Правовая база функционирования «электронной библиотеки» ВУЗа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 21:25, контрольная работа

Краткое описание

Преимуществами электронной формы документа по сравнению с печатной является надежность и компактность хранения информации, возможность оперативного ее распространения и широкого использования. Это позволяет решить ряд стоящих перед вузовскими библиотеками задач:
• обеспечивается сохранность фонда, так как электронный документ неподвержен ветшанию, а еще большую надежность его сохранности обеспечивают резервные копии;
• решается проблема книгообеспеченности учебного процесса, так как работать с электронным документом одновременно может неограниченное число пользователей;
• обеспечивается доступность к информации, независимо от ее физического местонахождения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3
Понятие «электронной библиотеки» ВУЗа…………………………………5
2.Экономические факторы формирования «электронной
библиотеки»…………………………………………………………………….7
3. Создание «электронной библиотеки» ВУЗа.
Механизмы пополнения фонда «электронной библиотеки» ………….....10
4. Правовая база функционирования «электронной библиотеки»
ВУЗа……………………………………………………………………………15
Заключение…………………………………………………………………….19
Список используемых источников…………………………………………..20

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по информатике Влад.docx

— 41.25 Кб (Скачать файл)

 

 Механизмы пополнения фонда «электронной библиотеки». 

Поиск материалов в глобальной сети Интернет. Ряд преподавателей осуществляют такой поиск постоянно и вне  связи с библиотекой. Необходимо стимулировать их усилия, если они  предоставляют свои материалы в  общий фонд. Такой поиск можно  осуществлять также силами работников собственно библиотеки, проведя с  ними соответствующее обучение. Предоставление лекционно-методических материалов преподавателей в «электронную библиотеку». Ряду преподавателей это крайне не выгодно по ряду причин. Формы аргументации против могут быть разнообразны, но, по сути, все они сводятся к тому, что такая система будет означать для преподавателей необходимость дополнительных усилий по поддержанию своих лекционных материалов на современном уровне. Не секрет, что некоторые лекционные и методические материалы не меняются годами. Таким образом, без организованной политики в этом плане на уровне приоритетной в общевузовском масштабе не удастся в сегодняшних условиях массово подключить преподавательский состав к формированию электронной составляющей библиотечного фонда. 

    • Вовлечение студентов в процесс формирования библиотечного фонда. Это может быть сделано путем задания определенных тем рефератов, самостоятельных работ, дипломных проектов. Учитывая большое количество студентов и разного рода контрольных мероприятий – это очень большой потенциал формирования библиотечного фонда. 
    • Подписка на периодические издания, включающие в себя электронные приложения.
    • Закупка электронных материалов.

Чтобы обеспечить гибкую компоновку заказываемых учебно-методических материалов необходимо предусмотреть разбивку всех материалов на компоненты. Если это  курс лекций, он может быть разбит по темам, по главам и параграфам. Если это периодика, она может быть разбита по темам, по статьям и  т.д. Материалы для практических занятий также разбиваются по отдельным заданиям. Каждой составляющей электронной библиотеки присваивается уникальный код. Это позволит создать базу данных электронных документов и компоновать их по желанию заказчика. Для автоматизации формирования базы данных и ее очистки от устаревших материалов для каждого документа должен быть создан текстовый информационный файл, в котором содержатся сведения об авторе, о названии, тема, раздел, ключевые слова и др. Эти файлы будут обрабатываться автоматически, специальной программой-роботом и тем самым, будет формироваться база данных.

Формат предоставления материалов. В идеале желательно все материалы  готовить в формате HTML. Однако в действительности это не реально. Подавляющее большинство  материалов готовятся в формате  Microsoft Word, Microsoft Exсel, в текстовом формате. Для использования материалов «электронной библиотеки» в рамках локальной сети вуза можно не конвертировать эти материалы в HTML формат. Для удаленного доступа, материалы большого объема, не конвертированные в HTML формат можно представлять в виде архивов по FTP системе.

Система управления «электронной библиотекой» должна содержать модуль формирования запроса на выборку материала. По сути, этот модуль аналогичен системе  электронного магазина. Сам запрос должен сохраняться в базе данных. Такая система позволит автоматизировать учет наличия студентов на занятии (для тех предметов, занятия по которым можно проводить в  компьютерном классе), получение ими  задания, уровень сложности этого  задания и факт выполнения работы. Аналогично можно фиксировать контрольные, зачеты и экзамены.

