Использование ИТ в сфере образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: охарактеризовать основные информационные технологии, использующиеся в процессе обучения учащихся. Изучить, как используют информационные технологии учителя средней школы.
Для решения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
изучить и проанализировать литературу по теме работы;
раскрыть сущность и содержание понятия «информационная технология»;
охарактеризовать наиболее востребованные в образовании информационные технологии.
исследовать, как учителя средней школы используют информационные технологии в процессе работы на уроке.

Вложенные файлы: 1 файл

KURSACh_1.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Современный период развития общества характеризуется сильным  влиянием на него информационных технологий, которые проникают во все сферы  человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков  в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ученика в информационное общество.

Проблема широкого применения информационных технологий в сфере  образования вызывает повышенный интерес  в педагогической науке. Большой  вклад в решение проблемы информационной технологии обучения внесли ученые: И.В. Роберт, Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер.

Компьютеризация образовательного процесса относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в школу в последние десятилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:

  • использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
  • использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;
  • рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
  • использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования;
  • использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга.

Одной из важнейших задач  высшего образования становится вооружение студентов способностями к активной, самостоятельной обработке информации с использованием технологических средств, а одним из основных приоритетов – развитие информационной компетентности.

Проникновение новых  информационных технологий в сферу образования позволяет преподавателям качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей обучающихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

Возможности компьютерных технологий как инструмента человеческой деятельности и принципиально нового средства обучения привело к появлению новых методов и организационных форм обучения и более быстрому их внедрению в образовательный процесс.

Главной задачей использования  компьютерных технологий является расширение интеллектуальных возможностей человека. В настоящее время изменяется само понятие обучения: усвоение знаний уступает место умению пользоваться информацией, получать ее с помощью компьютера.

Применение новых информационных технологий в значительной степени  позволяет вызвать интерес учеников к занятиям и в результате повысить качество обучения при остром дефиците времени.

Для достижения успеха в XXI веке будет недостаточно академических  знаний и умения критически мыслить  – это потребует необходимой  технической квалификации. Поэтому  многие стремятся получить навыки в области компьютерных технологий и обеспечить себе этим успешную карьеру в будущем. Мощное высокопроизводительное программное обеспечение, полностью интегрированное с Интернетом, как никогда ранее, дает возможность создавать и обмениваться информацией.

Ученик должен быть ориентирован на постоянное освоение новых информационных технологий, готов к условиям быстро меняющейся среды и постоянного  увеличения информационного потока.

Цель работы: охарактеризовать основные информационные технологии, использующиеся в процессе обучения учащихся. Изучить, как используют информационные технологии учителя средней школы.

Объект исследования: образовательные технологии.

Предмет исследования: информационные технологии в системе образования.

Для решения поставленной цели нами были определены следующие задачи:

  1. изучить и проанализировать литературу по теме работы;
  2. раскрыть сущность и содержание понятия «информационная технология»;
  3. охарактеризовать наиболее востребованные в образовании информационные технологии.
  4. исследовать, как учителя средней школы используют информационные технологии в процессе работы на уроке.

Методы исследования: анализ литературы, обобщение и систематизация материала, анкетирование, беседа.

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» В ОБРАЗОВАНИИ

В современной науке существует много различных подходов к определению термина "информационные технологии" (ИТ). Данный термин связан с двумя понятиями: информация и технология. Прежде всего, обратимся к определению категорий "информация" и "технология" с позиций общенаучного и конкретно-научного знания.

Так, в большом энциклопедическом  словаре [9,С.1200] "технология" (от греческих "techne" - мастерство, искусство и "logos" - понятие, учение) определяется как совокупность знаний о способах и средствах осуществления процессов, при которых происходит качественное изменение объекта. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова приводится следующее определение: "технология - это совокупность процессов, приемов обработки или переработки материалов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве, а также научное описание способов производства".

"Технология" (от греческих "techne" - мастерство, искусство и "logos" - понятие, учение) определяется как совокупность знаний о способах и средствах осуществления процессов, при которых происходит качественное изменение объекта.

Термин "информация" (от латинского "informatio" - разъяснение, изложение) определяется в большом  энциклопедическом словаре [9,С.455] следующим образом: первоначально - это сведения, передаваемые от одного человека к другому устно, письменно или посредством каких-либо условных сигналов или с использованием каких-либо технических средств. С середины XX века понятие информации стало общенаучным. Этим понятием стали обозначать любые сведения, передаваемые: от человека к человеку, от человека к автоматическому устройству, от одного автоматического устройства к другому, от одной клетки живого вещества к другой, от одного организма к другому, от одной организации к другой и т. п.

"Информация" наряду  с веществом и энергией относится  к числу основных составляющих  мироздания. Именно информация составляет  любой продукт мыслительной деятельности, в частности знания и образы.

В Федеральном законе «ОБ информации, информатизации…» данное понятие определяется следующим образом: "информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления" [19].

