Современное программное оборудование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Из всех предложенных мне тем для курсовой работы наиболее актуальной, на мой взгляд, является тема рассмотрения типов и моделей рынков и рыночных структур. На протяжении многих лет наша страна находилась за своеобразным занавесом, имя которому «административно-командная система», охватывающим все сферы жизнедеятельности общества, включая каждого человека. В настоящее время Россия вступила в новый период своего развития, связанный с переходом к рыночной экономике.

Содержание

Введение
1.Типы и модели современных рыночных структур……………………………..
1.1 Типы рыночных структур………………………………………………...
1.2 Модели рыночных структур……………………………………………
2. Типы рынков в современном мире……………………………………………..
3. Пути совершенствования рыночного развития………………………………..
Заключение………………………………………………………………………...
Список используемой литературы.......................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 56.35 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1.Типы и модели современных рыночных структур……………………………..

1.1 Типы рыночных структур………………………………………………...

1.2 Модели рыночных структур……………………………………………

2. Типы рынков в современном мире……………………………………………..

3. Пути совершенствования  рыночного развития………………………………..

Заключение………………………………………………………………………...

Список используемой литературы.......................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Из всех предложенных мне тем  для курсовой работы наиболее актуальной, на мой взгляд, является тема рассмотрения типов и  моделей рынков и рыночных структур. На протяжении многих лет наша страна находилась за своеобразным занавесом, имя которому «административно-командная система», охватывающим все сферы жизнедеятельности общества, включая каждого человека. В настоящее время Россия вступила в новый период своего развития, связанный с переходом к рыночной экономике.

Переход России от закрытой системы  экономики к рыночной экономике  и обуславливает актуальность выбранной  мною темы. Цель написания работы - это  подробное изучение  типов и  моделей рынков, их сущности, функций  и структуры, определить их основные черты, а также выявить позитивные и негативные стороны рынка, сделать  выводы о влияние государства  на формирование рыночных отношений  и роли рынка в жизни общества.

Анализируя данную тему нужно отметить, что вопрос о моделях рынков и  их функционировании уже давно интересует многих экономистов, которые рассматривают  принципы, законы и действие рыночной экономики.

Задачами данной курсовой работы являются: прежде всего теоретическое рассмотрение понятий типы и модели рыночных структур, получение информации о типологии  рынков в современном мире, а главной  на мой взгляд составляющей данной курсовой является рассмотрение такой  проблемы как: «пути совершенствования  рыночного развития», раскрытой  мной на примере нашей страны, что  придаёт этому вопросу больший  интерес.

  Необходимо отметить, что без  государственного вмешательства  невозможно развитие рыночной  системы. Таким образом, эффективность  национальной экономики предполагает  оптимальное сочетание рыночных  и государственных регуляторов. 

1. Типы и модели современных  рыночных структур.

1.1 Типы рыночных структур

Принято выделять четыре типа рыночных структур, отличающихся друг от друга  степенями и формами свободы  для экономических агентов. Их взаимное деление в форме конкуренции  может быть разбито на: чистую конкуренцию; монополию; монополистическую конкуренцию; олигополию. Возможности рационального  выбора для фирмы зависят от того, в какой рыночной среде она  действует. При этом два первых типа рыночной структуры обычно характеризуют  как идеальные, а два остальных  — как реальные.

Хотя, в известном смысле, все  эти типы — всего лишь теоретические  модели, выделяющие только главное  и общее, и поэтому неспособные  исчерпывающим образом описать  множество конкретных рыночных ситуаций, с которыми встречается любая  реальная фирма.

Основным признаком, по которому отличаются друг от друга различные рыночные структуры, считается количество участников конкуренции. Чистая конкуренция предполагает, что участниками рынка является очень большое количество фирм, производящих и продающих один и тот же (стандартизованный) продукт. Любая новая фирма может  включиться в данную структуру без  каких-либо препятствий: нет ограничений  на доступ к информации или ресурсам, необходимым для организации  производства и реализации такого продукта. Такая структура считается идеальной  потому, что на практике некоторые  ограничения всегда существуют, а  полная стандартизация продукта невозможна. Наиболее близкие реальные условия  существуют в сельском хозяйстве  и в некоторых отраслях, производящих услуги.

Монополия предполагает одного-единственного  производителя — продавца какого-либо товара. Такая фирма является для  рынка целой отраслью. Препятствия  на пути других фирм являются практически  непреодолимыми, поэтому формально  такая структура предоставляет  фирме наибольшую свободу выбора объемов производства и цены реализации продукции. Эта ситуация является также идеальной — в том смысле, что невозможно в условиях рынка абсолютно закрыть какую-либо отрасль для проникновения конкурентов (либо прямого, либо косвенного). Очень высокий уровень доходности производства и реализации монопольного продукта обязательно начинает привлекать другие фирмы, которые рано или поздно расшатывают монопольную ситуацию.

