Жизненно важные интересы личности, общества и государства в информационной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 09:16, доклад

Краткое описание

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" определяет Жизненно важные интересы как совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества, государства, а угроза безопасности — как совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства. И, наконец, обеспечение безопасности — проведение единой государственной политики в этой сфере и система мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства, направленных на выявление и предупреждение угроз.

Вложенные файлы: 1 файл

семинар информация.docx

— 38.98 Кб (Скачать файл)

одательством и законодательством об административных правонарушениях».

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" Закон применяется в отношении СМИ, учреждаемых в РФ, а для создаваемых за ее пределами - лишь в части, касающейся распространения их продукции в РФ. Юридические лица и граждане других государств, лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные Законом, наравне с организациями и гражданами РФ (если иное не установлено).

Провозглашается свобода массовой информации (предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иные сообщений и материалов) в РФ. Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Определены и иные понятия, используемые в Законе.

Цензура массовой информации, то есть требование от редакции СМИ со стороны уполномоченных лиц предварительно согласовывать сообщения и материалы, а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов (их отдельных частей), не допускается. Запрещается злоупотребление свободой массовой информации. Рассмотрены основания прекращения и приостановления деятельности СМИ, вопросы о статусах учредителя и редакции СМИ. Закреплены и иные положения об организации деятельности СМИ. Самостоятельный раздел Закона посвящен распространению массовой информации. Рассматриваются вопросы: выдачи и аннулирования лицензии на вещание; хранения материалов радио- и телепередач; распространения рекламы; выходных данных; тиража; и т.д. Государственную политику в области лицензирования радио- и телевещания вырабатывает и проводит Федеральная комиссия по телерадиовещанию. Определены основы отношений СМИ с гражданами и организациями. Закреплены права и обязанности журналиста. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации осуществляется на основе договоров, заключенных РФ. Редакции, профессиональные объединения журналистов участвуют в международном сотрудничестве в области массовой информации на основе соглашений с гражданами и юридическими лицами других государств, а также международными организациями. Гражданам РФ гарантируется беспрепятственный доступ к сообщениям и материалам зарубежных СМИ. За нарушения законодательства РФ о СМИ несут ответственность учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов.

Защита информационных прав и свобод обеспечивается нормами институтов интеллектуальной собственности, института документированной информации, УК РФ, ГК РФ.

Ответственность за распространение недоброкачественной информации, за нарушения порядка распространения информации предусматривается нормами УК РФ. Это клевета (ст. 129), оскорбление (ст. 130), воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144), заведомо ложная реклама (ст. 182), злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст. 185), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207), сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237), незаконное распространение порнографических материалов или предметов (ст. 242), публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя РФ (ст. 280), возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282), публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354).

Ответственность за распространение недоброкачественной информации, за нарушения порядка распространения информации предусматривается нормами УК РФ. Это клевета (ст. 129), оскорбление (ст. 130), воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144), заведомо ложная реклама (ст. 182), злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст. 185), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207), сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237), незаконное распространение порнографических материалов или предметов (ст. 242), публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя РФ (ст. 280), возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282), публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354).

Нормы об ответственности за административные правонарушения например, нарушение установленного порядка опубликования документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов (ст. 40 5 ), нарушение правил проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума в периодических печатных изданиях и на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание (ст. 40 8 ), изготовление или распространение анонимных агитационных материалов (ст. 40 12 ), непредставление или неопубликование счета, сведений о поступлении и расходовании средств на подготовку и проведение выборов, референдума (ст. 40 17 ), непредставление сведений об итогах голосования (ст. 40 24 ), нарушение порядка изготовления и распространения продукции средства массовой информации

 В статье 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) информация рассматривается в качестве одного из видов объектов гражданских прав, что обусловлено особой ролью информации в гражданском обороте и ее влиянием на экономические отношения.  
Информация (от латинского informatio - ознакомление, разъяснение, изложение) представляет собой сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Информация в современном мире стала наиважнейшим ресурсом, который влияет на уровень развития всех сфер человеческой жизни. Экономические и политические отношения под воздействием информационного развития получают новые перспективы.

