Понятие СППР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:34, реферат

Краткое описание

Современные системы поддержки принятия решения (СППР) представляют собой системы, максимально приспособленные к решению задач повседневной управленческой деятельности, являются инструментом, призванным оказать помощь лицам, принимающим решения (ЛПР). С помощью СППР может производиться выбор решений некоторых неструктурированных и слабоструктурированных задач, в том числе и многокритериальных.

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие СППР.docx

— 47.27 Кб (Скачать файл)

    Современный уровень развития аппаратных и программных средств с некоторых пор сделал возможным повсеместное ведение баз данных оперативной информации на разных уровнях управления. В процессе своей деятельности промышленные предприятия, корпорации, ведомственные структуры, органы государственной власти и местного самоуправления накопили большие объемы данных. Они хранят в себе большие потенциальные возможности по извлечению полезной аналитической информации, на основе которой можно выявлять скрытые тенденции, строить стратегию развития, находить новые решения.

     Интеллектуальный анализ данных (Data Mining) — это процесс поддержки принятия решений, основанный на поиске в данных скрытых закономерностей (шаблонов информации). При этом накопленные сведения автоматически обобщаются до информации, которая может быть охарактеризована как знания.

    В общем случае процесс ИАД состоит из трёх стадий:

  1. выявление закономерностей;
  2. использование выявленных закономерностей для предсказания неизвестных значений (прогностическое моделирование);
  3. анализ исключений, предназначенный для выявления и толкования аномалий в найденных закономерностях.

     Новыми компьютерными технологиями, образующими ИАД являются экспертные и интеллектуальные системы, методы искусственного интеллекта, базы знаний, базы данных, компьютерное моделирование, нейронные сети, нечеткие системы. Современные технологии ИАД позволяют создавать новое знание, выявляя скрытые закономерности, прогнозируя будущее состояние систем. Основным методом моделирования социально-экономического развития города является метод имитационного моделирования, который позволяет исследовать городскую систему с помощью экспериментального подхода. Это дает возможность на модели проиграть различные стратегии развития, сравнить альтернативы, учесть влияние многих факторов, в том числе с элементами неопределенности.

 

  1. Классификация СППР

     Для СППР отсутствует не только единое общепринятое определение, но и исчерпывающая классификация. Разные авторы предлагают разные классификации.

     На уровне пользователя Haettenschwiler делит СППР на пассивные, активные и кооперативные СППР. Пассивной СППР называется система, которая помогает процессу принятия решения, но не может вынести предложение, какое решение принять. Активная СППР может сделать предложение, какое решение следует выбрать. Кооперативная позволяет ЛПР изменять, пополнять или улучшать решения, предлагаемые системой, посылая затем эти изменения в систему для проверки. Система изменяет, пополняет или улучшает эти решения и посылает их опять пользователю. Процесс продолжается до получения согласованного решения.

    На концептуальном уровне Power отличает СППР, управляемые сообщениями (Communication-Driven DSS), СППР, управляемые данными (Data-Driven DSS), СППР, управляемые документами (Document-Driven DSS), СППР, управляемые знаниями (Knowledge-Driven DSS) и СППР, управляемые моделями (Model-Driven DSS). СППР, управляемые моделями, характеризуются в основном доступ и манипуляции с математическими моделями (статистическими, финансовыми, оптимизационными, имитационными). Некоторые OLAP-системы, позволяющие осуществлять сложный анализ данных, могут быть отнесены к гибридным СППР, которые обеспечивают моделирование, поиск и обработку данных. Управляемая сообщениями (Communication-Driven DSS) СППР поддерживает группу пользователей, работающих над выполнением общей задачи. СППР, управляемые данными (Data-Driven DSS) или СППР, ориентированные на работу с данными (Data-oriented DSS) в основном ориентируются на доступ и манипуляции с данными. СППР, управляемые документами (Document-Driven DSS), управляют, осуществляют поиск и манипулируют неструктурированной информацией, заданной в различных форматах.      Наконец, СППР, управляемые знаниями (Knowledge-Driven DSS) обеспечивают решение задач в виде фактов, правил, процедур.

     На техническом уровне Power различает СППР всего предприятия и настольную СППР. СППР всего предприятия подключена к большим хранилищам информации и обслуживает многих менеджеров предприятия. Настольная СППР — это малая система, обслуживающая лишь один компьютер пользователя.

     Существуют и другие классификации (Alter, Holsapple и Whinston, Golden, Hevner и Power). Отмечу лишь, что превосходная для своего времени классификация Alter‘a, которая разбивала все СППР на 7 классов, в настоящее время несколько устарела.

    В зависимости от данных, с которыми эти системы работают, СППР условно можно разделить на оперативные и стратегические. Оперативные СППР предназначены для немедленного реагирования на изменения текущей ситуации в управлении финансово-хозяйственными процессами компании. Стратегические СППР ориентированы на анализ значительных объемов разнородной информации, собираемых из различных источников. Важнейшей целью этих СППР является поиск наиболее рациональных вариантов развития бизнеса компании с учетом влияния различных факторов, таких как конъюнктура целевых для компании рынков, изменения финансовых рынков и рынков капиталов, изменения в законодательстве и др. СППР первого типа получили название Информационных Систем Руководства (Executive Information Systems, ИСР). По сути, они представляют собой конечные наборы отчетов, построенные на основании данных из транзакционной информационной системы предприятия, в идеале адекватно отражающей в режиме реального времени основные аспекты производственной и финансовой деятельности.        Для ИСР характерны следующие основные черты:

  • отчеты, как правило, базируются на стандартных для организации запросах; число последних относительно невелико;
  • ИСР представляет отчеты в максимально удобном виде, включающем, наряду с таблицами, деловую графику, мультимедийные возможности и т. п.;
  • как правило, ИСР ориентированы на конкретный вертикальный рынок, например финансы, маркетинг, управление ресурсами.

      СППР второго типа предполагают достаточно глубокую проработку данных, специально преобразованных так, чтобы их было удобно использовать в ходе процесса принятия решений. Неотъемлемым компонентом СППР этого уровня являются правила принятия решений, которые на основе агрегированных данных дают возможность менеджерам компании обосновывать свои решения, использовать факторы устойчивого роста бизнеса компании и снижать риски. СППР второго типа в последнее время активно развиваются. Технологии этого типа строятся на принципах многомерного представления и анализа данных (OLAP).

     При создании СППР можно использовать Web-технологии. В настоящее время СППР на основе Web-технологий для ряда компаний являются синонимами СППР предприятия.

    

 

 

 

  1. Архитектуры СППР

     Функциональные  СППР.

     Являются  наиболее простыми с точки  зрения архитектуры. Они распространены  в организациях, не ставящих перед  собой глобальных задач и имеющих  невысокий уровень развития информационных  технологий. Отличительной особенностью  функциональных СППР является  то, что анализу подвергаются  данные, содержащиеся в операционных  системах. Преимуществами подобных  СППР являются компактность из-за  использования одной платформы  и оперативность в связи с  отсутствием необходимости перегружать  данные в специализированную  систему. Из недостатков можно  отметить следующие: сужение круга  вопросов, решаемых с помощью  системы, снижение качества данных  из-за отсутствия этапа их очистки,  увеличение нагрузки на операционную  систему с потенциальной возможностью  прекращения ее работы.

     СППР, использующие  независимые витрины данных .

      Применяются в крупных организациях, имеющих несколько подразделений, в том числе отделы информационных технологий. Каждая конкретная витрина данных создается для решения определенных задач и ориентирована на отдельный круг пользователей. Это значительно повышает производительность системы. Внедрение подобных структур достаточно просто. Из отрицательных моментов можно отметить то, что данные многократно вводятся в различные витрины, поэтому могут дублироваться. Это повышает затраты на хранение информации и усложняет процедуру унификации. Наполнение витрин данных достаточно сложно в связи с тем, что приходится использовать многочисленные источники. Отсутствует единая картина бизнеса организации, вследствие того что нет окончательной консолидации данных.

