Работайте на компьютере и будьте здоровы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 06:47, творческая работа

Краткое описание

Цель работы: Определить влияние компьютера на здоровье и дать рекомендации по сохранению здоровья при работе за компьютером учащимся и родителям.
Задачи:
Изучив литературу, выявить основные вредные факторы при работе на компьютере.
Провести анкетирование среди учащихся 1-9 классов нашей школы,
Познакомиться с правильной организацией рабочего места;
Создать буклет профилактического характера

Содержание

Аннотация ………………………………………….………..……………………..……....3 стр.
Глава I Мы исследуем ………………………………………………………..........…... 4стр.
Актуальность и важность…………………………………………………….....4стр.
Основные вредные факторы при работе за компьютером……………..........6 стр.
Здоровьесберегаюшие технологии при работе за компьютером в школе….9стр.
Здоровьесберегающие технологии при работе за компьютером дома……11 стр.
Глава II. Мы планируем……………………………………………………………...13 стр.
Глава III. Мы действуем……………………………………………………………...14 стр.
Проведение анкетирования и анализ знаний и зависимости учащихся от компьютере…………………………………………………………………….14 стр.
Проведение мероприятия по защите от компьютерного излучения……..16 стр.
Создание буклетов и их распространение «Компьютер и здоровье ребёнка». 17 стр.
Заключение ………………………………………………………..…………………..18 стр.
Список литературы……………………………………………………………………19 стр.
Приложение 1. Анкета для учащихся..…….………………………………….……20 стр.
Приложение 2. Комплексы упражнений……………………….…………………..21 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

исследовательская работа.doc

— 3.65 Мб (Скачать файл)

1. Создать в  кабинете соответствующие условия  для работы:

- удобная мебель  и её правильная расстановка  (желательно иметь специальные  компьютерные столы и стулья  с регулируемой высотой,  разместить компьютеры вдоль стен так, чтобы естественный свет падал на монитор слева  и спереди),

- воздушно-тепловой  режим (следует поддерживать оптимальную  температуру 19- 210С и относительную влажность 50-60%, использовать кондиционер и естественную вентиляцию при проветривании кабинета), 
- освещённость (можно комбинировать естественное и искусственное освещение, следует использовать жалюзи на окнах),

- контроль над  уровнем шума  (он не должен превышать допустимых значений, следует ограничить количество копировальных устройств, сканеров и принтеров),

- чистота кабинета (проводить ежедневную  влажную уборку),

- эстетика кабинета (использовать краску, не дающую  бликов, подбирать спокойные светлые   цвета для окраски мебели, стен, пола и потолка)

- грамотное  оформление кабинета (должны быть  в наличии инструкции по технике безопасности и правилам поведения в компьютерном классе, а также рекомендации по соблюдению правильной осанки, временные ограничения непрерывной работы за компьютером для разных возрастных категорий, комплексы упражнений для снятия напряжения).

2. Систематически  проводить гимнастику для глаз, упражнения для улучшения мозгового кровообращения,  снятия утомления с плечевого пояса и рук, с туловища и ног, а также физкультминутки общего назначения.

3. Тщательно  контролировать выполнение санитарно-  гигиенических норм  пользователями в классе, проводить работу по привитию навыков  правильной работы с компьютером в домашних условиях.

4. Создавать  благоприятный эмоциональный климат (в одних случаях это доброе  слово или народная мудрость, в других – юмор, но всегда  нужно стараться понять ученика  и помочь ему), у учащихся не  должно быть стеснения или страха обратиться за разъяснением или помощью (эмоциональная напряжённость и  скованность ведут к утомлению и усталости, чувство успеха при выполнении заданий, напротив, положительно влияет на здоровье человека).

5. Чередовать  различные виды работ, т.к.  смена видов деятельности является крайне необходимым условием здоровьесбережения. (Не следует забывать также, что творческий характер образовательного процесса не только способствует развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления.  Очень интересными, на мой взгляд, являются исследовательская и проектная деятельность, где не обойтись без использования ИКТ.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Здоровьесберегающие  технологии при работе за компьютером дома.

Учитывая факторы вредоносного влияния компьютера на организм человека, родители могут помочь организовать ребенку дома наиболее безопасную среду при взаимодействии с компьютером или это сделать могут сами дети (при достаточной самоорганизации).

