Организация разработки информационных систем (ИС)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 22:30, лекция

Краткое описание

Каноническое проектирование ИС Организация канонического проектирования ИС ориентирована на использование главным образом каскадной модели жизненного цикла ИС. Стадии и этапы работы описаны в стандарте ГОСТ 34.601-90.
В зависимости от сложности объекта автоматизации и набора задач, требующих решения при создании конкретной ИС, стадии и этапы работ могут иметь различную трудоемкость. Допускается объединять последовательные этапы и даже исключать некоторые из них на любой стадии проекта. Допускается также начинать выполнение работ следующей стадии до окончания предыдущей.
Стадии и этапы создания ИС, выполняемые организациями участниками, прописываются в договорах и технических заданиях на выполнение работ.

Вложенные файлы: 1 файл

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ.doc

— 962.00 Кб (Скачать файл)

Любой тип УСД должен удовлетворять следующим требованиям:

 документы, входящие в состав УСД, должны разрабатываться с учетом их использования в системе взаимосвязанных ИС;·

 должна содержать полную информацию, необходимую для оптимального· управления тем объектом, для которого разрабатывается эта система;

 должна быть ориентирована на использование средств вычислительной техники для сбора, обработки и передачи информации;·

 должна обеспечить информационную совместимость ИС различных уровней;·

 все документы, входящие в состав разрабатываемой УСД, и все· реквизиты-признаки в них должны быть закодированы с использованием международных, общесистемных или локальных классификаторов. Внутримашинное информационное обеспечение

Внутримашинное информационное обеспечение включает макеты (экранные формы) для ввода первичных данных в ЭВМ или вывода результатной информации и структуры информационной базы.

Структура информационной базы состоит из:

 входных файлов;·

 выходных файлов;·

 баз данных. Проектирование экранных форм электронных документов. Под· электронными формами документов понимается не изображение бумажного документа, а изначально электронная (безбумажная) технология работы; она предполагает появление бумажной формы только в качестве твердой копии документа. Электронная форма документа (ЭФД) - это страница с пустыми полями, оставленными для заполнения пользователем. Формы могут допускать различный тип входной информации и содержать командные кнопки, переключатели, выпадающие меню или списки для выбора. Создание форм электронных документов требует использования специального программного обеспечения.

К недостаткам электронных документов можно отнести неполную юридическую проработку процесса их утверждения или подписания.

Технология обработки электронных документов требует использования специализированного программного обеспечения - программ управления документооборотом, которые зачастую встраиваются в корпоративные ИС.

Проектирование форм электронных документов, т.е. создание шаблона формы с помощью программного обеспечения проектирования форм, обычно включает в себя выполнение следующих шагов:

 ·создание структуры ЭФД - подготовка внешнего вида с помощью графических средств проектирования;

 ·определение содержания ЭФД, т.е. выбор способов, которыми будут заполняться поля. Поля могут быть заполнены вручную или посредством выбора значений из какого-либо списка, меню, базы данных;

 ·определения перечня макетов экранных форм - по каждой задаче проектировщик анализирует «постановку» каждой задачи, в которой приводятся перечни используемых входных документов с оперативной и постоянной информацией и документов с результатной информацией;

 ·определение содержания макетов - выполняется на основе анализа состава реквизитов первичных документов с постоянной и оперативной информацией и результатных документов.

Работа заканчивается программированием разработанных макетов экранных форм и их апробацией.

Информационная база и способы ее организации

Основной частью внутримашинного информационного обеспечения является информационная база. Информационная база (ИБ) - это совокупность данных, организованная определенным способом и хранимая в памяти вычислительной системы в виде файлов, с помощью которых удовлетворяются информационные потребности управленческих процессов и решаемых задач.

Все файлы информационной базы можно классифицировать по следующим признакам:

 ·по этапам обработки (входные, базовые, результативные);

 ·по типу носителя (на промежуточных носителях - гибких магнитных дисках и магнитных лентах; на основных носителях - жестких магнитных дисках, оптических дисках и др.);

 ·по составу информации (файлы с оперативной информацией и файлы с постоянной информацией);

 ·по назначению (по типу функциональных подсистем);

 ·по типу логической организации (файлы с линейной и иерархической структурой записи, реляционные, табличные);

 ·по способу физической организации (файлы с последовательным, индексным и прямым способом доступа).

Входные файлы создаются с первичных документов для ввода данных или обновления базовых файлов.

Файлы с результативной информацией предназначаются для вывода ее на печать или передачи по каналам связи и не подлежат долговременному хранению.

К числу базовых файлов, хранящихся в информационной базе, относят основные, рабочие, промежуточные, служебные и архивные файлы.