Выше перечисленные требования означают необходимость специализированного  библиотечного сервера, на котором  должно быть установлено необходимое  программное обеспечение. В качестве операционной системы предлагается Windows 2000 server. Для организации библиотечного WEB узла предлагается воспользоваться службой IIS. Необходимо также подключение к Интернету локальной сети вуза. Это минимальные программно-аппаратные требования. В расширенном варианте может потребоваться оборудование для обеспечения безопасности.

Таким образом, «электронная библиотека» составляет часть единой вузовской информационной системы. Действительно, вместо учебно-методических материалов в базу можно помещать любые документы, порождаемые в вузе в процессе обучения. К ним могут относиться документы, отражающие процесс обучения конкретного студента. В этом случае мы имеем дело с «личным столом студента». Расписание контрольных, зачетов, экзаменов является электронным отображением контрольных мероприятий для каждого студента. Наличие в системе приказов, распоряжений отражает административный документооборот.  
Поскольку все это должно функционировать в глобальной сети Интернет, при реализации такой системы создаются элементы «дистанционного образования», точнее элементы консультационно-методического узла вуза в сети Интернет. 

Это удобно для заочников, для выпускников  вуза. Заочники могут заранее получать необходимую информацию об учебных  занятиях, получать литературу, задания  для практических работ, консультации у своего преподавателя.

Для выпускников вуза это дает возможность  в процессе трудовой деятельности обратиться к учебным материалам, если возникла необходимость, а также к преподавателям за консультацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Правовая база функционирования электронной библиотеки ВУЗа

 

Для формирования ресурсов электронной библиотеки и организации доступа к ним первостепенное значение имеет Российское законодательство в области авторского права.

Действующий с 1 января 2008 года «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006; (ред. от 01.12.2007)) устанавливает ограничения на использование без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения произведений, выраженных в цифровой форме, которые могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создания копий произведений в цифровой форме (ст. 1274. Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвертая)).

В связи с этим организация широкого доступа пользователей в глобальной сети возможна только к тем ресурсам электронной библиотеки: 
• на которые истек срок действия авторского права (70 лет после смерти автора); 
• на использование, которых заключен договор с автором или обладателем смежных прав.

Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает, что помимо заключения авторского договора возможно использование произведения, исключительное право на которое принадлежит автору или другому лицу, на основании лицензионного соглашения, заключенного с авторско-правовой организацией, управляющей такими правами на коллективной основе.

Организацией, обеспечивающей коллективное управление имущественными авторскими правами и защиту интересов правообладателей при использовании произведений в цифровых интерактивных сетях, в том числе в Интернете, является Российское общество по коллективному управлению правами авторов и иных правообладателей в сферах мультимедиа, цифровых сетей и визуальных искусств (РОМС www.roms.ru).

Эта организация предоставляет пользователям путем заключения с ними лицензионных соглашений единые разрешения на соответствующие способы и виды использования объектов авторских и смежных прав от имени всех правообладателей, даже тех, кто не заключил непосредственно с РОМС договор о передаче полномочий на коллективное управление их правами (ст. 1242 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвертая)). За использование произведений и объектов смежных прав в цифровых интерактивных сетях и при создании продуктов мультимедиа собирается вознаграждение со всех пользователей для его последующего распределения правообладателям. Наряду с выплатой вознаграждения пользователи обязаны предоставлять РОМС сведения об использованных объектах, необходимые для распределения вознаграждения.

В соответствии с основными положениями действующего законодательства, электронные ресурсы, формируемые библиотеками условно можно разделить на три группы: ресурсы собственной генерации, удаленные ресурсы, используемые библиотеками на основании лицензии и удаленные общедоступные ресурсы:

• ресурсы собственной генерации размещают на серверах библиотеки или в ее помещениях. Их селекция осуществляется аналогично селекции печатных материалов, а библиографические описания включены, как правило, либо в отдельный каталог, либо в общий каталог библиотеки, либо в оба каталога;

• удаленные ресурсы, используемые библиотеками на основании лицензии, размещены на серверах поставщиков информации. Для обеспечения их рекламы, интенсивного использования и контроля за использованием, составляются списки подобных материалов. При длительной лицензии возможно включение их библиографического описания в электронный каталог с указанием места хранения документов;

• удаленные ресурсы, находящиеся в свободном доступе, просматриваются и оцениваются сотрудниками данной электронной библиотеки. Библиотека рекомендует эти ресурсы, – имея в виду качество информации и надежность источника. Участие библиотеки может также заключаться в организации удобного доступа к ним, например, через создание единого интерфейса.

