Информационная культура как важная характеристика развития общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:38, контрольная работа

Краткое описание

Человечество вступило в этап истории, одной из главных примет которого являются перемены. Эти перемены отличаются от тех, что происходили в прошлом. Им свойственны непрерывность, стремительность, тенденция к ускорению, глобальный характер. Они касаются всей планеты, всех областей жизни человека и общества. В эту эпоху рождается новая экономика, новая политика, новое общество. Новое общество – это общество умственного труда, здесь меняется сам характер труда: умственный труд вытесняет физический во всех сферах производства. Новое общество породило новый тип экономики – экономики, базирующейся на информации и знаниях.
По утверждению специалистов, временные рамки обновления информации сегодня стремительно сокращаются при одновременном грандиозном росте ее объемов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Информационная культура как важная характеристика развития общества ………………………..………………………………………………..5
1.1. Понятие «информационная культура»……..………………………..5
1.2. Информационная культура личности…………………..……………7
1.3. Информационная культура как часть общей культуры…………….8
2. Компьютерные сети и технологии.…………………………………....12
2.1. Базовые понятия и определения………………………………….....12
2.2. Классификация и общая характеристика ИТ …..……………….…17
3. Использование Cmap-технологий для эффективной работы менеджера (управленца)…………………………………………………..…..19
3.1. Характеристика Cmap-технологий……………………………………..19
Заключение…………………………………………………………...….…..25
Список литературы…………………………………………………….…...26

Вложенные файлы: 1 файл

контр раб.docx

— 136.48 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Компьютерные  сети и технологии

2.1. Базовые понятия и  определения

 

Компьютерная  сеть - это совокупность компьютеров, соединенных линиями связи, обеспечивающая пользователям сети потенциальную возможность совместного использования ресурсов всех компьютеров.

Эра персональных компьютеров  принесла возможность пользоваться собственными вычислительными ресурсами. Однако обмен данными между пользователями мог производиться либо с помощью  бумажных носителей информации, либо электронными носителями (дискета, кассеты  стримера, магнитооптические накопители, CD диски).  Одновременная обработка документа несколькими пользователями исключалась.

Рождение компьютерных сетей  было вызвано практической потребностью - иметь возможность для совместного  использования данных.

Персональный компьютер - прекрасный инструмент для создания документа, подготовки таблиц, графических  данных и других видов информации, но при этом нет возможности быстро поделиться своей информацией с другими.

Если бы пользователь подключил  свой компьютер к другим, он смог бы работать с их данными и их принтерами.

Компьютерная  сеть - это совокупность компьютеров и различных устройств, обеспечивающих информационный обмен между компьютерами в сети без использования каких-либо промежуточных носителей информации.

Локальная вычислительная сеть (ЛВС) -Local Area Networks (LAN) - это группа (коммуникационная система) относительно небольшого количества компьютеров, объединенных совместно используемой средой передачи данных, расположенных на ограниченной по размерам небольшой площади в пределах одного или нескольких близко находящихся зданий (обычно в радиусе не более 1-2 км) с целью совместного использования ресурсов всех компьютеров.

Единый определяющий замысел, построения компьютерной сети состоит в соединении компьютеров для совместного использования ресурсов компьютеров сети, организации сетевого взаимодействия этих компьютеров. Компьютеры, входящие в сеть, могут совместно использовать: данные; принтеры; факсимильные аппараты; модемы; другие устройства.

Данный список постоянно  пополняется, так как возникают  новые способы совместного использования  ресурсов.

Самые первые типы локальных  сетей не могли соответствовать  потребностям крупных предприятий, офисы которых обычно расположены  в различных местах. Но как только преимущества компьютерных сетей стали  неоспоримы и сетевые программные продукты начали заполнять рынок, перед корпорациями - для сохранения конкурентоспособности - встала задача расширения сетей. Так на основе локальных сетей возникли более крупные системы.

Сегодня, когда географические рамки сетей раздвигаются, чтобы  соединить пользователей из разных городов и государств, ЛВС превращаются в глобальную вычислительную сеть [ГВС (WAN)], а количество компьютеров в сети уже может варьироваться от десятка до нескольких тысяч.

Глобальная вычислительная сеть (ГВС или WAN - World Area NetWork) - сеть, соединяющая компьютеры, удалённые географически на большие расстояния друг от друга. Отличается от локальной сети более протяженными коммуникациями (спутниковыми, кабельными и др.).