     СППР на основе двухуровневого хранилища данных .

     Используется  в крупных компаниях, данные  которых консолидированы в единую  систему. Определения и способы  обработки информации в данном  случае унифицированы. На обеспечение  нормальной работы подобной СППР  требуется выделить специализированную  команду, которая будет ее обслуживать.  Такая архитектура СППР лишена  недостатков предыдущей, но в  ней нет возможности структурировать  данные для отдельных групп  пользователей, а также ограничивать  доступ к информации. Могут возникнуть  трудности с производительностью  системы. 

      СППР на основе трехуровневого хранилища данных .

     Такие  СППР применяют хранилище данных, из которого формируются витрины  данных, используемые группами пользователей,  решающих сходные задачи. Таким  образом, обеспечивается доступ  как к конкретным структурированным  данным, так и к единой консолидированной  информации. Наполнение витрин данных  упрощается ввиду использования  проверенных и очищенных данных, находящихся в едином источнике. Такие СППР отличает гарантированная производительность. Но существует избыточность данных, которая ведет к росту требований на их хранение. Кроме того, необходимо согласовать подобную архитектуру с множеством областей, имеющих потенциально различные запросы.

 

  1. Роль СППР на предприятии

     Система позволяет решать задачи оперативного и стратегического управления на основе учетных данных о деятельности компании.

     Система поддержки принятия решений представляет собой комплекс программных инструментальных средств для анализа данных, моделирования, прогнозирования и принятия управленческих решений.

     Использование системы позволяет найти ответы на множество вопросов, возникающих у руководителей компании, например:

У генерального директора:

  • На сколько процентов выполнен план по продажам, доходу, прибыли, расходам
  • Какова доля рынка, принадлежащего компании
  • Каковы тенденции развития сегмента рынка, на котором представлена компания
  • Каковы ключевые показатели производительности компании в текущем периоде
  • Каковы тенденции изменения ключевых показателей производительности компании со временем

У руководителя отдела по работе с партнерами

  • Какие из партнеров приносят наибольший доход, прибыль
  • Какие проекты, группы продуктов лучше всего продает данный партнер
  • Каковы тенденции изменения продаж через партнеров

У руководителя финансового  департамента

  • Сколько каждый проект стоит моему предприятию
  • Сколько стоит поддержка продаваемых проектов
  • Какие проекты в этом году стоят больше, чем в прошлом
  • Как расходы различных подразделений и компании в целом соотносятся с доходами

У руководителя департамента бюджетного планирования и контроля

  • Насколько точно различные подразделения компании соблюдают установленный бюджет
  • Каковы тенденции расходов по различным подразделениям, статьям бюджета

У руководителя департамента закупок 

  • Какие из моих поставщиков предлагают наилучшее соотношение цена/качество
  • Какие из поставщиков доставляют товары быстрее остальных Медленнее остальных
  • Как часто происходят задержки поставок от того или иного поставщика
  • Каких поставщиков выбрать для поставок крупных/небольших партий продукта

У руководителя планового  отдела (отдела стратегического планирования)

  • Насколько предприятие выполняет план по продажам, доходам, прибыли
  • Какие области бизнеса вносят положительный вклад, а какие - отрицательный
  • Каков прогноз ключевых показателей производительности на следующий период (месяц, квартал, год)

У руководителя отдела сервисного обслуживания

  • Каково среднее время выполнения заявки на обслуживание
  • Каковы расходы на выполнение одной заявки
  • Каково среднее время до первой поломки данной модели

У руководителя отдела кадров

  • Какова производительность персонала, прошедшего определенное обучение перед теми, кто его не проходил
  • Каковы тенденции ежегодного роста персонала компании в различных регионах, подразделениях
  • Каково прогнозируемое количество персонала на следующий год
  • Каковы прогнозы по поводу состава
  • Какие сотрудники нуждаются в обучении
  • Каким набором навыков должен обладать сотрудник чтобы хорошо выполнять свои обязанности

Информация о работе Понятие СППР