Система педагогических условий обеспечения информационной безопасности детей и подростков в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 23:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: разработка механизма обеспечения информационной безопасности учащихся, использующих Интернет в образовании.
Объект исследования: информационная безопасность школьников как целостное социально-педагогическое явление.
Предмет исследования: педагогические условия обеспечения информационной безопасности школьника в образовательном учреждении, создание условий и мотивации для противостояния спам – Интернету.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы информационной безопасности школьника в учебном процессе 9
1.1 Основные аспекты информационной безопасности в школе 9
1.2 Социально-педагогический аспект информационной безопасности детей и подростков в условиях школы 12
Глава 2. Система педагогических условий обеспечения информационной безопасности детей и подростков в школе 17
2.1 Анализ современной ситуации в области информатизации образования 17
2.2 Концепция информационной безопасности школьников и педагогические условия ее реализации 23
2.3 Организация информационно-безопасного образовательного процесса в школе, взаимосвязь с родителями школьников в решении проблемы 27
Глава 3. Практическая реализация программы информационной безопасности школьника 32
3.1 Современные подходы к решению проблемы информационной безопасности школьника 32
3.2 Практические советы по безопасности для детей разного возраста 41
3.3 Разработка проекта информационной безопасности школьника 56
Заключение 63
Список литературы 65

Вложенные файлы: 1 файл

информационная безопасность.doc

— 410.00 Кб (Скачать файл)

Кажущаяся безнаказанность, анонимность, доступность приводит к таким поступкам, на которые в реальном мире большинство детей не способны. Причем многие из них даже не задумываются о том, что данные действия могут нанести реальный моральный, экономический, или даже физический вред тому, против кого они направлены.

Преподаватель должен иметь представление как о классических методах защиты информации, так и о современных методологиях, технологиях информационной безопасности. Учителя должны уделять большое внимание учебно-воспитательной работе со школьниками, направленной на преодоление негативного воздействия ИКТ-среды.

В учебных программах, учебниках, методических пособиях по информатике для средних общеобразовательных школ РФ в той или иной степени нашли отражение следующие аспекты проблемы безопасности:

  • техника безопасности при использовании компьютера,
  • правовая охрана программ и данных,
  • защита информации,
  • проблема ложной информации,
  • защита Интернет,
  • свобода слова и цензура в Интернет,
  • соблюдение прав человека,
  • искусственный интеллект и безопасность общества,
  • зависимость человека и общества от компьютера,
  • качество программного обеспечения,
  • надежность работы компьютера и безопасность общества.

Такого рода материалы в основном раскрывают вопросы безопасности компьютерной техники, информационных ресурсов, защиты интересов общества, но не дают ответа на вопрос, как обеспечить личную безопасность в информационном обществе. Однако информационная культура не сводится к информационным технологиям, она включает мировоззренческий, нравственный, психологический и другие гуманитарные компоненты.

 

1.2 Социально-педагогический аспект информационной безопасности детей и подростков в условиях школы

 

Для рассмотрения в социально-педагогическом аспекте угрозы информационной безопасности как совокупности условий и факторов, воздействующих на здоровье личности, духовно-нравственную сферу, межличностные отношения, создающих опасность жизненно важным интересам личности, были использованы основные положения Доктрины информационной безопасности РФ. Информация представляет угрозу при определенных условиях. Целью создания таких условий является манипуляция сознанием и психикой личности, в частности, личности школьника.

В качестве основных средств информационного воздействия на личность выделяются следующие:

  • средства массовой коммуникации (в том числе: информационные системы, например, интернет и т.п.); литература (художественная, научно-техническая, общественно-политическая, специальная и т.п.);
  • искусство (различные направления так называемой массовой культуры и т.п.);
  • образование (системы дошкольного, среднего, высшего и среднего специального государственного и негосударственного образования, система так называемого альтернативного образования и т.п.);
  • воспитание (все разнообразные формы воспитания в системе образования, общественных организаций — формальных и неформальных, система организации социальной работы и т.п.);
  • личное общение.

Любое из этих средств может быть использовано на благо или во вред личности. [10]

В условиях школьного образования обеспечение информационной безопасности можно рассматривать как совокупность деятельности по недопущению вреда сознанию и психике ребёнка [7].

При этом процесс обеспечения информационной безопасности основывается на умениях личности учащегося увидеть и нейтрализовать угрозу, исходящую от информационного воздействия. Это умение может приобретаться стихийно или в процессе целенаправленного обучения учащихся. В связи с этим появилась необходимость поиска путей решения такой проблемы, как обеспечение информационной безопасности школьника [7].

