Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:51, реферат
Период перехода к информационному обществу сопровождается информатизацией образования, которое основано на новых технологиях: в процесс хранения и обработки информации внедряются автоматизированные системы, основной частью которых являются новые информационные технологии.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДОКУМЕНТООБОРОТА В ОБРАЗОВАНИИ
1.1 Информационные системы управления в образовании
1.2 Описание документооборота института и кафедры
1.3 Анализ технологии документооборота на основе диаграмм SADT (IDEF0)
1.4 Обоснование проектных решений по видам обеспечения
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДОКУМЕНТООБОРОТА НА КАФЕДРЕ
2.1 Информационно-логическая модель предметной области на основе ER
2.2 Разработка базы данных на основе даталогического моделирования в среде MS Access
2.3 Функционально-структурная схема автоматизированной системы документооборота кафедры
2.4 Реализация программных модулей системы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Огромное количество различных служебных документов возникающих в процессе деятельности кафедры требует правильного распределения. Исполненные документы подшиваются в дела, при необходимости их нахождения, существует классификатор, которым является номенклатура дел.
В номенклатуре дел кафедры указано 17 наименований и 35 дополнительных папок. Нумерация в номенклатуре дел состоит из индекса структурного подразделения, например кафедра информатики – 25 и номера дела, например 25-01 – «Копии приказов и распоряжений ректора и проректоров общие». Пример номенклатуры дел кафедры показан в приложении A.
1.3 Анализ технологии
При проектировании информационных систем во всем мире принято преимущественно использовать технологии структурного анализа и проектирования SADT. Применение этой технологии предусматривает построение семейных диаграмм IDEF0, IDEF1, IDEF1X, IDEF2 и т.д. Анализ информационной системы документооборота проводится с помощью диаграммы IDEF0.
При создании новых систем IDEF0 можно использовать сначала для задания требований к системе и ее функциям, а затем для разработки собственно системы, которая соответствует заданным требованиям и исполняет заданные функции. При работе с существующими системами с помощью IDEF0 можно анализировать выполняемые системой функции и документировать механизмы (средства), которыми это достигается [47, с. 163].
Результатом применения IDEF0 является модель. Модель состоит из диаграмм, текста и словаря терминов, имеющих перекрестные ссылки друг на друга [48, с. 84]. Диаграммы – основной компонент модели. Все функции и взаимодействия отображаются на диаграммах в виде прямоугольников (функции) и стрелок (взаимодействия).
Целью разрабатываемой модели является «Определить действия для качественного документооборота кафедры».
Диаграмма самого верхнего уровня называется А-0 модель «Документооборот кафедры» представлена на рисунке 2.
На данной диаграмме один блок «Документооборот кафедры» и 9 дуг, входящих в блок и исходящих из него. Расположение дуг относительно блока не случайно. Каждая сторона блока имеет вполне определенное назначение: левая сторона блока предназначена для входов (материал или информация, которые используются или преобразуются для получения результата), верхняя – для управления (правила, стратегии, стандарты); правая – для выходов (материал или информация, получаемые в результате выполнения процесса), нижняя – для механизмов (ресурсы, которые выполняют процесс). Такое обозначение отражает определенные принципы активности: входы преобразуются в выходы, управления ограничивают или предписывают условия выполнения, исполнители описывают, за счет чего выполняются преобразования [14, с. 378]. Так, в данном случае «Документы структурных подразделений института» посредством действий «Методиста кафедры» и « Технических средств» должны преобразоваться в «Планы, отчеты и протоколы заседаний», «Семестровые и 5-летние планы», «Документы по группам, сотрудникам». Управляющую роль здесь выполняет «Устав НМИ», «ГОС ВПО», «Требования к оформлению документов в НМИ».
Обобщающая диаграмма верхнего уровня является в своем роде уникальной, поскольку содержит один единственный блок. Все остальные диаграммы IDEF0 – модели обычно содержат от 3 до 6 блоков, при этом каждая такая диаграмма должна детализировать некоторый блок уже имеющейся в модели диаграммы [44, с. 112]. Диаграмма А0, детализирует блок «Документооборот кафедры» обобщающей диаграммы А-0 (рисунок 3).
На диаграмме А0 уже присутствуют 3 блока: «Получение документов», «Регистрация документов», «Текущая работа с документами» (рисунок 3). Блоки на IDEF0-диаграмме размещаются в порядке важности и пронумерованы в соответствии с порядком их доминирования. На диаграмме А0 – это номера А1, А2, А3.
Диаграмма А0 является диаграммой-потомком по отношению к диаграмме А-0, а диаграмма А-0, в свою очередь, является родительской диаграммой для А0. Для стыковки диаграммы-потомка с родительской диаграммой используются те же дуги входов, дуги выходов и дуги механизмов. Никаких других входов, выходов, дуг управления или механизмов на диаграмме А0, кроме тех, что присутствовали на А-0, появиться не может [34, с. 124].
