Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 16:28, реферат
Цель данной работы - рассмотреть понятие банковских информационных систем и возможности их использования в финансово - кредитной системе. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
рассмотреть особенности информационных банковских систем и технологий;
рассмотреть рынок информационных банковских систем и продуктов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ 4
1.1 Понятие банковских информационных систем 4
1.2 Виды информационных банковских технологий 4
1.3 Основные принципы построения систем автоматизации в банках 9
2 РЫНОК ИНФОРМАЦИОННЫХ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ 17
2.1 Российский рынок банковских систем 17
2.2 Банковские продукты 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 26
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСОБЕННОСТИ
ИНФОРМАЦИОННЫХ БАНКОВСКИХ
1.1 Понятие
банковских информационных
1.2 Виды
информационных банковских
1.3 Основные
принципы построения систем
2 РЫНОК
ИНФОРМАЦИОННЫХ БАНКОВСКИХ
2.1 Российский рынок банковских систем 17
2.2 Банковские продукты 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 26
Автоматизация банковских технологий в новых рыночных условиях стала складываться в начале 1990-х годов, когда появились коммерческие банки. Развитие процесса автоматизации привело к предложению разнообразных банковских систем, что обусловлено не столько множеством фирм-разработчиков, но и различием самих банков по выполняемым функциям, структур банковского дела.
Сегодня повсеместное использование
информационных технологий (ИТ) стало
объективной необходимостью. Спектр
областей, в которых применяются
информационные технологии, чрезвычайно
широк. Одной из сфер, где их значение
было традиционно велико с момента
начала их бурного развития, является
финансовая сфера. Несмотря на то, что
еще каких-нибудь десять-пятнадцать
лет назад кредитные
Современные информационные
технологии в финансовой среде на
сегодняшний день предоставляют
собой обязательный и довольно обширный
блок, обеспечивающий стабильное функционирование
не только отдельных банков и их
подразделений в различных
Безусловно, автоматизация
информационных и других технологий
банка содействует решению
Цель данной работы - рассмотреть понятие банковских информационных систем и возможности их использования в финансово - кредитной системе. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
Информационная банковская
система (ИБС) – программно-технический
комплекс, обеспечивающий с использованием
специализированных банковских технологий
автоматизацию обработки
Информационная банковская технология (ИБТ) – процесс преобразования банковской информации на основе методов сбора, регистрации, передачи, хранения и обработки данных в целях обеспечения подготовки, принятия и реализации управленческого решения с использованием средств вычислительной техники [4].
ИБТ способствуют качественному
выполнению банковских функций, повышая
уровень управления банковской системой.
ИБС предназначены для
Структурно ИБС состоят из множества элементов, выделенных по определенным признакам:
Существуют различные подходы к построению информационной технологии банка. В зависимости оттого, что считается основными ее элементами, можно выделить три вида информационных технологий: операционные, документарные, объектные.
Операционные технологии построены в виде цепочки операций. Под операцией в данном случае понимается любая работа, выполняемая на одном рабочем месте независимо от функциональной задачи. Информационная технология в этом случае представляет собой набор технологических точек для каждого функционального отдела банка, состыковывать которые достаточно сложно. В местах стыка функциональных модулей, например, кредитный отдел выполняет операции по договорам, но проводки в баланс делают сотрудники бухгалтерии, вследствие чего происходят постоянные задержки и возможна потеря информации. С увеличением численности вовлеченного в процесс «выдачи кредита» персонала пропорционально быстро растут трудозатраты, в том числе за счет повторного ввода данных.
Документарные информационные технологии строятся на организации электронного документооборота банка. Схемы проводок не вводятся бухгалтером, а формируются автоматически по заранее выполненным настройкам. При внедрении документарной ИТ, работающей по данной схеме, происходит формализация процессов банка, что позволяет снизить трудозатраты и повысить скорость прохождения процессов. Этот вид информационных технологий автоматизирует документооборот банка. Бизнес-процессы являются ключевым элементом технологии [2].