Анализ изученной литературы дает основание утверждать, что процесс обучения целесообразно начинать с начальной школы. Поэтому необходимо рассмотреть информационную безопасность школьника, как педагогическую проблему, цель решения которой есть педагогически направляемый процесс развития у ребенка знаний об информационной угрозе и умения противостоять ей для минимизации последствий психического и нравственного воздействия.

Всем обозначенным видам проблем может противостоять педагог, обучающий информационной безопасности. Педагог способен подготовить сознание детей к противодействию негативным информационным воздействиям, формировать информационную грамотность (навыки критического мышления), развивать способности к самоблокированию информации, учить отличать качественную информацию от некачественной.

Недостоверная, неэтичная, непристойная, деструктивная информация, исходящая от основных источников информации, а так же от средств информационного воздействия, оказывает определенное влияние на Получателя информации – школьника. Это влияние может нанести проблемы здоровью (переутомление, психологическая зависимость, соматические заболевания, снижение работоспособности и др.), этические проблемы (переоценка нравственных норм, снижение интереса к искусству, чтению, перенос образцов поведения из виртуальной действительности в реальность и др.), трудности в обучении (отсутствие времени на обучение, перегрузка излишней информацией, снижение успеваемости)[12].

Опираясь на труды исследователей этой проблемы ( в частности, Л.Ф. Обуховой ) можно утверждать, что определяющей для учащихся, особенно для младшего и среднего школьного возраста становится система «ребенок – учитель», влияющая на отношения ребенка к родителям, к одноклассникам и самому себе. Для учащихся ещё высок авторитет педагога, ребенок открыт для общения с наставником и доверяет информации, исходящей от него. Данные утверждения подкрепляются наблюдениями за учащимися в ходе экспериментальной работы[12].

Основным видом деятельности школьника является учебная деятельность, а процесс развития информационной безопасности важно организовать как процесс обучения.

В ребенке начинают формироваться зачатки нравственного поведения. Он понимает смысл понятий «плохо-хорошо», «добрый – злой», но у него отсутствует субъективное отношение к системе нравственных норм и ценностей. (Ермоленко-Сайко В.Д.). Система нравственных норм и ценностей становится оценочным регулятором жизни и деятельности учащегося и реализуется в том случае, если эти правила и нормы поведения приняты и осмыслены ребенком. Следовательно, целесообразно формировать информационную безопасность, используя категории нравственных ценностей и норм, активизировать собственные внутренние силы ребенка по самоусовершенствованию.

Развитие информационной безопасности школьника невозможно без учета его взаимодействия с другими учащимися. Процесс взаимодействия реализуется как кооперация (Цукерман Г.А.). В процессе кооперации идет постоянное преобразование ребенка в плане совершенствования и открываются определенные возможности для его культурно-познавательной жизни в глобальном информационном обществе. Именно поэтому необходимым должно быть взаимодействие школьников в форме кооперации как одно из необходимых условий развития информационной безопасности [7].

Школьный возраст, характеризуется большой мыслительной пластичностью, поэтому возможно её качественное изменение в ходе значимой для ребёнка учебно-познавательной деятельности, структура которой позволяет органично включить в её содержание педагогически управляемый процесс формирования у школьника знаний по информационной безопасности (В.И. Андреев, Л.С. Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Ю.М. Орлов, Г.К. Селевко, Г.А. Цукерман и др.) [7].

Анализируя приведённые здесь данные, можно утверждать, что социально – педагогическое решение проблемы информационной безопасности школьников возможно и должно проходить под руководством грамотного, специально подготовленного для этого педагога, учитывающего все необходимые составляющие единого педагогического процесса и компьютерной безопасности учащихся в школе.

педагогический учитель информационный безопасность

 

Глава 2. Система педагогических условий обеспечения информационной безопасности детей и подростков в школе

 

2.1 Анализ современной  ситуации в области информатизации  образования

 

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) занимают особое место в современном мире. Работа на компьютере, умение использовать ИКТ в работе, умение создавать, а главное использовать информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении человечества, являются основополагающими приоритетами нового стиля работы. Уже стало совершенно понятным, что администрация и преподаватели могут и должны владеть основами информационных технологий и методикой их использования в своей профессиональной деятельности [6].

Успех информатизации школы во многом зависит от наличия технологических (аппаратных и программных), информационных и организационных ресурсов, от продуманной политики руководства школы по формированию информационного образовательного пространства, от степени участия учащихся и их родителей в наполнении информационного образовательного пространства.