Из диаграммы А0 видно как реализованы связи между блоками. По отношению к диаграмме А0 могут в дальнейшем появиться 3 диаграммы-потомка А1, А2, А3 каждая из которых будет детализировать блок с таким названием.
Исходя из цели модели, заданной на начальном этапе проектирования, проведем, детализацию блока «Текущая работа с документами» получим следующую диаграмму.
На рисунке 4, диаграмма А3 «Текущая работа с документами», детализирующая блок А3 диаграммы А0. На данной диаграмме 3 блока: «Добавление документа» – блок А3-1, «Просмотр и редактирование» – блок А3-2, «Печать документа» – блок А3-3. Таким образом, имеется одна дуга входа: – «Открытие БД»; три дуги управления: «Требования к БД», «ГОС ВПО, «Устав НМИ»»; одна дуга выхода: «Документы для кафедры» и две дуги механизмов: «Методист кафедры» и «Технические средства».
Анализ,
проведенный с помощью
1.4 Обоснование проектных решений по видам обеспечения
Автоматизированные системы в образовании в качестве составных элементов включают: техническое, информационное, программное, технологическое, организационное обеспечения.
Техническим обеспечением информационных систем называется комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.
Комплекс
технических средств
Процесс автоматизации поставленной задачи требует выбора, необходимого технического обеспечения. Необходим компьютер для работы в основном с офисными приложениями (электронными таблицами, текстовым редактором, базами данных), то выбираем системный блок с процессором, производительность которого является достаточной, для решения поставленных задач.
При решении поставленной задачи необходимо постоянно выводить на печать, копировать и сканировать большое количество документов. Выбирая принтер, ксерокс и сканер надо учитывать, чтобы были высокая скорость печати, надежность и удобство эксплуатации при относительно низкой цене [42, с. 198].
Клавиатура, мышь и монитор необходимы для полноценной работы с системой и ее визуальными компонентами. Их технические характеристики не критичны.
Постановке задаче удовлетворяет компьютер со следующими характеристиками:
Таблица 1
Состав и основные характеристики ПЭВМ
Описание характеристики |
Характеристики |
Конфигурация системного блока | |
Материнская плата | |
Процессор |
Pentium IV |
Оперативная память |
1024 МБ |
Емкость НЖМД |
120 ГБ |
Монитор | |
Размер |
17’ |
Мультимедиа |
Нет |
Принтер | |
Тип |
Лазерный |
Формат |
А4 |
Для связи с файловым сервером БД необходимо наличие сетевой платы. Наиболее распространенным типом сетевых плат является Ethernet. Количество локальных пользователей – как правило, не превышает двух десятков. Количество обращений к серверу происходит по мере необходимости пользователя. Объем передаваемой информации одному пользователю зависит от параметров запроса пользователя и может достигаться нескольких Мб. Сервисной программой на сервере передается по сети бинарный файл, полученный с контроллера, он достигает несколько Кб. С технологией файл-сервер реализуемой в создаваемой системе будет загрузка сети, при которой желательно использовать сетевые платы в 100 Мбит/с [51, с. 64].
В информационных системах одним из основных форм обеспечения является информационное обеспечение. Информационное обеспечение – это совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в учреждении, а также методологии построения баз данных [40, с. 364].
Основным способом реализации информационного обеспечения является подсистема управления базами данных. База данных (БД), в соответствии с определением – именованная совокупность данных, отражающая состояние объектов и их отношений в рассматриваемой предметной области. Система управления базами данных (СУБД) – совокупность языковых и программных средств, предназначенных для создания, ведения и совместного использования БД многими пользователями [5, с. 597].
Информационное обеспечение ИС является средством для решения следующих задач:
Информационное обеспечение ИС включает два комплекса: внемашинное информационное обеспечение (классификаторы технико-экономической информации, документы, методические инструктивные материалы) и внутримашинное информационное обеспечение (макеты/экранные формы для ввода первичных данных в ЭВМ или вывода результатной информации) [18, с. 496].
К информационному обеспечению предъявляются следующие общие требования:
Данные, сформированные в информационные массивы, образуют информационную базу данных, которая используется для решения поставленной задачи. Для эффективного доступа к базе, необходимо определить модель логической структуры базы данных.
Существует три модели логической структуры базы данных (по способу установления связей между данными): иерархическая, сетевая и реляционная. В проектируемом варианте выбирается реляционная модель, так как она является простейшей и наиболее привычной формой представления данных в виде таблицы. Строка таблицы эквивалентна записи файла базы данных, а колонка – полю записи. Доступ к элементу данных осуществляется посредством связи требуемой строки (записи) с требуемой колонкой (полем). Достоинство реляционной модели данных заключается в простоте, понятности и удобстве физической реализации на ЭВМ. Именно простота и понятность для пользователя явились основной причиной их широкого использования.