Место и роль информационных технологий в жизни современного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 12:43, реферат

Краткое описание

Благодаря простоте и компактности устройства, удобству манипуляций при передаче и приёме и, главное, быстродействию телеграф Морзе в течение полустолетия был наиболее распространённой системой телеграфа, применявшейся во многих странах. Передача на расстояние неподвижных изображений осуществил в 1855 году итальянский физик Дж. Казелли. Сконструированный им аппарат мог передавать изображение текста, предварительно нанесённого на фольгу. С открытием электромагнитных волн Максвелом и экспериментальным установлением их существования Герцем началась эпоха развития радио. Русский учёный Попов сумел впервые передать по радиосвязи сообщение в 1895 году. В 1911 г. русский учёный Розинг осуществил первую в мировой практике телевизионную передачу.

Содержание

Введение
1.Современные тенденции информатизации
1.1. Информационное общество
1.2. Взгляд на современные тенденции
2. Факторы тормозящие развитие информационного общества
2.1 Проблема «цифрового неравенства»
2.2. Правовое регулирование
2.3 Личность в условиях информатизации
2.4 Информация как оружие. Информационные войны.
3. Перспективы развития информационного общества
3.1 Информационный мир
3.2 Основные модели развития информационного общества
3.3 Возможные направления развития информационного общества
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Sam_Referat.docx

— 54.57 Кб (Скачать файл)

Новосибирский национальный исследовательский государственный университет

 

 

 

 

 

 

 

Место и роль информационных технологий в жизни

современного общества.

 

 

 

 

 

Подготовил: Данн Константин Юрьевич,

1 курс юридического факультета,

группа 12922.

Руководитель: Редькина  Наталья Степанова

 

 

 

 

г. Новосибирск

2012 год

 

Содержание

Введение

1.Современные тенденции  информатизации

1.1. Информационное общество

1.2. Взгляд на современные тенденции

2. Факторы тормозящие развитие информационного общества

2.1 Проблема «цифрового  неравенства»

2.2. Правовое регулирование

2.3 Личность в условиях  информатизации

2.4 Информация как оружие. Информационные войны.