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова существуют два  определения: информация - это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством; информация - это сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего – нибудь. Потеевым М.И. [14], выделена следующая трактовка понятия: "информация - это сведения о состоянии каких-либо объектов, их предыстории и программах их дальнейшего существования, хранимые в их памяти, или видоизменяемые ими для достижения заданных или задаваемых целей, или передаваемые ими другим объектам".

Учитывая выше сказанное, термин "ИТ" определяют, исходя из совокупности рассмотренных выше понятий: технологии и информации.

В научной литературе существуют различные трактовки  понятия "информационные технологии". Так, в "Энциклопедии профессионального образования" под ред. С.Я. Батышева [1,С.341], ИТ определены как способы получения, передачи, кодирования, обработки и воспроизведения информации, заданной в произвольной форме на любых доступных для пользователя носителях, в частности, на базе инструментальных систем, основным элементом которых является электронно-вычислительная машина (ЭВМ).

И.Г. Захарова [6,С.22] определяет два понятия: ИТ - система научных и инженерных знаний, а также методов и средств, которая используется для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации в предметной области и ИТ обучения - педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией.

Л.В. Луцевич дает следующее определение - "ИТ обучения - это технология машинной (с помощью ЭВМ) обработки, передачи, распространения информации, создания вычислительных и программных средств информатики".

М.И. Жалдакова предлагает понимать под ИТ обучения совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи, и представления информации, расширяющей знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами.

И.В. Роберт [2,С.25] определяет ИТ как практическую часть научной  области информатики, представляющую собой совокупность средств, способов, методов автоматизированного сбора, обработки, хранения, передачи, использования, продуцирования информации для получения определенных, заведомо ожидаемых, результатов.

Е.И. Машбиц определяет понятие "технологии обучения" как систему материальных и идеальных (знания) средств, используемых в обучении, и способы функционирования этой системы. Исходя из данного определения, Е.И. Машбиц рассматривает информационную технологию обучения как некоторую совокупность обучающих программ различных типов: от простейших программ, обеспечивающих контроль знаний, до обучающих систем, базирующихся на искусственном интеллекте.

В.Ф. Шолохович предлагает определять ИТ обучения с точки зрения ее содержания как отрасль дидактики, занимающуюся изучением планомерно и сознательно организованного процесса обучения и усвоения знаний, в которых находят применение средства информатизации образования.

В практике информационные технологиями обучения называют технологии, использующие специальную технику и информационные средства.

 Информационные технологии  обучения – это процессы подготовки  и передачи информации обучающему, средством осуществления которых  является компьютер.

Информационные технологии – процессы, связанные с переработкой информации (В.Н. Глушков). В обучении информационные технологии использовались всегда. Более того, любые методики или педагогические технологии описывают, как переработать и передать информацию, чтобы она была наилучшим образом усвоена учащимися. То есть любая педагогическая технология – это информационная технология. Когда же компьютеры стали настолько широко использоваться в образовании, что появилась необходимость говорить об информационных технологиях обучения, выяснилось, что они давно фактически реализуются в процессах обучения, и тогда появился термин «новая информационная технология обучения» [3, C. 56].

Таким образом, появление  такого понятия «новая информационная технология обучения (НИТ)» связано  с появлением и широким внедрением компьютеров в образовании.

 

 

1.1. Понятие информационных технологий и этапы их развития

Сегодня выделяют несколько  направлений развития информационных технологий с использованием компьютерной техники. Они определяются по различным  признакам. Но, несмотря на признак, развитие информационных технологий началось с того момента, как появился первый персональный компьютер. Процесс развития во много зависит от уровня возникающих потребностей в информационных технологиях, которые способны удовлетворить существующие запросы и используются в профессиональной деятельности человека. На данный момент уровень развития информационных технологий достиг своего пика и способен удовлетворить как профессиональные, так и бытовые потребности человека в любой сфере его жизнедеятельности.

В развитии информационных технологий выделяют несколько этапов в соответствии с признаками деления. Так, допустим, в соответствии с первым признаком деления, таким как виды инструментария, выделяют несколько этапов развития информационных технологий:

Первый этап: Развитие ручной информационной технологии, которая содержала в себе следующие инструменты: перо, чернильница и книга. Коммуникационное общение на данном этапе производилось путем отсылке писем по почте. Этап длился до половины девятнадцатого века, а основной целью технологий было предоставление информации в нужной форме.

Второй этап: Начинает свое развитие с конца девятнадцатого века. Бурно развивается механическая технология, которая состоит из следующего инструментария: пишущей машинки, телефона, диктофона, почта. 
Третий этап: Развитие электрической технологии, к основным инструментам которой относят большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Данный этап развития датируется 40-60 годами. На данном этапе развития информационных технологий меняется их содержание и цель.

Информация о работе Использование ИТ в сфере образования