Программирование в Паскале. Одномерные массивы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 17:39, реферат

Краткое описание

Развитие современного общества предполагает широкое использование компьютерных и информационных технологий, на основе которых создаются разнообразные информационные системы. Обычно получаемая в них информация анализируется человеком, который будет играть определяющую роль. Такие информационные системы являются автоматизированными, так как в их функционировании принимает участие человек.
Компьютерные программы получают результаты,

Содержание

Введение 3
Глава 1. Язык программирования Free Pascal 5
§1.1 История языка программирования Паскаль 5
§1.2 Язык Free Pascal и его особенности 7
§1.3 Структура и синтаксис программ в паскале 8
§1.4 Операторы в программе Free Pascal 12
§1.5 Цикл For в паскале. 14
Глава 2. Одномерные массивы в Паскале 16
§2.1 Понятие массива. 16
§2.2 Описание одномерного массива. 17
§2.3 Практическая часть. 18
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

Шепилёв.docx

— 69.08 Кб (Скачать файл)

Школа №1 Л.М. Поземского

 

 

                                    

 

Реферат по информатике

 

«Программирование в Паскале. Одномерные массивы»

                       

                        

 

 

 

 

Шепилёв Данила Александрович

                                                                                                  9 «А» класс

                                                                

 

 

 

 

 

 

Псков, 2012 г.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Язык программирования Free Pascal 5

§1.1 История языка программирования Паскаль 5

§1.2 Язык Free Pascal и его особенности 7

§1.3 Структура и синтаксис программ в паскале 8

§1.4 Операторы в программе Free Pascal 12

§1.5 Цикл For в паскале. 14

Глава 2. Одномерные массивы в Паскале 16

§2.1 Понятие массива. 16

§2.2 Описание одномерного массива. 17

§2.3 Практическая часть. 18

Заключение 21

Список  использованной литературы 22

Введение

 

Развитие современного общества предполагает широкое использование  компьютерных и информационных технологий, на основе которых создаются разнообразные  информационные системы. Обычно получаемая в них информация анализируется  человеком, который будет играть определяющую роль. Такие информационные системы являются автоматизированными, так как в их функционировании принимает участие человек.

Компьютерные программы  получают результаты, обрабатывая данные. Легкость, с которой выполняется  этот процесс, зависит от того, насколько  точно типы данных соответствуют  реальной задаче. Следовательно, очень  важно, чтобы в языке была предусмотрена  поддержка соответствующего разнообразия типов и структур данных.

В данной работе будет рассмотрен тип данных одномерные массивы. С  помощью одномерных массивов можно  решать различные задачи на языке  программирования Паскаль, такие как: поиск максимального и минимального элемента чисел, сортировка массива  данных, поиск суммы элементов  массива и др. Поэтому материалы  данной работы могут иметь большое  практическое применение.

Цель  работы: рассмотреть использование одномерных массивов в языке программирования Паскаль.

Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:

  1. Обосновать актуальность данной темы.
  2. Рассмотреть дополнительную литературу по данной теме
  3. Рассмотреть особенности программирования в программе Free Pascal

Реферат состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы:

Во  введении обоснована актуальность работы, также определены цели и задачи работы.

Первая  глава содержит особенности языка программирования Free Pascal.

Во  второй главе  рассмотрены особенности работы с одномерными массивами в программе Free Pascal.

В заключении приведены общие выводы по работе.

      

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Язык программирования Free Pascal

§1.1 История языка программирования Паскаль

 

Pascal разрабатывался с 1968 по 1970 г. Николаусом Виртом. Цель заключалась в том, чтобы создать язык, лишенный многочисленных недостатков ALGOL. Pascal был назван в честь французского математика Блеза Паскаля, который еще в 1642 г. изобрел цифровой калькулятор. С конца 70-х до конца 80-х гг. этот язык доминировал среди языков, используемых на начальном этапе обучения программированию; позже его заменили С и C++, а затем Java.

