Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 18:21, дипломная работа
Сеть Интернет — глобальная сеть, которая на основе общей системы адресации и единых правил (протоколов) связывает компьютеры по всему земному шару для информационного обмена. Работа с фактами, событиями и мнениями требует подбора материала, который надо упорядочить, осмыслить, истолковать и представить в виде аналитического обзора, очерка, истории, теории. Подключение к глобальной сети открывает доступ к практически неограниченным информационным ресурсам, источникам сведений из миллионов источников, большинство из которых предоставляется бесплатно образовательными учреждениями, государственными организациями, коммерческими предприятиями и частными лицами. Электронная почта и форумы Интернета помогают общению по профессиональным и личным интересам. Пользователи сети: студент, ищущий учебные материалы, преподаватель, которому нужно быть в курсе последних достижений науки и разрабатывать учебный курс; юрист, желающий обсудить проблему со специалистами в области права; посетитель чата и развлекательных сайтов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ИНТЕРНЕТ ТЕХНОЛОГИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ……………………………………………………………………...
1.1. Интернет – технологии в образовании…………………………………..
1.2. Типовые правила использования сети Интернет в общественном учреждении………………………………………………………………………
1.3 Программы запрет доступа на различные сайты
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ………………..
2.1. Повышение эффективности обучения при использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе
2.2. Функции использования программных средств в учебном процессе
2.3.Психолого-педагогические основы использования интернет технологий в образований……………………………………………………..………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………
Опыт нескольких лет применения мультимедийного образования в средних американских школах показал:
• количество учащихся, с первого раза сдавших устные экзамены, удвоилось, а сдавших письменные — увеличилось в 6 раз;
• число ошибок в чтении у детей снизилось на 20—65%;
• число прогулов занятий сократилось вдвое;
• до 2% сократилось число детей, бросивших школу (против 27% в среднем по стране).
Кроме этого учителя отметили значительно возросшие аналитические и логические способности учеников. В мультимедийных классах изменилась и роль учителя. Он стал более эффективно использовать учебное время, отказавшись от утомительных повторов информации и сосредоточив свое время на индивидуальной помощи ученикам, обсуждении информации, развитии у слушателей исследовательского подхода. Среди недостатков применения систем мультимедиа в учебном процессе называли их слабую методическую организацию. Для эффективного использования мультимедиа в школе необходима квалифицированная работа учителя.
Ученики считают, что лучше усваивают знания, так как лучше понимают идеи. Процесс разработки гипермедиа требует от учеников умения преобразования информации в разные представления; определения того, что является важным, а что нет. Этот процесс имеет высокий уровень мотивации, так, авторство выливается в представление идей. Учащимся очень нравится контролировать свое обучение, при этом они приобретают «более глубокие, хорошо связанные между собой знания, которые могут лучше использовать при последующей учебе и в жизни.
Использование систем мультимедиа в учебном процессе способствует приобретению учащимися новых навыков:
• навыки управления при проектировании;
• исследовательские навыки;
• организаторские навыки;
• умение правильно представлять свои результаты;
• умение критически оценивать результаты.
2.2. Функции использования программных средств в учебном процессе
В соответствии с государственным стандартом функции использования программно-методических средств в учебном процессе определим в зависимости от места применения:
1) при преподавании общеобразовательных дисциплин,
2) на уроках информатики,
3) учебной деятельности учителя.
В таблице представлены функциональные возможности в обучении некоторых программных средств.
2.3. Психолого-педагогические основы использования информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе
Не случайно существенная роль в информатизации общества принадлежит информатизации образования - кузницы, где осуществляется комплексное становление членов этого общества. Образование является составной частью социальной сферы общества, а поэтому основные проблемы, пути и этапы информатизации для образования совпадают с общими уже рассмотренными положениями информатизации общества в целом. Стратегическая цель информатизации образования состоит в глобальной рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных и телекоммуникационных технологий, радикальном повышении эффективности и качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества. По мнению В.А. Шаповалова в результате достижения этой цели в обществе должны быть обеспечены массовая компьютерная грамотность и формирование информационной культуры путем индивидуализации образования. Эта цель информатизации образования по своей сути является долгосрочной, и потому будет сохранять свою актуальность и в XXI веке.
Внедрение информационных технологий в различные области современной системы образования принимает все более масштабный и комплексный характер. В формирующейся ситуации высшие учебные заведения становятся флагманами информатизации образования - процесса обеспечения всей сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.
Исторически процесс информатизации сферы образования осуществлялся по двум основным направлениям управляемому и неуправляемому, сущность которых схематично отражена на рисунке 01.
Учитывая темпы и направления информатизации образования, на наш взгляд, целесообразно существенно пересмотреть традиционные курсы изучения информатики, методы, технологии и средства информатизации, применяемые в обучении другим дисциплинам под девизом, который был выдвинут еще академиком А.П. Ершовым: "От компьютерной грамотности - к информационной культуре общества, которая должна стать частью его общей культуры". Другими словами, с помощью методов и средств информатики будущий специалист должен научиться получать ответы на вопросы о том, какие имеются информационные ресурсы, где они находятся, как можно получить к ним доступ и как их можно использовать в целях повышения эффективности своей профессиональной деятельности.
Реализация идей информатизации образования возможна в условиях использования в сфере образования перспективных моделей ПЭВМ, обеспечивающих:
• знакомство учащихся с современными базами данных, базами знании с инструментарием технологии мультимедиа, с прикладными программными средствами и системами, требующими работы с большим объемом информации;
• работу со специальным периферийным оборудованием, функционирующем на базе средств информационных и коммуникационных технологий;
• использование средств телекоммуникаций на уровне синтеза компьютерных сетей и средств телефонной, телевизионной, спутниковой связи, для информационного взаимодействия и информационного обеспечения как отдельных пользователей, так и учебных заведений.
