Интернет как субкультура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 22:31, реферат

Краткое описание

Сегодня интернет перестал быть экзотикой. И как понятие, и как реализация. Теперь это слово превратилось в легко узнаваемый социальный символ, характеризующий "современность" и подчеркивающий отличие событий сегодняшнего дня от других событий, логически включаемых в понятие "современность".
Субкультура компьютерного андеграунда. Определение субкультуры включает в себя понятия культуры вообще, понятие взаимодействия культур на стыке времен, поколений или обществ и некоторую прослойку, позволяющую сделать плавный (почти не заметный для исследователя) переход от одного системного образования к другому.

Вложенные файлы: 1 файл

Интернет как субкультура.docx

— 36.84 Кб (Скачать файл)

 

Сегодня интернет перестал быть экзотикой. И как понятие, и как реализация. Теперь это слово превратилось в легко узнаваемый социальный символ, характеризующий "современность" и подчеркивающий отличие событий сегодняшнего дня от других событий, логически включаемых в понятие "современность".

Субкультура компьютерного андеграунда. Определение субкультуры включает в себя понятия культуры вообще, понятие взаимодействия культур на стыке времен, поколений или обществ и некоторую прослойку, позволяющую сделать плавный (почти не заметный для исследователя) переход от одного системного образования к другому.

Культура компьютерного сообщества достаточно молода (по сравнению, скажем с культурой общения), поэтому, было бы неправильно рассматривать ее отдельно от культуры человеческих взаимоотношений. Потому, что общество людей, так или  иначе связанных с практической (прикладной) математикой, в том числе  и с компьютерными технологиями, и общество людей в целом, сильно взаимосвязаны, как со стороны внутриобщественного  взаимодействия, так и со стороны  влияния одной субкультуры на другую.

Переходя к рассмотрению конкретного  сообщества людей связанных с  практической математикой, можно сказать, что и данная группа (объединение  людей, связанных одной идеей) так  же неоднородна. Внутри группы (системы) существует достаточное количество подгрупп объединенных (скованных цепями) более или менее обобщенными  идеями.

Наряду с вышеописанной, предложить другую структуризацию компьютерного  сообщества. Для этого необходимо употребить сленг, использующийся в  компьютерном сообществе. Можно сказать  что, современное компьютерное сообщество, может иметь иерархическую структуру, как, в общем, и другая субкультурная  система. Итак, на самом низшем уровне стоят, так называемые юзеры (англ. User - пользователь). Это наиболее широкий  слой компьютерного сообщества. Далее  вверх по пирамиде, стоит группа, называемая "пойнты". За ними следуют так называемые "сисопы" или системные операторы (администраторы). Деятельностью "сисопов" руководят, так называемые "сетевые коммуникаторы".

Упомянутый выше сленг так же является частью описываемой субкультуры, как и любой язык является неотъемлемой частью общественной группы. Хотя никто  не говорит о полном замещении  естественного языка сленгом. Сленг  лишь дополняет его.

Субкультурный мир компьютерного  андеграунда, так же как и другие субкультурные образования, обладает собственным способом и языком общения, из-за того, что субъекты не имеют  постоянного личного контакта друг с другом. Как и в обычном  мире, написание писем друзьям, знакомым входит в ритуал обмена информацией, так и в описываемом сообществе существуют аналогичные средства. Но, как следствие отсутствия постоянного  непосредственного контакта, написание  писем (в данном контексте - электронных) стало одним из постоянных способов общения. Более того, появились возможности  и средства общения не только между  двумя конкретными субъектами, но и в и между группами.

Далее (и наконец) необходимо заметить, что существует две компьютерных пересекающихся субкультуры, которые, в данный отрезок времени нельзя рассматривать как единое целое. Здесь говорится о так называемом сообществе Internet и сообществе FTN-сетей.

Интернет является универсальным  средством коммуникации, сочетающим возможность пересылки текста (графики, звука, видео) в форме электронной  почты, фактически соответствующей  возможностям обычных почтовых пересылок, форумов, досок объявлений, в том  числе, снабженных поисковыми системами, и общения в режиме реального  времени (например, чаты, ICQ). Особенностью общения в режиме реального времени  является возможность одновременно поддерживать связь сразу с несколькими  собеседниками, общедоступность этого контакта, возможность выбора аудитории и тем для дискуссии.