Чистая конкуренция и монополия  представляют собой два полюса рынка, между которыми располагаются реальные рыночные структуры.Сформулировав  эти граничные условия рынка, легче понять общие принципы его  работы, абстрагируясь от множества  сложных и запутанных конкретных ситуаций.

Монополистическая конкуренция как  реальная рыночная структура предполагает достаточно большое количество продавцов, которые предлагают на рынке неодинаковые продукты. Дифференциация продукта дает возможность в отрасли иметь  множество мелких фирм и обеспечивает легкость входа и выхода с рынка. Характеристики монополистической  конкуренции свойственны отраслям сферы обслуживания: станции техобслуживания, сети ресторанов (и отраслям промышленности), производству зубной пасты, стиральных порошков, безалкогольных напитков. При  монополистической конкуренции  каждая фирма продает особый тип  товара, который отличается по качеству, оформлению, престижности. При этом фирма является монопольным производителем своей марки товара.

Олигополия — это рыночная структура  с незначительным количеством производителей, которые конкурируют между собой, и 'вступление на эти рынки новых  фирм затруднено. В условиях олигополии наиболее крупные фирмы контролируют значительную долю рынка. Товар, производимый фирмами, может быть дифференцирован (производство автомобилей) и не дифференцирован (производство стали), главное значение имеет только то, что несколько фирм производят почти всю продукцию. Олигополистическими структурами являются многие отрасли обрабатывающей промышленности (производство нефтехимикатов, алюминия, сигарет). В современных условиях олигополия является преобладающей формой рыночной структуры.

Между олигополией и монополистической  конкуренцией не существует четкого  разграничения. Характеристика конкретного  рынка зависит от реализуемой  на нем продукции.'

Монополистическая конкуренция и  олигополия описывают реально существующие рынки. Однако, чрезвычайно сложно создать  точную модель поведения фирмы в  условиях олигополии и монополистической  конкуренции из-за огромного числа  переменных в анализе принятия решений.

Совершенная конкуренция и монополия  — явление редкое, скорее они  являются абстракциями. В то же время  их анализ позволяет понять, как  функционирует рыночная экономика; построить модели, на примере которых  можно определить объем выпуска  продукции, обеспечивающей максимальную прибыль, и формировать ценовую  стратегию.

Таким образом, рыночная структура  определяется условиями конкуренции, количеством и размерами фирм, характером продукции, свободой выхода на рынок.

Совершенная конкуренция и монополия  являются «идеальными» типами рыночных структур, поскольку рынков, соответствующих  характеристикам этих структур, в  реальности не существует. В то же время  монополистическая конкуренция  и олигополия характерны для рынков в экономике промышленно развитых стран.

 

 

 

 

1.2 Модели рынка

Чрезвычайно важно понимать модель рынка, поскольку это определяет характер действий, которые необходимо предпринимать для успешной конкуренции. В рамках некоторых моделей рынка конкуренция практически невозможна, тогда как на других конкурентная борьба может носить специфический характер. Модели рынка мы будем рассматривать с точки зрения продавца, хотя следует заметить, что каждый продавец выступает одновременно и покупателем некоторых продуктов, причем на рынках всех четырех вышеназванных моделей.

Итак, рассмотрим монопольную модель рынка. Монополия – это такие условия, когда компания располагает уникальным продуктом. Имеются естественные монополии, обусловленные природными факторами, но большинство монополий поощряются государством – путем выдачи патентов, авторских прав, торговых марок и франшиз. Один из путей создания монополий – раздача правительством франшиз. Франшиза – это право осуществлять бизнес, производить продукт или оказывать услугу, выданное правительством только одной компании в пределах определенного географического региона. Примером могут служить компании коммунальных услуг в США, многие из которых хотели бы обеспечивать какой-либо большой город, например Вашингтон или Сан-Франциско, электроэнергией. Обычно считается, что компании или индивидууму, располагающим монополией на производство какого-либо продукта или услуги, прибыль гарантирована. Но способность компании производить продукт с прибылью в условиях монополии не очень отличается от аналогичного процесса в рамках любой другой модели рынка. Причина этого состоит в сути рыночной системы: монополист сталкивается с теми же проблемами спроса, что и другие производители. Если на его продукт нет спроса и возникают затруднения с продажей, то он не может получить прибыль. Однако если рыночный спрос на продукт весьма значителен, монополист, как правило, назначает цену гораздо более высокую, чем затраты на производство продукта, и тем самым создает такой уровень прибыли, который стимулирует его к дальнейшему производству.

 

Рис. 4.1 А. График кривой монопольного спроса

 

 

Рис. 4.1 Б. График меньшей  зависимости кривой спроса

 

Как видно из графика кривой монопольного спроса, представленного  на рис. 4.1А, если на продукт установлена  цена P1, то спрос на него на рынке составит Q1 (количество продукта). Если же на этот продукт будет установлена более низкая цена Р2, то будет потреблено большее его количество (Q2) при условии, что если спрос имеет такую зависимость от цены, как указано на графике. График на рис. 4.1Б отражает ситуацию, когда спрос в меньшей степени зависит от цены на продукт: прямая спроса наклонена под более острым углом к горизонтальной оси. В этом случае монополист с большей степенью вероятности получит высокую прибыль, поскольку увеличение цены не приводит к пропорциональному снижению потребления продукта.

