Решение задачи выбора и оценивания методами дерева целей и экспертных оценок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 07:26, курсовая работа

Краткое описание

Проблема высокого уровня безработицы и растущей социальной напряженности в обществе неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью. Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. После начала экономического кризиса, общая безработица в России наконец-то начала снижаться. По сведениям Ростата в сентябре 2011 года она составила 7%, а это 1 млн 216,6 тыс человек от общего числа работающего населения страны в возрасте от 15-72 лет.

Содержание

Введение 3
Модели системной деятельности 5
Модель «состав объектов целеполагания» 5
Модель «состав конечных продуктов» 5
Модель «жизненный цикл производства конечных продуктов» 6
Модель «структура социальной деятельности» 7
Модель «состав ресурсов» 8
Формирование дерева целей 9
Первый и второй уровень 9
Третий и четвертый уровень 11
Пятый уровень 12
Фрагменты формальной и материальной структуры дерева целей 14
Формальная структура дерева целей 14
Материальная структура дерева целей 15
Критерии оптимальности 16
Улучшение условий труда 16
Возможность получения образования 17
Система переквалификации 17
Содействие занятости граждан, нуждающихся в соц. защите 18
Мероприятия достижения целей 19
Экспертное оценивание мероприятий 20
Ранжирование мероприятий 22
Отчет по результатам работы 23
Список использованных источников и литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Новокузнецкий филиал-институт 
ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет"

Факультет информационных технологий 
Кафедра информационных систем и управления им. В. К. Буторина

 

 

Выполнили: студенты 3 курса 
группы ПИЭЗ-09 
Алексеев Василий Сергеевич 
Брюханов Алексей Юрьевич 
Евсеева Нина Вадимовна 
Пушкина Елизавета Сергеевна

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ПО  ТЕОРИИ СИСТЕМ И СИСТЕМНОМУ АНАЛИЗУ

«Решение  задачи выбора и оценивания методами дерева целей и экспертных оценок»

 

 

Проверил: 
кандидат технических наук, 
доцент А. И. АВДЕЕВА

 

Курсовая работа 
защищена с оценкой «____»

____________________________

«____»________________ 2011 г.

 

 

 

Новокузнецк 2011

Содержание

Введение            3

  1. Модели системной деятельности       5
    1. Модель «состав объектов целеполагания»     5
    2. Модель «состав конечных продуктов»     5
    3. Модель «жизненный цикл производства конечных продуктов» 6
    4. Модель «структура социальной деятельности»    7
    5. Модель «состав ресурсов»       8
  2. Формирование дерева целей        9
    1. Первый и второй уровень        9
    2. Третий и четвертый уровень       11
    3. Пятый уровень         12
  3. Фрагменты формальной и материальной структуры дерева целей  14
    1. Формальная структура дерева целей      14
    2. Материальная структура дерева целей     15
  4. Критерии оптимальности         16
    1. Улучшение условий труда       16
    2. Возможность получения образования      17
    3. Система переквалификации       17
    4. Содействие занятости граждан, нуждающихся в соц. защите  18
  5. Мероприятия достижения целей       19
  6. Экспертное оценивание мероприятий       20
  7. Ранжирование мероприятий        22

Отчет по результатам  работы         23

Список использованных источников и литературы     25

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема высокого уровня безработицы и растущей социальной напряженности в обществе неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.  Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму.

После начала экономического кризиса, общая безработица в России наконец-то начала снижаться. По сведениям Ростата в сентябре 2011 года она составила 7%, а это 1 млн 216,6 тыс человек от общего числа работающего населения страны в возрасте от 15-72 лет. Правительство прогнозирует и дальнейшее снижение безработицы в 2012 году до 6,6 %.

Одной из животрепещущих российских проблем в настоящее время  является безработица молодого поколения. Так, по данным минздравсоцразвития, 32 процентов молодых людей от 25 до 29 лет, имеющих высшее образование, являются безработными.

Исследуя данную проблемную ситуацию, следует выделить в ней несколько основных составных  частей:

  1. Рынок труда – на рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе и величина заработной платы, условий труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантия занятости.
  2. Неполная занятость – это такое положение, при котором выполняемая работа не требует полного использования квалификации и профессиональной подготовки индивида, не соответствует его ожиданиям и не позволяет получать такую зарплату, какую он мог бы иметь, выполняя ту работу (и в том объеме), на которую мог бы претендовать.
  3. Безработица – это социально экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг.

Мы считаем, что причинами возникновения  рассматриваемой проблемной ситуации выступают следующие социально-экономические явления:

  1. Сокращение рабочих мест.
  2. Инфляция.
  3. Низкий уровень заработной платы.
  4. Рост молодого трудоспособного населения.
  5. Рост требований к уровню образованности производственного персонала.
  6. Низкий социально-экономический уровень и социальная незащищенность населения.
  7. Отсутствие кадровых агентств по подбору персонала.
  8. Миграции иностранного населения.

