Карманные персональные компьютеры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы, связанные с карманными компьютерами, смартфонами и коммуникаторами, сегодня становятся актуальными, особенно в связи с активным развитием этого сегмента рынка и стремительным ростом популярности разнообразных сверхпортативных устройств. До сих пор мы их не затрагивали, поэтому в обзоре сочли возможным привести не только техническую информацию, но и сделать ряд отступлений, которые, с нашей точки зрения, необходимы, чтобы не только констатировать особенности сложившейся на данный момент в этом секторе ситуации, но и лучше понять тенденции его развития.

Содержание

Карманные ПК 1
КПК: диспозиция 1
КПК: что почем 3
Технические характеристики 4
КПК изнутри 5
Ростки унификации 6
ARM как общий знаменатель 7
ARM: генезис 7
ARM: эволюция 8
ARM inside 10
Intel PCA 11
Intel XScale 14
Texas Instruments OMAP 18
Samsung S3C2400 24
КПК: на пути к мобильному 3D 25
NVIDIA GoForce 25
ATI Imageon 27
Intel 2700G 28

Вложенные файлы: 1 файл

Karmannye_personalnye_kompyutery.docx

— 104.16 Кб (Скачать файл)

ОМАР161х — серия микросхем с большей производительностью. По разным причинам, в основном из-за особенностей ценовой политики, они не стали настолько же популярны, как предыдущая (ОМАР1510) и более мощная (ОМАР1710) модели. ОМАР 161х обеспечивает примерно в полтора раза более высокое быстродействие, чем ОМАР1510 на стандартных задачах, и 70%-пый прирост в работе с мультимедиа, до восьми раз — при работе с Java (в основном благодаря применению ядра ARM926TEJ с поддержкой Jazelle). Микросхема содержит ядро двухмерной акселерации.

ОМАР1710 — наиболее мощный представитель платформы ОМАР первого поколения, последующие модели относятся уже к ОМАР2. Эта многофункциональная, высокоинтегрированная микросхема, основанная на ОМАР1610. Это первый процессор TI, выпускаемый по 90-нм технологическому процессу. Переход на более совершенную технологию позволил снизить энергопотребление и площадь кристалла почти на 50%. При этом производительность возросла на 40% относительно предыдущего поколения микросхем, был расширен список периферийного оборудования. Процессор ориентирован на совместную работу с радиотехническими НМС компании TI в случае создания коммуникатора или смартфона, включая модели для сетей GSM/GPRS/EDGE, CDMA2000, UMTS. Ядра ЦП — DSP TMS320C55x и ARM926TEJ — функционируют при тактовой частоте до 220 МГц, имеется собственная память, в том числе защищенные области и загрузочный модуль, четырехканальный DMA (17 логических каналов), развитый набор периферийных устройств и т. д.

ОМАР24хО — новейший представитель этого семейства ЦП, первый процессор на базе архитектуры ОМАР2. Компания TI позиционирует его как процессор для сверхмощных персональных устройств, оснащенных средствами отображения трехмерной графики, цифровыми камерами высокого (более 4 Мпиксел) разрешения, приема высококачественного ТВ-потока и т.д. В серии две модели, ОМАР2410 и ОМАР2420, TI относит их к классу решений для устройств АОЕ, Аll-in-One Entertainment.

В основе ЦП два ядра — ARM1136JS-F, функционирующее при тактовой частоте до 330 МГц, и TMS320C55x (220 МГц). Они дополнены средствами ускорения трехмерной графики на базе разработок PowerVR МВХ (по оценкам TI, выигрыш при рендеринге трехмерных сцен составляет до 40 раз). Кроме того, появилась дополнительная микросхема управления питанием, TWL92230, благодаря чему TI ликвидировала некоторое отставание по сравнению с XScale. Реальных устройств на базе этой платформы на момент написания обзора не существовало (исключая несколько анонсов, также есть информация, что именно эта микросхема будет использоваться в следующем поколении игровых консолей N-Gage).

Samsung S3C2400

Серия СБИС Samsung S3C2400 на рынке КПК стала известна относительно недавно, с выпуском микросхем серии HP iPAQ hl9xx, и на сегодня очень широко распространена среди бюджетных КПК. Изначально предполагалось, что микросхемы Samsung станут основой для сверхдешевых и сверхкомпактных КПК с монохромными экранами, совместно с Microsoft даже была разработана некая концептуальная модель, но впоследствии идея не имела успеха — и устройства все же остались цветными. Еще один существенный технологический вклад Samsung в развитие КПК — распространение дешевой флэш-памяти NAND и популяризация неоптимальной схемы работы. В связи с отсутствием у модулей памяти средств XIP, «исполнения-по-месту», половина установленного на КПК ОЗУ тратилась на хранение ОС, программные компоненты которой копировались туда из ПЗУ при первой загрузке (т. е. ПЗУ использовалось только для хранения файлов системы).

