Информационные технологии в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 05:07, реферат

Краткое описание

Исторически первым носителем человеческих информации, знаний была речь, представлявшая изначально кодированные звуки для координации действий в человеческом сообществе. Затем появилось наскальное письмо каменного века, далее пиктограммы (“иконы”) бронзового века, иероглифическое письмо (сохраненное до сих пор, например, в Китае) и письмо “обычное” - конкатенацией букв алфавита в слоги (“слоговое письмо”) и т.д. цели использования СНИТ

Содержание

Введение ………………………………………………………………….3
Основная цель Информационных Технологий ………………………...5
Современные Информационные Технологии…………………………..6
Совершенствование качества и доступности высшего образования…8
Обеспечение качеством доступного образования…………………….10
Классификация и характеристика программных средств информационной технологии обучения (ИТО)……………………….14
Проектирование электронных учебных курсов (ЭУК)……………….20
Применение информационных технологий в школьном образовании………………………………………………...24
8. Заключение………………………………………………………………32
9. Литература……………………………………………………………….33

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по информатике.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

       Не отрицая важности классификации ИТО, заметим, что для их эффективного применения педагогу в первую очередь необходимо ориентироваться в соответствующем программном обеспечении.

       Программное обеспечение, использующееся в ИТО, можно разбить на несколько категорий:

  • обучающие, контролирующие и тренировочные системы,
  • системы для поиска информации,
  • моделирующие программы,
  • микромиры,
  • инструментальные средства познавательного характера,
  • инструментальные средства универсального характера,
  • инструментальные средства для обеспечения коммуникаций.

    Контролирующие  системы. Применение информационных технологий для оценивания качества обучения дает целый ряд преимуществ перед проведением обычного контроля. Прежде всего, это возможность организации централизованного контроля, обеспечивающего охват всего континента обучаемых. Далее, компьютеризация позволяет сделать контроль более объективным, не зависящим от субъективности преподавателя. В настоящее время в практике автоматизированного тестирования применяются контролирующие системы, состоящие из подсистем следующего назначения:

    • создание тестов;
    • проведение тестирования;
    • мониторинг качества знаний обучаемых на протяжении всего времени изучения темы или учебной дисциплины на основе протоколирования хода и итогов тестирования в динамически обновляемой базе данных.
 
 
 

 

Рис. Функциональная схема контролирующей системы 

    С подсистемой создания тестов работает непосредственно преподаватель  или оператор, который вводит информацию. Во избежание возможных ошибок, используются шаблонные формы – для внесения текста вопроса и ли задания, вариантов ответа, правильного ответа и т.д. В итоге данная подсистема формирует базу данных, служащую основой для проведения тестирования.

    Разработка  современных контролирующих систем базируется на соблюдении основного требования: система должна быть абстрагирована от содержания, уровня сложности, тематики, типа и предметной направленности отдельных тестовых заданий и способна работать на изолированных компьютерах, в локальной сети и в сети Internet.

   Обучающие и тренировочные системы.

 

    Создание  собственно учебных компьютерных средств  шло на основе идеи программированного обучения. И в настоящее время  во многих учебных заведениях разрабатываются  и используются автоматизированные обучающие системы (АОС) по различным учебным дисциплинам. Наиболее распространены АОС по естественно – научным и техническим дисциплинам. Однако есть опыт создания и применения таких систем даже для изучения литературы.

       АОС включает в себя комплекс учебно – методичических материалов и компьютерные программы, которые управляют процессом обучения. Разработка специализированных программ обычно предполагает решение вполне определенных задач компьютеризации учебного процесса. Так, АОС используются для изучения новых для обучаемого концепций и процессов . Материал предлагается в структурированном виде и обычно включает демонстрации, вопросы для оценки степени понимания, обеспечивающие обратную связь. Современные АОС позволяют корректировать процесс обучения, адаптируясь к действиям обучаемого.

       АОС обычно базируется на инструментальной  среде – комплексе компьютерных  программ, предоставляющих пользователям,  не владеющим языками программирования, следующие возможности работы  с системой:

  • преподаватель вводит разностороннюю информацию в базу данных и формирует сценарии для проведения занятия;
  • студент в соответствии со сценарием работает с учебно -методическими материалам программы;
  • автоматизированный контроль усвоения знаний обеспечивает необходимую обратную связь, позволяя выбирать самому ученику или назначать автоматически последовательность и темп освоения учебного материала;
  • работа студента протоколируется, информация заносится в базу данных;
  • преподавателю и студенту представляется информация о результатах работы отдельных обучаемых или определенных групп, в том числе и в динамике.

    В сфере обучения, особенно с появлением операционной системы Windows, открылись новые возможности. Главными из них стали доступность диалогового общения в так называемых интерактивных программах и возможность широкого использования графики. Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшать ее понимание. Учебные программные продукты, использующие графику, способствуют развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление.

Проектирование  электронных учебных курсов (ЭУК)

 

    Современные информационные технологии должны помочь избежать прагматической ориентации образования  в ущерб развитию личности. Общество не может требовать невозможного от педагогов, но оно должно помочь в создании информационной образовательной среды, чтобы интегрировать в ней те качества, которые должны быть присущи «универсальному учителю».