Каждая из этих проблем  имеет высокую значимость в рамках социально-экономического состояния  страны и может быть исследована  отдельно. Однако мы видим ярко выраженную связь между каждой из обозначенных частей с исследуемой проблемной ситуацией в целом.

Поэтому, для  её всестороннего исследования необходимо построить ряд моделей, которые  учитывают состав проблемы, организационную  структуру, используемые материальные и информационные средства, структуру социальной деятельности и т. д.

В процессе исследования, мы постарались максимально ясно представить, проанализировать и отобразить пути разрешения проблемной ситуации связанной с высоким уровнем  безработицы и ростом социальной напряженности населения, воспользовавшись современными методами на базе системного анализа и теории принятия решений.

 

I МОДЕЛИ СИСТЕМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

    1. Модель «состав объектов целеполагания»

Модель состоит  из вышестоящих органов, исследуемой  системы, подведомственных органов и актуальной среды. Можно представить в виде структуры:

 









 

Рис. 1 – Модель состава объектов целеполагания

 

    1. Модель «состав конечных продуктов»
  • Материальные: государственная политика в области занятости и безработицы; система подготовки кадров; система найма; контрактная система; фонд поддержки безработных; система переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулирование занятости.
  • Финансовые – на рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.
  • Информационные – систематизированный сбор информации о вакансиях в централизованные базы данных и дальнейшее размещение её в центрах занятости населения, кадровых агентствах, СМИ, Интернет.

 

    1. Модель «жизненный цикл производства конечных продуктов»
  • Выявление потребности: чем выше общий уровень развития экономики, чем более сложные задачи ей приходится решать, тем значительнее потребность в рабочей силе высшей квалификации.
  • На этапе производства реализуется возможность:

- свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности, поощряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и т. д.);

- найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты;

- независимой и вместе с тем экономически поощряемой миграции трудовых ресурсов между регионами, отраслями и профессионально-квалификационными группами, которой обычно сопутствует улучшение условий жизни и трудовой деятельности;

- свободного движения заработной платы и других доходов при сохранении приоритета квалификации и образования, соблюдении установленного законом гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и регулировании верхнего предела доходов через налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале.

  • Потребление – через рынок труда проходят, скрещиваясь в нём, три взаимосвязанных эволюционных потока – развитие экономики (материально-технических элементов и структур), развитие человека (общей и профессиональной культуры, творческих возможностей, нравственных качеств), развитие общественных отношений (государственных и классовых структур, отношений собственности, производственных связей). Они образуют основу прогресса в обществе, его главное содержание.

 

    1. Модель «структура социальной деятельности»
  • Предметы деятельности – соединение рабочей силы и рабочих мест, включение в инновационно-производственный процесс творческого потенциала трудящихся, подготовка и переподготовка кадров, решение проблем социальной защиты трудящихся и безработицы.
  • Средства деятельности:

- финансовые, в  соответствии с которыми средства  внебюджетного государственного  фонда занятости вместе с целевыми  ассигнованиями из бюджетной системы (федерального и региональных уровней) обеспечивают финансирование программ содействия занятости;

- социальные, в  соответствии с которыми общество  устанавливает порог естественного  уровня безработицы (складывающегося  за счет её структурной и  фрикционной форм), непревышение  которого должно стать целью  государственной политики занятости, реализуемой федеральными и региональными органами управления.

  • Кадры:

- федеральные  и региональные службы занятости  населения;

- продавцы – работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду);

- покупатели – трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется. 
 

  • Отношения основываться на следующих принципиальных положениях:

- охват всех направлений деятельности службы занятости, по которым достигнутые результаты отражаются в конкретных показателях;

- ограниченность количества принятых для оценки показателей, исключающих их дублирование;

- «сквозной» характер оценочных показателей, обеспечивающих возможность сравнительного анализа и оценки деятельности местных (городских, районных), региональных (на уровне субъекта РФ) центров занятости и Федеральной службы занятости России в целом.

 

    1. Модель «состав ресурсов»
  • Материальные – государственная политика в области занятости и безработицы; система подготовки кадров; система переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулирование занятости.
  • Финансовые – средства внебюджетного государственного фонда занятости, целевые ассигнования из бюджетной системы.
  • Трудовые ресурсы – федеральные и региональные службы занятости населения; работники, предлагающие свою рабочую силу; трудовые коллективы или отдельные предприниматели.
  • Информационные ресурсы – информация о рынке труда, наличии трудовых ресурсов необходимой квалификации, СМИ, Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

II ФОРМИРОВАНИЕ ДЕРЕВА ЦЕЛЕЙ

 

2.1. Первый и второй уровень

2.1.1. Цели администрации области:

- выявление отраслевых и региональных приоритетов в развитии и сохранении перспективных рабочих мест;

- разработка нормативной правовой базы, ориентированной на формирование общих условий для создания и сохранения рабочих мест;

- создание механизма, обеспечивающего развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;

- повышение эффективности использования имеющихся производственных мощностей;

- разработка механизма развития социального партнерства в области создания и сохранения рабочих мест;

Информация о работе Решение задачи выбора и оценивания методами дерева целей и экспертных оценок