Лекции по "Информационной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 23:34, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Информационные процессы в экономике и объективная необходимость их автомати-зации.
1. Информационный ресурс как основа информатизации экономической деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ по ИСЭ, Смоленск.DOC

— 112.00 Кб (Скачать файл)

Тема 1. Информационные процессы в экономике и объективная  необходимость их автоматизации.

1. Информационный ресурс  как основа информатизации экономической  деятельности.

Информационный ресурс – материальная база включающая наблюдения, статистика, варианты, диагнозы  знания, факты, данные и т.д. накопленные человечеством в процессе его производственной, хозяйственной, финансовой, бухгалтерской, маркетинговой и т.д. видах деятельности, записанные на машинных и др. носителях.

Информатизация общества – организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

2. Понятие и классификация  ИС и информационных технологий (АИТ) в экономике.


 

 

 

 

 

ОУ – объект управления   УО – управляющий орган

Информационная система – совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной связи экономического объекта, методов, средств и специалистов, участвующих в многоаспектных процедурах преобразования информации и принятия управленческих решений.

Разновидности ИС:

1. С ручной технологией процесса управления.

2. ИС с человеко-машинной технологией  процесса управления (АИС). Подразделяются  по ряду признаков:

- по уровням управления (общегосударственные,  ИС государственного значения  к пр. при МИНФИне, отраслевые, АСУ предприятий, организаций  и т.д.)

- по характеру объекта управления (ИС технологическими процессами, ИС организационного управления, интегрированные ИСУ 

- по функциональному назначению (автоматизированная система государственной  статистики АСГС, АС финансовых  расчетов, АС казначейства, АИС налоговой системы)

- по характеру производства (ИСУ  для предприятий с непрерывным  типом производством, с дискретным)

- по территориальному признаку (ИСУ города, района, области, республики, края и т.д.)

- по преимущественному назначению  основных элементов системы (информационно-поисковые, информационно-управляющие, интегрированные системы обработки данных ИСОД, коммуникационные или диспетчерские, оптимизирующие, прогнозирующие)

- по способу организации информационной  базы системы и ее техническая  оснащенность (централизованная и децентрализованная или пофайловая организация базы данных - используют распределенную (локальную) организацию информационного фонда; как отдельные локальные массивы с интегрированной организаций информационного фонда).

Технология - процесс преобразования объекта из одного качества в другое.

Информационные технологии – совокупность способов и методов, процессов преобразования информации.

АИТ – это системно организованная для решения задач управления совокупность методов, средств и способов преобразования информации на базе использования современных ЭВМ, ЭММ, средств связи и передачи информации.

Классификация АИТ:

- по способу реализации в  АИС (традиционные, новые ИТ)

- по степени охвата задач  управления (электронная обработка  данных, автоматизация функций управления (анализ себестоимости, издержек), поддержка принятия решений, электронный офис, экспертная поддержка)

- по классу реализуемых технологических  операций (работа с текстовыми  редакторами, с табличным процессом, с СУБД, с графическими объектами, гипертекстовые системы)

- по типу пользовательского  интерфейса (пакетные, диалоговые, сетевые)

- по способу построения сети (локальные, многоуровневые, распределенные)

- по обслуживаемым предметным областям (АИТ бух. учета, налогов и т.д.)

3. АРМ экономиста пользователя.

АРМ- совокупность аппаратных, программных, методических и языковых средств, обеспечивающих автоматизацию функций пользователя в некоторой предметной области и обеспечивающих его информационные и вычислительные потребности используя программные, информационные, технические, эргономические и другие виды обеспечения системы.

Функции АРМ: Информационно-справочное обслуживание.

    1. Учет, контроль, анализ и прогнозирование на рабочем месте пользователя.

Архитектура АРМ: 1. на базе больших универсальных ЭВМ. 2. на базе малых ЭВМ специального назначения. 3. на базе массового ПК

Принципы создания АРМ: 1. максимальной ориентации на конечного пользователя.  2.проблемной ориентации. 3. соответствия информационных потребностей пользователей. 4. творческого постоянного контакта разработчиков АРМ и их потенциальных пользователей.