Основные файлы должны иметь однородную структуру записей и могут содержать записи с оперативной и условно-постоянной информацией.

Оперативные файлы могут создаваться на базе одного или нескольких входных файлов и отражать информацию одного или нескольких первичных документов.

Файлы с условно-постоянной информацией могут содержать справочную, табличную и другие виды информации, изменяющуюся в течение года не более чем на 40 %, т.е. имеющие коэффициент стабильности не менее 0,6.

Файлы со справочной информацией должны отражать все характеристики элементов материального производства (материалы, сырье, основные фонды, трудовые ресурсы и т.п.). Как правило, справочники содержат информацию классификаторов и дополнительные сведения об элементах материальной сферы, например о ценах.

Нормативно-расценочные файлы должны содержать данные о нормах расхода и расценках на выполнение операций и услуг.

Табличные файлы содержат сведения об экономических показателях, считающихся постоянными в течение длительного времени (например, процент удержания, отчисления и пр.).

Плановые файлы содержат плановые показатели, хранящиеся весь плановый период.

Рабочие файлы создаются для решения конкретных задач на базе основных файлов путем выборки части информации из нескольких основных файлов с целью сокращения времени обработки данных.

Промежуточные файлы отличаются от рабочих файлов тем, что они образуются в результате решения экономических задач, подвергаются хранению с целью дальнейшего использования для решения других задач. Эти файлы, так же как и рабочие файлы, при высокой частоте обращений могут быть переведены в категорию основных файлов.

Служебные файлы предназначены для ускорения поиска информации в основных файлах и включают в себя справочники, индексные файлы и каталоги.

Архивные файлы содержат ретроспективные данные из основных файлов, которые используются для решения аналитических задач, например задач прогноза. Архивные данные могут также использоваться для восстановления информационной базы при разрушениях.

Организация хранения файлов в информационной базе должна отвечать следующим требованиям:

 полнота хранимой информации для выполнения всех функций управления и решения задач;·

 целостность хранимой информации, т.е. обеспечение непротиворечивости данных при вводе информации в информационную базу;·

 своевременность и одновременность обновления данных во всех копиях данных;·

 гибкость системы, т.е. адаптируемость информационной базы к изменяющимся информационным потребностям;·

 реализуемость системы, обеспечивающая требуемую степень сложности структуры информационной базы;·

 релевантность информационной базы, под которой подразумевается· способность системы осуществлять поиск и выдавать информацию, точно соответствующую запросам пользователей;

 удобство языкового интерфейса, позволяющее быстро формулировать запрос к информационной базе;·

 разграничение прав доступа, т.е. определение для каждого пользователя· доступных типов записей, полей, файлов и видов операций над ними.

Существуют следующие способы организации информационной базы: совокупность локальных файлов, поддерживаемых функциональными пакетами прикладных программ, и интегрированная база данных, основанная на использовании универсальных программных средств загрузки, хранения, поиска и ведения данных, т.е. системы управления базами данных (СУБД).

Локальные файлы вследствие специализации структуры данных под задачи обеспечивают, как правило, более быстрое время обработки данных. Однако недостатки организации локальных файлов, связанные с большим дублированием данных в информационной системе и, как следствие, несогласованностью данных в разных приложениях, а также негибкостью доступа к информации, перекрывают указанные преимущества. Поэтому организация локальных файлов может применяться только в специализированных приложениях, требующих очень высокой скорости реакции при импорте необходимых данных.

Интегрированная информационная база, т.е. база данных (БД) - это совокупность взаимосвязанных, хранящихся вместе данных при такой минимальной избыточности, которая допускает их использование оптимальным образом для множества приложений.

Централизация управления данными с помощью СУБД обеспечивает совместимость этих данных, уменьшение синтаксической и семантической избыточности, соответствие данных реальному состоянию объекта, разделение хранения данных между пользователями и возможность подключения новых пользователей. Но централизация управления и интеграция данных приводят к проблемам другого характера:

 необходимости усиления контроля вводимых данных;·

 необходимости обеспечения соглашения между пользователями по поводу состава и структуры данных;·

· разграничения доступа и секретности данных.

Основными способами организации базы данных являются создание централизованных и распределенных баз данных. Основным критерием выбора способа организации информационной базы является достижение минимальных трудовых и стоимостных затрат на проектирование структуры информационной базы, программного обеспечения системы ведения файлов, а также на перепроектирование информационной базы при изменении и возникновении новых задач.