Вторая модель рынка – чистая конкуренция – имеет ряд особенностей, в том числе наличие большого количества продавцов и покупателей. Их настолько много, что ни продажа, ни покупка не могут существенно повлиять на цену и количества продукта, выставленного на продажу. Это один из наиболее ярких примеров свободного рынка, поскольку ограничивающие факторы отсутствуют, пока в дело не вмешивается правительство. Модель чистой конкуренции обычно считается применимой к производству некоторых видов сельскохозяйственной продукции, в основном пшеницы. В сельскохозяйственном секторе имеется много производителей пшеницы и не меньше потребителей, использующих ее для производства других продуктов, в том числе хлеба. Поэтому у них нет возможности каким-то образом объединиться и ограничить производство пшеницы или искусственно взвинтить цены на нее. Периодически правительство осуществляет контроль за ценами на подобные продукты, и тогда создаются такие условия, которые серьезно влияют на состояние рынка.

В условиях чистой конкуренции  и производитель, и покупатель полностью  зависят от превратности рынка. Единственным средством получения более высокой, чем у других производителей, прибыли  является использование передовой  технологии, которой еще нет у  конкурентов. Получение прибыли  возможно только за счет увеличения разницы  между затратами и ценой реализации. Большинство компаний, действующих  в условиях чистой конкуренции, получают нормальную прибыль, т.е. такую, которую  они получили бы, вложив средства, истраченные  на производство, в ценные бумаги на фондовой бирже или в аналогичные  финансовые инструменты.

Обратимся к графику, представленному  на рис. 4.2А: кривая предложения спускается вправо вниз. Она отражает условия  чистой конкуренции в промышленности. Точка, в которой пересекаются линии спроса и предложения, называется точкой равновесия. Определив ее координаты по горизонтальной и вертикальной осям, мы можем указать, на какое количество продукта имеется спрос и какую цену за это количество продукта можно получить на рынке.

                     

                 

Рис. 4.2 А. Кривая спроса   Рис. 4.2Б. Кривая спроса компании

                                          в условиях  чистой конкуренции

 

Горизонтальная линия, переходящая  от точки равновесия кривой рыночного  спроса с рис. 4.2А на рис. 4.2Б, представляет собой кривую спроса для компании. Она показывает, что любая фирма  может получить рыночную цену независимо от того, какое количество продукта произведено для рынка. Таким  образом, если компания, действующая  в условиях чистой конкуренции, способна производить продукт по более  низкой цене, она может рассчитывать на существенную прибыль, поскольку  рынок как таковой не диктует  необходимости производить по более  низкой цене

Следующая модель рынка – олигополия, которая значительно отличается от рассмотренных выше. Первая и главная ее особенность – наличие на рынке ограниченного количества производителей. Обычно эти компании производят аналогичный, но не полностью идентичный продукт, имеют большой объем производства, а каждая из них контролирует значительную долю рынка. Примерами олигополии являются производители цветных металлов (особенно алюминия), стали, автомобилей, табачных изделий, некоторых видов спиртных напитков и тд.

Приведем в качестве примера  автомобилестроение. Это отрасль  промышленного производства очень  удобна для демонстрации модели олигополии. В автомобильной промышленности США имеются три основных производителя (для упрощения можно пренебречь импортом, поскольку его роль состоит  лишь в расширении модели рынка, а  не в изменении ее условий). Речь пойдет о компаниях «Дженерал моторс», «Форд» и «Крайслер». Они производят транспортные средства различных типов и назначения, т.е. аналогичные продукты, которые с экономической точки зрения имеют одинаковую полезность для потребителя. В условиях олигополии – при наличии ограниченного количества производителей – маркетинговая стратегия одного из них оказывает значительное влияние на остальных. Вследствие масштабности вышеназванных автомобильных компаний и схожести производимого продукта те действия, которые может предпринять на рынке любая из них, будут иметь совершенно иные последствия, чем в условиях других моделей рынка. В результате может быть деформирован весь рынок.

 

Рис. 4.3. Олигополистическая ломаная кривая спроса

 

Предположим, что «Форд» решила снизить цены, чтобы захватить  дополнительную долю рынка. Конечно, стандартная  кривая спроса показывает, что, если снизить цену на продукт, можно ожидать увеличения доли рынка. На рис. 4.3 показано, что верхняя часть ломаной линии спроса снижается вправо до точки, в которой «Форд» принимает решение снизить цену (кривая обрывается и продолжает снижение с более низкого уровня до определенной точки, обусловленной рынком). Две части ломаной линии соединены пунктиром. Это вызвано ответными действиями двух других компаний, которые тоже снижают цены. