Межпредметные связи в школьном курсе информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 12:46, курсовая работа

Краткое описание

Целесообразно выдвинуть гипотезу исследования о том, что применение межпредметных связей на уроках информатики позволит повысить познавательный интерес, активизировать мыслительные процессы у учащихся.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы, необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретический материал. Определить роль и возможности межпредметных связей в преподавании школьного курса «Информатика и ИКТ».
Разработать планы-конспекты уроков по предмету «Информатика и ИКТ» с применением межпредметных связей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ 5
1.1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ 5
1.2. ФУНКЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ 9
1.3. ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ 11
1.4. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 14
1.5. ПЛАНИРОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ 17
ГЛАВА 2. КОНСПЕКТЫ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ И МАТЕМАТИКЕ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Вложенные файлы: 1 файл

Межпредметные связи в школьном курсе информатики.doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)
  1. y =

Критерии оценивания:

  1. Оценка «5» ставится в случае, если учащийся выполнил все задания без ошибок.
  2. Оценка «4» ставится в случае, если учащийся выполнил два задания без ошибок.
  3. Оценка «3» ставится в случае, если учащийся выполнил хотя бы одно задание без ошибок.
  4. Оценка «2» ставится в случае, если учащийся не смог правильно выполнить ни одного задания.

 

Конспект урока 3 (2 часа)

Тема: «Вычисление  площадей с помощью интегралов» 

Цели урока:

Образовательные:

  • знать общую схему и особенности вычисления площадей с помощью интегралов;
  • уметь проводить формализацию задачи.

Воспитательная:

  • воспитание трудолюбия.

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса;
  • развитие самостоятельности при работе с методическим материалом;
  • формирование информационной культуры.

Методы обучения:

 

  1. Проверочная работа;
  2. Практическая работа.

План  урока:

 

  1. Организационный момент (3 мин)
  2. Объявление целей урока (3 мин)
  3. Практическая работа (30 мин)
  4. Самостоятельная работа (40 мин)
  5. Подведение итогов (4 мин)

 

Ход урока отображен в табл. 6.

 

Таблица 6

Ход урока

 

Учитель

Ученики

Тетрадь

Здравствуйте.

Садитесь.

Здравствуйте.

 

Тема нашего сегодняшнего урока «Вычисление площадей с помощью интегралов».

 

Вычисление площадей с помощью  интегралов

Первый урок будет посвящен разбору примеров, после чего на втором уроке вы будете самостоятельно вычислять площади с помощью интегралов.

   

Сейчас я вам выдам раздаточный материал, в котором подробно описан ход вычисления площадей. Внимательно изучите и поэтапно выполните то, что от вас требуется. Если кто-то выполняет задание раньше, он может приступать к задачам для самостоятельного решения, которые приведены в конце раздаточного материала.

Ученики берут раздаточный материал, садятся за компьютеры и начинают работать.

Задача 1. Найти площадь фигуры,

ограниченной параболами у = х2, у = 2х-х2 и осью

Ох.

Построим графики функций у - х2, у = 2х - х2

и найдем абсциссы точек пересечения  этих графиков

из уравнения х2 = 2х - х2. Корни этого уравнения х1 = 0, х2 = 1. Данная фигура изображена на рис. 2.2.

Из рисунка видно, что фигура состоит из двух

криволинейных трапеций.

Следовательно, искомая площадь равна сумме

площадей этих трапеций:

S = = 1

 

Задача 2. Найти площадь S фигуры,

ограниченной отрезком оси Ох и графиком

функции у = cos x на этом отрезке.

Заметим, что площадь данной фигуры равна площади

фигуры, симметричной данной относительно оси Ох,

изображенной на рис. 2.3, т.е. площади  фигуры,

ограниченной отрезком оси Ох и графиком


 

   

Таблица8 (продолжение)

Учитель

Ученики

Тетрадь

   

функции y = - cosx на отрезке  . На этом отрезке

 

- cosx 0, и поэтому

S = = 2

В общем, если f(x) 0 на отрезке [а; b], то

площадь S криволинейной трапеции равна

S =

Задача 3. Найти площадь S фигуры,

ограниченной параболой у = х2 +1 и прямой

 у = х + 3

Построим графики функций у = х2+1 и у = х + 3 .

Найдем абсциссы точек пересечения  этих графиков из

уравнения х2 +1 = х+3. Это уравнение имеет корни

x1 = -1, х2 = 2. Фигура, ограниченная графиками

данных функций, изображена на рис. 2.4.

Из этого рисунка видно, что  искомую площадь можно

найти как разность площадей S1 и S2 двух трапеций,

опирающихся на отрезок [-1;2], первая из которых

ограничена сверху отрезком прямой у = x + 3, а

вторая - дугой параболы у = х2 +1. Так как

S1 = S2 = , то

S = S1 – S2 =

 

Используя свойство первообразных, можно

записать S в виде одного интеграла:

S=

В общем, площадь фигуры равна:

S =

Эта формула справедлива для  любых

непрерывных функций f1(x) и f2(х) (принимающих

значения любых знаков), удовлетворяющих условию

Задача 4. Найти площадь S фигуры,


 

 

 

Таблица 8 (продолжение)

 

Учитель

Ученики

Тетрадь

   

ограниченной параболами у = х2 и  у = 2х2 -1.

   

Построим данную фигуру, которая  изображена

   

на рис. 2.5, и найдем абсциссы точек  пересечения

   

парабол из уравнения х2 = 2х2 -1.

   

Это уравнение имеет корни x1,2=

   

Воспользуемся формулой (1). Здесь f1(x) = 2x2 -1,

   

f2(х) = х2.