Важным элементом общения-online является анонимность и возможность выступать  в роли, невозможной при обычном  общении в реальной среде. Опыт показывает, что большинство чатов и форумов  имеют довольно постоянную аудиторию, являясь своего рода online-клубами  по интересам. При этом совершенно теряется фактор расстояния, общение не требует  личного знакомства, и, как правило, не предполагает его возникновения  вне сети, что снимает целый  ряд психологических барьеров, позволяет  высказываться в соответствии со своими взглядами, дает неограниченную возможность самовыражения в  диалоге. 
Online-коммуникация обладает известным деперсонифицирующим потенциалом, дает возможность присутствовать при диалоге других, не вмешиваясь в него и оставаясь незамеченным, оставляя возможность вмешательства за пользователем. Коммуникация в режиме реального времени дает возможность индивидууму менять роли, входя в аудиторию под разными именами и создавая различные виртуальные образы, что позволяет отрабатывать коммуникационные навыки и коммуникационные стратегии. Обратной стороной этого процесса является именно фактор деперсонификации, вернее — подмены собственных аутоидентифицирующих факторов сконструированными виртуальными. Этот процесс мы обозначили ниже как метаперсонификация.

Интернет, как никакое другое информационное пространство, предоставляет возможность  пользователю оставаться (в известной степени) анонимным.

Однако, как и в любой системе, проблема идентификации пользователя должна быть решена. Поэтому пользователю предоставлено полное право выбирать себе имя (имена) по собственному усмотрению и создавать, в ходе работы, свой неповторимый виртуальный образ, соответствующий  имени. Этот образ будет восприниматься другими пользователями как исходная данность, в то время как они прекрасно осведомлены о возможном несоответствии сконструированного виртуального образа реальному лицу, создавшему его. Так, например, никто не может воспрепятствовать представиться незримому собеседнику, находящемуся (возможно) на другом конце планеты, другим именем, возрастом, полом, представить иные профессиональные и социальные детали, совокупность которых сформирует совершенно далекий от действительности виртуальный образ. Образ, как это свойственно образам литературных героев, начинает жить и развиваться, преломляясь через сознание воспринимающих его лиц.

Существенное отличие данного  образа от литературного или театрального, создаваемого актером на сцене —  его принципиально неограниченная протяженность во времени, динамичность, незавершенность. 
Достоинством и манящей привлекательностью данного процесса является ничем не ограниченная возможность творческого самовыражения, самоконструирования, не требующая притом существенных затрат каких-либо ресурсов. Легкость полного перевоплощения чарующе мила.

Возможность отождествлять себя (временно или постоянно, в контакте со всей Интернет-аудиторией либо с ее определенной частью) с определенным образом дает возможность безграничного самовыражения и реализации своих самых сокровенных фантазий.

С другой стороны, возможно параллельное существование нескольких виртуальных  образов, порой абсолютно несхожих, соответствующих одному реальному  пользователю, и по разному раскрывающих грани его "Я". Фактически их число  ограничено только осями аутоидентификации  субъекта, по каждой из которых он вправе выбирать любую из точек континуума идентифицирующих параметров.

Как и любая сфера деятельности, включающая профессиональные и частные  интересы, Интернет является своеобразной средой функционирования индивидуума, обладающей своими законами формирования внутренних отношений и собственным, уникальным набором факторов, воздействующих на личность.

На современном этапе развития представляется возможным говорить о формировании Интернет-субкультуры, обладающей практически полным набором  необходимых признаков: собственным  сленгом, внутренней иерархией, набором  устоявшихся идей, составляющих мировоззренческую  позицию членов субкультуры, определенными  этическими нормами, достаточным количеством  формальных и неформальных лидеров, формирующих вокруг себя устойчивые сообщества пользователей, осуществляющих в них идейное предводительство.

Как всякая субкультура, Интернет объединяет большие группы населения, формирует  круг интересов и общения, стимулирует  развитие межличностных отношений  и имеет свои положительные и  отрицательные факторы влияния  на индивидуальную сферу психической деятельности своих членов.

Среди отрицательных факторов влияния  Интернет-культуры на личность, необходимо назвать в первую очередь: деперсонифицирующее  и метаперсонифицирующее воздействие, перенос полюса коммуникативной  активности из реальных условий социума  в сеть, аутизацию. По-видимому, именно данные факторы являются ведущими в  формировании предпосылок к интернет-аддикции.

Создание виртуальных образов, зачастую очень далеких от реального  образа, является компенсаторным механизмом, обусловливающим выраженную Интернет- зависимость. Наиболее сильным провоцирующим  фактором в данном случае является набор свойств Интернет, как средства коммуникации. Анонимность и фактическая  невозможность проверки предоставленной  о себе информации, возможность соединения в виртуальном образе реальных, желаемых и целиком вымышленных характерологических  и иных особенностей, стимулируют  развитие 
Интернет-аддикции в подростковой возрастной группе.