Профили открытых информационных систем 
 
Создание, сопровождение и развитие современных сложных информационных систем базируется на методологии построения таких систем как открытых. Открытые информационные системы создаются в процессе информатизации всех основных сфер современного общества: органов государственного управления, финансово-кредитной сферы, информационного обслуживания предпринимательской деятельности, производственной сферы, науки, образования. Развитие и использование открытых информационных систем неразрывно связаны с применением стандартов на основе методологии функциональной стандартизации информационных технологий. 
 
 
^ Понятие профиля информационной системы 
 
При создании и развитии сложных, распределенных, тиражируемых информационных систем требуется гибкое формирование и применение гармонизированных совокупностей базовых стандартов и нормативных документов разного уровня, выделение в них требований и рекомендаций, необходимых для реализации заданных функций системы. Для унификации и регламентирования такие совокупности базовых стандартов должны адаптироваться и конкретизироваться применительно к определенным классам проектов, функций, процессов и компонентов системы. В связи с этим выделилось и сформировалось понятие профиля информационной системы как основного инструмента функциональной стандартизации. 
 
Профиль - это совокупность нескольких (или подмножество одного) базовых стандартов с четко определенными и гармонизированными подмножествами обязательных и факультативных возможностей, предназначенная для реализации заданной функции или группы функций. 
 
Профиль формируется исходя из функциональных характеристик объекта стандартизации, В профиле выделяются и устанавливаются допустимые возможности и значения параметров каждого базового стандарта и/или нормативного документа, входящего в профиль. 
 
Профиль не должен противоречить использованным в нем базовым стандартам и нормативным документам. Он должен применять выбранные из альтернативных вариантов необязательные возможности и значения параметров в пределах допустимых. 
 
На базе одной совокупности базовых стандартов могут формироваться и утверждаться различные профили для разных проектов информационных систем. Ограничения базовых документов профиля и их согласованность, проведенная разработчиками профиля, должны обеспечивать качество, совместимость и корректное взаимодействие отдельных компонентов системы, соответствующих профилю, в заданной области его применения. 
 
Базовые стандарты и профили в зависимости от проблемно-ориентированной области применения информационных систем могут использоваться как непосредственные директивные, руководящие или рекомендательные документы, а также как нормативная база, необходимая при выборе или разработке средств автоматизации технологических этапов или процессов создания, сопровождения и развития информационных систем. Обычно рассматривают две группы профилей:

  •  
    регламентирующие архитектуру и структуру информационной системы;
  •  
    регламентирующие процессы проектирования, разработки, применения, сопровождения и развития системы.

 
В зависимости от области применения профили могут иметь разные категории и соответственно разные статусы утверждения:

  •  
    профили конкретной информационной системы, определяющие стандартизованные проектные решения в пределах данного проекта;
  •  
    профили информационной системы, предназначенные для решения некоторого класса прикладных задач.

 
Профили информационных систем унифицируют и регламентируют только часть требований характеристик, показателей качества объектов и процессов, выделенных и формализованных на базе стандартов и нормативных документов. Другая часть функциональных и технических характеристик системы определяется заказчиками и разработчиками творчески, без учета положений нормативных документов. 
 
 
^ Принципы формирования профиля информационной системы 
 
Использование профилей информационных систем призвано решить следующие задачи:

  •  
    снижение трудоемкости проектов;
  •  
    повышение качества компонентов информационной системы;
  •  
    обеспечение расширяемости и масштабируемости разрабатываемых систем;
  •  
    обеспечение возможности функциональной интеграции в информационную систему задач, которые раньше решались раздельно;
  •  
    обеспечение переносимости прикладного программного обеспечения. В зависимости от того, какие из указанных задач являются наиболее приоритетными, производится выбор стандартов и документов для формирования профиля.

 
Актуальность использования профилей информационных систем обусловлена современным состоянием стандартизации информационных технологий, которое характеризуется следующими особенностями:

  •  
    существует множество международных и национальных стандартов, которые не полностью и неравномерно удовлетворяют потребности в стандартизации объектов и процессов создания и применения сложных информационных систем;
  •  
    длительные сроки разработки, согласования и утверждения международных и национальных стандартов приводят к их консерватизму и хроническому отставанию от современных информационных технологий;
  •  
    функциональными стандартами поддержаны и регламентированы только самые простые объекты и рутинные, массовые процессы: телекоммуникации, программирование, документирование программ и данных. Наиболее сложные и творческие процессы создания и развития крупных распределенных информационных систем — системный анализ и проектирование, интеграция компонентов и систем, испытания и сертификация — почти не поддержаны требованиями и рекомендациями стандартов из-за трудности их формализации и унификации;
  •  
    совершенствование и согласование нормативных и методических документов в ряде случаев позволяют создать на их основе национальные и международные стандарты.

Информация о работе Организация разработки информационных систем (ИС)