3. Перспективы развития  информационного общества

3.1 Информационный мир

3.2 Основные модели развития  информационного общества

3.3 Возможные направления  развития информационного общества

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

К обмену новостями или информацией люди стремились во все времена, даже в доисторические. Общение между людьми начиналось с отдельных звуков, жестов, мимики, затем посредством криков люди передавали информацию на расстояние. В Персии в VI веке до н.э. рабы стояли на высоких башнях и звучными голосами, криками передавали сообщения от одного к другому. В боевых условиях приказы передавались по цепочке, состоящей из воинов, на расстоянии передавались условными знаками сообщения. В Древнем Китае пользовались гонгами, а аборигены Африки и Америки пользовались деревянными барабанами-тамтамами, ударяя по ним то быстрее, то медленнее, то с разной силой, комбинируя звуки, можно было передавать известия с достаточной быстротой и на значительные расстояния. Звуковая сигнализация сохранялась многие столетия. Благодаря "барабанному телеграфу" сведения о продвижении неприятельских войск распространялись на значительные расстояния и опережали официальные донесения курьеров. Средством звуковой сигнализации были также рожки, трубы, колокола, а после изобретения пороха - выстрелы из ружей и пушек. Колокольный звон на Руси возвещал о пожаре, о торжествах и печали. По мере развития человеческого общества звуковую сигнализацию постепенно оттесняла более совершенная - световая. Исторически первым средством световой сигнализации были костры. Костры служили сигналом древним грекам, римлянам, карфагенам и русским казакам в крестьянской войне 1670 - 1671 г. К огневой сигнализации по ночам или к дымовой - днём из сырой травы или сырых веток широко прибегали на южных границах России сторожевые посты казаков. При появлении неприятеля в Запорожской Сечи пользовались цепочкой костров, сооружённых на возвышенных местах, возвещая о грозящей опасности. Летопись световой сигнализации была бы неполной без упоминания о том, что жителя архипелага, отделённого Магелановым проливом от южной оконечности Южно-американского материка, также пользовались сторожевыми кострами, что дало основание английскому мореплавателю Джеймсу Куку присвоить архипелагу название "Огненной Земли". Язык костров и зеркал был хотя и быстр, но очень беден. Костры несли мало информации; дополнительно посылались гонцы с необходимыми подробными сообщениями. Способ "факельного телеграфа", основанного на сообщениях, передаваемых факелами в промежутках между зубцами стен, что соответствовало определённой букве кода, также не нашло применения на практике. Французским механиком Клодом Шаппом был изобретён оптический, или семафорный, телеграф. Передача информации происходила с помощью вращения перекладины вокруг своей оси, прикрепленной к металлическому шесту на крыше башни. Русский механик-самоучка Иван Кулибин изобрёл систему семафорного телеграфа, которую он назвал "дальновещающей машиной", с оригинальным сигнальным алфавитом и слоговым кодом. Изобретение Кулибина было забыто царским правительством и в России пользовались изобретением французского инженера Шаппа. Открытие магнитных и электрических явлений привело к повышению технических предпосылок создания устройств передачи информации на расстояние. С помощью металлических проводов, передатчика и приёмника можно было проводить электрическую связь на значительное расстояние. Стремительное развитие электрического телеграфа требовало конструирования проводников электрического тока. Испанский врач Сальва в 1795 году изобрёл первый кабель, который представлял из себя пучок скрученных изолированных проводов. Решающее слово в эстафете многолетних поисков быстродействующего средства связи суждено было сказать замечательному русскому учёному П.Л. Шиллингу. В 1828 году был испытан прообраз будущего электромагнитного телеграфа. Шиллинг был первым, кто начал практически решать проблему создания кабельных изделий для подземной прокладки, способных передавать электрический ток на расстояние. Как Шиллинг, так и русский физик, электротехник Якоби пришли к выводу о бесперспективности подземных кабелей и о целесообразности воздушных проводящих линий. В истории электротелеграфии самым популярным американцем был Сэмюэл Морзе. Он изобрёл телеграфный аппарат и азбуку к нему, позволяющие с помощью нажатия на ключ передавать информацию на дальние расстояния. Благодаря простоте и компактности устройства, удобству манипуляций при передаче и приёме и, главное, быстродействию телеграф Морзе в течение полустолетия был наиболее распространённой системой телеграфа, применявшейся во многих странах. Передача на расстояние неподвижных изображений осуществил в 1855 году итальянский физик Дж. Казелли. Сконструированный им аппарат мог передавать изображение текста, предварительно нанесённого на фольгу. С открытием электромагнитных волн Максвелом и экспериментальным установлением их существования Герцем началась эпоха развития радио. Русский учёный Попов сумел впервые передать по радиосвязи сообщение в 1895 году. В 1911 г. русский учёный Розинг осуществил первую в мировой практике телевизионную передачу. Суть эксперимента состояла в том, что изображение преобразовывалось в электрические сигналы, которые с помощью электромагнитных волн переносились на расстояние, а принятые сигналы преобразовывались обратно в изображение. Регулярные телевизионные передачи начались в середине тридцатых годов нашего века. Долгие годы упорных поисков, открытий и разочарований было потрачено на создание и конструирование кабельных сетей. Скорость распространения тока по жилам кабеля зависит от частоты тока, от электрических свойств кабеля, т.е. от электрического сопротивления и ёмкости. По истине триумфальным шедевром прошлого века была трансатлантическая прокладка проводного кабеля между Ирландией и Ньюфаундлендом, производимая пятью экспедициями.

Но каковы же современные достижения в области информационных технологий? Каковы тенденции их развития? К чему мы стремимся в этой области? Это и есть цель и главный вопрос моего реферата.

 

 

1.Современные  тенденции информатизации

 

    1. Информационное общество

 

В теоретических работах, посвященных проблемам информационного общества, зачастую доминируют футуристические идеи, основанные на утопическом понимании воздействия технологий на общество. Между тем, формирование основ нового типа общества лишь до определенной степени определяется технологическими факторами. Важное воздействие на этот процесс оказывают преобразования в экономике, социальной структуре общества, политическом процессе, общественном сознании и т.п. Можно констатировать, что  в сегодняшнем массовом понимании информационное общество все-таки связывается, прежде всего, с техническими аспектами развития. Поэтому достаточно распространено мнение, что человечество уже  вступило в эпоху, которую можно считать  информационным обществом. Существуют иные мнения, согласно которым говорить о формировании информационного общества в настоящее время рано, несмотря на наличие технических предпосылок. Более того, есть вероятность, что такое общество вообще может не состояться без целенаправленного коллективного вмешательства.