Информатизация современного общества привела к возникновению проблемы подготовки школьников к безопасному использованию компьютерной техники и информационных технологий. В связи с этим проанализируем основные факторы риска, представляющие угрозу для школьника при работе с компьютером, выясним, как обучение информатике способствует подготовке учащихся к самозащите от этих факторов риска, определим направления совершенствования содержания образования, способствующие повышению защищенности школьников в информационном обществе.

Многие традиционные проблемы безопасности человека в условиях информатизации общества претерпевают серьезные изменения. Происходит расширение, модификация, появление новых источников опасности (компьютеры, разнообразные информационные ресурсы Интернет, компьютерные игры и т.д.), факторов риска (различные сбои в работе компьютера, некачественные программные продукты, высокое электрическое напряжение, электромагнитные поля, информация порнографического характера, игровые программы псевдоспортивного содержания, действия хакеров и мошенников в информационных сетях и т.д.), защищаемых интересов и ценностей (финансовое благополучие, взгляды на вопросы добра и зла, отношений мужчин и женщин, волевые качества, коммуникативные способности, эстетические взгляды и чувства и т.д.) [10].

Совершенствуются факторы безопасности (меры международных структур и государственных органов РФ в области информационных технологий, деятельность учителя в системе образования, действия самих школьников и т.д.), развиваются средства и способы обеспечения безопасности (законы в области информационных технологий, технические средства защиты от электромагнитного излучения, режим работы и отдыха при работе на компьютере и т.д.), наблюдается развитие знаний, опыта, ценностей по проблеме безопасности (политехнических, правовых, психологических и др.).

Из многообразных факторов риска к наиболее распространенным и разрушительным для физического, психического и нравственного здоровья школьников относятся некоторые разновидности компьютерных игр и непродуктивное использование ресурсов Интернет. К объективным предпосылкам причинения такого рода ущерба детям и молодежи являются расширение доступа граждан России к ресурсам Интернет, наличие на рынке компьютерных программ дешевых компакт-дисков с играми разнообразного содержания.

Различные аспекты негативного влияния компьютерных игр, «интернетизации» раскрываются в публикациях А.А. Веряева, Д. Журавлева, Н.И. Саттаровой, Т. Шишовой и других авторов. Действительно, многие современные компьютерные игры, предназначенные для детей и молодежи, наводнены монстрами, палачами, скелетами, приведениями, чудовищами, людоедами и т.д. При помощи компьютера натуралистично воспроизводятся лужи крови и мозги на стенах, жуткие вопли и скрежет ломаемых костей, оторванные головы и летящие куски окровавленной плоти. Движущиеся под музыку образы на цветном экране оказывают на игроков гипнотический эффект. В ходе игр школьники имитируют действия убийц, преступников: убивают десятками, калечат, расчленяют тела персонажей игр [3, с.12].

Под предлогом борьбы со злом дети программируются на жестокость и садизм. Смысл многих игр сводится к убийству, совершению преступлений разного рода. Ребенок приобщается к реалиям криминального мира. Иные игры фактически предполагают многократную имитацию самоубийства в сюжетах со смертельными трюками на гоночных автомобилях, мотоциклах, самолетах. Под влиянием страшных образов дети начинают пугаться темноты, жалуются на кошмарные сны, боятся оставаться в комнате без взрослых. Игроки находятся в состоянии «пассивного возбуждения», при котором удовольствие достигается без усилий, что оказывает расслабляющее влияние на личность, действует как наркотик. У детей создается ощущение собственного всемогущества [3].

Увеличивается время, затрачиваемое на компьютерные игры. Реальные дела забываются, жизненные проблемы не решаются. У некоторых школьников появляются признаки компьютерной наркомании. Нарушается общение со сверстниками, утрачиваются контакты с близкими. При отсутствии возможности играть на компьютере у заядлых игроков начинается типичная «ломка» [3].

Постепенно меняется поведение компьютерных игроков в реальной жизни. Учеба, общение, спорт, искусство занимают в их жизни все меньшее место. Притязания детей возрастают, а готовность к преодолению трудностей не совершенствуется. Формируется аддиктивное поведение, для которого характерно стремление к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством определенных видов деятельности или приема некоторых веществ. Многообразные формы аддиктивного поведения объединяет общее аддиктивное звено – стремление к искусственному изменению психического состояния, вызыванию субъективно приятных эмоций. Причем аддикты могут легко переходить от одной формы аддикции к другой, например от Интернет-зависимости к зависимости от алкоголя или наркотиков [3].

Информация о работе Система педагогических условий обеспечения информационной безопасности детей и подростков в школе