В настоящее время именно
этот вид технологий рассматривается
как один из наиболее удачных для
автоматизации банковского
Существуют три вида технологий:
производственные, документарные, управленческие,
на основе которых реализуются
Первые поддерживают единый поток операций, связанных с деятельностью какого-либо отдела. При этом банковская услуга определяется как продажа специфического (банковского) продукта. Поэтому этот вид систем называется производственным.
Второй вид систем предусматривает
возможность рассмотрения и анализа
банковского продукта с разных точек
зрения и использование его для
разных целей. Поэтому возникает
необходимость в более сложной
обработке и в более сложном
внутреннем устройстве банковского
продукта. Поэтому в этих системах
вводится новое понятие документа.
Третий вид систем обеспечивает
информационную поддержку принятия
решений. Как правило, руководители
банка и его подразделений
для эффективного выполнения своих
функций заняты одновременно в нескольких
информационных процессах, переключаясь
с одного вида деятельности на другой.
Эти системы позволяют ускорить
процесс ознакомления с новой
ситуацией, проанализировать ее и параллельно
отследить несколько бизнес-
В банке существует множество бизнес-процессов, которые тесно связаны между собой и образуют единый документооборот банка (рисунок 1).
Рисунок 1 Пример документарной технологии
Следует отметить, что коллективная
обработка предусматривает
Итак, основанием для запуска бизнес-процесса является документ. Все документы подразделяются на три группы:
Для каждой группы документов разработаны технологии обработки, которые определяются инструкциями Банка России и правилами обслуживания клиентов конкретного банка. Правила составляются на основе методического, организационно-технического и информационного обеспечения банка. Таким образом, документарная технология позволяет учитывать специфику любого банка.
Банковская технология включает:
Таким образом, документарная технология, являясь совокупностью бизнес-процессов, объединяет три составляющие: технологические цепочки, маршрутизацию, бухгалтерский учет (учетную политику).
Технологические цепочки
определяют направление обработки
документов. Они строятся на основе
моделей состояния
В современных ИБС
В процессе обработки, перемещаясь
от одного исполнителя к другому,
документы могут по-разному
В большинстве случаев документарная технология обеспечивает автоматизацию документооборота через поддержку многостадийности обработки документов. Другими словами, для документа предусмотрено несколько стадий обработки. Например, этими стадиями могут быть ввод документа в ИБС, верификация и исполнение. Основным недостатком данного вида технологии является независимость технологических процессов жизнедеятельности отдельных документов именно внутри процесса. Согласно данной технологии в системе описываются основные типы документов (мемориальный ордер, платежное поручение, кассовый ордер, заявление на перевод валюты и ряд других), и настроить или жестко запрограммировать этапы их обработки невозможно.
В реальных бизнес-процессах банка процессы обработки различных документов достаточно тесно связаны на протяжении всего жизненного цикла документов. Результат обработки одного документа при прохождении им определенных стадий может влиять на обработку другого документа или инициировать создание документа. В рамках документарной технологии этой возможности не существует [5].
Объектные информационные технологии являются результатом развития документарных систем. В процессе деятельности банка одни документы могут порождать другие. Ввод в систему или обработка одного документа может приводить к изменению состояний других документов. Документы могут выстраиваться в цепочки со сложными внутренними связями, т.е. документооборот банка в действительности не является простым множеством документов, каждый из которых проходит свой цикл обработки. Реальная модель банковского финансового документооборота - это совокупность банковских документов различных типов, которые, изменяя в процессе обработки собственное состояние, изменяют состояние других документов. Возможность технологии взаимосвязано реализовывать бизнес-процессы обработки различных документов определяется ее ориентацией на работу с объектами. Можно выделить три основных типа объектов. Первый тип, наиболее сложный, - это сделка. Под сделкой понимается отражение совершенных (или планируемых к совершению) операций привлечения или размещения средств, покупки или продажи каких-либо активов (ценных бумаг, валют, драгоценных металлов), а также других неплатежных операций банка. Второй тип - это бумажные документы, т.е. документы, которые являются основанием для совершения операций. Третий тип - это проводки, т.е. документы, которые необходимы для отражения операций в бухгалтерском учете [1].
Информация о работе Особенности информационных банковских систем и технологий