Информационные технологии в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 18:21, дипломная работа

Краткое описание

Сеть Интернет — глобальная сеть, которая на основе общей системы адресации и единых правил (протоколов) связывает компьютеры по всему земному шару для информационного обмена. Работа с фактами, событиями и мнениями требует подбора материала, который надо упорядочить, осмыслить, истолковать и представить в виде аналитического обзора, очерка, истории, теории. Подключение к глобальной сети открывает доступ к практически неограниченным информационным ресурсам, источникам сведений из миллионов источников, большинство из которых предоставляется бесплатно образовательными учреждениями, государственными организациями, коммерческими предприятиями и частными лицами. Электронная почта и форумы Интернета помогают общению по профессиональным и личным интересам. Пользователи сети: студент, ищущий учебные материалы, преподаватель, которому нужно быть в курсе последних достижений науки и разрабатывать учебный курс; юрист, желающий обсудить проблему со специалистами в области права; посетитель чата и развлекательных сайтов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………



ГЛАВА 1. ИНТЕРНЕТ ТЕХНОЛОГИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ……………………………………………………………………...

1.1. Интернет – технологии в образовании…………………………………..

1.2. Типовые правила использования сети Интернет в общественном учреждении………………………………………………………………………

1.3 Программы запрет доступа на различные сайты



ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ………………..

2.1. Повышение эффективности обучения при использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе

2.2. Функции использования программных средств в учебном процессе

2.3.Психолого-педагогические основы использования интернет технологий в образований……………………………………………………..………..



ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Моя курсовая.doc

— 891.00 Кб (Скачать файл)

Опыт нескольких лет применения мультимедийного образования в сред­них американских школах показал:

•           количество учащихся, с первого раза сдавших устные экзамены, удвоилось, а сдавших письменные — увеличилось в 6 раз;

•            число ошибок в чтении у детей снизилось на 20—65%;

•            число прогулов занятий сократилось вдвое;

•           до 2% сократилось число детей, бросивших школу (против 27% в среднем по стране).

Кроме этого учителя отметили значительно возросшие аналитические и логические способности учеников. В мультимедийных классах изменилась и роль учителя. Он стал более эффективно использовать учебное время, отказав­шись от утомительных повторов информации и сосредоточив свое время на ин­дивидуальной помощи ученикам, обсуждении информации, развитии у слуша­телей исследовательского подхода. Среди недостатков применения систем муль­тимедиа в учебном процессе называли их слабую методическую организацию. Для эффективного использования мультимедиа в школе необходима квалифи­цированная работа учителя.

Ученики считают, что лучше усваивают знания, так как лучше понимают идеи. Процесс разработки гипермедиа требует от учеников умения преобразова­ния информации в разные представления; определения того, что является важ­ным, а что нет. Этот процесс имеет высокий уровень мотивации, так, авторство выливается в представление идей. Учащимся очень нравится контролировать свое обучение, при этом они приобретают «более глубокие, хорошо связанные между собой знания, которые могут лучше использовать при последующей учебе и в жизни.

Использование систем мультимедиа в учебном процессе способствует приобретению учащимися новых навыков:

•         навыки управления при проектировании;

•         исследовательские навыки;

•         организаторские навыки;

•         умение правильно представлять свои результаты;

•         умение критически оценивать результаты.

2.2. Функции использования программных средств в учебном процессе

В соответствии с государственным стандартом функции использования про­граммно-методических средств в учебном процессе определим в зависимости от места применения:

1)           при преподавании общеобразовательных дисциплин,

2)           на уроках информатики,

3)           учебной деятельности учителя.

В таблице представлены функциональные возможности в обучении некото­рых программных средств.





2.3. Психолого-педагогические основы использования информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе

Не случайно существенная роль в информатизации общества принадле­жит информатизации образования - кузницы, где осуществляется комплексное становление членов этого общества. Образование является составной частью социальной сферы общества, а поэтому основные проблемы, пути и этапы ин­форматизации для образования совпадают с общими уже рассмотренными по­ложениями информатизации общества в целом. Стратегическая цель информа­тизации образования состоит в глобальной рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных и телекоммуника­ционных технологий, радикальном повышении эффективности и качества под­готовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требовани­ям постиндустриального общества. По мнению В.А. Шаповалова в результате достижения этой цели в обществе должны быть обеспечены массовая компью­терная грамотность и формирование информационной культуры путем индиви­дуализации образования. Эта цель информатизации образования по своей сути является долгосрочной, и потому будет сохранять свою актуальность и в XXI веке.

