Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 11:47, доклад
Что такое метод проектов?
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.
Информационные проекты
Этот тип проектов
изначально направлен на сбор
информации о каком-то объекте,
Цель проекта, его актуальность - методы получения (литературные источники, средства массовой информации, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение «мозговой атаки») и обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, доклад, видеофильм), презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции и пр.).
Такие проекты часто
интегрируются в
Структура исследовательской
деятельности с целью
Предмет информационного поиска.
Поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов.
Аналитическая работа над собранными фактами.
Выводы.
Корректировка
Дальнейший поиск информации по уточненным направлениям.
Анализ новых фактов. Обобщение.
Выводы (и так далее до получения данных, удовлетворяющих всех участников проекта).
Заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка).
Практико-ориентированные
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования, - по экологии, биологии, географии, агрохимии, исторического, литературоведческого и прочего характера, программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, обществе, проект закона, справочный материал, словарь, например, обиходной школьной лексики, аргументированное объяснение какого-то физического, химического явления, проект зимнего сада школы и др.).
Такой проект требует
хорошо продуманной структуры,
даже сценария всей
По второму признаку - характеру координации - проекты могут быть двух типов.
С открытой, явной координацией
В таких проектах
координатор проекта участвует
в проекте в собственной своей
функции, ненавязчиво
Со скрытой координацией (главным образом, телекоммуникационные проекты)
В таких проектах
координатор не обнаруживает
себя ни в сетях, ни в
Что касается характера
контактов, то проекты
Внутренними, или региональными (т.е. в пределах одной страны), называются такие проекты, которые организуются либо внутри одной школы - междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны (это относится также к телекоммуникационным проектам).
Международными проектами называются такие проекты, участниками которых являются представители разных стран.
Эти проекты представляют
исключительный интерес, о чем
подробнее будет рассказано во
второй части книги, поскольку
для их реализации требуются
средства информационных
По количеству участников проектов можно выделить три типа проектов.
Личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах).
Парные (между парами участников).
Групповые (между группами участников).
В последнем типе
очень важно правильно с
Краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы).
Такие небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках по про грамме одного предмета или как междисциплинарные.
Средней продолжительности (от недели до месяца).
Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Как правило, краткосрочные
проекты проводятся на уроках
по отдельному предмету, иногда
с привлечением знаний из
Разумеется, в практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских проектов и творческих, например, одновременно практико-ориентированные .и исследовательские. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая тот или· иной проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.
Отдельно следует сказать
о необходимости организации
внешней оценки всех проектов,
поскольку только таким