Поиск, накопление и обработка научной информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 17:09, реферат

Краткое описание

Важное значение имеет задача обеспечения научных исследований удобной для восприятия информацией о важнейших научных достижениях, полученных в прошлом. Таким образом, задача развития общегосударственной системы сбора, обработки, хранения, эффективного поиска и передачи информации, основанной на использовании самых современных методов и средств (в первую очередь вычислительной техники), является чрезвычайно актуальной. Методы информатики успешно применяются для создания эффективных информационных систем и составляют основу для автоматизации научных исследований, проектирования, различных производственных процессов.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 35.55 Кб (Скачать файл)

Патентно-правовой поиск  проводится по соответствующим разделам официальных патентных бюллетеней и по спискам действующих патентов исключительного пользования. Например, ЦНИИПИ систематически издает справочно-информационный бюллетень об изменениях в фонде действующих патентов, а в ВПТБ ведется картотека по учету изменений сроков действия патентов в Великобритании, ФРГ, Швейцарии, США, Бельгии, Венгрии, ГДР, Дании, Индии, Нидерландах, Норвегии, Польше, Финляндии, Чехословакии, Швеции, Югославии. При проведении патентно-правового поиска следует иметь в виду, что время начала и срок действия охранного документа определяются патентным законодательством конкретной страны, причем в разных странах они различны.

 

Организация работы с научной  литературой

 

Каждому исследователю необходимо уметь искать и отбирать нужную литературу для своей работы, т. е. обладать знанием  основ библиографии. Библиография ставит задачу информировать читателя об имеющихся  печатных изданиях, для чего составляются указатели, каталоги,

 

обзоры и т. д.

Процесс ознакомления с литературными  источниками по интересующей проблематике необходимо начинать с ознакомления со справочной литературой (универсальные  и специальные энциклопедии, словари, справочники), затем просматриваются  учетно-регистрационные издания  органов НТИ (ВИНИТИ, ВНТИЦ, ВКП, ГПНТБ  и другие) и библиографические  указатели фундаментальных библиотек. Так, Всесоюзная государственная библиотека иностранной литературы (ВГБИЛ) издает «Сводный бюллетень новых иностранных  книг, поступивших в библиотеки », Государственная библиотека им. В. И. Ленина (ГБЛ) издает «Каталог кандидатских и докторских диссертаций», поступивших  в библиотеку им. В. И. Ленина и Государственную  научную медицинскую библиотеку, и «Информационный указатель  библиографических списков и  карточек, составленных библиотеками ».

Собственная библиография по интересующей проблеме составляется на основе библиотечных каталогов (это  указатели произведений печати, имеющихся  в библиотеке), представляющих собой  набор карточек, в которых содержатся сведения о книгах, журналах, статьях  и т.д. В карточку книги вносятся ее автор, заглавие, вид издания, место  издания, издательство, год издания, количество страниц. В карточке журнальной статьи указываются автор, заглавие, название журнала, год издания, том, номер выпуска, количество страниц. В карточке газетной статьи кроме  автора и заглавия приводятся название газеты, год, число и месяц. При  ссылке на документы и составлении  перечня источников необходимо обращать внимание на знаки препинания между  элементами библиографического описания и применять их только так, как  дано в карточке.

Читательские каталоги, носящие  справочно-рекомендательный характер, бывают трех видов: алфавитный, систематический  и алфавитно-предметный.

Алфавитный каталог называется так потому, что его карточки расположены  в алфавитном порядке фамилий  авторов или заглавий произведений, если автор не указан. Благодаря  этому все книги одного автора (индивидуального или коллективного) собраны в одном месте, но в  некоторых случаях возможны отступления  от алфавитного принципа. Так, например, вне зависимости от названия партии (РСДРП, РКП (б), ВКП (б), КПСС) все эти  издания собраны за разделителем «КПСС» и организованы внутри не в  алфавитном, а в логическом порядке: КПСС, Программа партии, Устав партии, Высшие органы партии, Съезды, Конференции, Пленумы, далее идут официальные  издания ЦК партии и произведения, посвященные деятельности партии. Материалы  законодательного характера (правительственные  постановления, указы, декреты и  т. д.) нужно искать в каталоге под  названием страны или республики.

Основным в библиотеках  является систематический каталог. Карточки в нем расположены по отраслям знаний. Этот каталог позволяет  подобрать литературу по определенным отраслям знаний, причем с его помощью  можно постепенно сужать границы  интересующих исследователя вопросов. Каталог позволяет также определить книги, имеющиеся в библиотеке по той или иной теме, или узнать автора и точное название книги, если известно только ее содержание.

