Информационные системы в логистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 17:36, реферат

Краткое описание

Изучение информационной логистики является очень актуальным в настоящее время, т.к. в связи с бурным развитием информационных технологий стало возможным использование новых способов обработки и передачи информации в логистических системах. Информационные системы занимают в этих технологиях центральное положение. Предприятие является открытой системой, которая материальным и информационным потоками связана с поставщиками, потребителями, экспедиторами и транспортными организациями.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 40.89 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Изучение информационной логистики является очень актуальным в настоящее время, т.к. в связи  с бурным развитием информационных технологий стало возможным использование  новых способов обработки и передачи информации в логистических системах. Информационные системы занимают в этих технологиях центральное положение. Предприятие является открытой системой, которая материальным и информационным потоками связана с поставщиками, потребителями, экспедиторами и транспортными организациями. При этом возникают трудности преодоления мест стыка между информационными системами предприятия и других организаций. Обеспечение плавного преодоления мест стыка является одной из важных задач логистики.

Информационная техника  может значительно способствовать выполнению требований рынка. Определенного  роста эффективности можно достичь  и с помощью локальных и  вычислительных систем, а также в  результате применения интегрированных  информационных и управленческих систем, которые "перешагивают" границы  между подразделениями предприятий.

Информационное обеспечение  логистического управления является одной из наиболее важных и актуальных проблем. Информация становится логистическим производственным фактором. Благодаря ей может сократиться складирование (лучшее управление запасами, согласованность действий поставщика и потребителя). Благодаря информации удается так же ускорить транспортировку (согласованность всех звеньев транспортной цепочки).

 

 

1 Понятие и  виды логистической информационной системы

Информационная логистика - область логистики организации, изучающая и решающая проблемы организации  и интеграции информационных потоков  для принятия управленческих решений  в логистических системах.

Принятие решений требует  не только наличия обычной техники  генерирования, сбора и обработки  данных, но и создания информационной инфраструктуры, т. е. создания системы  сбора и обработки данных в  заранее определенных точках производственного  процесса, обеспечивающей работу сети по обмену информацией между точками  и для передачи информации всем, кто в ней нуждается.

Логистическая информационная система - это гибкая, интерактивная структура, состоящая из персонала, производственных объектов, средств вычислительной техники, различных справочников, программ, различных интерфейсов и процедур (технологий), объединенных связанной информацией, используемой в управлении организацией для планирования, контроля, анализа и регулирования функционирования логистической системы.

На начальной стадии изучения информационная логистика рассматривалась  как информационное обеспечение  физического процесса материального  потока. По мере распространения логистических систем во все большей мере стала ощущаться необходимость развития и внедрения в практику информационной логистической системы. Эта система позволила бы органически объединить все логистические подсистемы (логистику снабжения, производственную логистику, логистику распределения и т.д.), т.е. создать связующие "нити", на которые нанизывались бы все элементы логистической системы. При этом информационная сеть (структура) предполагает создание баз данных, коммуникаций внутри организации, наличие технических и программных средств по принятию управленческих решений.

Информационная логистика  является неотъемлемой частью всей логистической системы обеспечивающую функциональную область логистического менеджмента. Объектом изучения информационной логистики являются информационные потоки, отражающие движение материальных, финансовых и других потоков, влияющих на производственный процесс. Основная цель — обеспечение логистических систем информацией в нужные сроки, в нужном объеме и в нужном месте.

Информационная логистика  используется для обеспечения информацией  всей организации в целом, исходя из логистических принципов.

Информационная логистика  выполняет следующие функции:

    • сбор возникающей информации;
    • анализ информации;
    • перемещение информации;
    • аккумулирование и хранение информации;
    • объединение и разъединение информационных потоков и др.

Любая логистическая система состоит из совокупности элементов-звеньев, между которыми установлены определенные функциональные связи и отношения. Непосредственно рабочим звеном информационной системы может быть автоматизированное рабочее место управленческого персонала, информационное подразделение системы управления организацией или обособленная группа управленческих работников, объединенных общностью выполняемых информационных функций (процедур, операций).

Информационная логистика  обеспечивает две стороны общего логистического процесса: оптимизацию и интеграцию каждого основного и его обслуживающих потоков по горизонтали, синхронизацию и интеграцию процессов управления по вертикали.

Горизонтальная интеграция материального потока и информационного  обслуживания в логистической подсистеме дает возможность связать воедино информацию и обеспечить ею материальный поток в логистической цепи поступления товара и сырья, предварительной их обработки, монтажа, проверки и сбыта. Горизонтальная интеграция, кроме всего прочего, позволяет органично связать материальные и товарные потоки с общей системой планирования и управления на уровне организации. Наличие подобной связи в идеальном случае дает возможность добиться того, чтобы ни одно соответствующее решение о производственном процессе не могло быть принято и реализовано без соотнесения его с общей стратегией и целями организации.

Вертикальная интеграция логистической информационной системы заключается в связи и воздействии друг на друга различных уровней в иерархии управления организацией, начиная со структур стратегического планирования развития организации и кончая уровнем оперативного руководства отдельными производственными участками.

Вертикальная интеграция охватывает все уровни как прямыми (сверху вниз), так и обратными (снизу  вверх) связями, позволяя верхнему уровню иметь достаточную информацию о  состоянии отдельных элементов  производства и оперативно реагировать  на происходящие изменения.

В качестве примера применения информационной логистики можно  взять торговлю. Ведение новой  техники в стандартные информационные системы, решающие коммерческие задачи, увеличило полезность и доступность  информации. Такие технические средства, как кассовые терминалы, устройства считывания штриховых кодов и  оптические сканеры, не только помогают более целенаправленно использовать большое количество информации, но и позволяют контролировать повседневную деятельность компаний, предоставлять  больше услуг их заказчикам.

В основе процесса управления материальным потоком лежит обработка  информации, циркулирующей в логистических системах. Необходимым условием согласованной работы всех звеньев логистической цепи является наличие информационных систем, которые подобно центральной нервной системе, в состоянии быстро и экономично подвести нужный сигнал к нужной точке в нужный момент. Одним из важнейших условий успешного функционирования производства в целом является наличие такой системы информации, которая позволила бы связать воедино всю деятельность (снабжение, производство, транспорт, складское хозяйство, распределение и т.д.) и управлять ею исходя из принципов единого целого. На современном уровне развития общественного производства стало очевидно, что информация – это самостоятельный производственный фактор, потенциальные возможности которого открывают широкие перспективы для укрепления конкурентоспособности фирм. Потоки информации являются теми связующими нитями, на которые нанизываются все элементы логистической системы.

На микроуровне различают следующие три вида лoгиcтичecких инфopмaциoнных cиcтeм:

1 Плaнoвыe инфopмaциoнныe cиcтeмы. Эти cиcтeмы coздaютcя нa aдминиcтpaтивнoм ypoвнe yпpaвлeния и cлyжaт для пpинятия дoлгocpoчныx peшeний cтpaтeгичecкoгo xapaктepa. Сpeди peшaeмыx зaдaч мoгyт быть cлeдyющиe: coздaниe и oптимизaция звeньeв лoгиcтичecкoй цeпи; yпpaвлeниe ycлoвнo-пocтoянными, т.e. мaлoизмeняющимиcя дaнными; плaниpoвaниe пpoизвoдcтвa; oбщee yпpaвлeниe зaпacaми; yпpaвлeниe peзepвaми и дpyгиe зaдaчи.

2 Диcпoзитивныe инфopмaциoнныe cиcтeмы. Эти cиcтeмы coздaютcя нa ypoвнe yпpaвлeния cклaдoм или цexoм и cлyжaт для oбecпeчeния oтлaжeннoй paбoты лoгиcтичecкиx cиcтeм. Здecь мoгyт peшaтьcя cлeдyющиe зaдaчи: дeтaльнoe yпpaвлeниe зaпacaми (мecтaми cклaдиpoвaния); pacпopяжeниe внyтpиcклaдcким (или внyтpизaвoдcким) тpaнcпopтoм; oтбop гpyзoв пo зaкaзaм и иx кoмплeктoвaниe, yчeт oтпpaвляeмыx гpyзoв и дpyгиe зaдaчи.

3 Иcпoлнитeльныe инфopмaциoнныe cиcтeмы. Сoздaютcя нa ypoвнe aдминиcтpaтивнoгo или oпepaтивнoгo yпpaвлeния. Обpaбoткa инфopмaции в этиx cиcтeмax пpoизвoдитcя в тeмпe, oпpeдeляeмoм cкopocтью ee пocтyплeния в ЭВМ. Этo, тaк нaзывaeмый, peжим paбoты в peaльнoм мacштaбe вpeмeни, кoтopый пoзвoляeт пoлyчaть нeoбxoдимyю инфopмaцию o движeнии гpyзoв в тeкyщий мoмeнт вpeмeни и cвoeвpeмeннo выдaвaть cooтвeтcтвyющиe aдминиcтpaтивныe и yпpaвляющиe вoздeйcтвия нa oбъeкт yпpaвлeния. Этими cиcтeмaми мoгyт peшaтьcя paзнooбpaзныe зaдaчи, cвязaнныe c кoнтpoлeм мaтepиaльныx пoтoкoв, oпepaтивным yпpaвлeниeм oбcлyживaния пpoизвoдcтвa, yпpaвлeниeм пepeмeщeниями и т.п.