В семействе «мобильных» микросхем Samsung имеется несколько изделий, ориентированных на разные сегменты рынка, не только на КПК, но и, например, на GPS-адаптеры и МРЗ-плееры. Samsung не балует разработчиков КПК особенным разнообразием схемотехнических решений, фактически большинство микросхем построены на одной и той же основе (синтезируемое ядро ARM92x различных модификаций), различаясь тактовой частотой, периферией и корпусировкой. Серия S3C24xO содержит несколько ЦП, основной интерес представляют S3C24A0A, S3C2410A и S3C2410, которые отличаются типом ядра (ARM926EJ-S и ARM920T соответственно) и наличием интегрированного декодера MPEG-4. Они ориентированы на рынок традиционных и мультимедийных КПК/смартфонов. S3C24A0A обеспечивает достаточно высокую производительность при обработке сигналов, не в последнюю очередь благодаря аппаратному модулю обработки MPEG-4. СБИС имеет высокую степень интеграции, в частности предусматриваются 16-Кбайт кэши инструкций и данных, MMU, ЖК-контроллер, интерфейс с камерой, загрузочный блок NAND флэш-ППЗУ, модуль системного управления (в частности, обеспечивает управление энергопотреблением), двухканальный UART, четырехканальный контроллер DMA, таймеры, GPIO, контроллер USB-хоста (используется, например, в Acer пЗО, — довольно необычная для бюджетного КПК возможность), SD/MMC и т. д.

Модель семейства S3C2410A пользуется значительно большей популярностью. Этот ЦП фактически стал стандартом для бюджетных КПК, его используют все, включая HP, Acer, Eten и др. У Samsung есть еще несколько решений (например, S3C341O), но в КПК они встречаются очень редко. Из особо интересных, тем не менее, стоит отметить S3C2410X01, тактовая частота которой может достигать 533 МГц при сохранении невысокого энергопотребления.

КПК: на пути к мобильному 3D

Возникновение в модельных рядах разработчиков микросхем трехмерной графики изделий для карманных ПК и смартфонов обусловлено скорее маркетинговыми соображениями, нежели реальной потребностью рынка. Учитывая специфику мобильных устройств, прежде всего ограниченный по размерам экран, можно сказать, что 3D с трудом прокладывает себе дорогу в карманы пользователей (кстати, во многих случаях при отображении 3D на экранах мобильных устройств не возникает необходимости даже в банальной фильтрации текстур — из-за небольшого разрешения экрана пикселизация просто незаметна). Тем не менее этот процесс, пусть и относительно вяло, но идет. И отчасти чтобы «застолбить» место на рынке, отчасти для полноты спектра продуктов, все основные участники этого рынка отметились и здесь (во многих аппаратах также используются не слишком интересные с технической точки зрения, зато надежные и дешевые контроллеры Epson).

Специфика «мобильного 3D» состоит прежде всего в том, что только средств трехмерной графики заведомо недостаточно, контроллер должен обеспечивать большое количество дополнительных функций, от кодирования/декодирования видеопотоков, поддержки видео- и цифровых камер и т. д. Еще требуется обеспечить хорошее время работы от батарей. При всем этом изготовителям ГП приходится соперничать в данном сегменте со встроенными решениями, что тоже сказывается на темпах развития данного рынка.

Дополнительная микросхема, особенно мощная, усложняет конструкцию и, что важнее, требует дополнительного питания. И это не очень сочетается с практикуемой в данном сегменте политикой максимальной интеграции периферии на одной микросхеме, чтобы избежать дублирования функциональности (например, задействовать имеющийся в основной СБИС объем SRAM, в стандартной конфигурации используемой под видеобуфер), требуются дополнительные усилия. В итоге в секторе КПК дела пока несколько лучше у ATI и Intel, большинство же анонсов NVIDIA связано со смартфонами/мощными телефонами.

