Информационные технологии в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 05:07, реферат

Краткое описание

Исторически первым носителем человеческих информации, знаний была речь, представлявшая изначально кодированные звуки для координации действий в человеческом сообществе. Затем появилось наскальное письмо каменного века, далее пиктограммы (“иконы”) бронзового века, иероглифическое письмо (сохраненное до сих пор, например, в Китае) и письмо “обычное” - конкатенацией букв алфавита в слоги (“слоговое письмо”) и т.д. цели использования СНИТ

Содержание

Введение ………………………………………………………………….3
Основная цель Информационных Технологий ………………………...5
Современные Информационные Технологии…………………………..6
Совершенствование качества и доступности высшего образования…8
Обеспечение качеством доступного образования…………………….10
Классификация и характеристика программных средств информационной технологии обучения (ИТО)……………………….14
Проектирование электронных учебных курсов (ЭУК)……………….20
Применение информационных технологий в школьном образовании………………………………………………...24
8. Заключение………………………………………………………………32
9. Литература……………………………………………………………….33

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по информатике.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)
  • расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;
  • привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления  собственных ошибок;
  • развитие познавательных способностей учащихся;
  • интегрированное обучение предмету;
  • развитие мотивации у учащихся.

    При этом  компьютер может представлять: источник учебной информации; наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); тренажер; средство диагностики и контроля.

    Реализация  процесса применения информационных технологий в школьном образовании, по нашему мнению, должна проходить в соответствии со схемой представленной на рис.1.  
 

    

      
 
 
 
 

    Рисунок 1 - Этапы обучения с  применением информационных технологий

    Этап  усвоения новых знаний. Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.

    Таким образом, объяснение нового материала  с использованием компьютерной презентации  как источника учебной информации и наглядного пособия служит целям оптимизации образовательного процесса. Так как визуальное представление любых систем знаний (определений, формул, теорем и их доказательств, чертежей, задач, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами) обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений. При этом использование современных технических средств расширяет виды учебной деятельности учащихся по усвоению новых знаний и способов действий. Также немаловажное внимание необходимо уделять использованию различных обучающих программ, с помощью которых ученики могут самостоятельно в ходе исследовательской деятельности добывать необходимые знания.

    На  данном этапе педагог, выступая в роли посредника, наставника, создает ситуацию активного поиска и практической деятельности.

    Этап  проверки понимания  и закрепления  учащимися новых  знаний и способов действий. В настоящее время  разработан довольно широкий выбор компьютерной поддержки курса любого предмета. Не подменяя собой учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Они не привязаны жестко к какому-либо конкретному учебнику, в них представлены наиболее значимые вопросы содержания образования для основной и старшей школы. Основную роль играет задачный материал, использование которого варьируется учителем. Программное обеспечение включает в себя обучающие и контролирующие программы, электронные учебники различных направлений. При помощи этих программ ученик самостоятельно может проверить свой уровень знаний по теории, выполнить теоретико-практические задания. Здесь имеются теоретические вопросы, образцы выполнения заданий, задания для самопроверки. Программы удобны своей универсальностью. Они могут быть использованы и для самоконтроля, и для контроля со стороны учителя. 

    Использование обучающих и контролирующих программ на данном этапе обучения по отдельным  темам различных курсов может  служить в качестве тренажера  при коррекции знаний учеников. Эта работа хороша тем, что ученик самостоятельно при помощи компьютера повторяет практически весь материал по интересуемым темам. Предъявляемые учебные задачи разнятся по степени трудности, учащимся дается возможность запросить  определенную форму помощи, предусмотреть изложение учебного материала с иллюстрациями, графиками, примерами и т.д.  При этом, самостоятельно контролируя скорость подачи учебного материала. Это устраняет одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях.  В ходе решения учебных  задач ученик может убедиться в правильности своего решения или узнать о допущенной им ошибке визуальным путем, получив соответствующую «картинку» на экране. Работая с обучающейся программой, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Создается благоприятный психологический климат, так как ученик не комплексует из-за незнания темы, а самостоятельно добывает знания при помощи обучающей программы.

    Этап  проверки. Данный этап предполагает применение тестирования с помощью компьютера при организации контроля знаний, умений и навыков учащихся. Это обеспечит возможность быстрого и объективного оценивания уровня знаний учащихся, путем эффективной организации системы обработки информации, чем при традиционном способе.

    На  сегодняшний день практически по любому предмету составлены тесты, которые  входят в обучающие программы. Однако при их использовании возрастает роль учителя, который, организуя процесс тестирования должен грамотно сопоставлять готовую тестовую программу с индивидуальными особенностями учащихся и общим уровнем обученности класса. Эта возможность предусмотрена принципом варьиативности используемых продуктов. В процессе тестирования ученику выставляется оценка на основе критерия для тестовых технологий. Такой вид контроля позволяет систематически за довольно короткое время урока проверять уровень знаний, умений и навыков учащихся. Также во многих тестовых программах предусматирвается функция отчетности, т.е. результаты тестирования  заносятся в отчетную ведомость для последующего анализа и проведения коррекции знаний учителем.