Глобальная сеть объединяет локальные сети.

Городская сеть (MAN - Metropolitan Area NetWork) - сеть, которая обслуживает информационные потребности большого города.

В настоящее время большинство  организаций хранит и совместно  использует в сетевой среде огромные объемы жизненно важных данных. Вот  почему сети сейчас так же необходимы, как еще совсем недавно были необходимы пишущие машинки и картотеки.

Типы компьютерных сетей

Несмотря на стремительную  эволюцию вычислительной техники, новых  типов компьютерных сетей не появилось, и сегодня, как и много лет  назад, существует только два их вида:

    • одноранговые сети;
    • сети на основе сервера (многоранговые).

Одноранговые сети более просты с точки зрения их организации, но имеют существенные ограничения в сравнении с сетями на основе сервера.

Рассмотрим, чем отличаются сети разных типов, какие преимущества и недостатки для них характерны.

Одноранговая сеть, скорее всего, придется по душе пользователям, которые хотят сначала попробовать сеть “в деле” или могут позволить только малые затраты на построение и обслуживание сети. Сеть на основе сервера применяется там, где важен полный контроль над всеми рабочими местами. Это может быть и небольшая домашняя сеть, и объемная корпоративная система сетей, объединенных в одну общую.

Одноранговая сеть

Одноранговую сеть построить очень просто. Самая главная характеристика такой сети – все входящие в ее состав компьютеры работают сами по себе, то есть ими никто не управляет.

Фактически одноранговая сеть выглядит как некоторое количество компьютеров, объединенных с помощью одного из типов связи. Именно отсутствие управляющего компьютера – сервера – делает ее построение дешевым и достаточно эффективным. Однако сами компьютеры, входящие в одноранговую сеть, должны быть достаточно мощными, чтобы справляться со всеми основными и дополнительными задачами (административными, защитой от вирусов и т. д.).

Любой компьютер в такой  сети можно назвать как рабочим, так и сервером, поскольку нет  какого-либо конкретного выделенного  компьютера, который осуществлял  бы административный или другой контроль. За компьютером такой сети следит сам пользователь (или пользователи), который работает на нем. В этом кроется  главный недостаток одноранговой сети – ее пользователь должен не просто уметь работать на компьютере, но и иметь представление об администрировании. Кроме того, ему приходится самому справляться с внештатными ситуациями, возникающими при работе компьютера, и защищать его от разнообразных неприятностей, начиная с вирусов и заканчивая возможными программными и аппаратными неполадками.

Сеть на основе сервера

Сеть на основе сервера – наиболее часто встречающийся тип сети, который используется как в полноценных домашних сетях и в офисах, так и на крупных предприятиях.

Как ясно из названия, данная сеть использует один или несколько  серверов, осуществляющих контроль за всеми рабочими местами. Как правило, сервер характеризуется большой мощностью и быстродействием, необходимыми для выполнения поставленных задач, будь то работа с базой данных или обслуживание других запросов пользователей. Сервер оптимизирован для быстрой обработки запросов от пользователей, обладает специальными механизмами программной защиты и контроля. Достаточная мощность серверов позволяет снизить требование к мощности клиентской машины. За работой сети на основе сервера обычно следит специальный человек – системный администратор. Он отвечает за регулярное обновление антивирусных баз, устраняет возникшие неполадки, добавляет и контролирует общие ресурсы и т.п.

Количество рабочих мест в такой сети может быть разным – от нескольких до сотен или  тысяч компьютеров. С целью поддержки  производительности сети на необходимом  уровне при возрастании количества подключенных пользователей устанавливаются  дополнительные серверы. Это позволяет  оптимально распределить вычислительную мощь.

Не все серверы выполняют  одинаковую работу. Существуют специализированные серверы, которые позволяют автоматизировать или просто облегчить выполнение тех или иных задач.

Файл-сервер. Предназначен, в основном, для хранения разнообразных данных, начиная с офисных документов и заканчивая музыкой и видео.

Принт-сервер. Главная задача данного сервера – обслуживание сетевых принтеров и обеспечение  доступа к ним. Очень часто, с  целью экономии средств, файл-сервер и принт-сервер совмещают в один сервер.

Сервер базы данных. Основная задача такого сервера – обеспечить максимальную скорость поиска и записи нужных данных в базу данных или  получения данных из нее с последующей  передачей их пользователю сети. Это  самые мощные из всех серверов. Они  обладают максимальной производительностью, так как от этого зависит комфортность работы всех пользователей.

