Информационные технологии в управлении организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 14:37, курсовая работа

Краткое описание

1. Основные тенденции развития ИТУ.
"Управление" применяется во всех сферах человеческой деятельности:
в технике (управление машинами, техническими процессами);
в производственно-хозяйственной деятельности (управление производственными процессами).

Вложенные файлы: 1 файл

Информационные технологии в управлении организацией.doc

— 411.00 Кб (Скачать файл)

3.1.2.Проблемы  выбора.

Сталкиваясь с потребностями  во внедрении на предприятии информационных систем, руководство оказывается  перед проблемой выбора. Разрабатывать  самим или покупать, и если покупать - то что.

Объективно оценивая вероятность самостоятельной разработки современной системы управления, можно смело сказать что она  равна нулю. То что разработано  или разрабатывается сейчас на российских предприятиях является отражением вчерашних взглядов управленческого персонала предприятия и требует постоянной переработки. И это не вина отделов АСУ, это объективный процесс.

Если предприятие решило ориентироваться на готовые системы - то ему нужно решить, с кем  ему работать, какую систему выбрать - с российскими разработчиками или с поставщиков готовых систем ведущих западных производителей.

При всем уважении к нашим  разработчикам можно сказать  с уверенностью, что если они и  смогут разработать систему управления предприятиями, то очень не скоро. История развития наиболее популярных современных систем управления имеет 20-25 лет и многие тысячи работающих установок. А ведь каждая установка системы - это не только деньги на новые разработки, это в первую очередь обратная связь с потребностями клиента.

Российским разработкам  еще очень далеко до уровня полнофункциональной  системы. Выросшие из автоматизации  рабочих мест советских бухгалтеров, они несут в себе эти следы. Решив функции автоматизации  бухгалтерии они только пытаются двинуться в направлении производства, а это задача по объемам несравнимая с бухгалтерским учетом.

По моему мнению, крупным  предприятиям следует ориентироваться  на западные системы. И следующий  вопрос, на который необходимо дать ответ - какую западную систему выбрать?

Для российского пользователя выбор таких систем ограничен. Не так уж много западных фирм вышли  на российский рынок. Реально это SAP, Computer Associates, BAAN и ISF. Попытки выйти делали ORACLE, JDEdvards, SSA, JBA и QAD. Причем реальные внедрения имеются только у продуктов SAP и Computer Associates. Кроме того, различные системы предназначены для разных предприятий. Одни, такие как SAP или CA-Masterpiece, ориентированны на корпоративный рынок, другие, как BAAN или MK Enterprise (ранее MANMAN/X) на рынок промышленных предприятий или компаний. И предприятию нужно сделать правильный выбор, чтобы в результате ошибки не оказаться обладателем системы не подходящей для него.

 

3.2. Критерии выбора системы.

Руководству компании необходим  инструментарий, который позволил бы наполнить процесс принятия решения адекватной и достаточной информацией. Такими инструментами являются система ключевых показателей эффективности (КПЭ) и система сбалансированных показателей, получившие широкое распространение в практике управления западных компаний.

Под системой КПЭ понимается система финансовых и нефинансовых показателей, влияющих на количественное или качественное изменение результатов  по отношению к стратегической цели (или ожидаемому результату). Система  сбалансированных показателей включает КПЭ, необходимые для каждого объекта контроля (производственное или структурное подразделение), и методику их оценки. Данные системы или методики составляют основу при принятии решений, базируются на оценке эффективности деятельности предприятия и направлены на достижение стратегических целей организации.

Оценка эффективности - именно тот инструмент, который  позволяет определить, насколько  управление организацией соответствует  уровню достижения стратегических целей, в частности укреплению и росту рыночной стоимости компании. Стоит отметить, что эта методика - лишь инструмент, облегчающий процесс принятия управленческих решений за счет обеспечения руководства полноценной информацией, но она отнюдь не является панацеей при решении системных проблем компании. Данная методика позволяет идентифицировать факт и область возникновения проблемы, но не дает готовых решений.