Ядро фонда электронной библиотеки вуза должны составлять ресурсы, создаваемые преподавателями и научными сотрудниками этого вуза (учебно-методические и научные работы), отделом аспирантуры (диссертации и авторефераты диссертаций), или соответствующими учебно-методическими объединениями (материалы конференций). Для достижения полноты охвата подобных ресурсов, необходимо тесное взаимодействие библиотеки с другими подразделениями вуза: издательством, факультетами, кафедрами, отделом аспирантуры.

Вопросы организации доступа к ресурсам электронной библиотеки, как уже отмечалось выше, регулирует Российское законодательство в области авторского права. Поэтому при создании электронной коллекции трудов преподавателей вуза необходимо учитывать, что исключительное право на служебное произведение, т.е. созданное в пределах, установленных для работника трудовых обязанностей принадлежит, работодателю (ст. 1295 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвертая)) и может использоваться в пределах, установленных организацией, владеющей правами на него (т.е. вузом). Исключительное право на произведение, созданное, в инициативном порядке принадлежит автору, и может быть использовано только при заключении авторского договора.

Современный уровень развития техники и технологии позволяет осуществлять корпоративное взаимодействие и интегрировать информационные ресурсы библиотек в единую образовательную среду. Это позволяет отдельным библиотекам обеспечивать доступ своих пользователей к разнообразным научным и образовательным ресурсам. Законодательная база определяет возможность заключения сублицензионного договора, по которому могут предоставляться права на использование результата интеллектуальной деятельности в пределах тех прав и тех способов использования, которые предусмотрены лицензионным договором для лицензиата. Срок действия сублицензионного договора не должен превышать срока действия лицензионного договора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, насущными вопросами для вузовской библиотеки сегодня является формирование полноценной ресурсной базы электронной библиотеки, а также организация удобного доступа к этим ресурсам для пользователей. Перевод части фонда библиотеки в электронную форму еще не решает задач, стоящих перед электронной библиотекой. Необходимо создать такие условия для работы пользователя, чтобы было возможно не только осуществление поиска информации о документах, но и обязательное получение полных текстов. И важно, чтобы любой пользователь имел такую возможность независимо от времени и местонахождения. Такие требования предъявляет нам время, а наша задача найти способы для преодоления барьеров на пути к достижению цели.

Таким образом, создание электронной библиотеки становится неотъемлемой функцией традиционной вузовской библиотеки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

 

  1. Абызгильдин, А. Ю. Электронная библиотека в вузе / А. Ю. Абызгильдин // Науч. и техн. б-ки. – 2003. – № 11. – С. 52 – 56.
  2. Баранов, В. А. Технология организации библиотечного консорциума пяти университетов Санкт- Петербурга / В. А. Баранов [и др.] // Науч. и техн. б-ки. – 2001. – № 3. – С. 37 – 45.
  3. Структура и состав информационных ресурсов библиотеки // Режим доступа: http://www.primacad.ru/bibl/er/.
  4. Библиотеки вузов России // Режим доступа: http://lib.madi.ru/links/.
  5. Борцова, Н. Н. Инновации в информационно-библиографической деятельности вузовской библиотеки / Н. Н. Борцова, Н. В. Лукашева // Науч. и техн. б-ки. – 2007. – № 9. – С. 45 – 53.
  6. Вегнер, Б. Электронные средства информации в процессе обучения и исследованиях. Роль Библиотек как информационных посредников / Б. Вегнер, Г. А. Евстигнеева // Науч. и техн. б-ки. – 2002. – № 9. – С. 34 – 47.
  7. Еременко, Т. В. Вузовская библиотека России в едином информационном пространстве (региональный аспект) / Т. В. Еременко // Науч. и техн. б-ки. – 1998. – № 2. – С. 67 – 70.
  8. Информационный ресурсы России : нац. доклад // Сайт ГСНТИ (Государственная система научно-технической информации). – Режим доступа: http://www.gsnti.ru/inf_res/.
  9. Кожевникова, Е. С. Читатель вузовской библиотеки в грядущем цифровом обществе. Социально-психологические последствия информатизации библиотек / Е. С. Кожевникова // Науч. и техн. б-ки. – 2002. – № 12. – С. 46 – 50.
  10. Кучерявая, Н. Н. Библиотека вуза: новые задачи и возможности / Н. Н. Кучерявая // Науч. и техн. б-ки. – 2001. – № 3. – С. 19 – 25.
  11. Маркова, В. Н. Библиотека вуза и новые технологии / В. Н. Маркова // Науч. и техн. б-ки. – 2001. – № 5. – С. 31 – 35. 
  12. Паршукова, Г. Б. Информационно-библиотечная среда образовательного пространства монография / Г. Б. Паршукова. – Новосибирск , 2004. – 224 с. 

Информация о работе Правовая база функционирования «электронной библиотеки» ВУЗа