Для снятия нагрузки на зрение:

    • Необходимо правильно организовать освещение компьютерного стола, солнечный свет не должен попадать на монитор, так как блики на экране способствуют утомлению глаз.
    • Следить за чистотой экрана и настройками монитора (яркость, контрастность и т.д.).
    • Подобрать стол и стул, которые позволяют соблюдать оптимальное расстояние от экрана до глаз (50-70см).
    • Необходимо  каждые 10-20 минут делать перерывы – давать отдохнуть глазам (возможно ребенку подобрать специальные защитные очки для работы на компьютере).

При длительном сидении с опущенными плечами может возникнуть стойкое изменение костно-мышечной системы. Чтобы избежать стесненной позы, необходимо ребенку:

    • в процессе работы на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки,
    • работать за специальным компьютерным столом с выдвижной доской для клавиатуры, позволяющей ему менять позу,
    • сидеть на специальном крутящемся стуле с регулируемой высотой (высота стула может быть изменена с учетом роста ребенка, кроме того, детям нравится кататься на стульях, а это невольно дает им передышки в контакте с экраном и заставляет их двигаться – менять положение тела),
    • регулярно прерывать «общение» с компьютером, вставать, потягиваться, делать мини-зарядку.

Мониторы на жидких кристаллах не дают излучения. Мониторы на электро - лучевой трубке могут являться источником излучения. Потенциал, имеющийся на кинескопе, не страшен, но электростатические поля, возникающие между экраном дисплея  и лицом человека, сидящего перед компьютером, разгоняют севшие на экран пылинки до огромных скоростей, и они “впиваются” в кожу пользователя. Поэтому:

    • в комнате, где стоит компьютер, нужно чаще делать влажную уборку, вытирать пыль.
    • закончив работу за компьютером, желательно умыться холодной водой.

Занятия на компьютере требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Игры требуют  огромного напряжения. Негативную картину  дополняет появление психологической  зависимости, которая выражается в  следующих патологических симптомах: у ребенка развивается чувство мнимого превосходства над окружающими, теряется способность переключаться на другие развлечения, обнаруживается бедность эмоциональной сферы. Некоторые компьютерные игры провоцируют у юных пользователей агрессивное поведение, создают культ насилия и войны. В качестве негативных последствий выделяются также сужение круга интересов ребенка, уход от реальности к созданию собственного “виртуального” мира. В связи с этим:

  • чтобы снизить нагрузку на психику, следует подбирать более спокойные игры (оптимальный вариант - развивающие, расширяющие кругозор игры).
  • заострить внимание на возможностях компьютера  (компьютер не только для игр и развлечений, использование текстовых и графических редакторов, электронных таблиц и других подобных программ приносит  много пользы),
  • нужно постараться максимально оберегать психику ребенка от воздействия жестоких сцен в играх (если ребенок все же очень увлечен именно «стрелялками», нужно стараться отвлечь от таких игр, найдя другое интересное занятия, или хотя бы договорится  о сокращении времени, проводимого за этими играми),
  • в реальной действительности ребёнок должен быть востребован, он должен чувствовать свою значимость, ощущать любовь близких людей (если ребенок «уходит» в виртуальный мир, значит, ему чего-то не хватает в окружающей действительности). В жизни должно быть больше «живого» искреннего общения, нужно общаться, обращать внимание на то, чем он занимается и что его волнует.

Если родители не всегда имеют возможность лично  контролировать использование домашнего компьютера ребенком, можно установить программу для ограничения времени работы на компьютере детей и подростков, которая позволяет создавать расписание работы ребенка за компьютером и автоматически контролировать его соблюдение, запрещать запуск нежелательных игр и программ, блокировать доступ к нежелательным сайтам в Интернете.

 

 

 

Глава II. Мы планируем.

Изучив  необходимую  для нас литературу, поставив перед собой определенные цели и задачи, мы наметили план работы по реализации проекта.

 

  1. Проведение анкетирования и анализ знаний и зависимости учащихся о компьютере.
  2. Проведения мероприятия по  защите от компьютерного излучения.
  3. Создание буклетов и их распространение  «Компьютер и здоровье ребёнка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Мы действуем.

  1. Проведение анкетирования и анализ знаний и зависимости учащихся от компьютера

      Мы провели  анкетирование среди учеников 1 - 9 классов. Опрошено 19 учеников. Проведена обработка данных по выявлению влияния компьютера здоровье школьников. Зависимость школьников от компьютера. 

  1. Анализ результатов

С какого возраста вы работаете                                   Сколько часов в день вы сидите за   

 за компьютером?                                                            компьютером


 

 

 

 

 

С приобретением  компьютера                           Есть ли постоянное желание 

вам легче развиваться? играть в игры за компьютером?                                       


Проводили вы хоть одну ночь                                     Придя, домой вы сразу садитесь за       


за компьютером? компьютер?


