Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 23:37, курсовая работа
Цель исследования: разработка механизма обеспечения информационной безопасности учащихся, использующих Интернет в образовании.
Объект исследования: информационная безопасность школьников как целостное социально-педагогическое явление.
Предмет исследования: педагогические условия обеспечения информационной безопасности школьника в образовательном учреждении, создание условий и мотивации для противостояния спам – Интернету.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы информационной безопасности школьника в учебном процессе 9
1.1 Основные аспекты информационной безопасности в школе 9
1.2 Социально-педагогический аспект информационной безопасности детей и подростков в условиях школы 12
Глава 2. Система педагогических условий обеспечения информационной безопасности детей и подростков в школе 17
2.1 Анализ современной ситуации в области информатизации образования 17
2.2 Концепция информационной безопасности школьников и педагогические условия ее реализации 23
2.3 Организация информационно-безопасного образовательного процесса в школе, взаимосвязь с родителями школьников в решении проблемы 27
Глава 3. Практическая реализация программы информационной безопасности школьника 32
3.1 Современные подходы к решению проблемы информационной безопасности школьника 32
3.2 Практические советы по безопасности для детей разного возраста 41
3.3 Разработка проекта информационной безопасности школьника 56
Заключение 63
Список литературы 65
Рисунок 5 - Разрешать или запрещать определенные веб-узлы
Включение веб-фильтра должно значительно уменьшить число нежелательных веб-узлов, которые смогли бы просматривать дети. Однако нежелательность содержимого является субъективным критерием, и фильтр может блокировать не все содержимое, которое вы считаете нежелательным. Также в связи с постоянным появлением новых веб-узлов фильтру требуется время на анализ и оценку их содержимого.
Актуализация качественно новых угроз безопасности учащихся, затрагивающих сущность информационной связи общества и человека, а также отсутствие педагогических условий обеспечения информационной безопасности школьника в системе образования свидетельствует об актуальности данного исследования.
Основное содержание экспериментальной работы:
Название проекта: «ПОДНИМАЙСЯ ПО ЛЕСТНИЦЕ КОМПЬТЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
Проект реализация модели формирования безопасной контентной информационной образовательной среды школы. Проект может быть реализован на базе ОУ.
Проект разработан для создания безопасной, комфортной информационно образовательной среды для ученика основной школы. Проект рассчитан на совместную деятельность учителей предметников, классных руководителей, администрацию образовательного учреждения, родителей и учащихся основной школы.
Проект реализован в течении первой или второй четверти. В результате проведения проекта в школе формируется школьная консультационная команда НЭО (нет электронному обману).
ПЕРВАЯ СТУПЕНЬКА. «Можно ли создать безопасную среду в Интернет для своих детей?»
Проблема: Ни родители не дети не обучены безопасной работе в Интернет, в то время как и те и другие подвержены опредёлённому риску работая в Интернет.
Цель: Сформировать у родителей мотивацию на участие в проекте. Представить этапы, формы и условия участия в проекте совместно с детьми.
Участники: Администрация ОУ, классные руководители, родители школьников с 5 по 9 класс.
Форма проведения: Родительское собрание с элементами лекционных занятий, анкетирования, демонстраций видеороликов.
Организационно методические условия проведения: родители приглашаются на собрание по пригласительным билетам с представлением плана мероприятия. Собрание проводиться в вечернее время с использованием ТСО. Мероприятие длится не более 2 академических часов.
Ответственные и консультанты: учителя ОБЖ, информатики, зам по УВР, классные руководители.
Результат мероприятия по формированию команды НЭО: Определение микро команды от родителей 2 – 3 человека в команду НЭО.
ВТОРАЯ СТУПЕНЬКА. «Хочешь присоединиться к системе? Включай мозг !!!
Проблема: Школьники часто имеют заблуждения по поводу того, что хулиганы могут их встретить только на улице. И сидя за компьютером один на один и могут рассказать о себе всё виртуальным знакомым.
Цель: Определить востребованную школьниками ресурсов типологию Интернет ресурсов, форму представления ребят в сети.
