Лекции по "Информатике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 12:44, курс лекций

Краткое описание

Тема: Введение. Предмет и задачи информатики. Представление информации.
Цель: Ознакомиться с основными понятиями, что такое информатика и информация. Ввести единицы измерения информации.
План:
1. Информатика.
2. Понятие информации.
3. Представление информации.
4. Передача информации.
5. Единицы информации

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция по информатике.doc

— 430.50 Кб (Скачать файл)

Рабочий лист состоит из строк и столбцов. Столбцы озаглавлены прописными 
латинскими буквами и, далее, двухбуквенными комбинациями. Всего рабочий лист 
может содержать до 256 столбцов, пронумерованных от А до IV. Строки последовательно 
нумеруются цифрами, от 1 до 65 536 (максимально допустимый номер строки).

Ввод, редактирование и форматирование данных

Отдельная ячейка может содержать данные, относящиеся к одному из трех типов: текст, число или формула, — а также оставаться пустой.

Тип данных, размещаемых в ячейке, определяется автоматически при вводе. Если эти данные можно интерпретировать как число, программа Excel так и делает. В противном  случае данные рассматриваются как текст. Ввод формулы всегда начинается с символа   « = »  (знака равенства).

Ввод текста и чисел. Ввод данных осуществляют непосредственно в текущую ячейку или в строку формул, располагающуюся в верхней части окна программы непосредственно под панелями инструментов. Место ввода отмечается текстовым курсором.

Чтобы завершить ввод, сохранив введенные данные, используют кнопку Enter в строке формул или клавишу ENTER. Чтобы отменить внесенные изменения и восстановить прежнее значение ячейки, используют кнопку Отмена в строке формул или клавишу ESC. Для очистки текущей ячейки или выделенного диапазона проще всего использовать клавишу DELETE.

Форматирование содержимого ячеек. Текстовые данные по умолчанию выравниваются по левому краю ячейки, а числа — по правому. Чтобы изменить формат отображения данных в текущей ячейке или выбранном диапазоне, используют команду Формат > Ячейки. Вкладки этого диалогового окна позволяют выбирать формат записи данных (количество знаков после запятой, указание денежной единицы, способ записи даты и прочее), задавать направление текста и метод его выравнивания, определять шрифт и начертание символов, управлять отображением и видом рамок, задавать фоновый цвет.

 

2. Применение электронных  таблиц для расчетов

Итоговые вычисления

Итоговые вычисления предполагают получение числовых характеристик, описывающих определенный набор данных в целом. Например, возможно вычисление суммы значений, входящих в набор, среднего значения и других статистических характеристик, количества или доли элементов набора, удовлетворяющих определенных условиям. Проведение итоговых вычислений в программе Excel выполняется при помощи встроенных функций. Особенность использования таких итоговых функций состоит в том, что при их задании программа пытается «угадать», в каких ячейках заключен обрабатываемый набор данных, и задать параметры функции автоматически.

Использование надстроек

Надстройки – это специальные средства, расширяющие возможности программы Excel. Подключить или отключить установленные надстройки можно с помощью команды Сервис > Надстройки.

Рассмотрим основные надстройки:

Пакет анализа. Обеспечивает дополнительные возможности анализа наборов данных. Выбор конкретного метода анализа осуществляется в диалоговом окне Анализ данных, которое открывается командой Сервис > Анализ данных.

Автосохранение. Эта надстройка обеспечивает режим автоматического сохранения рабочих книг через заданный интервал времени. Настройка режима автосохранения осуществляется с помощью команды Сервис > Автосохранение.

Мастер суммирования. Позволяет автоматизировать создание формул для суммирования данных в столбце таблицы. При этом ячейки могут включать в сумму только при выполнении определенных условий. Запуск мастера осуществляется с помощью команды Сервис > Мастер > Частичная сумма.

Мастер подстановок. Автоматизирует создание формулы для поиска данных в таблице по названию столбца и строки. Мастер позволяет произвести однократный поиск или предоставляет возможность ручного задания параметров, используемых для поиска. Вызывается командой Сервис > Мастер > Поиск.

