Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 21:39, реферат
Информационная безопасность Российской Федерации представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности России, развивает Концепцию национальной безопасности РФ применительно к информационной сфере и служит основой для:
формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности России; подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности России; разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности России.
Введение 3
1. Правовые основы обеспечения информационной безопасности. 4
1.1. Место информационной безопасности в системе национальной безопасности РФ. 4
1.2. Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере. 4
1.3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации об основных угрозах в информационной сфере и их источниках. 6
1.4. Законодательные основы обеспечения информационной безопасности. 13
Заключение 18
Список литературы 19
Оглавление
Введение 3
1. Правовые основы обеспечения информационной безопасности. 4
1.1. Место информационной безопасности в системе национальной безопасности РФ. 4
1.2. Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере. 4
1.3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации об основных угрозах в информационной сфере и их источниках. 6
1.4. Законодательные основы обеспечения информационной безопасности. 13
Заключение 18
Список литературы 19
Информационная безопасность Российской Федерации представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности России, развивает Концепцию национальной безопасности РФ применительно к информационной сфере и служит основой для:
Термин – «информационная
Информационная безопасность РФ – состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Указ президента о стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. Информационные ресурсы это стратегический ресурс любого направления деятельности государства.
Национальная безопасность
– это состояние защищенности
личности, общества и государства
от внутренних и внешних угроз,
В п.108 указа президента отмечено: для развития РФ потребуется преодолеть технологическое отставание, в важнейших областях информатизации (телекоммуникации и связи) определяющих состояние национальной безопасности разработать и внедрить технологии информационной безопасности в системах государственного и военного управления, а так же обеспечить условия для гармонизации национальной информационной инфраструктуры с глобальными информационными системами.
Национальные интересы РФ это совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства. Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах физического, духовного и интеллектуального развития, а так же в защите информации обеспечивающею личную безопасность.
Интересы общества
в информационной сфере
Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития Российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, а так же политической, экономической и социальной стабильности, безусловном обеспечении законности и правопорядка, а так же в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
Соблюдение конституционных
прав и свобод человека и гражданина
в области получения
Развитие современных
информационных технологий отечественной
индустрии, обеспечении потребностей
внутреннего рынка
Под информационной безопасностью РФ понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Выделяются четыре основные составляющие национальных интересов РФ в информационной сфере.
Первая составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.
Вторая составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя информационное обеспечение государственной политики РФ, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике РФ, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.
Третья составляющая национальных
интересов РФ в информационной сфере
включает в себя развитие современных
информационных технологий, отечественной
индустрии информации, в том числе
индустрии средств
Четвертая составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
Выделяют следующие виды угроз информационной безопасности РФ:
Источники угроз информационной
безопасности РФ подразделяются на внешние
и внутренние. К внешним источникам
относятся, например, деятельность иностранных
политических, экономических, военных,
разведывательных и информационных структур,
направленная против интересов Российской
Федерации в информационной сфере, обострение
международной конкуренции за обладание
информационными технологиями и ресурсами,
деятельность международных террористических
организаций и т.п.
К внутренним источникам относятся, например,
критическое состояние отечественных
отраслей промышленности, неблагоприятная
криминогенная обстановка, сопровождающаяся
тенденциями сращивания государственных
и криминальных структур в информационной
сфере, получения криминальными структурами
доступа к конфиденциальной информации,
усиления влияния организованной преступности
на жизнь общества, снижения степени защищенности
законных интересов граждан, общества
и государства в информационной сфере,
недостаточная разработанность нормативной
правовой базы, регулирующей отношения
в информационной сфере, а также недостаточная
правоприменительная практика и т.п.
Общие методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации разделяются на правовые, организационно-технические и экономические.
К правовым методам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Организационно-техническими методами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются, например, создание и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, разработка, использование и совершенствование средств защиты информации и методов контроля эффективности этих средств, развитие защищенных телекоммуникационных систем, повышение надежности специального программного обеспечения, создание систем и средств предотвращения несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и специальных воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации, а также изменение штатных режимов функционирования систем и средств информатизации и связи, сертификация средств защиты информации, лицензирование деятельности в области защиты государственной тайны, стандартизация способов и средств защиты информации и т.п.
Экономические методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации включают в себя:
Выделяют следующие направления защиты информации:
Правовая защита информации
Современные условия требуют и определяют необходимость комплексного подхода к формированию законодательства по защите информации, его состава и содержания, соотнесения его со всей системой законов и правовых актов Российской Федерации.
Выделяется следующая структура правовых актов, ориентированных на правовую защиту информации:
первый блок — конституционное законодательство. Нормы, касающиеся вопросов информатизации и защиты информации, входят в него как составные элементы;
второй блок — общие законы, кодексы (о собственности, о недрах, о земле, о правах граждан, о гражданстве, о налогах, об антимонопольной деятельности), которые включают нормы по вопросам информатизации и информационной безопасности;
третий блок — законы об организации управления, касающиеся отдельных структур хозяйства, экономики, системы государственных органов и определяющие их статус. Они включают отдельные нормы по вопросам защиты информации;
четвертый блок — специальные законы, полностью относящиеся к конкретным сферам отношений отраслям хозяйства, процессам. В их число входит и Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации»;
пятый блок — законодательство субъектов Российской Федерации, касающееся защиты информации;
шестой блок — подзаконные нормативные акты по защите информации;
Информация о работе Правовые основы обеспечения информационной безопасности