Психологические последствия применения информационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 14:17, реферат

Краткое описание

Существуют различные ситуации, обусловливающие воздействие ИКТ на психику обучающегося. Это, конечно, и непосредственное взаимодействие с той или иной информационной технологией в рамках учебно-познавательной деятельности. Сами педагоги и обучающиеся, взаимодействующие с ИКТ, распространяют их влияние все дальше и дальше. Всем известно и широкое распространение компьютерных игр и специальных аттракционов, основанных на технологии виртуальной реальности. Даже те, кто напрямую не соприкасается с компьютерами, тоже являются их косвенными пользователями, например, смотря анимационные фильмы, пользуясь кредитными карточками и т.д.

Содержание

Введение.
Влияние ИКТ на психологию личности обучаемого.
Скрытый вред телевизионного экрана.
Психологические аспекты рекламы.
Заключение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат информатика.docx

— 845.95 Кб (Скачать файл)

Конативное воздействие обращения реализуется в «подталкивании» получателя к действию (конечно, к покупке), подсказывание ему ожидаемых от него действий.

Осознание необходимости  этих основных уровней воздействия  рекламного обращения на сознание человека легло в основу множества рекламных  моделей. Схемы некоторых наиболее известных и распространенных моделей  разработки рекламных обращений  приведены в таблице.

Чаще всего мишенью  рекламы становятся эмоции человека. Однако, если покупатель будет видеть попытку манипуляции его сознанием, то таковая попытка обречена на провал.. Поэтому, мишенью рекламы становятся эмоции, таящиеся в подсознании человека. Причина проста: во-первых, человек этих эмоций часто не осознает, и таким образом, воздействие рекламы становится скрытым для «глаза” покупателя. Во-вторых, после воздействия подсознание начинает «давить» на психику человека, порождая, таким образом внутренний стимул к приобретению товара у покупателю, ведь свое собственное подсознание не может восприниматься антагонистично.

Вспомните рекламу  любого моющего средства для туалета. Этот рекламный ролик сообщает покупателю, что в его туалете непрестанно  размножаются микробы, и только это  моющее средство сможет их убить и  защитить человека от их пагубного  влияния. На первый взгляд, реклама  этого моющего средства кажется  очень информативной и полезной, ведь в рекламном ролике появляется эксперт, который под ультрафиолетом наглядно показывает насколько интенсивно размножаются бактерии.

В действительности же, каждый человек  имеет врожденный страх за свою жизнь, который обусловлен инстинктом самосохранения. Каждый человек знает, что микробы  опасны для его жизни. Страх перед  смертью становиться особенно сильным, когда человек не видит врага, как в случае с микробами, и  не знает откуда может исходить опасность. Такой страх постепенно превращается в паранойю, на фоне которой развивается верминофобия. Эта идея, помещенная в подсознание человека, постепенно заставляет родиться в его сознании мысль, что только это моющее средство способно обезопасить его от невидимого врага и подарить долгожданный покой. Подсознательный страх становиться сильным стимулом, побуждающим к совершению покупки.

 

 

Стимулы, которые чаще всего использует реклама, воздействуя на покупателя:

  • негативные эмоции, 
  • позитивные эмоции, 
  • анонимные авторитеты, как то мораль и общепринятые тенденции.

 

Негативные эмоции стоят на первом месте потому, что они вызывают психическое напряжение, требующее снятия. Иначе они угрожают разрушением психики человека. Если человек не может самостоятельно снять психическое напряжение, то ему ничего более не остается, как подчинится требованию рекламы, как это было описано в примере выше. Последствия такой рекламы могут оказаться весьма плачевными для человека: если внушенный страх был довольно силен, то человек не может справиться с внутренним напряжением даже после приобретения товара без помощи психоаналитика. В некоторых случаях негативные эмоции вызывают особо тяжелые состояния, как то паранойя или неврозы.

Позитивные эмоции имеют меньшую ценность для рекламы, потому, что они не вызывают непреодолимых состояний у человека. Необходимо понимать, что целью рекламы не есть дать человеку чувство счастья, а наоборот — дать понять ему, что он сейчас несчастен, а станет счастлив лишь купив этот товар. Другими словами, такой рекламный ролик сначала угнетает человека морально, а затем предлагает способ быть счастливым. Этот механизм отчетливо виден в политической рекламе: избирателя сначала убеждают в том, что он живет отвратительно, а затем предлагают голосовать за того кандидата, который все исправит. Негативное психологическое воздействие такого вида рекламы трудно переоценить, ведь на протяжении долгого времени реклама все время морально угнетает человека, но при этом обещает счастье лишь в будущем, которое никогда не наступает. Человек, поддающийся воздействию такой рекламы, может впадать в депрессивные состояния.

Рекламные компании активно  увеличивают количество анонимных авторитетов и их влиятельность, ведь их воздействие человек воспринимает как рекомендацию или полезный совет. То есть, если человек прислушивается к «совету”, то это воспринимается его психикой как внутренняя деятельность, а не влияние со стороны.

Мы не виним рекламу  во всех бедах. Но если тоталитаризм —  безнравственная система, которая  стремится подчинить своей воле волю людей, то реклама не наполнена  большей нравственностью, чем тоталитаризм. Разница лишь в том, что, делая, это скрыто и воздействуя на подсознание, реклама усугубляет личные психологические проблемы человека и психологические проблемы в обществе.

 

  1. Заключение.

 

С.А.Зелинский выделяет следующие  способы противостояния негативному  влиянию информационных технологий на психику человека:

  • Формирование критического мышления по отношению к получению информации от внешнего мира, обретение навыков работы с информацией.
  • Формирование индивида как личности;
  • Развитие сверх - идеи в средствах массовой информации;
  • Совместные обсуждения (в составе групп, коллективов) негативного влияния информационных потоков (примеры и следствия, обоснование полученных выводов) с целью обретения навыков умения анализировать различные медиа - тексты, выделять направленность интересов создателей подобных текстов;
  • Получение и закрепления материала по информационной безопасности, формирование представления  о влиянии информационных потоков на психику человека  полученных на лекциях, семинарах.
  • Специальные циклы курсов по глубинной психологии, основам общей психологии, психофизиологии, политологии, истории, литературоведению, философии и т.п.
  • Более широкое введение в вузах и факультетах переподготовки  дисциплин, спектр внимания которых будет уделен теме информационно-психологического воздействия.

 

  1. Список используемой литературы.

 

  1. Евгеньева, Т.В.. Технологии социальных манипуляций и методы противодействия  им. - СПб., 2007
  2. Зелинский,С.А. «Психотехнологии гипнотического манипулирования сознанием человека». -  СПб., 2008.
  3. Маркова, Н.Е. Информационные технологии и их воздействие. Аналитическая справка для Общественной палаты РФ. - rodprim.org/book/export/html/7
  4. Поликарпова, Е.В. Аксиологические функции масс-медиа в современном обществе.- М., 2002.
  5. Смыслова О. «Психологические последствия применения информационных технологий» 2003 г.


Информация о работе Психологические последствия применения информационных технологий