ALGOL 60 был первой попыткой  создания языка на основе формального  описания, однако его реализация  оказалась сложной. В частности,  оказалось достаточно трудно реализовать передачу параметров по имени, хотя это довольно элегантный механизм. В языке ALGOL 60 не были определены операторы ввода-вывода, поскольку в то время считалось, что они зависят от реализации, да и собственную статическую память также трудно было реализовать. Помимо того, в 60-х гг. были разработаны новые практические решения, например типы данных и структурное программирование. Языки типа FORTRAN были популярны благодаря своей эффективности при выполнении программ, несмотря на отсутствие элегантности.

В 1965 г., во время работы в  Стенфордском университете (Stanford University), Вирт разработал новую, расширенную версию ALGOL 60 для компьютеров серии IBM 360, в которую вошло определение указателей и структур данных. Этот язык, известный как ALGOLW, использовался в нескольких университетах, но его реализация ограничивалась только компьютерами IBM 360. Для выполнения программ на этом языке требовался значительный по размерам пакет программ поддержки обработки строк, вещественных чисел двойной точности и других сложных типов данных. Таким образом, ALGOL W в качестве системного языка программирования оказался малоэффективным.

В 1968 г. Вирт вернулся в Швейцарию  и начал работу над преемником ALGOL W - языком, который мог бы компилироваться  за один проход. Для создания исходного  компилятора был использован  алгоритм рекурсивного спуска. Этот компилятор выполнялся на компьютере Control Data. Также был разработан широко известный теперь интерпретатор Р-кода. Компилятор языка Pascal сначала транслировал исходную программу в программу на языке гипотетической машины со стековой архитектурой. Благодаря такой своей организации Pascal легко переносился на компьютеры других систем.

Язык Pascal развивался и совершенствовался, включал в себя новые возможности. Производились новые компиляторы и среды разработки для Pascal.

Наличие специальных методик  создания компиляторов с Паскаля  упростило их разработку и способствовало широкому распространению языка. Компиляторы  могли оптимизировать код, и это  позволяло создавать эффективные  программы.

В 80-х годах компьютерная наука начала входить в массы, появился предмет «Информатика». Поскольку  в это время Pascal был особо модным и зарекомендовал себя как учебный языка, то он нашел широкое распространение в школах и вузах.

 

 

 

 

 

 

§1.2 Язык Free Pascal и его особенности

Free Pascal  - это свободно распространяемый компилятор языка Паскаль с открытыми исходными кодами

Достоинств языка программирование Free Pascal можно отметить следующее:

  1. Свободное распространение.
  2. Простота языка позволяет быстро его освоить и создавать алгоритмически сложные программы.
  3. Развитые средства представления структур данных обеспечивают удобство работы как с числовой, так с символьной и битовой информацией.
  4. В языке Паскаль реализованы идеи структурного программирования, что делает программу наглядной и дает хорошие возможности для разработки и отладки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1.3 Структура и синтаксис программ в паскале

 

Структура программ на языке  Pascal напоминает программы на С. Тем не менее в Pascal предусмотрена возможность описания внутренних локальных процедур и создания вложенной иерархии имен. Программа на Pascal представляет собой единый программный блок, в котором содержатся определения используемых подпрограмм. Программа на языке PASCAL состоит из: Заголовка и Блока программы.

Блок содержит: Раздел описания и Раздел операторов. 

Программы на Паскале начинаются с ключевого слова program и следующего за ним имени программы с точкой с запятой (в некоторых диалектах является необязательным), за именем может в скобках следовать список внешних файловых дескрипторов в качестве параметров; за ним следует тело программы, состоящее из секций описания переменных, типов и констант, объявлений процедур и функций и следующего за ними блока операторов, являющегося точкой входа в программу. В языке Паскаль блок ограничивается ключевыми словами begin и end. Операторы разделяются точками с запятой, после тела помещается точка, служащая признаком конца программы. Регистр символов в Паскале не имеет значения.

Таким образом, простейшая программа  на Паскале будет выглядеть следующим  образом:

program <имя программы>;

const …;{константы}

var …; {типов переменных}

begin

 … {основная программа}

end.