 

    1. Взгляд на современные тенденции

 

 

 Несмотря на существенно разные представления о том, что такое информационное общество, и в чем оно должно заключаться, обсуждение проблем информатизации жизнедеятельности людей и ее связи с общественной эволюцией представляется одной из важнейших проблем современности, поскольку важно оценить альтернативы будущего развития и возможности влияния на ход событий. Следует отметить, что важнейшей современной тенденцией является развитие глобальных телекоммуникационных сетей и конвергенция на их основе самых разных телекоммуникационных услуг, в том числе и традиционных – телефонной связи, телевидения  и т.д.  Если в 1970 - 1980 годах   компьютерные сети существовали в основном рамках отдельных корпораций, ведомств и государственных структур, то с начала 1990-х годов, наблюдается развитие  сетей на новом глобальном уровне. Важнейшим катализатором этого процесса стало мировое признание компьютерной сети Интернет. Именно она смогла объединить миллионы людей и сотни стран, сократить географические расстояния и ликвидировать преграды для общения в различных областях науки, культуры и образования. Многократно испытанные преимущества Интернета практически во всем мире привели к постепенному переходу от развития собственных корпоративных или ведомственных сетей к построению открытых стандартизованных систем и их интеграции в Интернет. В настоящее время можно с полной уверенностью говорить о становлении всеохватывающей электронной среды для экономической деятельности, которая получила название «глобальная сетевая экономика». Компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут с меньшими затратами контактировать с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для осуществления торговли или обмена идеями. Разворачивающийся прогресс в формировании и расширении масштабов сетевой экономики обусловлен, во-первых, непрекращающимся развитием и быстрым распространением  информационно-коммуникационных технологий, а также постоянным снижением цен на их приобретение и использование, что повышает их доступность. Во-вторых, наблюдается значительное перемещение различных видов социально-экономической деятельности в электронную среду, которая уже сегодня представляет тысячи видов бизнеса. Унификация правил электронной торговли в мировом масштабе пока представляется отдаленной перспективой, но в этом направлении ведется сотрудничество по линии ряда международных организаций. Существенные трансформации происходят в массовом сознании. Наибольшее воздействие на этот процесс оказывают электронные СМИ и, прежде всего, Интернет. Выбор информационных продуктов и услуг сегодня богат как никогда, и за счет интерактивности  каждый может формировать собственное информационное «окружение» по своему вкусу и запросам..  Происходит конвергенция информационных и телекоммуникационных технологий на базе Интернета. В Интернете СМИ обретают совершенно новые формы (например, блоги), позволяющие обычным людям (очевидцам)  доносить неискаженные сведения  о событиях напрямую другим людям.  Происходит значительная активизация использования информационно-коммуникационных технологий в государственных органах, которая преследует две основные задачи. Во-первых, сделать государство более демократичным, информационно открытым, «прозрачным» для населения. С этой целью развивается область предоставления с помощью информационно-коммуникационных технологий ряда государственных услуг населению и бизнесу, создание массивов с государственной информацией, такой как статистика, своды законов, открытие государственными ведомствами своих сайтов в Интернете, призванных наладить более продуктивный диалог с общественностью. Во-вторых, за счет использования новых технологий повысить эффективность деятельности самих государственных органов. Однако, следует, признать, что зачастую реализация подобных услуг находится на низком уровне, а повышения эффективности деятельности не происходит, так как значительные ресурсы тратятся на поддержание информационной  инфраструктуры. Наряду с конвергенцией компьютерных и телекоммуникационных технологий вторая половина 90-х годов ознаменовалась массовым слиянием компаний, которое проходило, главным образом, в двух направлениях. Во-первых, начался процесс объединения фирм, занятых производством содержания (контента) и телекоммуникационных операторов, обладающих средствами  его доставки населению. Яркий пример – операторы мобильной связи, зарабатывающие на продаже развлекательного и делового контента суммы, сопоставимые с оплатой непосредственно самих услуг связи.  Во-вторых, происходит слияние компаний, владеющих различными частями информационной индустрии: производителей компьютерной техники, программного обеспечения, систем кабельного вещания, спутниковой и мобильной связи. Главной целью подобных объединений является увеличение капитала и повышение за счет этого конкурентоспособности. Как пример можно рассматривать такие компании, как «Microsoft» и «IBM», интегрирующие в себе множество подразделений, занимающихся разработкой аппаратных и программных средств, различного контента и т.д.