    Этап  организации проектной  деятельности учащихся. Общество становится все более зависимым от информационных технологий, поэтому учащиеся могут применять возможности компьютера в исследовательской деятельности, использовать  многогранные возможности Интернета в образовательных целях. Для обобщения и систематизации знаний и способов деятельности применяется метод выполнения проектных и творческих работ. Например, компьютерные презентации или веб-странички об истории развития той или иной темы, о применении изучаемого материала в других областях знаний и т.д. Выполнение творческих заданий предполагает  использование учащимися информационно-коммуникационных технологий, освоение проектно-исследовательской деятельности: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций и веб-страниц как представления результатов самостоятельной исследовательской деятельности. Затем эти работы представляются и защищаются перед учащимися класса, коллективно  анализируются и рецензируются  результаты выполнения. Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует  приобретению навыков, которые могут оказаться весьма полезными в жизни.

    Таким образом, применение информационных технологий на данном этапе обучения создают  условия для самовыражения учащихся: плоды  их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах или индивидуально.

    В целом такая реализация этапов обучения позволит:

  • во-первых, значительно сократить время и длительность обучения, при этом не в коем случае не сказываясь на его качестве;
  • во-вторых, увеличить возможности многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся;
  • в-третьих, повысить мотивацию обучения, усилить интерес учащихся к обучаемому материалу.
  • в-четвертых, работая на компьютере, каждый учащийся выбирает свой темп работы; одни учащиеся понимают все с полуслова, а другим требуется некоторое повторение, т.е. диалог ученика с машиной происходит индивидуально в соответствии со способностями восприятия материала учеником.

    Таким образом, применение информационных технологий на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее  интенсифицировать образовательный  процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.

    Тем не менее, в развитии информационных технологий ещё немало предстоит  сделать. Особенно это касается вопросов подготовки компетентных педагогических кадров. В этой связи нам кажется, интересным определение их мнения в данном вопросе. Так, мы обследовали студентов выпускных курсов педагогических специальностей. Будущие учителя согласны с мнением, что с применением информационных технологий на уроках можно расширить кругозор учеников, повысить их интерес к любому предмету школьной программы (так думают около 85% опрошенных). При этом 95% студентов отмечают, что именно школа должна подготовить учащегося к «плаванию» в нашем информационном мире. Однако среди опрошенных к данному процессу оценивают себя «готовыми» только 65% студентов.

    Несомненно, овладение студентами новыми информационными  технологиями  обеспечит качественное изменение всей образовательной  системы, а молодым специалистам придаст уверенность в себе и  в завтрашнем дне. Поскольку, чем чаще используешь информационные технологии в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон их применения. Сегодня учитель должен считать приоритетным использование в процессе обучения информационных технологий. Компьютерная технология развивает идеи программированного обучения, открывает совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров. При этом, использование компьютера на уроках учитель должен вводить не вместо, а наряду с другими современными технологиями и методиками.

    Современные информационные технологии требуют  формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей  эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение

    В наши дни повсеместной компьютеризации  и информатизации современное образование  немыслимо без внедрения новых  информационных технологий. Стремительно развивающийся процесс информатизации всех сфер жизни общества, существенно влияющий на состояние экономики, уровень жизни людей, национальную безопасность, интеллектуальный потенциал общества делает возможным поднять на новый уровень организацию и качество образовательных процессов в учебных учреждениях.                        

    В нашем учебном заведении применяется  система Интернет-обучение ГЕКАДЕМ. Средства системы ГЕКАДЕМ позволяют разрабатывать адаптивные учебные курсы и развивать их, осуществляет индивидуальный контроль обучения, так и мониторинг учебного процесса, эффективно решает задачи управления образовательной деятельностью. В системе ГЕКАДЕМ преподаватель-разработчик формирует структуру учебного курса из учебных блоков, размещает учебный материал в оптимальной форме. Студент в системе ГЕКАДЕМ выбирает для себя наиболее подходящий путь изучения и работает в индивидуальном режиме в удобное для себя время, следуя собственному темпу работы. Студент выполняет индивидуальные задания, тесты, участвует в работе семинаров, может получить консультацию преподавателя, работать в групповых проектах, общаясь с сокурсниками. Вся работа студента протоколируется в системе, что позволяет преподавателю, затем проводить ее анализ.  
 
 

  Литература

        1. Захарова  И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ И.Г.Захарова.–М.: Издательский центр «Академия», 2003.-192с.
        2. Образование и XXI  век. Информационные и коммуникационные технологии – М.:Наука, 1999.-191с.
        3. http://www.tarmpi.kz
        4. www.buk.irk.ru

    5.   Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н., Управление качеством 
    образования на основе новых информационных технологий, М.,1999.

Информация о работе Информационные технологии в образовании