Нельзя не отметить, что в последние годы активно продолжилось формирование законодательства в информационной сфере и оформление информационного права в качестве самостоятельной отрасли, предпосылкой чему послужила необходимость правового регулирования отношений, объектом которых являются информация, повсеместное внедрение информационных технологий и бурный рост информатизации общества.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" приводит понятийный аппарат и механизмы регулирования в соответствие с практикой применения информационных технологий, определяет правовой статус различных категорий информации, закрепляет положения о регулировании создания и эксплуатации информационных систем, общие требования к использованию информационно-телекоммуникационных сетей, устанавливает принципы регулирования общественных отношений, связанных с использованием информации. Закрепляется принцип свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом. При этом ограничения доступа к информации могут устанавливаться только федеральными законами. Закон содержит положения, направленные на защиту от недобросовестного использования или злоупотребления возможностями средств распространения информации, при которых пользователям навязывается ненужная информация. В частности, информация должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице - распространителе в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица. При использовании для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю возможность отказа от такой информации. Установлены основные правила и способы защиты прав на информацию, защиты самой информации путем принятия основных правовых, организационных и технических (программно-технических) мер по ее защите. Права обладателя информации, содержащейся в базах данных информационной системы, подлежат охране независимо от авторских и иных прав на такие базы данных. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). Устанавливается перечень информации, доступ к которой не может быть ограничен (например, о деятельности органов власти и об использовании бюджетных средств), информации, представляемой на безвозмездной основе.

Закреплен прямой запрет на требование от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и на получение такой информации помимо воли гражданина (физического лица) Исключение могут составлять только случаи, прямо предусмотренные федеральными законами.

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" Запрещает распространять среди детей информацию, побуждающую к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; способную развить порочные наклонности (алкоголизм, наркоманию, занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством). Распространяемые среди детей сведения не должны оправдывать насилие и жестокость, противоправное поведение; отрицать семейные ценности; содержать нецензурную брань и порнографию. Названная информация не может транслироваться по телевидению и радио с 4.00 до 23.00 (кроме платных каналов). Предусмотрены возрастные ограничения в отношении изображения (описания) насилия, преступлений, смерти, заболеваний, самоубийств, несчастных случаев, аварий, катастроф, их последствий, а также половых отношений. Вся информационная продукция подразделяется на 5 категорий. Так, детям до 6 лет могут демонстрироваться ненатуралистические изображения или описания насилия (за исключением сексуального) при условии торжества добра над злом, выражения сострадания к жертве и осуждения насилия. Изображение половых отношений между мужчиной и женщиной (эпизодического характера в ненатуралистической форме) допустимо лишь в продукции, предназначенной для детей 12 лет и старше. Указанная информация не должна эксплуатировать интерес к сексу, носить возбуждающий или оскорбительный характер. Отдельные бранные слова (кроме нецензурных) могут содержаться в информационной продукции для детей 16 лет и старше. Ограниченные к распространению среди детей материалы могут транслироваться по телевидению и радио с 21.00 до 7.00 (исключение - платные каналы). Производители и распространители классифицируют информационную продукцию самостоятельно. Регламентирован порядок ее экспертизы. Знак информационной продукции (текстовое предупреждение) размещается перед началом трансляции телепрограммы, телепередачи, демонстрации фильма, а также в углу кадра (кроме показа фильмов в кинозале). Он также печатается на афишах, входных билетах, в программах передач.

 

 

 

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Нормативно правовые акты

  1. Конституция РФ от 1993 года (с поправками от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ) Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/10103000/#ixzz2wx0KyxQK
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (в  редакции 2013 г. N 446-ФЗ, редакция 12 марта 2014 вступит в силу с 1 октября 2014 года) Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/10164072/#ixzz2wwzgQqFa
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с поправками и изменениями от 3 февраля 2014 г. N 5-ФЗ)/ Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954 
    Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/10108000/#ixzz2wx157xPq.
  4. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ ( в редакции от 12 марта 2014 г. N 33-ФЗ) / "Парламентская газета" от 5 января 2002 г. N 2-5.
  5. Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12125267/#ixzz2wx1ccibG
  6. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" / "Российская газета" от 29 июля 2006 г. N 165, (с поправками и изменениями от 28 декабря 2013 г. N 398-ФЗ, вступившими в силу с 1 февраля 2014 г.). Система ГАРАНТ, http://base.garant.ru/12148555/#ixzz2wwYB63Uh
  7. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"/ "Российская газета" от 31 декабря 2010 г (с поправками и изменениями от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ)

Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12181695/#ixzz2wwartNoD

  1. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности"/

"Российская газета" от 29 декабря 2010 г. N 295. Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12181538/#ixzz2wwgi9gOU

  1. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (с изменениями и дополнениями от 21 декабря 2013 г. последние изменения вступят в силу 14 июля 2014 года), Система ГАРАНТ:http://base.garant.ru/12148567/#ixzz2wwlhRqIg,
  2. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" ( в редакции 2.07. 2013 г.) / "Российской газете" от 8 февраля 1992 г. N 32, Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/10164247/#ixzz2wwoFLBER

 

  1. Королев А.Н. ,Плешакова О.В. "КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ "ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ" (постатейный)/(А.Н. Королев, О.В. Плешакова, ЗАО Юстицинформ, 2007. (в редакции 2013 г), ttp://www.recoveryfiles.ru/laws.php?ds=2999

 

  1. Большой юридический словарь. — М.: Проспект. А. В. Малько. 2011.

Информация о работе Жизненно важные интересы личности, общества и государства в информационной сфере