Необходима переподготовка кадров, что особенно важно в современном быстро меняющемся мире. Речь должна идти о постоянном сетевом обновлении электронных педагогических баз знаний для практического обучения новым актуальным методам и методикам в различных областях, определяющих конкурентоспособность на рынке труда.
Необходимо построить прочный фундамент, в основе которого будут лежать новые подходы, методики и технологии педагогической практики, ориентированные на использование современных информационных технологий в учебном процессе.
В рамках этой задачи требуется:
• обеспечить средства электронной коммуникации между учебными заведениями;
• преодолеть информационное неравенство в молодежной среде путем повышения доступности информационных и коммуникационных технологий;
• реализовать передовые педагогические идеи, подходы, концепции, ориентированные на формирование творческой личности приспособить развитие индивидуальных механизмов адаптации обучаемого к условиям быстро меняющегося мира;
• развить способности, позволяющие обеспечить постоянное саморазвитие и самосовершенствование. Важным также является создание принципиально новых учебных программ и методик ведения занятий (дистанционное обучение, опережающее образование и др.), отражающих факт трансформации места преподавателя в учебном процессе, формирование саморазвивающейся преемственной преподавательской среды, основанной на креативности и инноваторстве. На первом этапе необходимы также создание электронных библиотек и интеллектуальных обучающих систем, модернизация и развитие существующей сетевой инфраструктуры.
В целом применение информационных технологий в образовательном процессе поможет систематизировать и рационализировать подачу материала с точки зрения его структуризации и оптимизации его восприятия без четко определенных междисциплинарных границ. Так открываются перспективы параллельного изложения материала для пересекающихся дисциплин. Научно-практическая основа в данной области уже достаточно хорошо разработана.
Анализ современной научно-методической литературы свидетельствует о тенденции все более широкого использования информационных технологий в учебном процессе. Образование - это такая сфера деятельности человека, которая всегда чутко реагирует на различные способы подачи информации. Именно так в сферу образования вошли кинофильмы, видеофильмы, кассеты с магнитофонными записями, а в настоящее время активно внедряются новые компьютерные технологии. Вопросам информатизации современного учебного процесса и основам использования информационных технологий при обучении различным предметам посвящено большое количество исследований.
Одним из важных факторов модернизации системы образования является активное использование в образовательном процессе современных информационно-
В свое время Л.С. Выготский сформулировал основную задачу педагогики будущего, к которой жизнь «раскрывается как система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения». Воспитание творческой личности - задача всей системы образования от дошкольного до высшего.
Если же остановиться на сфере познавательной, когнитивной, деятельности, то здесь современная психология определяет творческие способности, или креативности, в контексте общих интеллектуальных способностей. Креативность в той или иной мере присуща каждому человеку, а ее проявлению препятствуют влияние среды, запреты, социальные шаблоны, в то же время внешнее воздействие, влияние среды может играть и позитивную роль. Исследователями установлено, что для развития креативности совершенно необходимо подкрепление изначальных способностей влиянием среды, которая обладает «высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариантностью, а также содержит образцы креативной деятельности и ее результаты».
Именно поэтому для формирования креативности как личностного свойства нужна специальная среда, обеспечивающая многостороннее системное воздействие на обучаемого. Федеральная программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 2002-2006 годы» предполагает формирование в учебных заведениях среды, в полной мере обладающей качествами, необходимыми для формирования креативности.
Нерегламентированность обеспечивается: широким внедрением информационно-
Потенциальная многовариантность является обязательной характеристикой информационной образовательной среды современного учебного заведения. Многовариантность достигается в содержательном плане: медиатеки, электронные библиотеки, сеть Интернет предоставляют обучаемым не один-два учебника, а множество материалов, содержащих различные точки зрения на существо изучаемой проблемы. Современные электронные издания (обучающие, моделирующие программы) обеспечивают также многовариантность представления информации - текст, графику, звук, видео. Визуализация информации позволяет развивать правополушарное мышление, а для тех обучаемых, которые заведомо отдают предпочтение образной информации просто необходимой.
Образцы креативной деятельности и ее результаты доступны благодаря информационной образовательной среде учебного заведения и глобальной сети Интернет. Это материалы электронных конференций, виртуальных семинаров и форумов, периодические научные электронные издания, персональные Web-страницы ведущих ученых и Web-сайты научных центров. Широкую популярность приобретают конкурсы, виртуальные научно-исследовательские лаборатории. Во многих случаях можно ознакомиться не столько со структурой такой лаборатории или научного центра, но и проследить динамику их работы, отраженную в периодических отчетах и описаниях полученных результатов. В практику формирования сайтов учебных заведений входит и публикация лучших работ учащихся (сочинений, эссе, рефератов, курсовых и дипломных работ).
Несомненное влияние на методологию познания оказывает новое научное направление - синергетика. Синергетический взгляд на мир характеризуется следующими идеями (принципами): о нелинейности, открытости и неравновесности систем; о конструктивной роли хаоса; о значении устойчивости и неустойчивости, необходимости и случайности; о невозможности полного и точного прогноза; о резонансном воздействии и др. Интеллект есть сложная, самоорганизующая и саморазвивающая система, действующая по синергетическим принципам и, создавая нелинейную среду обучения, мы тем самым достигаем желаемого, а именно, соответствия между двумя нелинейными средами.
Позволит ли ввод современных ИКТ (Интернет-технологий) организовать среду, действующую по нелинейным принципам? Вопрос остается пока открытым, но хотелось бы создать среду по целенаправленному развитию интеллекта, так чтобы каждый ученик «шел» по своей экспоненциальной траектории индии+видуального развития.