NVIDIA GoForce

Модельный ряд ГП NVIDIA для мобильных устройств довольно широк. Компания занялась сегментом КПК в 2003 г. после покупки корпорации MediaQ, которая разрабатывала высокопроизводительные ЖК-контрол-леры для КПК, — они использовались в некоторых моделях Toshiba и HP iPAQ. После приобретения продуктовая серия была сравнительно быстро переориентирована на трехмерную графику, однако следует признать, не в ущерб другим возможностям.

NVIDIA GoForce 2100 фактически представляет собой очень компактную модификацию контроллера MediaQ и ориентирован прежде всего на мобильные телефоны. Он обеспечивает ускорение обработки мультимедиа и двухмерной графики для экранов с разрешением до 320x240 пиксел. Микросхема оснащается 160 Кбайт видеопамяти. Сильной стороной решений MediaQ, а теперь и NVIDIA всегда считался гибкий интерфейс для подключения к разнообразным типам ЖК-экранов. Микросхема встречается в i-mode телефонах Mitshubishi.

Модель GoForce 2150 — улучшенная версия Go-Force 2100 с возможностью обработки фотографий с разрешением до 1,3 Мпиксел, аппаратным декодером JPEG, поддержкой двухдисплейных конфигураций в телефонах, блоком постобработки MPEG-4 и базовыми средствами снижения энергопотребления.

Микросхемы серий GoForce 3000 и 4000 основаны на общей архитектуре, но отличаются емкостью видеопамяти (320 и 640 Кбайт), максимальным разрешением экрана (480x320 и 640x480) и фотокамер (2 и 3  Мпиксел соответственно). Кроме того, в модели 4000 предусматривается ряд дополнительных возможностей, например, аппаратное кодирование видеопотока MPEG-4  (в GoForce 3000 предусмотрен лишь декодер). И обе эти микросхемы сегодня позиционируются как решения для сотовых телефонов. Кроме того, в этой серии были усовершенствованы средства управления питанием.

GoForce 3D — наиболее мощная серия геометрических ускорителей NVIDIA для карманных ПК. Собственно, это первые микросхемы, обеспечивающие полноценное ускорение операций, связанных с обработкой 3D. Разработчик называет их «беспроводными медиа-процессорами» (Wireless Media Processor, WMP) и нацеливается как на рынок высокопроизводительных КПК и специализированных мобильных консолей, так и на сектор смартфонов и high-end-телефонов.

Кроме ГП, микросхема оснащается аппаратным кодеком JPEG (до 2048x1536) со средствами NVIDIA Fo-toPack, обеспечивающим оптимизацию сжатия JPEG, кодеком MPEG-4 (VGA, до 30 кадр/с) и кодеком для видеоконференций (CIF, 352x288, до 30 кадр/с). Емкость внутренней памяти увеличена до 1280 Кбайт (со 128-разрядной шиной). В серии GeForce 3D существует две модели, 4800 и 4500, различающихся наличием средств FotoPack и максимальным разрешением дисплея.

Самая интересная особенность GoForce 3D — пик-сельно-шейдерная архитектура. Модель GoForce 3D 4800 позволяет одновременно обрабатывать до шести текстур, геометрический процессор обеспечивает ускорение графики, естественно, разгружая ЦП (поскольку берет на себя еще и управление экраном, камерами и кодеками, выигрыш получается еще более существенный).

При этом энергопотребление кристалла относительно невелико. При задействовании средств снижения энергопотребления nPower (весьма оптимизированное и комплексное решение, объединяющее целый ряд методов экономии энергии, от использования техпроцесса с проектными нормами 130 нм и минимизацией утечек до архитектурных особенностей «раскладки» микросхемы), в процессе игры тратит, по оценкам разработчика, 20-50 мВт, тогда как сопоставимое по функциональности программное ядро, реализованное на ЦП общего назначения или DSP, может потребовать до 5-50 Вт.

Графическое ядро GoForce 3D предоставляет практически все базовые средства, включая расчет трансформаций, поддержки множественных текстур, до восьми поверхностей (цвет, Z, текстуры), билинейную/трилинейную фильтрацию, вычисления с плавающей и фиксированной точкой и т. д. Нельзя не отметить, что рост популярности трехмерной графики в мобильных устройствах стимулирует появление достаточно развитых и законченных стандартов ее поддержки в программном обеспечении, GoForce 3D совместим со всеми существующими сегодня программными платформами и стандартами мобильной графики, включая OpenGL ES и MD3D.

GoForce, будучи мощным устройством, вызывает вполне закономерный интерес. Хотя его возможности и представляются несколько избыточными для бытового КПК, изготовители портативных игровых консолей уже его используют (в частности, он применяется в Gizmondo, игровом аппарате на базе Windows Mobile).

