Коммуникативные особенности пользователей интернета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 16:14, реферат

Краткое описание

Цель: исследовать анализ коммуникативных особенностей интернет - пользователей.
Задачи:
-привести характеристики особенностей интернет - коммуникаций и виртуального общения;
-рассмотреть интернет-коммуникацию как своеобразное сочетание письменной и разговорной речи;
-выявить цель интернет - общения;
- провести анализ жанров в интернет - общении как форм коммуникативного выражения пользователя интернета.

Содержание

Введение………………………………………….………………………………..3
1.Характеристика особенностей интернет - коммуникации и виртуального общения………………………………….4
2.Интернет-коммуникация как своеобразное сочетание письменной и разговорной речи…………………6
3.Цели интернет-общения. Жанры как форма коммуникативного выражения пользователя интернета……………8
Заключение……………………………………………………………………...14
Список использованной литературы…………………………………………..16
Приложение 1

Вложенные файлы: 1 файл

Коммуникативные особенности.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Сибирская государственная геодезическая академия»

 

Кафедра русского языка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Коммуникативные особенности пользователей  интернета

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент  группы БМ-12

Осока Я.С.

 

Проверил: ст. преподаватель

                                                                             Тропина В.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2012

Содержание

Введение………………………………………….………………………………..3

1.Характеристика  особенностей интернет - коммуникации и виртуального                     общения……………………...…………………………………………………….4

2.Интернет-коммуникация  как своеобразное сочетание письменной  и разговорной речи…………………………………………………………………6

3.Цели интернет-общения.  Жанры как форма коммуникативного  выражения пользователя интернета…………………………………………………………8

Заключение……………………………………………………………………...14

Список использованной литературы…………………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Цель: исследовать анализ коммуникативных особенностей интернет - пользователей.

   Задачи:

-привести характеристики  особенностей интернет - коммуникаций  и виртуального общения;

-рассмотреть  интернет-коммуникацию как своеобразное  сочетание письменной и разговорной  речи;

-выявить цель  интернет - общения;

- провести анализ  жанров в интернет - общении как форм коммуникативного выражения пользователя интернета.

   Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что современное общество характеризуется возрастающей интенсификацией процессов компьютеризации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Характеристика особенностей интернет - коммуникации и виртуального                     общения

Коммуникация - обмен информацией между индивидами посредством общей системы символов, который может осуществляться вербальными  и невербальными средствами. "Массовая коммуникация – это систематическое распространение сообщений среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей" Коммуникация бывает односторонней, т.е. без обратной связи; двусторонней – диалог; многосторонней – общение двух и более коммуникантов, каждый из которых в свою очередь может выступать и как отправитель и как получатель информации.

В последнее  время широкое распространение  во всем мире и в нашей стране в частности получил Интернет. На данный момент он является наиболее полным, оперативным и доступным источником информации и средством массовой коммуникации.

"Стиль коммуникации  – это способ передачи информации, обусловленный индивидуальностью  адресанта, выражающийся в предпочтении  определенных кодов, каналов и средств коммуникации, а также степени соблюдения правил того или иного языка".

Интернет –  один из самых быстро распространяющихся каналов коммуникации.

Интернет-коммуникация многое заимствовала из реальной жизни, например, неформальное общение. В сети, как и в жизни, чаще всего люди разговаривают на бытовые темы, иногда влезая в так называемую "кухонную философию", когда коммуниканты обсуждают, например, политику, экономику и т.п., далекие от бытовых,  сферы жизни человека и государства, не будучи специалистами в данной конкретной области.

Неформальное  общение характеризуется вольным  стилем как в выборе тем, так и  в лексике и орфографии. "Возникновение  информационных технологий, а особенно появление Интернета, привело к  определенным изменениям языка, обслуживающего эту сферу. Причем эти языковые изменения столь масштабны и глобальны, что некоторые лингвисты уже говорят о возникновении сетевого или же электронного языка".

"В том,  что происходит с языком под  влиянием Глобальной Сети (ГС), прослеживается по крайней мере две характерные тенденции. Во-первых, одновременно протекающее усложнение одних и упрощение других средств по сравнению с аналогичными средствами в литературном языке, не подвергавшемся воздействию ГС. Эта тенденция затрагивает план выражения, план содержания и план прагматических интенций".

План выражения  – лингвистические и экстралингвистические  приемы, используемые авторами Интернет - дневников - является одним из составляющих "коммуникативной стратегии" субъекта коммуникации.