Участники: Учащиеся 5 – 9 классов.
Форма проведения: Классный час с элементами тестирования, анкетирования, презентаций учащимися любимых Интернет порталов.
Организационно методические условия проведения: Перед проведением классного часа классный руководитель проводит анкетирование на основе которого класс разбивается на группы по принципу наиболее востребованных порталов Интернет. Проводится анализ смоделированных ситуаций имеющих место в сети.
Ответственные и консультанты: Зам. Директора по УВР, классные руководители, учитель информатики.
Результат мероприятия по формированию команды НЭО: Определение микро команды от классных руководителей 2 – 3 человека в команду НЭО.
ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬКА. Ты собрался в Интернет? Так возьми с собой пакет!!!
Проблема: Очень часто ни дети, ни взрослые не знают каким источникам доверять?
Цель: Сформировать каталог ссылок по безопасной работе в Интернет. Создать типологию ссылок по категориям: справки, консультации, дистанционное обучение.
Участники: Школьники 5-9 классов, Родители.
Форма проведения: Самостоятельная практическая работа в Интернет на основе предложенных критериев оценки качества Интернет ресурсов.
Размещение каталога на блоге Диалоги НЭО http://dialogineo.blogspot.com
Организационно методические условия проведения: аудитория с ПК, критерии оценивания сайтов с точки зрения безопасности.
Время проведения: 1 академический час в неделю.
Ответственные и консультанты: учителя информатики. Тьюторы. Родители.
Результат мероприятия по формированию команды НЭО: Пакет методической помощи школьникам по работе с сайтами различного назначения.
Определение микро команды каждой параллели: 2 – 3 человека в команду НЭО.
ЧЕТВЁРТАЯ СТУПЕНЬКА. Хочешь посмотреть на себя в Интернет!?
Проблема: Сфера интересов детей в Интернет обширна. Но отсутствую конкретные рекомендации по тому, как себя вести в определённых ситуациях, тем более важно, чтобы эти рекомендации выработаны школьниками самостоятельно, но при помощи школьной психолого – педагогикой службы.
Цель: сформировать рекомендации по представляемой в Интернет личной информации.
Участники: школьники.
Форма проведения: Психотренг.
Организационно методические условия проведения: Проведение аналитической работы по определению сфер интересов учащихся в Интернет (развлечение, досуг, образование, общение) и по возрастам. С каждой группой определить рекомендации по представлению личной информации в Интернет.
Ответственные и консультанты: Классные руководители, родители, школьники, школьные психологи.
Результат мероприятия по формированию команды НЭО: Определение специалистов психолого – педагогической службы 1 – 2 человека в команду НЭО.
ПЯТАЯ СТУПЕНЬКА. Умей пользоваться библиотекой!
Проблема: Большинство пользователей Интернет рассматривают его возможности односторонне, не предполагая, какую поддержку можно получить от Интернет для повышения квалификации, обучения по индивидуальной траектории, развития таланта.
Цель: Создать каталог ссылок по всем предметам на учебный год при помощи сервиса «Шесть шагов НЭО к безопасности», сервиса http://www.bobrdobr.ru
Участники: Учителя предметники, ученики 5 – 9 кл., родители.
Форма проведения: Уроки презентации полезных ресурсов Интернет по предмету. 1 час
Организационно методические условия проведения мероприятия: Предусмотрен предварительное знакомство в сервисом http://www.bobrdobr.ru на уроках информатики. В результате дети выполняют буклет о возможностях сервиса для образования 1 час.
Результат мероприятия по формированию команды НЭО: Определение микро команды от учителей предметников 2 – 3 человека в команду НЭО.
ШЕСТАЯ СТУПЕНЬКА. Создание блога «Диалоги С Интернет»
Проблема:многие школьники односторонне используют Интернет ресурс для разностороннего общения.
Цель: Создать блог скорой помощи для одноклассников по проблемам в сети. Люди обслуживающие данный ресурс должны быть известны школьникам и иметь доверие к себе.
Участники: Школьники 5 – 9 кл.