Информационное общество предъявляет повышенный спрос на множество информационно-насыщенных продуктов и услуг, передачу которых стало возможным осуществлять через электронные сети. Это создает основу развития дистанционных трудовых отношений, иначе называемых удаленной работой. Согласно некоторым оценкам, численность удаленно работающих сотрудников в США составляет порядка 20-25 процентов от общего числа. Удаленная работа имеет массу преимуществ, прежде всего, социально-экономических – отсутствие транспортных издержек, возможность получить работу в любом районе мира, расширение возможностей трудоустройства людей с ограниченными физическими возможностями.  Все более популярным становится дистанционное обучение.

 

         Новые технологии общения  посредством Интернета играют большую роль в современном мире. Различные сервисы и программное обеспечение предлагают возможности текстового и голосового общения, видеоконференций  и т.д. Электронная почта повсеместно используется для личной и деловой переписки.  В последние 5 лет  наблюдается бурный рост социальных сетей, предоставляющих возможности поиска людей, общения, обмена информацией,  создания различных виртуальных сообществ и т.д. Информатизация и компьютеризация требуют от людей новых навыков, новых знаний и нового мышления, призванных обеспечить адаптацию к условиям и реалиям компьютеризированного общества и обеспечить ему достойное место в этом обществе. Поэтому нельзя не согласиться с У. Мартином в том, что информатизация оказывает влияние на образ и качество жизни всех членов общества как на индивидуальном, так и на организационном уровне, на рабочем месте и в быту. Важную роль играет развитие современных наукоемких технологий, которые тесно связаны с информационной индустрией. Возрастающие объемы информации требуют более производительных вычислительных устройств, что в свою очередь тянет за собой развитие технологий производства микропроцессоров и других электронных компонентов. Для обеспечения более совершенного технологического процесса производства  создаются новые системы автоматического управления, искусственного интеллекта и т.д. Автоматизируются также процессы разработки и проектирования новых изделий, которые уже сейчас во многом выполняются с минимальным участием человека.  При этом коренным отличием информационного общества от индустриального является то, что автоматы самостоятельно начинают добывать и использовать знания (информацию) без участия человека. При индустриализации идет автоматизация ручного труда и, как следствие повышается уровень жизни людей. Информационное общество предполагает автоматизацию умственного труда, который ранее мог выполнять только человек.

Можно долго перечислять современные достижения в области информационных технологий, используемые в различных областях, однако, более важной задачей является оценка влияния этих достижений на современной общество и личность, а также анализ проблем, связанных с этими процессами.

 

 

 

 

2. Факторы тормозящие развитие информационного общества

Далее рассмотрены некоторые проблемы и противоречия, связанные с процессом информатизации и формирования информационного общества.

 

 

2.1 Проблема «цифрового неравенства»

Существенным явлением в рамках мирового информационного пространства является непропорциональное использование возможностей Интернета и информационно-телекоммуникационных технологий в целом. Происходит своеобразное разделение общества на тех, кто имеет возможность активно пользоваться компьютером, Интернетом и другими ресурсами и тех, кто не обладает ни техникой, ни соответствующими навыками. При этом разделение стран по этому признаку довольно точно коррелирует с общими экономическими показателями. В развитых странах Европы, Азии, США  доля активных пользователей компьютеров и Интернета значительно выше, чем в остальных. В странах Африки (за исключением ЮАР), доля активных пользователей не превышает нескольких процентов. Таким образом, доступ к информации и знаниям в настоящее время определяется общим экономическим развитием стран, что не стыкуется с идеями теоретиков информационного общества.