Программа не выполняет никаких  действий и содержит пустой блок операторов.

Пример программы, выводящей  строку «Hello, World!»:

program HelloWorld;

begin

writeln('Hello, World!')  { оператор вывода строки }

end.

Блок программы состоит  из шести разделов, следующих в  строго определенном порядке:

  • раздел меток (label)
  • раздел констант (const)
  • раздел типов (type)
  • раздел переменных (var)
  • раздел процедур и функций
  • раздел действий (операторов).

Раздел действий должен присутствовать всегда, остальные разделы могут  отсутствовать.

Каждый из первых четырех  разделов начинается с соответствующего ключевого слова (label, const, type, var), которое записывается один раз в начале раздела и отделяется от последующей информации только пробелом, либо концом строки, либо комментарием.

Раздел меток (label)

Любой выполняемый оператор может быть снабжен меткой – целой  положительной константой, содержащей не более 4-х цифр. Все метки, встречающиеся  в программе, должны быть описаны  в разделе label.

Общий вид:

label l1, l2, l3…;

здесь l1, l2, l3 – метки.

Пример. label 5, 10, 100;

Метка отделяется от оператора  двоеточием.

Пример. Пусть оператор a := b имеет метку 20. Тогда этот оператор выглядит так:

20: a := b;

Раздел констант (const)

Если в программе используются константы, имеющие достаточно громоздкую запись (например, число пи с 8-ю знаками), либо сменные константы (для задания  варианта программы), то такие константы  обычно обозначаются какими-либо именами  и описываются в разделе const, а в программе используются только имена констант. Это делает программу более наглядной и удобной при отладке и внесении изменений.

Общий вид:

const a1 = c1; a2 = c2; …

здесь a1 – имя константы, c1 – значение константы.

Пример. const pi = 3.14; c = 2.7531;

Раздел типов (type). Если в программе вводится тип, отличный от стандартного, то этот тип описывается в разделе type:

type t1 = вид_типа;

t2 = вид_типа;

где t1 и t2 – идентификаторы вводимых типов.

Пример. type color = (red, yellow, green, blue);

Здесь описан тип color, задаваемый перечислением значений.

Раздел переменных (var)

Пусть в программе встречаются  переменные v11, v12,…; все они должны быть описаны следующим образом:

var v11, v12,…: type1;

v21, v22,…: type2; …

здесь v11, v12,… - имена переменных; type1 – тип переменных v11, v12,…; type2 – тип переменных v21, v22,….

Пример. var k, i, j: integer; a, b: real;

Каждая переменная должна быть описана до ее использования  в программе и отнесена к одному и только одному типу. Названия разделов (const, type, var…) указываются только один раз.

Пример.

var a: real;

      b: real;

Таким образом, в разделе  var вводится имя каждой переменной и указывается, к какому типу эта переменная принадлежит. Тип переменной можно задать двумя способами: указать имя типа (например, real, color и т.д.), либо описать сам тип, например: array[1..16] of char

Раздел процедур и функций

Здесь присутствуют заголовки  и тела пользовательских процедур и  функций.

Раздел действий (операторов)

Эта часть программы начинается с ключевого слова begin и заканчивается словом end, после которого должна стоять точка. Раздел действий есть выполняемая часть программы, состоящая из операторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1.4 Операторы в программе Free Pascal

 

Рассмотрим несколько  групп операторов в Паскале:

  • Оператор присваивания;
  • Операторы ввода и вывода;
  • Условный оператор;

Оператор  присваивания служит для изменения значения переменной. В Паскале знак присваивания выглядит так :=

Оператор присваивания записывается в соответствии с общим правилом: <имя переменной> := <выражение>;

Например: Х:=А, где X —переменная, А — выражение.

Арифметическое выражение  может включать:

    • константы
    • имена переменных
    • знаки арифметических операций
    • вызовы функций
    • круглые скобки ( )

Информация о работе Программирование в Паскале. Одномерные массивы