Коммуникативная стратегия включает в себя:

-выбор глобального  речевого намерения; 

-отбор тех  компонентов семантики предложения  и экстралингвистической конситуации,  которые соответствуют модифицирующим  коммуникативным значениям; 

-определение  того, какой объем информации придется на одну тему, одну рему и т.д.;

-соотнесение  квантов информации о ситуации  с состояниями сознания собеседников  и фактором эмпатии; 

-определение  порядка следования коммуникативных  составляющих;

-настройку коммуникативной  структуры предложения на определенный коммуникативный режим (диалогический, нарративный и т.п.), стиль (эпический, разговорный) и жанр (стихи, анекдот, лозунг и т.п.).

Удачная или  неудачная реализация тех или  иных коммуникативных стратегий  зависит от составляющих письменного текста, которые в свою очередь имеют свои коммуникативные назначения, и от коммуникативных навыков автора, от его знаний и умения грамотно построить текст.

Т.В. Радзиевская  в работе "Текстовая коммуникация. Текстообразование" выделяет объективные  факторы построения текста:

"Цель (функция,  интенция) текста может быть связана  со стремлением воздействовать  на те или иные стороны адресата  коммуникации – на его эмоциональную  и интеллектуальную сферы, побуждать  его к действиям".

Адресат, его  статус и конкретные черты в ситуации текстопорождения в значительной степени влияют на облик текста. Действие этого фактора связано прежде всего с выбором средств для реализации коммуникативного действия, в результате которого появляется текст.

"Статус субъекта  коммуникации в ситуации создания текста определенного класса зависит от цели и характеристик адресата коммуникации, от определенности ситуации в целом. Цель и статус субъекта как бы предписывают ему производить определенные действия".

Объект. Облик  текста и его функционирование, в частности производимый эффект, напрямую связаны с конкретизацией объективного компонента.

Субъектно-адресатные отношения в коммуникативной  ситуации формируются в зависимости  от тех прагматических ролей, в которых  выступают партнеры коммуникации, и от уровня их контакта.

В зависимости  от субъектно-адресатных отношений  разграничиваются две психологические  стратегии ведения дневниковых  записей:

Безадресатная: адресат совпадает с субъектом  коммуникации, при этом, репрезентируя  событие, субъект лишь называет его, но не раскрывает характера его протекания. Способ реализации коммуникативного действия здесь отвечает внутренней речи и ею имплицирован. Это стратегия ведения в основном обычных, "бумажных" дневников или закрытых он-лайновых.

Запись = действие: субъекта привлекает именно письменный способ реализации действия, при этом адресат не совпадает с субъектом коммуникации, а мыслится им как некая отличная от самого субъекта действия фигура. Это стратегия ведения в основном открытых Интернет - дневников.

Если рассматривать  план выражения более пристально: орфография, лексика, синтаксис, то здесь  обнаруживаются некоторые интересные моменты.

Сейчас в  Сети многие пользователи намеренно  искажают орфографию, приводя слова  к некоторому подобию фонетического написания (значиЦЦа, говориЦЦа, аФтар, креатиФФ и т.д.). Часто автор специально пишет, стараясь сделать все возможные ошибки.

Намеренное  искажение орфографии помогает создать  определенный образ пишущего, а иногда и скрыть действительную неграмотность адресанта. Письменная речь в Интернете очень часто служит для передачи устной речи, например, в ICQ или чатах. Соответственно, пренебрежение орфографией может быть связано еще и с нехваткой времени на обдумывание, написание и проверку текста. Но в последнее время такой стиль входит в моду.

Неформально общение  позволяет прибегать не только к  искажению орфографии, но и использовать такую лексику, которая недопустима  в других ситуациях: вульгаризмы, жаргонизмы, мат.

Характерной чертой синтаксиса (как и орфографии) языка Глобальной Сети является тенденция к аграмматизму, т.е. отклонению от синтаксических и пунктуационных норм литературного языка со стороны автора текста.

Синтаксис, так  же, как лексика и орфография, может служить средством создания образа автора и влияния на читателей, а также иллюстрировать стремление "субъектов коммуникации к передаче устной речи, ее интонаций в письменной форме". Использование сложных синтаксических конструкций в текстах Интернет - дневников может отпугнуть "случайного" читателя. Но при этом способствует созданию индивидуального стиля, к чему стремятся (сознательно или бессознательно) все владельцы он-лайновых дневников.

Выделяются "наиболее частотные средства передачи интонаций  устной речи на письме, подчеркивающие непринужденный характер общения и даже как бы "настаивающие" на нем":

- ненормативные  знаки препинания и их разнообразные  сочетания;

- удвоение, утроение, учетверение и т.д. гласных  и согласных;

· прописные  буквы;

-·выделение  курсивом, жирным шрифтом, мелким  шрифтом, более бледным шрифтом и т.п.;

- дефисное написание  слов: - ненормативное написание  слов, следование не орфографии, а разговорной и даже просторечной  орфоэпии.