ATI Imageon

 

ATI тоже начала со скромного  адаптера Imageon 100, предназначенного преимущественно для мобильных телефонов и недорогих КПК. Разработки ATI сегодня довольно широко распространены, правда, преимущественно в сегменте мобильных телефонов. Это связано с тем, что они оказались несколько более сбалансированными, да и опыт ATI в разработке хорошо интегрированных мультимедиа-акселераторов тоже сказался. Кроме того, надо учитывать, что главный на тот момент соперник ATI, компания MediaQ, в самое «жаркое» время, когда начиналась разработка «трехмерных» телефонов первого поколения, уже вышедших на рынок, переживала реорганизацию и слияние с NVIDIA. Тем не менее послужной список ATI в мобильном сегменте выглядит достаточно солидно — Motorola, Fujitsu, LG (с трехмерным игровым телефоном SV360). В секторе КПК микросхемы серии ATI Imageon можно найти в игровой консоли Tapwave Zodiac (на базе Palm OS), коммуникаторах Hitachi и КПК Zaurus и Toshiba.

В то же время сейчас ATI почти полностью переориентировалась на рынок коммуникационных устройств, микросхема Imageon 3200, которая используется, в частности, в HP iPAQ hz4700 и Tapwave Zodiac, по каким-то причинам была снята с производства. Ускоритель был весьма интересный, он позиционировался как медиа-сопроцессор, в котором, кроме графики, интегрированы и такие устройства, как контроллер USB OTG, SDIO, кодеки MPEG/JPEG. Но он, судя по всему, не выдержал конкуренции со стороны интегрированных СБИС от изготовителей платформ (примерно в то время происходили процессы унификации аппаратных платформ и набирали силу 11 ОМАР и Samsung S3C2400).

В модельном ряду графических микросхем для мобильных устройств ATI на сегодня довольно много модификаций, относящихся к трем семействам — 2100, 2200 и 2300. Imageon 2282 ориентирован на high-end-смартфоны, требующие прежде всего высокопроизводительных средств обработки видео, включая режим «картинка-в-картинке» (для видеоконференций). Imageon   2182   предназначается  для  недорогих  моделей, обеспечивает поддержку цифровых камер с разрешением до 1,3 Мпиксел, записи-воспроизведения видео и звука. Imageon 2300 — мощный мультимедийный акселератор, на базе которого можно воздавать сверхмощные (по нынешним меркам) телефоны и смартфоны, обеспечивающие хорошее быстродействие при рендеринге графики, причем параллельно с обработкой сигнала, что может быть актуально для сетей третьего поколения. Кроме того, он обеспечивает поддержку кодеков MPEG-4, работу портов оцифровки видео и камер с высоким разрешением (1,3 и 2 Мпиксела), возможность работы в двухдисплейных конфигурациях. Imageon 2260/2262 — мультимедийные сопроцессоры, в основном ускоряющие обработку именно медиа-контента, а затем — игр. Кроме того, они позволяют создавать телефоны с камерами высокого разрешения (до 2 Мпиксел). Imageon 2240 — двухмерный ускоритель для недорогих камерофонов. Imageon 2200/2250 — базовая модель с относительно скромными возможностями (тем не менее реализована поддержка захвата видео и ЦФК).

Intel 2700G

Это изделие было разработано Intel в рамках проекта по созданию РХА27х и тесно с ним связано (фактически Intel позиционирует его как микросхему сопровождения для РХА27х, кодовое название проекта — Marathon). На сегодня единственный известный пример массовой модели, где он используется, — Dell Axim X50v. Сильная сторона этого решения — Intel умеет продвигать свои наработки, и, в частности, она реализовала ряд программных решений, упрощающих создание ПО, использующего преимущества этой микросхемы. Не так давно прошла информация об успешной попытке портирования на Dell Axim X50v ряда трехмерных игр, таких, как Cube (FPS с весьма оригинальной и совершенной технологией рендеринга), Solterra, Yeti 3D и др. Безусловно, главная заслуга тут принадлежит разработчикам программных «прослоек», таких, как OpenGL ES и JSR 184, но это демонстрирует очень неплохой потенциал акселератора. Особенно когда он перейдет в разряд решений для массового рынка (пока он из-за высокой стоимости используется лишь в high-end-моделях, все же 15 долл. в партии 10 тыс. пока довольно дорого для этого сегмента).

Информация о работе Карманные персональные компьютеры