    Говоря  о новых, перспективных формах организации  образовательного процесса, подразумевают реализацию той или иной учебной программы, ориентированной на самостоятельную работу обучаемых. В этом случае для получения эффективных результатов преподаватель должен подготовить целый комплекс разнообразных учебных материалов, составляющих так называемый «кейс». При формировании такого кейса становится все более популярным мультимедиа-подход, когда обучаемый обеспечивается образовательными ресурсами, основанными на различных технологиях: печатными, аудио-, видеоматериалами и, что особенно важно, электронными учебными курсами (ЭУК). Последние представляют собой учебные материалы, структурированные особым образом и записанные на магнитные носители или доступные через компьютерную сеть (локальную или Internet).

    ЭУК применяются в различных целях: для обеспечения самостоятельной работы обучаемых по владению новым материалом, реализации дифференцированного подхода к организации учебной деятельности, контроля качества обучения и т.д.

    ЭУК должен выполнять следующие функции:

    • эффективно управлять деятельностью обучаемого по изучению учебной дисциплины;
    • стимулировать учебно-познавательную деятельность;
    • обеспечивать рациональное сочетание различных видов учебно-познавательной деятельности с учетом дидактических особенностей каждой из них и в зависимости от результатов освоения учебного материала;
    • рационально сочетать различные технологии представления материала (текст, графику, аудио, видео, анимацию);
    • при размещении в сети обеспечивать организацию виртуальных семинаров, дискуссий, деловых игр и других занятий на основе коммуникационных технологий.

    Требования  к содержанию ЭУК:

    • достаточный объем материалов, соответствие Государственному образовательному стандарту, актуальность, новизна и оригинальность;
    • практическая содержательность, культурологическая составляющая, системность и целостность;
    • педагогическая состоятельность методик учебного материала, системы контроля, дифференцированного подхода для организации самостоятельной работы с ЭУК.

    Требования  к структуре ЭУК:

    В законченном виде ЭУК как система включает в себя функциональные блоки:

    Информационно-содержательный блок в свою очередь включает два  подблока.

    Информационный:

    • общие сведения об изучаемом курсе или о конкретной теме;
    • сроки изучения данного курса (темы);
    • график прохождения тем и разделов по данной учебной дисциплине;
    • форма и время отчетности;
    • график проведения практических и семинарских занятий с использованием современных средств коммуникаций (электронная почта, теле - и видеоконференции и др.);
    • график консультаций.

    Содержательный:

  • учебные планы, учебные и рабочие программы;
  • учебники, сборники задач, учебные пособия, методические рекомендации, справочники, энциклопедии;
  • развернутые планы семинаров;
  • список основной и дополнительной литературы, включающий также гиперссылки на ресурсы электронной библиотеки и образовательного Web-сервера учебного заведения, материалы Internet;
  • список тем творческих работ по дисциплине;
  • методические рекомендации по работе с электронными материалами.

    Контрольно-коммуникативный  блок включает в себя:

    • системы тестирования с реализацией обратной связи для определения уровня начальной подготовки обучаемого, промежуточного и итогового контроля;
    • вопросы для текущего самоконтроля;
    • вопросы к зачетам и экзаменам;
    • критерии оценивания.

    Коррекционно-обобщенный блок:

    • итоговые результаты учебной работы обучающегося;
    • диагностика учебно-познавательной деятельности;
    • анализ результатов различных видов контроля.

    В проектировании ЭУК можно выделить следующие основные направления деятельности:

    • идентификация включает определение ролей участников процесса,  характеристик решаемых задач, целей и использующих ресурсов.
    • концептуализация предлагает определение содержания, целей и задач изучения учебной дисциплины, что фиксирует концептуальную основу базы знаний.
    • формализация предлагает анализ дидактических задач, которые должны решаться путем использования ЭУК, поиск и формализацию возможных методов их решения на основе модели процесса обучения и характеристик имеющихся данных и технологий, лежащих в основе ЭУК.

  Применения информационных технологий в школьном образовании

 

    Информатизация  школы предполагает внедрение в  учебно-воспитательный процесс новых информационных технологий, основанных на использовании средств вычислительной техники. Само понятие «новые информационные технологии» предполагает изменение учебно-воспитательного процесса в результате его компьютеризации. Под информационной технологией понимается технология, предметом и продуктом труда которой является информация, а орудием труда - ЭВМ. Любая базовая информационная технология включает теоретическую (информационную), инструментальную и социальную составляющие. Для педагогической информационной технологии этими составляющими являются:

  1. Основные дидактические принципы, общие и частные методики компьютерного обучения, содержание обучения;
  2. Учебные помещения, пособия, учебное оборудование, ТСО, средства ЭВТ и т.п.;
  3. Учителя, знающие методику проведения занятий с использованием средств ЭВМ и учащиеся, владеющие навыками работы с ЭВТ.

    Таким образом, эффективная реализация процесса применения информационных технологий обеспечивается лишь при условии четкого понимания их возможностей специалистами, а также при активном участии последних в сборе, накоплении, регистрации, передаче, обработке, хранении, представлении информации и ее анализе при подготовке и принятии решений.

    Применение  новых информационных и телекоммуникационных технологий в школьном образовании обсуждается на страницах всех методических журналов и газет. При этом каждому учителю, безусловно, очевидна целесообразность применения компьютеров для обучения в среднем и старшем звеньях школы. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования; выполнение любого задания, упражнения с помощью компьютера создает возможность для повышения интенсивности урока; использование вариативного материала и различных режимов работы способствует индивидуализации обучения. Таким образом, информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

    При анализе целесообразности использования  компьютера в учебном процессе нужно  учитывать следующие дидактические  возможности компьютера:

Информация о работе Информационные технологии в образовании