Почему речь идет об управлении, основанном на эффективности? Наращивание  темпов и масштабов производства, повышение качества продукции в настоящее время уже недостаточны для достижения конкурентного преимущества на рынке, и поэтому многие компании переходят на новые прогрессивные методы корпоративного управления. Эти методы позволяют своевременно реагировать на изменение условий на рынке, и иностранные фирмы, конкурирующие с российскими, успешно их применяют.

Задача системы КПЭ  и сбалансированных показателей  состоит в переводе стратегии  компании в комплексный набор  показателей ее деятельности, определяющий основные параметры системы измерения и управления. Набор показателей задает основу для формирования стратегии компании и включает количественные характеристики для информирования сотрудников об основных факторах успеха в настоящем и будущем. Формулируя ожидаемые результаты, компания ставит цель и создает условия для ее реализации, а высшее руководство направляет энергию, способности и знания сотрудников на решение задач долгосрочной перспективы.

Информации  должно быть ровно столько, сколько  необходимо для анализа; гораздо  важнее, чтобы она была объективной, точной и поступала в срок

Базовая установка концепции  сбалансированных показателей состоит  в том, что традиционные финансово-экономические  показатели являются недостаточными для  определения стратегического успеха компании и обеспечения обратной связи. Для решения этих задач необходимо иметь более "сбалансированный" набор показателей деятельности компании в различных плоскостях, позволяющий контролировать факторы, влияющие на эти показатели, а не просто отслеживать результаты. Для успешного мониторинга прогресса в достижении стратегических целей не следует все внимание заострять на оценках прошлой деятельности. Необходимо рассматривать те показатели, которые будут влиять на результаты компании в будущем.

Ориентир на показатели, характеризующие лишь одну область деятельности, может негативно отразиться на конечном результате. Поэтому система сбалансированных показателей включает четыре основных аспекта:

  • Финансовую деятельность.
  • Отношения с потребителем.
  • Внутреннюю производственную деятельность.
  • Обучение и развитие.

В целом, оценивают пять основных аспектов, влияющие на выбор информационной системы предприятия. К ним относятся:

  • Функциональные возможности системы
  • Стоимость владения системой
  • Перспективы развития системы
  • Технические характеристики системы
  • Минимизация рисков внедрения и эксплуатации.

3.2.1. Функциональные  возможности.

Под функциональными  возможностями системы понимается ее соответствие тем бизнес-функциям, которые уже существуют или только планируются к внедрению в организации. Например, если целью организации является снижение финансовых потерь за счет уменьшения брака, то выбранная система должна обеспечивать автоматизацию процесса контроля качества.

Обычно для определения  соответствия системы выдвигаемым  функциональным требованиям достаточно иметь четкое представление о стратегии развития бизнеса, контекстного описания бизнеса и формализованного описания деятельности предприятия. Если все эти компоненты, необходимые для выбора системы отсутствуют, то их включают в этап по подготовке исходных данных для выбора системы. Для осуществления подобного масштаба работ необходимо наличие довольно большого числа сотрудников, но поскольку содержать такой штат на предприятии постоянно не имеет смысла, то наиболее целесообразным представляется приглашение внешних консультантов.

Четко структурированное  понимание бизнес процессов собственной  организации, полученное в результате взаимодействия с внешними консультантами, помогает не только в построении информационной системы предприятия, но и высшему руководству лучше представить себе работу своей организации, а также позаимствовать опыт других организаций.

3.2.2. Совокупная  стоимость владения.

Совокупная стоимость  владения – сравнительно новое понятие. Под ним понимается сумма прямых и косвенных затрат, которые несет владелец системы за период ее жизненного цикла.

Необходимо четко определить жизненный цикл каждой из предложенных систем, куда входит время жизни  существующей системы, время на проектирование новой, время на закупку компонентов и внедрение новой системы, время эксплуатации, которое ограничивается сроком, когда возвращается 90% стоимости системы от результата ее работы, и  сумму всех прямых и косвенных затрат.

3.2.3. Перспективы  развития.

Перспективы развития закладываются в систему поставщиком системы и  комплексом стандартов, которым она удовлетворяет.

Очевидно, что на перспективу  развития также огромное влияние  оказывает и устойчивость поставщика системы на рынке. Для определения устойчивости необходимо четко знать какова форма собственности на систему у поставщика, какую долю он занимает на рынке, сколько он существует на рынке.

