматриваемый объект является сложным, характеризуется большим количеством свойств и взаимосвязей. Однако просим обратить ваше внимание на собранную нами информацию, которая свидетельствует о том, что объект заслуживает осуждения (оправдания). Информационная модель объекта как совокупность целенаправленно отобранной информации образуется следующими сведениями…».
Остальные участники слушания, не являющиеся заинтересованными сторонами, могут выступать свидетелями со стороны обвинения или защиты, и дополненная информация будет внесена в таблицу, отражающую информационную модель.
IV. Вынесение приговоров по каждому делу. Подведение итогов.
Учитель делает выводы по каждому делу. Выставляет оценки. Вручает грамоты группе лучших обвинителей и лучших защитников [19].
Заключение
Научная новизна исследования заключается в том, что уточнена сущность формирования у детей младшего, среднего и старшего школьного возраста представлений об истории создания предметного мира посредством дидактической игры в обучении информатики.
Теоретическая значимость исследования заключается в процессе обучения школьной информатики с применением дидактической игры.
Практическая значимость работы состоит в том, что экспериментально проверена совокупность педагогических условий, способов и приемов, способствующих влиянию дидактической игры на эффективность обучения, развитию познавательной активности у школьника на уроках информатики с помощью различных методик.
В ходе курсовой работы нами были исследованы и выполнены основные задачи:
1. Развитие проблемы ознакомления школьников с предметным миром, который содержал целенаправленный процесс формирования устойчивых качеств личности школьника, в необходимости познания и способности формулирования познавательных задач и поиска их решения.
2. Результатом стал, фиксирующий факт придания занятиям соревновательный, игровой характер на основе использования дидактических игр.
3. Педагогические условия, способствующие развитию применения дидактической игры в обучении школьной информатике, носят комплексный характер и включают:
а) научное, учебно-методическое обеспечение образовательной среды;
б) оптимальное сочетание форм и методов обучения, включение и постепенное развитие внимания, мышления и памяти на более сложных упражнениях и задач;
в) а также на ориентацию
учебного процесса на
Дидактические игры повышают
эффективность процесса
Таким образом, актуальность курсовой работы доказана; цель работы достигнута.
Список использованных источников
1. Аксенова, Н. С. Учебно-методическое пособие по информатике
для начальной школы [Электронный ресурс]
/ Н. С. Аксенова. 2009. – М. – Режим доступа:
http://www.altai.fio.ru/
2. Алексеева, А. В. Преподавание в начальных классах: психолого-педа-гогическая практика [Текст] / А. В. Алексеева, Е. Л. Бокуть, Т. Н. Сиделева // М.: ЦГЛ, 2010. – 208 с.
3. Босова, Л. Л. Комбинированные уроки информатики. Информатика и образование [Текст] / Л. Л Босова // М.: Информатика, 2009. - № 3. - с. 36-41.
4. Босова Л. Л. Развивающие задачи по информатике для младших школьников [Текст] / Л.Л Босова // М.: Информатика, 2009. – 214 с.
5. Васильева, Н. Н. Развивающие игры для школьников : популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Н. Н. Васильева, Н. В. Новотворцева // Ярославль: Академия развития, 2009. – 208 с.
6. Венгер, Л. А. О структуре восприятия игр и их особенностях у детей младшего, среднего и старшего школьного возраста [Текст] / Л. А Венгер // М., 2009. - № 2. - С. 18-22.
7. Волкова, Н. П. Педагогика [Текст] / Н.П. Волкова // Киев: Академия, 2009. – 384 с.
8. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии [Текст] / Л. С. Выготский // М., "Педагог", 2009. – 541с.
9. Галкина, В. В. Из опыта работы со старшими классами в обучении школьной информатике [Текст] / В. В. Галкина // Троицк, 2010. – 165 с.
10. Гуровец, Г. В. Дидактические игры [Текст] / Г. В. Гуровец // Преподавание информатики в школе. - 2010 . - № 1. - С. 46-47.
11. Дергачева, Л. М. Методические аспекты использования учителем дидактических игр на уроках информатики [Текст] / Л. М. Дергачева // Троицк, 2009. – 189 с.