В реальном общении со сверстниками возможности отождествления с идеальным "Я" ограничены непосредственным контактом, допускающим возникновение ситуаций, резко проявляющих несоответствие между реальными и декларируемыми качествами. Это обстоятельство практически полностью исключено при коммуникации в пределах сети. В большинстве случаев общение в рамках сети не предполагает в последующем переноса отношений в физический мир, что оставляет за пользователями полную свободу действий.

Сетевое общение позволяет подростку  жить в образах своей мечты  и осуществлять в рамках этих образов  столь желаемую (сколь и невозможную  в реальных условиях) коммуникативную активность.

Реализация патологической идентификации  является по существу механизмом, чрезвычайно  схожим с достижением идеального "Я", отличием которого служат патологические для индивидуума идентифицирующие черты, присущие создаваемому образу.

Самой распространенной формой является патологическая идентификация с  противоположным полом. Невысокая  частота встречаемости в популяции  таких расстройств, как транссексуализм, находится в резком контрасте  со значительным числом случаев патологической аутоидентификации по признаку пола в сети. Возможно, такое наблюдение не является точным по существу, поскольку  в оценке достоверности получаемой информации приходится опираться лишь на информацию, предоставленную самим опрашиваемым пользователем.

Интернет предоставляет пользователю широкие возможности для самореализации, важнейшей из которых является возможность  творчества в сети и презентации  своих творческих достижений в сети. Многие люди, занимающиеся творчеством, в том числе и профессиональные писатели, художники, музыканты создают  свои ресурсы, где знакомят со своим  творчеством многомиллионную аудиторию Интернет-пользователей.

Есть и особая группа лиц, чье  творческое самовыражение целиком  ограничено рамками сети: писатели, не издавшие ни одной книги, и (в том  числе — по принципиальным соображениям) пишущие только для сетевой аудитории, художники, создающие дизайн web-страниц, композиторы, пишущие соундтреки для  игр и т.д. Их творчество не имеет, как правило, психопатологических черт.

Особую группу творчества, представленного  в сети, составляет творчество, несущее  на себе оттенок психопатологии. Демократия, присутствующая в сети, дает этим авторам  свободу, которой они лишены в обычных условиях.

Отсутствие (либо значительное ослабление) материальных преград, моральной цензуры  и художественной критики, политических и конъюнктурных влияний, способных  воспрепятствовать реализации патологического  творчества в реальном мире, способствует его процветанию в сети.

Для патологического творчества, присутствующего  в сети, становится возможной беспрепятственная  реализация патологических идей, не возможная  в реальном мире. Создателей этих произведений встречает большая аудитория, в  которой многие идеи находят в  той или иной степени столь  необходимый авторам отклик. В  силу имеющихся психопатологических  предиспозитов это качество Интернет обусловливает быстрое и стойкое формирование Интернет-аддикции, демократизацию доступа к Интернет- ресурсам.

Ошибочно отождествление хакерства  с софт-пиратством или мошенничеством в сфере электронного бизнеса, поскольку  в подавляющем большинстве случаев  деятельность хакеров не носит коммерческого  характера и не используется для извлечения материальных выгод. Хакеры является весьма организованной популяцией в рамках Интернет- субкультуры, регулярно проводят встречи, конференции, семинары по обмену опытом. Необходимо заметить, что для осуществления полноценной хакерской деятельности необходима весьма высокая профессиональная подготовка программиста.

Хакерство выполняет ряд весьма положительных функций: своей деятельностью  хакеры стимулируют создание систем защиты информации, в частности —  от нелегального проникновения и  распространения вредоносных программ, хакеры обнаруживают и способствуют устранению дефектов программного обеспечения, осуществляя тестирование программных  продуктов, обеспечивают распространение  в сети программных продуктов, позволяя пользователям безвозмездно их копировать и существенно экономя их средства (в ущерб, разумеется, коммерческому  интересу фирм-производителей), обеспечивая  тем самым демократизацию доступа  к ресурсам, хакерство стимулирует  профессиональный рост программистов, хакерами обнаруживаются и делаются достоянием пользователей (включая  и создателей ПО) недокументированные  возможности программного обеспечения и т.д.

С другой стороны, хакерство наносит  ущерб интеллектуальной собственности, может вторгаться в коммерческие интересы производителей программного обеспечения (ущерб, наносимый хакерами, трудно оценить как очень значительный в масштабах фирм-производителей ПО), технологии хакеров могут быть использованы в преступных целях.

Информация о работе Интернет как субкультура