Мастер Web-страниц. Надстройка преобразует набор диапазонов рабочего листа, а также диаграммы в Web-документы, написанные на языке HTML. Мастер запускается с помощью команды Файл > Сохранить в формате HTML и позволяет как создать новую Web-страницу, так и внести данные с рабочего листа в уже существующий документ HTML.

 

Контрольные вопросы:

  1. Документ Excel называется?
  2. Что образуют пересечение строк и столбцов?
  3. Ввод формулы всегда начинается с символа?
  4. Перечислите основные надстройки, дайте им определения?
  5. Какие типы диаграмм вы знаете?
  6. Что представляет собой диаграмма?

 

Лекция № 8

Тема: Основные понятия баз данных.

Цель: Ознакомить с общими понятиями баз данных и работой с ними.

План:

1. Основные понятия баз данных.

2. Проектирование баз данных.

3. Работа с СУБД Microsoft Access.

 

1. Основные понятия  баз данных

Веками человечество накапливало знания, навыки работы, сведения об окружающем нас мире, другими словами — собирало информацию. Вначале информация передавалась из поколения в поколение в виде преданий и устных рассказов. Возникновение и развитие книжного дела позволило передавать и хранить информацию в более надежном письменном виде.

Открытия в области электричества привели к появлению телеграфа, телефона, радио, телевидения — средств, позволяющих оперативно передавать и накапливать информацию. Развитие прогресса обусловило резкий рост информации, в связи с чем вопрос о ее сохранении и переработке становился год от года острее.

С появлением вычислительной техники значительно упростились способы хранения, а главное, обработки информации. Развитие вычислительной техники на базе микропроцессоров привело к совершенствованию компьютеров и программного обеспечения. Появились программы, способные обработать большие потоки информации. С помощью таких программ в настоящее время создаются информационные системы. Целью любой информационной системы является обработка данных об объектах и явлениях реального мира и предоставление нужной человеку информации о них. Такие программы называются СУБД.

База данных — это организованная структура, предназначенная для хранения информации. Системы управления базами данных (СУБД) позволяют размещать в своих структурах не только данные, но и методы (то есть программный код), с помощью которых происходит взаимодействие с потребителем или с другими программно-аппаратными комплексами. Таким образом, в современных базах данных хранятся не только данные, но и информация.

С понятием базы данных тесно связано понятие системы управления базой данных. 
Это комплекс программных средств, предназначенных для создания структуры новой 
базы, наполнения ее содержимым, редактирования содержимого и визуализации информации. Под визуализацией информации базы понимается отбор отображаемых данных в соответствии с заданным критерием, их упорядочение, оформление и последующая выдача на устройство вывода или передача по каналам связи.

 

2. Проектирование баз  данных

Режимы работы с базами данных

Обычно с базами данных работают две категории исполнителей. Первая категория – проектировщики. Их задача состоит в разработке структуры таблиц базы данных и согласовании ее с заказчиком. Кроме таблиц проектировщики разрабатывают и другие объекты базы данных, предназначенные, с одной стороны, для автоматизации работы с базой, а с другой стороны – для ограничения функциональных возможностей работы с базой.

Вторая категория исполнителей, работающих с базой – пользователи. Они получают исходную базу данных от проектировщиков и занимаются ее наполнением и обслуживанием. В общем случае пользователи не имеют средств доступа к управлению структурной базы – только к данным, да и то не ко всем, а к тем, работа с которыми предусмотрена на конкретном рабочем месте. 

Система управления базами данных имеет два режима работы: проектировочный и пользовательский. Первый режим предназначен для создания или изменения структуры базы и создания ее объектов. Во втором режиме происходит использование ранее подготовленных объектов для наполнения базы или получения данных их нее.

Разработка технического задания

Техническое задание на проектирование базы данных должен предоставить заказчик. Для этого он должен владеть соответствующей терминологией и знать технические возможности основных систем управления базами данных. Но на практике такое положение встречается не всегда. Поэтому используют следующие подходы:

  • демонстрируют заказчику работу аналогичной базы данных, после чего согласовывают спецификацию отличий;
  • если аналога нет, выясняют круг задач и потребностей заказчика, после чего помогают ему подготовить техническое задание.