12. Дрожжина, Е. В. Дидактические игры при изучении нового материала [Текст] / Е. В. Дрожжина // М.: Информатика. - 2009 . - № 3. - С. 46-50.
13. Дрожжина, Е.В. Дидактические возможности использования игр на уроке информатики [Текст] / Е.В. Дрожжина // Троицк, 2009. – 202 с.
14. Забрамная, С. Д. Развивающие занятия с детьми: материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование» [Текст] / С. Д. Забрамная, Ю. А. Костенкова. - М.: В. Секачёв, 2009. – 80 с.
15. Зайцева, С. А. Информатика в начальных классах [Текст] / С. А. Зайцева // Начальная школа. - 2010. - № 3. - С. 10 - 11.
16. Запорожец, А. В. Проблемы педагогики детской игры в трудах А.П. Усовой / В кн. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А. В. Запорожец // М., 2009. – 164 с.
17. Зубрилин, А. А. Место занимательных задач в обучении информатике [Текст] / А. А. Зубрилин // Троицк, 2009. – 115 с.
18. Ионова, Л. А. Использование компьютерных игр [Текст] / Л. А. Ионова // Начальная школа. - 2009. - № 3. - С. 47 - 48.
19. Карпова, Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения: популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Е.В. Карпова // Ярославль: Академия развития, 2011. – 240 с.
20. Катаева, А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых школьников: кн. для учителя [Текст] / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева // М.: БУК-МАСТЕР, 2009. – 191 с.
21. Кащей, В. В. О реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в части преподавания информатики и ИКТ [Текст] / В. В. Кащей // Троицк, 2009. – 116 с.
22. Козлова, С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с предметным миром [Текст] / С. А. Козлова // М.: Педагогика, 2009. – 225 с.
23. Королева, Т. Н. Методика преподавания информатики в начальной, средней и старшей школе / Т. Н. Королева [Текст] // Барнаул. - 2009. – 29 с.
24. Маликов, С. В. Современные информационные технологии в учебном процессе [Текст] / С.В. Маликов, Н.В. Маликова // Троицк, 2009. – 110 с.
25. Маркин, М. В. Использование компьютера при обучении школьной информатике [Текст] / М. В. Маркин, И. В. Ряхинова // М., 2009. - № 3. – 89 с.
26. Перов, М. В. Дидактические игры и упражнения по информатике [Текст] / М.В. Перов // М.: Просвещение. 2009. – 230 с.
27. Сизоненко, Н. В. Информатика и учебный процесс в начальной, средней и старшей школе [Текст] / Н. В. Сизоненко // Троицк, 2009. – 203 с.
28. Смоленцева, А. А.
Сюжетно – дидактические игры [
29. Удальцова, Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении школьников [Текст] / Е. И. Удальцова // Минск, 2009. – 125 с.
30. Хавкина, Л. Я. Обучение основам программирования в среде логоримы методом разработки компьютерных игр [Текст] / Л.Я. Хавкина // Троицк, 2011. – 115 с.
Приложения
Приложение 1
Станция «Компьютерная»
Устройства ввода подпишите синим цветом, устройства вывода красным (или любым другим) цветом. Те устройства, которые не являются устройствами ввода и вывода, подпишите простым карандашом.
Все устройства разбейте на группы:
Основные устройства |
Дополнительные устройства |
|
Приложение 2
Станция «Загадочная»
Отгадайте загадки:
Проектирует заводы, Даже в космосе летает И дает прогноз погоды. Миллионы вычислений Может сделать за минуту. Догадайтесь, что за гений? Ну, конечно же, _______________
Как заправский эрудит, Вычислительным процессом Он легко руководит. |
Наш компьютер сложный счет, Он решенья человеку На ____________ выдает.
Всё на долгие года. Человек забудет что-то, А компьютер – никогда! |
Разгадайте ребусы. Как вы понимаете получившиеся термины? Что вы знаете об этих понятиях?
Информация о работе Дидактические игры в обучении школьной информатике