 

 

2.2. Правовое регулирование

Еще одной значимой проблемой является правовое регулирование в информационном пространстве и, прежде всего, в Интернете. Современные технологии предоставляют людям различные услуги в режиме «он-лайн», такие как  поиск информации, электронная торговля, дистанционное образование, взаимодействие с государственными структурами и т.д.  Однако при этом неизбежно возникают проблемы правового характера, связанные, например, распространением непристойных или запрещенных материалов, авторскими правами, мошенничеством, несанкционированным доступом к конфиденциальной информации.   Решение таки проблем требует государственного вмешательства в виде принятия соответствующих законов, регулирующих связанную с ним деятельность. Более того, учитывая глобальный характер Интернета, справиться с этой проблемой возможно лишь в рамках международного сотрудничества.  Существуют различные мнения относительно государственного регулирования Интернета, и в некоторых странах (мусульманские страны, Китай) вмешательство со стороны спецслужб и государства весьма существенно. Вместе с тем необходимо отметить, что активное вмешательство государства может приводить к ограничению различных свобод и не всегда использоваться  оправданно. Так, например, государство часто вмешивается в деятельность  СМИ и других органов, ограничивая доступ людей к информации или распространяя информацию, которую хочет навязать. В то же  время  государственные служащие вместо реальной деятельности на благо общества, зачастую занимаются деятельностью по формированию собственных имиджей и благоприятного общественного мнения.

Следует отметить, что во многих странах по ряду причин вообще нет специальных законов о регулировании содержания Интернета, и в частности законов об электронной торговле. При возникновении конфликтных ситуаций, как правило, используются традиционные законодательства тех стран, закон которых в данном случае нарушается. Однако в этом случае могут возникать конфликты законодательств – действия законные в одной стране, могут быть запрещены в другой. Решением этих проблем, по-видимому, должна стать разработка единого законодательства, регулирующего деятельность в Интернете вне зависимости от географии. В любом случае, решение проблем правового регулирования  новых видов деятельности в условиях развития информационных технологий является крайне важным для поддержания  порядка  и устойчивого  развития общества. 

 

 

5.3 Личность в  условиях информатизации

Влияние информатизации на формирование личности  становится все более актуально темой  различных исследований. Проблемы, связанные с этим, можно подразделить на  психологические, социальные, этические, ценностные и другие. Происходит заметная унификация массового сознания, поскольку люди «потребляют» одни и те же информационные продукты глобального характера (новости, реклама, художественные произведения и т.д.), идет массированная пропаганда образа жизни, присущего западной, техногенной цивилизации. Особенно сильно этот механизм «глобализации массового сознания» воздействует на молодежь. Теряется национальная идентичность, происходит деградация языка, нивелируются морально-этические принципы. За счет  информационно-психологического воздействия на индивидуальное и общественное сознание, происходит  политическая, экономическая и культурная экспансия развитых стран. Все большее распространение массовой культуры, неизбежность столкновения с виртуальной реальностью, в которой трудно различимы иллюзия и действительность, создают некоторые психологические (и даже психические) проблемы. Создавая свой образ в виртуальном пространстве, человек может потерять адекватное восприятие реального мира. По мере нарастания объема информации людям становится труднее ориентироваться в ее содержании, ограждать себя от ее избытка, выбирать именно то, что нужно.  Воздействие информации открывает большие возможности манипулирования  сознанием и общественным мнением. Таким образом, можно говорить о таком неприятном аспекте, как утрата информационным обществом устойчивости. Из-за возрастания роли информации малые группы могут оказывать существенное влияние на всех остальных. Попытки контроля со стороны государственных служб ставят под угрозу личностные свободы граждан. В условиях существования открытых, легкодоступных и легко наполняемых информационных сетей возникает проблема ограничения информации, считающейся социально и экономически опасной, проблема безопасности персональных и других видов данных, проблема соблюдения авторских прав и прав производителей электронной информации. Изменяется система образования. Мультимедийные  и дистанционные технологии обучения с одной стороны способствуют раскрытию индивидуальных склонностей ребенка, а с другой приводят к уменьшению важной с точки зрения морально-этического воспитания роли учителя-наставника в образовательном процессе.

Информация о работе Место и роль информационных технологий в жизни современного общества