При подготовке технического задания составляют:

  • список исходных данных, с которыми работает заказчик;
  • список выходных данных, которые необходимы заказчику для управления структурой своего предприятия;
  • список выходных данных, которые не являются необходимыми для заказчика, но которые он должен предоставлять в другие организации.

При этом очень важно не ограничиваться взаимодействием с головным подразделением заказчика, а провести обсуждение со всеми службами и подразделениями, которые могут оказаться поставщиками данных в базу или их потребителями.

 

3. Работа с СУБД Microsoft Access

СУБД Microsoft Access предоставляет несколько средств создания каждого из основных объектов базы. Эти средства можно классифицировать как:

  1. ручные (разработка объектов в режиме конструктора)
  2. автоматизированные (разработка с помощью программ -мастера)
  3. автоматические – средства ускоренной разработки простейших объектов

 

Методической особенностью изучения программы Microsoft Access является тот факт, что в учебных целях для создания разных объектов целесообразно пользоваться разными средствами.

  1. При разработке учебных таблиц и запросов рекомендуется использовать ручные средства – работать в режиме конструктора. Использование мастеров ускоряет работу, но не способствует освоению понятий и методов.
  2. При разработке учебных форм, отчетов и страниц доступа наоборот лучше пользоваться автоматизированными средствами, предоставляемыми мастерами. Это связано с тем, что для данных объектов большую роль играет внешний вид.

 

Контрольные вопросы:

  1. Для чего предназначена БД?
  2. Перечислите свойства полей БД?
  3. С какими типами данных работает БД?
  4. Объектами БД являются?
  5. Какие используются средства для создания объектов базы?
  6. Какие существуют виды запросов?

 

 

Лекция № 9

Тема: Виды компьютерной графики.

Цель: Ознакомить с общими понятиями компьютерной графики, области их применения. Выделить основные виды компьютерной графики.

План:

  1. Определение и основные задачи компьютерной графики.
  2. История развития компьютерной графики.
  3. Области применения компьютерной графики.
  4. Виды компьютерной графики.

 

  1. Определение и основные задачи компьютерной графики

При обработке информации, связанной с изображением на мониторе, принято выделять три основных направления: распознавание образов, обработку изображений и машинную графику.

Основная задача распознавания образов состоит в преобразовании уже имеющегося изображения на формально понятный язык символов. Распознавание образов или система технического зрения (COMPUTER VISION) – это совокупность методов, позволяющих получить описание изображения, поданного на вход, либо отнести заданное изображение к некоторому классу (так поступают, например, при сортировке почты). Одной из задач COMPUTER VISION является так называемая скелетизация объектов, при которой восстанавливается некая основа объекта, его «скелет».

Обработка изображений (IMAGE PROCESSING) рассматривает задачи в которых и входные и выходные данные являются изображениями. Например, передача изображения с устранением шумов и сжатием данных, переход от одного вида изображения к другому (от цветного к черно–белому) и т.д. Таким образом, под обработкой изображений понимают деятельность над изображениями (преобразование изображений). Задачей обработки изображений может быть как улучшение в зависимости от определенного критерия (реставрация, восстановление), так и специальное преобразование, кардинально изменяющее изображения.

При обработке изображений существует следующие группы задач:

Ограничимся работой только с цифровым изображением. Цифровые преобразования по цели преобразования можно разделить на два типа:

  • реставрация изображения - компенсирование имеющегося искажения (например, плохие условия фотосъемки);
  • улучшение изображения - это искажение изображения с целью улучшения визуального восприятия или для преобразования в форму, удобную для дальнейшей обработки.

Компьютерная (машинная) графика (COMPUTER GRAPHICS) воспроизводит изображение в случае, когда исходной является информация неизобразительной природы. Например, визуализация экспериментальных данных в виде графиков, гистограмм или диаграмм, вывод информации на экран компьютерных игр, синтез сцен на тренажерах.

Информация о работе Лекции по "Информатике"