Сижу картинки рисую

Что нить нарисовать ?

А Вапще пора бы поднимать ж ))) СЕГОДНЯ пятница,

а ПЛАН(ОВ) нет ))))

Ну вапще  канечно все отлично )

В этих записях  мы видим, как автор использует выделение  курсивом, жирным шрифтом, другим цветом кусков текста, увеличивает количество согласных и гласных букв, как  бы растягивая слова для имитации интонации звучащей речи. Некоторые слова в середине текста написаны прописными буквами для акцентирования внимания. Ненормативное использование знаков препинания и их всевозможных комбинаций способствует большей эмоциональности текста.

Бегло рассмотрев некоторые лингвистические особенности текстов (подробнее речь о них пойдет ниже), подробнее остановимся на основных психологических характеристик Интернета.

Американский  клинический психолог, профессор  психологии, автор сетевого проекта "Психология киберпространства", посвященного исследованию поведения людей в Интернете, Джон Сулер в статье "Люди превращаются в Электроников: Основные психологические характеристики виртуального пространства" пишет о том, что Сеть способна значительно расширить и видоизменить как пространственные, так и временные границы человеческих взаимодействий.

"Оцифровка  уникальных личностных особенностей  и чувственных отношений творит  уникальную пространственную структуру,  строго не локализованную ни  в одной из протяженностей".

Сулер выделяет следующие характеристики: ограниченное сенсорное переживание; идентификация, множественность личности и анонимность; уравнивание статусов; размывание пространственных границ; растяжение и конденсация времени; неограниченная доступность контактов; постоянная фиксация; альтернативные и снящиеся миры; ощущение "черной дыры".

Общаясь в Сети, партнеры по коммуникации не могут  видеть и слышать друг друга. (Существующие программы, позволяющие это делать, еще весьма несовершенны и недоступны широким массам.) Соответственно, мы не можем ни видеть мимику и жесты, ни слышать интонации собеседника. А это весьма важные компоненты коммуникации, обеспечивающие правильное понимание сообщений.

"Коммутируя  с обыкновенным напечатанным  текстом, вы имеется ряд выборов  — остаться самим собой, говорить от имени дискретной части своей целостности, принять выдуманные индивидуальности или остаться полным анонимом — а в некоторых случаях еще при этом сделаться человеком-невидимкой".

Любой пользователь Сети имеет равные с другими права  и возможности для самовыражения. Каждый, независимо от пола, возраста, социального статуса, уровня доходов, сексуальной ориентации, цвета кожи и т.д., начинает свою "жизнь" в виртуальном мире с нуля. Правила для всех одинаковые. Конечно, ваши реальные особенности будут воздействовать на ваше второе кибер-Я, но в Сети все зависит только от вас. Что определяет меру вашего воздействия на других — так это ваши коммуникаторские способности (в первую очередь включая владение письменной речью и дар "письменного" влияния и убеждения), ваша настойчивость, сущность и существо ваших мнений и нечто вроде технологических навыков — своего рода know-how".

В Интернете, не выходя из дома, не тратя кучу денег  на путешествия, человек может общаться с людьми из разных уголков мира. Но как и в любом сообществе, пользователи Интернет - дневников "сбиваются" в группы по интересам. "Сжатость географии до пространства, занимаемого компьютером на вашем столе, имеет жизненно важный смысл для необычных людей со странными, нестандартными интересами и потребностями".Но эти интересы могут быть как гуманными, так и антисоциальными. В таком случае, возможность создания различных группировок в Сети может иметь крайне негативные последствия, ведь за деятельностью этих групп никто не сможет уследить.

Очень важной особенность Интернет - общения является возможность общаться в реальном времени. Если по телефону можно одновременно говорить только с одним человеком, то в Интернете (по ICQ или в чатах) количество коммуникантов не ограничено. "Киберпространство творит уникальное темпоральное пространство, где при условии продолжения интеракций интерсубъективное время обоюдно растягивается. Что обеспечивает комфортабельную и уютную "зону рефлексии". По сравнению с общением лицом к лицу партнеры имеют значительно больше времени для обдумывания и составления ответа. "А так как передвижение в виртуальном мире предельно просто и ничем не ограниченно… Наше субъективное внутреннее чувство времени тесно связано со скоростью изменения мира, в котором мы живем. При условии молниеносных перемен видов, звуков и людей, окружающих нас на сетевых дорогах, чувство времени начинает неудержимо акселерировать".

Информация о работе Коммуникативные особенности пользователей интернета