   

S =

   

Конец первого урока. Все справились? (Подходит к тем, кто не успел и ищет ошибку, указывает на нее, но не исправляет.)

Все успели?

Нет.

Да.

 
 
 
 
 
 
 

Начало второго урока. Переходим к решению самостоятельных задач. Внимательно ознакомьтесь и приступайте к решению. Задания выполняете в той же форме, как и примеры. При затруднениях поднимайте руку, я подойду.

Делают самостоятельно.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Итак, все успели? Сейчас я подойду к каждому и проверю решение.

Да.

 
   
   
   
   

Раздаточный материал

(из учебника «Алгебра  и начала анализа». Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др.)

Задача 1. Найти площадь фигуры, ограниченной параболами у = х2, у=2х-х2 и осью Ох.

Построим графики функций  у = х2, у = 2х-х2 и найдем абсциссы точек

пересечения этих графиков из уравнения х2 =2х – х2. Корни этого уравнения х1= 0, х2 = 1. Данная фигура изображена на рис. 2


 

 

Рисунок 2. Фигура, ограниченная параболами у = х2, у = 2х — х2 и осью Ох

Из рисунка видно, что  фигура состоит из двух криволинейных  трапеций. Следовательно, искомая площадь равна сумме площадей этих трапеций

S =

Задача 2. Найти площадь S фигуры, ограниченной отрезком оси Ох и графиком функции у = cos x на этом отрезке.

Заметим, что площадь  данной фигуры равна площади фигуры, симметричной данной относительно оси Ох, изображенной на рис. 3,

Рисунок 3 Фигура, ограниченная отрезком

и графиком функции у= cosx

т.е. площади фигуры, ограниченной отрезком оси Ох и графиком функции y = -cosx на отрезке . На этом отрезке – cos x > 0, и поэтому

S =

= 2

 

Задания для самостоятельной работы.

Найти площадь фигуры, ограниченной:

  1. Параболой у = 4х - х2, прямой у = 4 - х и осью Ох.
  2. Параболой у = 3х2, прямой y = 1,5х + 4,5 и осью Ох.
  3. Графиками функций у = , у = (х-2)2 и осью Ох.
  4. Графиками функций у = х3 , у =2 х – х2 и осью Ох.
  5. Графиком функции y = sin x, отрезком [0;π] оси Ох и прямой,проходящей через точки (0;0) и

6. Графиками  функций у = sinx, у = cos x и отрезком оси.

 

Заключение

В данной курсовой работе рассмотрены такие вопросы как: понятие межпредметные связи их классификация, функции и реализация в учебном процессе. Межпредметные связи позволяют вычленить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой деятельности учащихся.

Межпредметные связи  влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей.

Улучшение системы многосторонних межпредметных связей предполагает и совершенствование путей их реализации:

  • планирование этой работы в школе,
  • координацию деятельности всех участников педагогического процесса;
  • эффективное использование межпредметных (комплексных) семинаров, экскурсий, конференций, расширение практики сдвоенных уроков, на которых могут решаться узловые мировоззренческие проблемы средствами различных учебных предметов и наук одновременно, с участием двух или нескольких учителей.

Результатом курсовой работы стала разработка планов-конспектов интегрированных уроков математики и информатики, раздаточный материал  карточки-задания для самостоятельной работы школьников.

 

Список использованных источников

 

  1. Гурьев А.И. Межпредметные связи - теория и практика [Текст]/А.И. Гурьев // Наука и образование - Горно-Алтайск, 1998 - №2. - 204 с.
  2. Гурьев А.И. Методологические основы построения и реализации дидактической системы межпредметных связей в курсе физики средней школы: дис. д-ра пед. наук.[Текст]/А.И. Гурьев, Челябинск, 2002. – 372с.
  3. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. [Текст]/П.Г. Кулагин, М.: Просвещение, 1982. – 189с.
  4. Леонова Е.А. Реализация межпредметных связей при формировании содержания школьного курса информатики на основе технологического подхода [Электронный ресурс]/Е.А. Леонова, http://www.bytic.ru/cue99M/eyd2uxxp.html
  5. Леонова Е.А. Реализация межпредметных связей при формировании содержания школьного курса информатики на основе технологического подхода [текст]/ Е.А. Леонова// Инфо 2003, № 4. С. 30 - 35.
  6. Лошкарева Н.А. О понятии и видах межпредметных связей [текст]/Н.А. Лошкарева // педагогика. - М., 1972. - №6 - С.48-56.
  7. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. [текст]/В.Н. Максимова, М.: Просвещение, 1988. – 192с.
  8. Максимова В.Н. Сущность и функции межпредметных связей в целостном процессе обучения: дис. д-ра пед. наук. [текст] Л., 1981. – 446с.
  9. Межпредметные связи в учебном процессе. / Под. ред. Дмитриев С.Д. -Киров - Йошкар-Ола: Кировский гос. пед. ин-т, 1978. – 80с.
  10. Словари:: Словарь педагогических терминов http://voc.metromir.ru/pedagogichvoc/id949/
  11. Смирнова М.А. Теоретические основы межпредметных связей. [текст]/М.А. Смирнова, М.: Просвещение, 2006. – 204с.
  12. Федорец Г.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. [текст]/Г.Ф. Федорец, СПб.: изд-во СПбГУ, 1994. – 250с.
  13. Федорова В.Н. Межпредметные связи [текст] / В. Н. Федорова, Д. М. Кирюшин. М.: Педагогика, 1972. – 446с
  14. Черкес-Заде Н.М. Межпредметные связи как усовершенствования учебного процесса: автореф. дис. канд. пед. наук. [текст]/Н.М. Черкес-Заде. М., 1968. 23 с.



Информация о работе Межпредметные связи в школьном курсе информатики