 

В систематическом каталоге библиографические сведения приведены  в систему знаний на основе применения специальной библиотечной классификации. Наиболее широко используется Универсальная  десятичная классификация (УДК). Используется также и отечественная Библиотечно-библиографическая  классификация (ББК) в крупнейших универсальных  библиотеках СССР. Архивными учреждениями и государственными архивами нашей  страны составлено несколько своих  классификационных схем систематического типа. Среди них «Схема единой классификации  документальных материалов в каталогах  государственных архивов», схемы  систематических каталогов, разработанные  Центральным государственным архивом  Октябрьской революции, схема Центрального государственного военно-исторического  архива (ЦГВИА) и др.

Ключом к систематическому каталогу является алфавитно-предметный каталог. В нем в алфавитном порядке  перечисляются наименования отраслей знаний, отдельных вопросов и тем, по которым в отделах и подотделах систематического каталога собрана  литература, имеющаяся в библиотеке.

При составлении собственной  библиографии по проблеме необходимо внимательно просматривать списки литературы, находящиеся в конце  книг, статей и т. д., или литературу, указанную в сносках в уже  найденных литературных источниках.

В процессе чтения литературы обязательно выявляются из ссылок и  прикнижных списков использованных работ новые источники, поэтому требуется постоянная систематизация материала, его упорядочение в соответствии с поставленной задачей. Это можно осуществить, например, с помощью картотеки, состоящей из карточек и разделителей.

Лучше всего организовать три раздела: «Прочитать», «Выписки»  и «Прочитано».

Создание такой картотеки  позволяет по существу заложить основы будущих научных публикаций. Однако информация, содержащаяся в отобранной для изучения литературе, подчас превышает  действительные потребности для  определенной работы. Отсюда вытекает необходимость предварительно выявлять все нужное и отбрасывать лишнее. Таким образом, закладываются элементы избирательного чтения (вначале беглый просмотр источника, ознакомление с  названием его разделов и лишь потом подробное изучение выбранного содержания).

Важное значение для работы с научной литературой принадлежит организации рабочего места. Прежде всего, рабочее место и инструмент, которым человек работает, должны быть привычны для него. Это сокращает до минимума время врабатываемости, появляется условный рефлекс на рабочее место. На рабочем месте не должны появляться какие-либо новые предметы (объекты), которые привлекают внимание к себе и отвлекают от работы. Желательно до начала работы продумать и оценить, что может потребоваться в процессе работы, чтобы потом не искать для себя повода прервать начатое дело.

При работе с литературными  источниками необходимо уметь правильно  читать, понимать и запоминать прочитанное.

Ученые выявили четыре основных способа обработки информации при чтении. Это чтения: побуквенное, послоговое, по словам (просматривается первый слог первого слова и первые буквы второго слова, остальная же часть слова угадывается), по понятиям (из текста выбираются только отдельные ключевые слова, а затем синтезируется мысль, содержащаяся в одном или нескольких предложениях). Чтение по понятиям характерно для людей, имеющих определенные навыки, большой запас знаний для понимания материала и хорошую память.

 

Для понимания сложного текста необходимо не только быть внимательным при чтении, иметь знания и уметь  их применять, но и владеть определенными  мыслительными приемами. Один из них  заключается в необходимости  воспринимать не отдельные слова, а  предложения и даже целые группы предложений, т. е. абзацы. При этом используется так называемая антиципация - смысловая  догадка. Быстро читающий человек обычно по нескольким буквам угадывает слово, по нескольким словам — фразу, по нескольким фразам — смысл целого абзаца.

Необходимо стремиться, именно так читать изучаемый материал. Для  этого можно использовать так  называемый дифференциальный алгоритм. В соответствии, с которым обработка  каждого абзаца начинается с выявления  ключевых слов, несущих основную смысловую  нагрузку, после чего строятся смысловые  ряды, т. е. происходит сжатие текста путем  выделения ключевых слов и образования  на их основе лаконичных выражений (это  как бы просеивание текста, в итоге  которого остаются зерна смысла). После  сжатия текста происходит процесс его  качественного преобразования, в  результате которого в обрабатываемом сообщении выявляется только истинное значение его содержания.

При обучении быстрому чтению ставится задача воспитания новых привычек, которые ускоряют чтение. Первый путь повышения скорости чтения — выявление  скрытых резервов мозга, активизация  процессов мышления при чтении. Один из путей решения этой задачи - использование  алгоритмов.

Интегральный алгоритм определяет последовательность действий при восприятии текста. Слово «интегральный» означает, что действие алгоритма распространяется на весь текст в целом. Для использования  интегрального алгоритма необходимо запомнить все его блоки, понимать и представлять себе их содержание. Современная структурная лингвистика  утверждает, что все общественно-политические и научно-технические тексты обладают чрезмерной избыточностью—до 75 %. Найти  и сосредоточить внимание при  чтении на содержательных элементах  текста и помогает интегральный алгоритм чтения. При его использовании  значительно сокращается время  обработки неинформативных элементов  текста.


Информация о работе Поиск, накопление и обработка научной информации