 

 

 

 

 У вас сломан компьютер, значит, у вас                           Вам запретили сидеть за

                                                                                               компьютером вы конфликтуете,

плохое настроение? угрожаете?


 

 

 

 

Какое общение вы предпочитаете?                           Вы знаете, какую угрозу

                                                                         представляет компьютер вашему здоровью?


 

 

 

 

 

 

 

Устают  ли ваши глаза при Вы делаете гимнастику для глаз?

работе  за компьютером?


 

 

 

 

 

 

 

Анализ показал, что 100% учащихся имеют компьютер, большая  часть  школьников не являются зависимыми от компьютеров, и не знают и пренебрегают нормами работы с компьютером, а также не заботятся о своем здоровье, из-за нехватки знаний. Поэтому мы попытались необходимый материал поместить в буклете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проведения мероприятия по  защите от компьютерного излучения

Узнав о компьютерном излучении, возник вопрос: существует ли  защита от компьютерного излучения? В ходе поиска ответа натолкнулись на защиту растением –кактус. Причем тут кактусы? Многие растения (в том числе и кактусы) действительно растут лучше в условиях повышенного электромагнитного излучения. Однако понижают ли они его или никоим образом не влияют на него? В первый раз информация о том, что кактусы обладают способностью поглощать вредное излучение компьютеров, промелькнула в прессе в конце 80-х. С тех пор одни ставят вокруг монитора кактусы, другие утверждают, что все это бред. А где же истина? Кто-то всерьез исследовал эту проблему? Оказалось, что да.  И выяснилось, что кактус очень эффективен в нейтрализации последствий вредного воздействия компьютера. Также не стоит сбрасывать со счетов то обстоятельство, что кактус (вернее его колючки), как и любое другое растение, может выполнять функции ионизатора воздуха пассивного типа. Ведь не просто же так выращивать дома цветы всегда считалось полезным и благоприятным для здоровья человека занятием. Учитывая все сказанное выше, можно сказать, что теоретические обоснования защитных свойств кактуса не являются мифом или выдумкой обывателей. Поэтому мы в кабинете информатики развели кактусы.



 

 

 

 

 

 


 


 

 

 

 

 

 

  1. Создание буклетов и их распространение  «Компьютер и здоровье ребёнка»

____________________________________________________________________________

Заключение

Интерес детей  к компьютеру огромен, и нужно  направить его в полезное русло. Компьютер должен стать для ребёнка равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на все его действия и запросы. Он, с одной стороны, - терпеливый учитель и мудрый наставник, помощник в учёбе, а в дальнейшем и в работе, а с другой стороны -  творец сказочных миров и отважных героев, друг, с которым нескучно. Соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит сохранить здоровье и одновременно открыть ребёнку мир огромных возможностей.

Работа  по вопросу  влияния компьютера на  здоровье  школьников велась в течение первого полугодия. Работа велась целенаправленная. В ходе работы мы научились проводить анкетирование, обрабатывать и анализировать полученные данные. Мы удовлетворены результатами своей работы.

Все цели и задачи достигнуты, Гипотеза о том, что при грамотном использовании компьютера можно избежать его вредного влияния на здоровье человека, подтверждена.

Компьютеры  прочно вошли в нашу жизнь. Обойтись без них человечество уже не может. Однако, следуя в ногу со временем важно  помнить о том, что здоровье – важная составляющая нашей жизни. Помните об этом.


 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 Босова Л.Л. Информатика  и ИКТ. 5-7 классы: Комплект плакатов и методическое пособие. – М.: Бином, 2010

  1. Здоровьесберегающие технологии  - http://wmarina2007.narod.ru/zdorovesberezhenie 
  2. Гимнастика за компьютером - http://vi-ta.ru/forum/archive/index.php/t-2600.html
  3. Компьютер и здоровье ребёнка - http://www.patee.ru/children/child-health/view/?id=13631
  4. Компьютер и ребенок: все за и против - http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=4816
  5. Родительское собрание «Компьютер – не забава» - http://www.edu.murmansk.ru/www/to_teacher/methodical/psiholog/rod_sobr/rod_sobr_3.htm
  6. Санитарные правила и нормы (СанПиН 2.4.2. 1178-02) «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».  – // http://www.ecobest.ru/snip/folder-7/list-39.
  7. Учебно-исследовательская работа "Определение соответствия кабинета информатики санитарно-гигиеническим нормам" - http://www.poznanie21.ru/current/42067.php

Информация о работе Работайте на компьютере и будьте здоровы