АРМ на базе ПЭВМ обеспечивает: 1. более низкую стоимость проектирования АРМ. 2. возможность расширения сферы применения за счет простоты изменения состава пакетов прикладных программ. 3. простоту, удобство по отношению к пользователю. 4. простоту адаптации АРМ к конкретным функциям пользователя. 5. компактность размещения и невысокие требования к условиям эксплуатации. 6. высокою надежность и живучесть.7. возможность поэтапного внедрения АРМ.

Структура АРМ: 1. функциональная часть – которая реализует отдельные задачи или комплексы задач данной функциональной принадлежности. 2. обеспечивающая – включает набор средств, позволяющих эффективно решать задачи функциональной части (информационное обеспечение, ПО, техническое, эргономическое, лингвистическое и т.д)

Тема 2. Методика создания автоматизированных систем и технологий в экономических  объектах.

1. Структурная и   функциональная организация ИСП.

АИС с точки зрения их структурного построения могут быть представлены как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой подсистем таких как технико-экономического, оперативно-календарного планирования, оперативного управления, бух.учета и т.д.

С точки зрения компьютерной реализации АИС: 1. представляет собой человеко-машинную систему, предназначенную для совершенствования управления предприятием на базе широкого использования современных ЭВМ, ЭММ и средств связи и передачи данных. 2. предназначена для совершенствования управления предприятием. 3. на базе современных ЭВМ, ЭММ, средств связи.

Каждая функциональная подсистема имеет свой состав комплекс задач и информации, предназначенный  для реализации определенных функций управления:

- для промышленного предприятия наиболее распространенными является подсистема технико-экономического планирования, состав задач: 1. прогнозирование годовой производственной программы с разбивкой ее по кварталам и с учетом рынка этой продукции. 2. расчет финансового плана. 3. Расчет себестоимости продукции. 4. Расчет календарно-плановых норм  активов.

- подсистема оперативного планирования: 1. разработка месячных производственных  программ цехам и участкам. 2. разработка  графика запуска, выпуска продукции. 3. расчет запасов цехам и участкам.

- подсистема материально-технического  снабжения и сбыта: 1. формирование  портфеля заказов. 2. Установление  хозяйственных связей между   предприятием и другими комплектующими  их предприятиями. 3. разработка плана потребностей материала на производственную программу. 4. расчет спецификации.

- подсистема оперативного управления: 1. комплекс задач по анализу  прибыли, себестоимости, рентабельности

- подсистема оперативного учета: 1. учет незавершенного производства, межцеховых запасов, движения  деталей внутри цеха, между цехами. 2. оперативный учет выполнения плана по номенклатуре и объему.

- подсистема бухгалтерского учета: 1. учет основных средств, материальных  ценностей, издержек производства, готовой продукции. 2. разработка главной книги и всех отчетных документов таких как оборотные ведомости, сальдовые ведомости, разработка баланса и его приложений.

    • подсистема управления кадрами

2. Теоретические и  организационные принципы создания  ИС и ИТ.

Принципы: 1. Системный подход –  при проектировании АРМ, АИС , ИТ должны основываться на системном анализе как ОУ, так и УО и всей системы в целом. 2. Четкое  определение взаимосвязанной системы экономических показателей и методология планирования и управления производством при построении АИС предприятия. 3. рациональный выбор функциональных задач. 4. Организация функционирования АИС в двух режимах: обычном временном  (по графику) и реальном масштабе времени. 5. интеграция массивов данных, их обработки и решения задач. 6. оптимизации процесса управления. 7. типизация программного, информационного и технического обеспечения.

3. Стадии и этапы создания, внедрения  и функционирования ИС и ИТ. Методы ведения проектировочных работ.

Стадии:

1. Предпроектная. Этапы: 1.Разработка программы обследования  предприятия. 2.Обследование предприятия (методы бесед, наблюдение, непосредственного участия, анкетирование, расчетно-аналитический). 3.Изучение и анализ собранных потоков информации в результате обследования (горизонтальный, вертикальный, смешанный). 4. Разработка информационной модели экономического объекта. 5. Разработка технико-экономического обоснования и технического задания на проектируемую АИС.