Внедрение информационных технологий в различные области современ­ной системы образования принимает все более масштабный и комплексный ха­рактер. В формирующейся ситуации высшие учебные заведения становятся флагманами информатизации образования - процесса обеспечения всей сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Исторически процесс информатизации сферы образования осуществлялся по двум основным направлениям управляемому и неуправляемому, сущность которых схематично отражена на рисунке 01.

Учитывая темпы и направления информатизации образования, на наш взгляд, целесообразно существенно пересмотреть традиционные курсы изуче­ния информатики, методы, технологии и средства информатизации, применяе­мые в обучении другим дисциплинам под девизом, который был выдвинут еще академиком А.П. Ершовым: "От компьютерной грамотности - к информацион­ной культуре общества, которая должна стать частью его общей культуры". Другими словами, с помощью методов и средств информатики будущий спе­циалист должен научиться получать ответы на вопросы о том, какие имеются информационные ресурсы, где они находятся, как можно получить к ним дос­туп и как их можно использовать в целях повышения эффективности своей профессиональной деятельности.

Реализация идей информатизации образования возможна в условиях ис­пользования в сфере образования перспективных моделей ПЭВМ, обеспечи­вающих:

•                знакомство учащихся с современными базами данных, базами знании с инструментарием технологии мультимедиа, с прикладными программными средствами и системами, требующими работы с большим объемом инфор­мации;

•                работу со специальным периферийным оборудованием, функционирующем на базе средств информационных и коммуникационных технологий;

•                использование средств телекоммуникаций на уровне синтеза компьютерных сетей и средств телефонной, телевизионной, спутниковой связи, для информационного взаимодействия и информационного обеспечения как отдельных пользователей, так и учебных заведений.

Необходима переподготовка кадров, что особенно важно в современном быстро меняющемся мире. Речь должна идти о постоянном сетевом обновлении электронных педагогических баз знаний для практического обучения новым ак­туальным методам и методикам в различных областях, определяющих конку­рентоспособность на рынке труда.

Необходимо построить прочный фундамент, в основе которого будут ле­жать новые подходы, методики и технологии педагогической практики, ориен­тированные на использование современных информационных технологий в учебном процессе.

В рамках этой задачи требуется:

•              обеспечить средства электронной коммуникации между учебными заведениями;

•              преодолеть информационное неравенство в молодежной среде путем повышения доступности информационных и коммуникационных технологий;

•              реализовать передовые педагогические идеи, подходы, концепции, ориентированные на формирование творческой личности приспособить развитие индивидуальных механизмов адаптации обучаемого к условиям быстро меняющегося мира;

• развить способности, позволяющие обеспечить постоянное саморазвитие и самосовершенствование. Важным также является создание принципиально новых учебных про­грамм и методик ведения занятий (дистанционное обучение, опережающее об­разование и др.), отражающих факт трансформации места преподавателя в учебном процессе, формирование саморазвивающейся преемственной препо­давательской среды, основанной на креативности и инноваторстве. На первом этапе необходимы также создание электронных библиотек и интеллектуальных обучающих систем, модернизация и развитие существующей сетевой инфра­структуры.

В целом применение информационных технологий в образовательном процессе поможет систематизировать и рационализировать подачу материала с точки зрения его структуризации и оптимизации его восприятия без четко опре­деленных междисциплинарных границ. Так открываются перспективы парал­лельного изложения материала для пересекающихся дисциплин. Научно-прак­тическая основа в данной области уже достаточно хорошо разработана.

Анализ современной научно-методической литературы свидетельствует о тенденции все более широкого использования информационных технологий в учебном процессе. Образование - это такая сфера деятельности человека, кото­рая всегда чутко реагирует на различные способы подачи информации. Именно так в сферу образования вошли кинофильмы, видеофильмы, кассеты с магни­тофонными записями, а в настоящее время активно внедряются новые компью­терные технологии. Вопросам информатизации современного учебного процес­са и основам использования информационных технологий при обучении раз­личным предметам посвящено большое количество исследований.