Форма проведения: Дистанционная поддержка
школьников через блог http://dialogineo.blogspot.
Диалоги НЭО:
Организационно методические условия проведения мероприятия Открытие и поддержка консультационных линий по проблемам:
• Как я могу защитить своего ребенка от рисков и угроз Интернет?
• Что нового я узнал об информационной безопасности и авторском праве?
• Как определить Интернет-зависимость?
• Чем опасны виртуальные знакомства?
• Интернет-это информационная среда или часть моей жизни?
• Хулиганство в сети: как призвать к ответу недобросовестных пользователей?
Ответственные и консультанты Команда НЭО.
Подобный проект можно транслировать на любую школу. Блог Диалоги НЭО в таком случае будет поддерживаться несколькими учебными заведениями.
Участники: Учителя предметники, ученики 5 – 9 кл., родители.
Форма проведения: Уроки презентации полезных ресурсов Интернет по предмету. 1 час.
Организационно методические условия проведения мероприятия: Предусмотрен предварительное знакомство в сервисом http://www.bobrdobr.ru на уроках информатики. В результате дети выполняют буклет о возможностях сервиса для образования 1 час.
Ответственные и консультанты: Классные руководители, родители, школьники, школьные психологи.
Результат мероприятия по формированию команды НЭО: Определение микро команды от учителей предметников 2 – 3 человека в команду НЭО.
Интернет – это не безопасное место, в котором дети могут чувствовать себя защищенными. Использование только средств воспитательной работы без организации действенного контроля – это практически бесполезное занятие. Точно так же как и использование репрессивных средств контроля без организации воспитательной работы. Только в единстве данных средств можно помочь школьникам чувствовать себя в безопасности и оградить их от влияния злоумышленников.
В воспитании умения ненасильственно противостоять компьютерному многообразию Интернет в современном обществе очень важное прикладное значение имеют рекомендации, раскрывающие влияние психологического, нравственного, интеллектуального, коммуникативного потенциала личности на готовность человека к безопасной жизнедеятельности в информационном обществе.
Обсуждение на уроках ОБЖ, классных часах мировоззренческих, политических, идеологических, правовых, психологических, нравственных, медицинских аспектов безопасности пользователей компьютерной техники вызывает интерес учащихся, стремление осмыслить факторы риска, характер влияния этих факторов риска на человека и общество, получить представление о средствах и способах защиты, выработать собственное отношение к факторам риска информационного общества. Такого рода обсуждение направлено на формирование у школьников знаний о факторах риска и способах обеспечения информационной безопасности, убеждения о необходимости и возможности обеспечения информационной безопасности.
Учитывая, что значительная часть школьников (особенно проживающих в сельской местности) не имеет практического опыта компьютерных игр и использования ресурсов Интернета, такая воспитательная работа при учете педагогических закономерностей является превентивной − готовит учащихся к предстоящим контактам с информационными факторами риска. Что касается школьников, «приобщившихся» к компьютерным играм, то совместная работа педагогов и родителей является условием коррекции негативных тенденций в их развитии. Положительному влиянию педагогического процесса на информационную безопасность школьников способствуют сведения о влиянии уровня информационной безопасности на возможности реализации актуальных потребностей (в общении, самоутверждении и т.д.), о социальных группах, заинтересованных в негативном влиянии информационных технологий на человека, об экономической подоплеке аморальных и криминальных компьютерных игр.
Эти рекомендации касаются широкого круга практических вопросов обеспечения безопасности: выбор и приобретение компьютера, программного обеспечения, размещение компьютера в квартире, отношения родителей и детей при использовании компьютера, гигиенические требования к деятельности с использованием компьютера, соотношение деструктивного и безопасного в общении с компьютером, способы уменьшения информационных рисков жизнедеятельности детей и т.д.
Формированию мотивации к информационной безопасности способствует предъявление сведений о путях обеспечения информационной безопасности популярным человеком (спортсменом, артистом и т.д.), с использованием образов, художественных произведений (кинофильмов, карикатур и т.д.), с участием сверстников, обладающих высоким авторитетом для школьников и т.д.