2. Проектирование. 1. Техническое  проектирование (разработка технического  проекта). 2. Рабочее проектирование (разработка рабочего проекта). Иногда осуществляется в один этап – техно-рабочее проектирование.

3. Внедрение.1. Подготовка  условных данных для опытной  апробации задач системы . 2. Опытная  апробация системы. 3. Корректировка  проектной документации по результатам опытной апробации. 4. Внедрение системы в промышленную эксплуатацию.

Методы проектирования. Подходы  к проектированию АИС:

1. Оригинальный (индивидуальный). 2. Групповой. 3. Типовых проектных  решений. 4. Автоматизации проектирования (основные методы: блочное проектирование, идея которого заключается в разделении каждой из обеспечивающих подсистем, на отдельные блоки, т.е. комплексы документов, вычислительные, блок связи, блок передачи данных и последовательной типизации и стандартизации этих блоков АИС; пакетное проектирование, которое является закономерным развитием блочного проектирования, однако в отличии от блока пакет имеет наиболее развитую иерархическую структуру и предусматривает цикличность процесса на каждом уровне иерархии; модульное проектирование, которое представляет собой полный взаимоувязанный набор методу и средств для решения определенного узкого круга задач; тезаурусное, в основе которого лежит использование понятий и методик структурной лингвистики с целью комплексного анализа полного объема понятий, которым пользуются люди в процессе функционирования системы.

4. Роль экономиста  пользователя в создании ИС  и ИТ.

Роль экономиста пользователя сводится к непосредственному или опосредованному  участию во всех видах работ на каждом этапе и на каждой стадии создания и функционирования АИС. Основная роль в разработке постановки отдельных задач АИС.

5. Методика постановки  задач для последующего проектирования  ИС и ИТ в экономических  объектах:

1. Описание организационно-экономическую  сущность задачи. 2. Описание форм  входных, выходных и нормативно-справочных документов. 3. Описание файлов входных, выходных и нормативно-справочных документов. 4. Разработка алгоритма решения задачи. 5. Подготовка контрольного примера для опытной апробации. 6. Выдача описания форм выходного документа в формульном и расчетном виде.

Тема 3. Информационное обеспечение  ИС и ИТ в экономике.

1. Информационное обеспечение,  его цели и задачи. Структура  информационного обеспечения.

Совокупность сведений об управляемом  объекте, а так же методов и  средств сбора, классификации, поиска, обновления и обработки информации в АИС. ИО включает: 1. Состав информации, т.е. перечень информационных единиц, таких как показатель, реквизит, документ, сообщение и т.д. 2. Структуру информации и закономерности ее преобразования, т.е правила построения показателей, документов, файлов и т.д. 3. Характеристика движения информации, т.е. количественные оценки потоков информации, кие как объем, интенсивность, маршрут исследования. 4. Характеристика качественной информации, такие как полезность, полнота, своевременность, достоверность и др.

Структура ИО: 1. Внемашинное ИО, включает информационную модель предприятия, унифицированную систему документации, систему классификации и кодирования информации. 2. Внутримашинное ИО, включает системы банков и баз данных, системы сбора , преобразования и передачи информации.

2. Классификаторы и  коды, характеристика локальных  и отраслевых классификаторов  и единой системы классификации  и кодирования – ЕСКК. Штриховое  кодирование, его виды и области применения.

Классификация – разделение множества предметов, явлений, процессов на отдельные подмножества по общим признакам сходства или различия. Документ, который отражает законы классификации – классификатор.

Основные требования классификации  и кодирования являются: постоянство признаков деления на каждом уровне классификации, полнота охвата всех групп классифицируемого множества элементов, достаточная гибкость, т.е. возможность внесения изменений при появлении новых и расширении существующих группировок, взаимное исключение, т.е. для каждого элемента должно предназначаться только одно определенное место в классификаторе, простота и логичность построения группировок, последовательность расположения элементов и их признаков в порядке возрастания и сложности.

Информация о работе Лекции по "Информационной экономике"