3.2.4. Технические  характеристики.

Понимание технических  характеристик в наибольшей степени  гарантирует соответствие системы  поставленным перед ней задачам. К техническим характеристикам можно отнести:

  • архитектуру системы,
  • надежность,
  • масштабируемость,
  • способность к восстановлению,
  • наличие средств резервного копирования,
  • средства защиты от технических нападений,
  • возможность интеграции с другими системами.

3.2.5. Минимизация  рисков.

Под риском обычно понимается вероятность того, что при внедрении  информационной системы управления какие-то цели так и не будут достигнуты. Очевидно, что в этом случае организацию  может ожидать как единовременная потеря денег, что существенно влияет на жизненный цикл системы, так и долгосрочная и постоянная утечка средств.

Для снижения такой вероятности  проводится комплексный анализ факторов риска и поэтапное воплощение решения. Каждый этап предваряется новой  оценкой действительности и решение модифицируется определенным образом.

Для минимизации инвестиционных рисков выделяют следующие объекты  затрат:

  • процесс создания системы
  • оборудование
  • программное обеспечение
  • персонал
  • управление задачами

Для каждого объекта  затрат выдвигается целый ряд характеристик, которому он должен удовлетворять с целью снижения рисков.

3.3. Методы внедрения  системы.

Отдельного рассмотрения заслуживает и проблема внедрения ERP-систем на российских предприятиях. Как уже отмечалось, ERP-системы  ориентированы на обслуживание бизнеса. Многие ли предприятия имеют сформулированные стратегии развития бизнеса, корпоративные стандарты в области информационных технологий и стратегию развития ИТ? Ответ достаточно очевиден. Выбор и внедрение системы в этих условиях становится зачастую просто бессмысленным, а инвестиции в ИТ - омертвленным капиталом.

Другим существенным препятствием при внедрении ERP-систем становится уровень организации  управления. На российских предприятиях в основной массе отсутствует  традиция детально документировать  управленческие решения. Необходимо понимать, что одним из основных конкурентных преимуществ, которое дает ERP-система, является возможность представления консолидированной информации высшему управленческому персоналу. А это требует ввода информации в систему, причем регулярно и на всех уровнях управления. Т.е. менеджер любого уровня должен документировать свои действия. Естественно, что это повышает загрузку низшего и среднего звена управленцев, которое просто не привыкло работать подобным образом и зачастую может оказывать существенное сопротивление процессу внедрения системы. И, наконец, в условиях слабой конкуренции оперативное представление консолидированной информации высшему управленческому персоналу может просто не понадобиться.

Кроме того, существенно  затрудняет процесс внедрения таких  систем и отсутствие у нас школы управления (базовое образование и навыки), основанной на западных подходах, в первую очередь на стандартах управления производством и запасами.

Итак, какие же рекомендации по формированию стратегии внедрения  ИТ на российских предприятиях можно  дать в сложившейся ситуации? Прежде всего - это решение только тех проблем, которые необходимо решить. Т.е. необходимо правильно идентифицировать проблемы, стоящие перед предприятием, и существующие возможности для их решения. Например, если годовой оборот предприятия составляет 50 млн. долларов США, то оно вряд ли нуждается в системе с годовой стоимостью владения более миллиона долларов. Кроме того, если предприятие действует в слабо конкурентной среде, ему также не требуется и возможность быстрого принятия решений в области смены линии выпускаемых продуктов или системы продаж.

Однако, если все-таки принято  решение о создании или внедрении  автоматизированной системы управления предприятием, то, так же как и  на Западе, начинать внедрение таких  систем следует с автоматизации критичных бизнес–функций. К таким функциям в России, как правило, следует отнести подготовку внешней отчетности и оптимизацию налогообложения, что требует внедрения регулярных процедур учета с последующей их автоматизацией.

Второй задачей, которую необходимо решать, является задача подготовки управленческих кадров, способных не только воспринимать подходы к управлению, реализованные в ERP–системах, но и готовых внедрять их на практике. Как известно, менеджеры не появляются мгновенно. Таким образом нам требуется повторить путь, который прошли западные корпорации, только намного быстрее.

Информация о работе Информационные технологии в управлении организацией