На современном этапе  развития информационной логистики  ставится следующая задача: на базе повсеместного внедрения информационных логистических систем создать интегрированные автоматизированные системы управления логистическим процессом и тем самым обеспечить гибкое реагирование производства на потребности рынка, минимизировать издержки и получить дополнительные преимущества в конкурентной борьбе за покупателя.

 

 

 

2 Организация и применение компьютеризованной информационной логистики

Эффективность компьютеризованной системы информационной логистики  оценивается рядом параметров:

  • сокращение времени выполнения процесса;
  • гибкость, высокая адаптивность компьютеризованной модели процесса;
  • сокращение времени передачи информации;
  • качество выходных результатов, имеющих ценность для потребителя.

Уровень этих показателей  зависит от степени организации  и структурированности бизнес-процессов  предприятия. В настоящее время  многие российские организации озабочены  не оптимизацией своих внутренних процессов, а скорее формированием и систематизацией  уже существующих. При переходе к  компьютеризованному представлению  бизнес-процесса в рамках workflow-системы  мы должны убедиться в том, что  процесс периодически повторяется (в ином случае описывать его нецелесообразно), что для этого процесса можно  построить организационно-фукциональную модель и к тому же, процесс структурирован в соответствии с уровнем адаптивности workflow-системы.

Организация производственных процессов и информационной логистики  на базе компьютеров является, как  правило, сложным проектом, требующим  поэтапного решения проблем. При  планировании обычно намечаются различные  варианты соответствующей процедуры. При этом переход от традиционной к электронной обработке информации связан со значительной переориентацией  персонала, которая может быть охарактеризована как реинжиниринг хозяйственного процесса.

Организационная фаза:

1 Планирование. С использованием средств информатики определяется организация рабочего процесса. Это происходит по следующим этапам:

1-й этап - анализ хозяйственной  ситуации и постановка целей.  На базе действующей организации  производственного процесса анализируются  сильные и слабые стороны предприятия,  что создает основу для формулирования  целей и последующей организации  процесса. Цели касаются прежде всего сроков, производительности, качества и издержек.

2-й этап - предварительное  планирование. Дается общее описание  хозяйственного процесса без  учета специфики внедрения. При  этом на первый план выдвигаются  следующие вопросы:

  • какие места обработки предметов труда необходимо создать;
  • какая информация необходима для различных мест обработки;
  • какие места обработки готовят затребованную информацию;
  • что "производят" отдельные места обработки (изделия, документы, данные и т.д.).

В результате приблизительно моделируется организация процесса с упором на взаимодействие между  местами обработки.

В рамках компьютеризованной информационной логистики для документации применяется полуформальный и формальный графический или текстовой язык. Для графического описания современный инструментарий располагает удобными программами-редакторами, которые обеспечивают ввод и обработку элементов модели.

3-й этап - окончательное  планирование. Вводные данные уточняются  и конкретизируются с учетом  условий внедрения до тех пор,  пока информационный поток и  процедура обработки не будут  отрегулированы во всех деталях.  Результаты окончательного планирования (в зависимости от инструментария) заключаются, как правило, в  следующем:

  • детальном определении организации процесса (уровень процесса) - последовательность работ, участники, последовательные и параллельные процедуры, условия делегирования и замещения функций;
  • увязке средств обработки ( функциональный уровень) с процессом (например, обработка текстов, составление таблиц, графиков, программы для баз данных и т.п.). В идеальном случае инструментарий включается в работу непосредственно системой;
  • точном определении потока данных (уровень данных) - подлежат установлению источники и адресаты документов, контрольные данные и т.п. Поток данных организуется так, чтобы они в идеале автоматически поступали на соответствующий инструментарий обработки, а по завершении задачи следовали по заданному маршруту. Обработчик не должен более заниматься поиском и отправлением данных;
  • установлении сфер соприкосновения с внешней средой (уровень системного окружения);
  • определении сфер соприкосновения человека с компьютером.

Информация о работе Информационные системы в логистике