Понятие информационных систем в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 10:16, лекция

Краткое описание

С точки зрения компьютерной обработки информация – это сведения, являющиеся объектом хранения, передачи и преобразования.
В системах организационного управления выделяют экономическую информацию, связанную с управлением людьми. Информация об экономических процессах: производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг является ЭИ.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция_1.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

Тема 1

Понятие информационных систем в экономике

Вопросы

  1. АИС в экономике, их классификация. Основные задачи АИС.
  2. Структура автоматизированных информационных систем.
  3. Функции АИС. Требования к АИС.

 

Литература

  1. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник / Под общ. ред. И.Т. Трубилина. – М.: Финансы и статистика, 2003.
  2. Информационные системы для экономистов. Учебное пособие. / А.П. Черенков – М., «Экзамен», 2004.
  3. Информационные системы и технологии в экономике: Учебник для вузов. / В.Б. Уткин, К.В. Балдин – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  4. Информационные технологии (для экономиста). Учебное пособие. / Под общ. ред. А.К. Волкова – М., ИНФРА-М, 2001.
  5. Теория экономических информационных систем. Учебник. / А.И. Мишенин – М.: Финансы и статистика, 2002
  6. Экономическая информатика. Учебник. / Под ред. В.П. Косарева. – М.: Финансы и статистика, 2004.
  7. Д. Рязанцев, Н. Рязанцева. 1С: Предприятие. Комплексная конфигурация.

 

1.

Основные понятия:

Информация – это мера устранения неопределенности в отношении интересующего нас события. Другими словами, информацией являются сведения, расширяющие запас знаний конечного потребителя.

С точки зрения компьютерной обработки информация – это сведения, являющиеся объектом хранения, передачи и преобразования.

В системах организационного управления выделяют экономическую информацию, связанную с управлением людьми. Информация об экономических процессах: производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг является ЭИ.

Система – совокупность связанных между собой и с внешней средой элементов, сохраняющих относительную самостоятельность в рамках системы, функционирование которых направлено на получение конкретного полезного результата.

Свойства системы: целостность; сложность; организованность; эмерджентность – предполагает наличие таких качеств (свойств), которые присущи системе в целом, но не свойственны ни одному из ее элементов в отдельности; структурированность.

Экономическая информационная система – это совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информации, связей экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработке управленческих решений.

Производственные и  хозяйственные предприятия, фирмы, корпорации, банки, органы территориального управления, представляют собой сложные системы. Они состоят из большого числа элементов, реализующих производственные и управленческие функции. Для выработки в сложных экономических системах эффективных управляющих воздействий требуется наряду с созданием соответствующих алгоритмов управления переработать значительные объемы разнообразной информации. Именно этим вызвана необходимость разработки Автоматизированных Информационных Систем управления в экономике. Главным условием обеспечения максимальной экономической эффективности от внедрения ИТ в сферу оргуправления является соблюдение принципа системного подхода, обеспечивающего учет всего многообразия факторов, влияющих на реализацию ИТ. Воплощением этого принципа является создание автоматизированной информационной системы (АИС) объекта управления.

Автоматизированная информационная экономическая система (АИЭС) представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенную для обработки информации и принятия управленческих решений.

АИС можно рассматривать как человеко-машинную систему с автоматизированной технологией получения результатной информации, необходимой для информационного обслуживания специалистов и оптимизации процесса управления в различных сферах человеческой деятельности.

Колоссальное влияние на развитие информационных систем оказали Объектно-ориентированное программирование, сетевые технологии, Интернет.

Создание АИС в экономике призвано способствовать повышению эффективности производства экономического объекта, и обеспечивает качество управления. Процесс управления в условиях функционирования АИС основывается на экономико-организационных моделях, более или менее адекватно отражающих характерные структурно-динамические свойства объекта.

 

АИС разнообразны, и могут быть классифицированы по ряду признаков:

    • по типу хранения данных – документальные (текстовые файлы) и фактографические (данные хранятся в структурированном виде);
    • по характеру обработки данных – поисковые и справочные;
    • по степени распределенности – локальные и распределенные;
    • по масштабу (одиночные, групповые, корпоративные);
    • по степени замкнутости (замкнутые, открытые, условно-замкнутые);
    • по степени структурированности задач (структурируемые, не структурируемые, частично структурируемые)
    • по способу организации (на основе архитектуры: файл-сервер, клиент-сервер, многоуровневой, на основе Интернет/Интранет-технологий);
    • по характеру протекаемых процессов в динамических системах (детерминированные, стохастические (вероятностные));
    • по типу связей и элементов (простые, сложные);

Особенность файл-серверных систем заключается в том, что при обработке запросов пользователя сервер пересылает клиенту весь файл с найденной информацией, дальнейшая обработка данных производится на клиентской машине.

Особенность клиент-серверных систем заключается в том, что при обработке запросов пользователя сервер пересылает клиенту уже выбранную из файла необходимую информацию, дальнейшая обработка данных производится на клиентской машине.

Детерминированные процессы – подчиняющиеся некоторым законам;

Стохастические процессы (вероятностные процессы – заданы параметры (матожидание, среднее отклонение и т.д.).

АИС в экономике классифицируются:

    • по уровню в системе государственного управления (отраслевые, территориальные, межотраслевые);
    • по сфере функционирования объекта управления;
    • видам процессов управления и т.д.

АИС управления технологическими процессами – это человеко-машинные системы, обеспечивающие управление технологическими устройствами, станками, автоматизированными линиями.

АИС поддержки принятия решений являются достаточно новым классом АИС, предназначенным для автоматизации деятельности конкретных должностных лиц при выполнении ими своих функциональных обязанностей в процессе управления персоналом, экономическим процессом и (или) техническим средством.

Также рассмотрим классификатор информационных систем, применяемый в международных  конкурсах ПО в области бизнеса  и финансов «Бизнес-Софт», проходящих ежегодно, где в основу систематизации положены классы программ, объединенные в разделы:

    • информационно-справочные системы;
    • системы автоматизации б/у (корпорации/холдинга, крупного, среднего, малого предприятия, бюджетная бухгалтерия, автоматизация отдельных участков, автоматизация аудиторских проверок, учет индивидуального предпринимательства);
    • СА экономического анализа (финансовый анализ, внутренний анализ хозяйственной деятельности, аналитическая визуализация данных, бизнес-анализ);
    • СА планирования, прогнозирования, маркетинга (планирование хоз. деятельности, финансовое планирование, бюджетирование, экономическое прогнозирование, составление бизнес-планов, стратегическое планирование и маркетинг, поддержка принятия решений, управление проектами, построение моделей предприятия);
    • СА работы с кадрами (управление, подбор, проверка персонала, составление должностных инструкций);
    • документооборот (составление и контроль исполнения договоров, компьютерное чтение и обработка документов);
    • комплексные системы автоматизации управления;
    • СА торговли (оптовые фирмы, магазины, супермаркеты, киоски, системы электронной торговли);
    • специализированные системы (отдельные торговые модули – складские, торгово-закупочные);
    • СА производства (управление материально-техническим снабжением, производством, маркетингом и сбытом, качеством, технологическая подготовка производства);
    • специализированные отраслевые решения (туризм, гостиничный комплекс, фармация, общепит, строительные предприятия, ЖКХ).
    •  


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Классификация АИС

 

Задачи  АИС:

  1. Повышение производительности труда (операционная эффективность). Она имеет отношение к скорости, стоимости и качеству выполнения рутинных задач. Для повышения производительности труда в организациях применяют системы обработки транзакций. Например, для управления запасами на складе, чтобы сократить расходы, связанные с их содержанием. При этом компьютер определяет оптимальный запас изделий на складе, отслеживает текущее количество. Другой пример - повышение производительности труда работников офиса при помощи редакторов текста. При этом сокращается время подготовки текста, особенно в тех случаях, когда текст пересматривается несколько раз. Также производительность труда в офисе повышается за счет применения систем настольного издательства и систем презентационной графики.
  2. Функциональная эффективность может быть улучшена за счет применения СППР. Например, компания American Express, производящая кредитные карточки, для повышения эффективности функций разрешения кредита использует системы искусственного интеллекта. Эти системы объединяют в себе мастерство всех лучших менеджеров по кредиту.
  3. Качество обслуживания клиентов, возможность изменения основ конкуренции. Примером может служить применение банковских машин (банкоматов). Нормальный банкомат работает 24 часа в сутки каждый день. Он позволяет снимать со счета наличные в любое время суток.

Например, в 70-х гг. один крупный дистрибьютор журналов и  газет начал фиксировать информацию о еженедельных поставках и возврате печатной продукции от каждого продавца. После этого он использовал программу, которая определяла доход от единицы продажи каждого издания для каждого продавца, затем - сравнивал полученные результаты, группируя их по экономически и этнически подобным районам. После этого дистрибьютор сообщал каждому из продавцов оптимальный для его района ассортимент изданий. Это позволило увеличить доход дистрибьюторам и розничным торговцам.

Закрепление клиентов и  отдаление конкурентов. Информационные системы конкурентоспособных преимуществ (ИСКП) обслуживают стратегические потребности организации. ИСКП дают мгновенный и быстрый доступ к информации о важнейших факторах, влияющих на достижение фирмой своих задач. Но главное то, что ИСКП производят такие информационные продукты и услуги, которые содействуют привлечению клиентов к своей фирме за счет клиентов конкурента. Например, банковские пластиковые карточки дают более надежную защиту от кражи наличных денег, поэтому клиент нередко выбирает именно тот банк, который предоставляет услуги в виде пластиковых карточек.

  1. Создание и улучшение продукции. Продукция бывает двух видов: информационно-интенсивная и традиционная. Информационно-интенсивная продукция выпускается в банковской деятельности, страховании, финансовом обслуживании и т. д. Информационно-интенсивная продукция может быть создана и улучшена на основе современных информационных технологий.

2. Структура АИС

Автоматизированные  информационные системы – сложные  системы, они требуют деления (декомпозиции) на отдельные части, элементы. Чем точнее и полнее выделены части, элементы системы, определены положение и взаимодействие частей, тем эффективнее будет процесс создания и функционирования системы.

Обычно декомпозиция производится по определенным признакам. По роли составляющих элементов все АИС подразделяются на две части: функциональную и обеспечивающую. Функциональную часть составляет комплекс задач, составляющих содержательную часть управления, обеспечивающую – комплекс обеспечивающих подсистем.

Подсистема – это относительно самостоятельная часть системы, выделенная по определенному признаку.

 

Функциональная  часть представляет собой совокупность формализованных функциональных задач, обеспечивающих реализацию определенных функций управления. Основными функциями управления являются: прогнозирование, планирование, оперативное управление, учет, анализ, регулирование.

(схема)

Типовые функциональные подсистемы для промышленного объекта:

      • технической подготовки производства;
      • подготовка оперативного управления;
      • подготовка материального снабжения;
      • подготовка сбыта и реализации готовой продукции;
      • подготовка управления кадками;
      • подготовка управления бух.учетом.

Каждая функциональная подсистема может быть разделена, в свою очередь, на комплексы задач и задачи.

Задача – это часть автоматизированной функции, характеризуемая конечным или промежуточным результатом в конкретной форме (документ, сообщение и др.). Типовой состав задач можно разделить на группы. Например, в комплексе задач нормирования расхода материальных ресурсов можно выделить задачи: расчет норм расхода основных материалов, расчет норм расхода вспомогательных материалов, расчет норм отходов основных материалов и т.д. В результате решения задач обычно получают выходной документ (машинограмму, ведомость, видеограмму и др.).

Информация о работе Понятие информационных систем в экономике