Одним из важных факторов модернизации системы образования является активное использование в образовательном процессе современных информаци­онно-коммуникационных технологий (ИКТ). В последние годы наметился про­гресс в создании педагогических технологий, адекватных целям, содержанию и методам интенсивного обучения, в современных информационно образовательных средах. Однако внедрение современных ИКТ в образователь­ный процесс во многом сдерживается слабой разработанностью их дидактиче­ских основ и отсутствием научно обоснованных практических рекомендаций по применению в обучении. Относительно слабо изучены психологические аспек­ты их внедрения.

В свое время Л.С. Выготский сформулировал основную задачу педагоги­ки будущего, к которой жизнь «раскрывается как система творчества, постоян­ного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания но­вых форм поведения». Воспитание творческой личности - задача всей системы образования от дошкольного до высшего.

Если же остановиться на сфере познавательной, когнитивной, деятельно­сти, то здесь современная психология определяет творческие способности, или креативности, в контексте общих интеллектуальных способностей. Креатив­ность в той или иной мере присуща каждому человеку, а ее проявлению пре­пятствуют влияние среды, запреты, социальные шаблоны, в то же время внеш­нее воздействие, влияние среды может играть и позитивную роль. Исследова­телями установлено, что для развития креативности совершенно необходимо подкрепление изначальных способностей влиянием среды, которая обладает «высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариантностью, а также содержит образцы креативной деятельности и ее результаты».

Именно поэтому для формирования креативности как личностного свой­ства нужна специальная среда, обеспечивающая многостороннее системное воздействие на обучаемого. Федеральная программа «Развитие единой образо­вательной информационной среды на 2002-2006 годы» предполагает формиро­вание в учебных заведениях среды, в полной мере обладающей качествами, не­обходимыми для формирования креативности.

Нерегламентированность обеспечивается: широким внедрением инфор­мационно-коммуникационных технологий, предоставлением, обучаемым воз­можности работы по индивидуальному плану благодаря широкой поддержке самостоятельной работы с электронными ресурсами; свободным, нерегламен-тированным, асинхронным общением с педагогами посредством современных коммуникационных технологий (электронная почта, электронная конферен­ция).

Потенциальная многовариантность является обязательной характеристи­кой информационной образовательной среды современного учебного заведе­ния. Многовариантность достигается в содержательном плане: медиатеки, элек­тронные библиотеки, сеть Интернет предоставляют обучаемым не один-два учебника, а множество материалов, содержащих различные точки зрения на существо изучаемой проблемы. Современные электронные издания (обучаю­щие, моделирующие программы) обеспечивают также многовариантность представления информации - текст, графику, звук, видео. Визуализация ин­формации позволяет развивать правополушарное мышление, а для тех обучае­мых, которые заведомо отдают предпочтение образной информации просто не­обходимой.

Образцы креативной деятельности и ее результаты доступны благодаря информационной образовательной среде учебного заведения и глобальной сети Интернет. Это материалы электронных конференций, виртуальных семинаров и форумов, периодические научные электронные издания, персональные Web-страницы ведущих ученых и Web-сайты научных центров. Широкую популяр­ность приобретают конкурсы, виртуальные научно-исследовательские лабора­тории. Во многих случаях можно ознакомиться не столько со структурой такой лаборатории или научного центра, но и проследить динамику их работы, отра­женную в периодических отчетах и описаниях полученных результатов. В практику формирования сайтов учебных заведений входит и публикация луч­ших работ учащихся (сочинений, эссе, рефератов, курсовых и дипломных ра­бот).

Несомненное влияние на методологию познания оказывает новое научное направление - синергетика. Синергетический взгляд на мир характеризуется следующими идеями (принципами): о нелинейности, открытости и неравновес­ности систем; о конструктивной роли хаоса; о значении устойчивости и неус­тойчивости, необходимости и случайности; о невозможности полного и точно­го прогноза; о резонансном воздействии и др. Интеллект есть сложная, самоор­ганизующая и саморазвивающая система, действующая по синергетическим принципам и, создавая нелинейную среду обучения, мы тем самым достигаем желаемого, а именно, соответствия между двумя нелинейными средами.

Позволит ли ввод современных ИКТ (Интернет-технологий) организовать среду, действующую по нелинейным принципам? Вопрос остается пока откры­тым, но хотелось бы создать среду по целенаправленному развитию интеллекта, так чтобы каждый ученик «шел» по своей экспоненциальной траектории индии+видуального развития.

Информация о работе Информационные технологии в образовании