Сервер приложений. Это  промежуточный сервер между пользователем  и сервером базы данных. Как правило, на нем выполняются те из запросов, которые требуют максимальной производительности и должны быть переданы пользователю, не затрагивая ни сервер базы данных, ни пользовательский компьютер.

 Кроме перечисленных выше, существуют другие серверы, например почтовые, коммуникационные, серверы-шлюзы и т. д. [4С10]

 

 

 

 

2.2. Классификация  и общая характеристика ИТ

 

Технология — это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в материальных, технических, энергетических, трудовых факторах производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям.

Согласно определению  ЮНЕСКО, информационная технология — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

Компьютерные  ИТ – способы использования вычислительной техники, программного обеспечения, систем связи и данных подлежащие приему,  передаче, обработке и хранению и отражающие реальную действительность или интеллектуальную деятельность во всех сферах жизни общества.

Информационные технологии требуют сложной подготовки, больших  первоначальных затрат и наукоемкой техники. Выделяются три класса информационных технологий:

1.        Технические,

2.        Кибернетические

3.        Интеллектуальные

Технические системы имеют  стабильную организацию и явно выраженные функции, они способны функционировать  при изменении внешних условий, они могут быть простые, сложные  и иерархические (например, схема  компьютера).

Кибернетические системы  обладают большей сложностью, формируются  постепенно, эволюционным путем, постоянно  адаптируются к изменениям внешней  среды (бухгалтерские программы).

Интеллектуальные системы - это сложные системы, отражающие окружающую реальность  и которые  нельзя математически описать. Они  функционируют  в соответствии с  поставленной задачей и предназначены  для принятия решений.[5 С3] 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Использование  Cmap-технологий для эффективной работы менеджера (управленца)

3.1. Характеристика Cmap-технологий

 

Согласно одному из определений, знания — это данные, способные к воспроизводству, то есть структурированные и ассоциативно связанные между собой. Известно, что хорошее методическое представление, удачная графическая интерпретация позволяют легко усвоить сложный материал. Эффективная визуализация стимулирует работу памяти, позволяет увидеть суть проблемы, выявить в наборе данных новые знания. Одним из средств визуализации знаний является построение концепт-карт.

Concept mapping — это технология визуализации взаимоотношений между различными концептами (concepts), понятиями, идеями, представлениями. Каждое понятие представлено боксом, а каждая линия связи снабжается фразой привязки: «известен как…», «является», «приводит к…», «требуется для…», «вносит вклад в…». Подобная привязка вскрывает логическую структуру рассматриваемого комплексного объекта.

Близким к понятию concept mapping (концепт-карты) является термин mind mapping (карты памяти). Иногда эти термины используют как синонимы. Однако обычно под картами памяти понимают иерархические структуры, а под концепт-картами — произвольные, но это деление условно, тем более что ПО, которое относят к классу concept mapping или mind mapping, как правило, позволяет решать обе задачи.

Если в английском языке  применяют два термина — concept mapping и mind mapping, то в русском можно встретить множество вариантов перевода: «карты памяти», «карты разума», «карты мысли», «интеллект-карты», «концепт-карты», «карты концепций».

Считается, что техника  concept mapping была разработана Джозефом Новаком (Joseph D. Novak) в Корнелльском университете в 1970-е годы как средство интенсификации учебного процесса при преподавании научных дисциплин.

Концепт-карты, или карты памяти, активно используются в образовании и бизнесе. Перечислим лишь некоторые сферы их применения:

  • краткое изложение проблемы;
  • выявление знаний;
  • выявление концепций, взаимодействий иерархий из анализа источников;
  • генерирование новых знаний;
  • трансформация скрытых знаний в явные структурированные;
  • сохранение данных в ассоциативных связях;
  • моделирование совместных групповых знаний;
  • обмен мнениями по прогнозам, тенденциям в рабочих группах;
  • способ запоминания при изучении тех или иных явлений;
  • глубокое освоение материала;
  • коллективное развитие идей;
  • мозговой штурм (брейнсторминг);
  • анализ структуры комплексных идей;
  • выстраивание цепочек аргументации, выявление нарушения аргументационной логики (ошибки, разрывы, пропуски и т.п.);
  • изучение механизмов познания;
  • обучение ораторскому искусству.

Информация о работе Информационная культура как важная характеристика развития общества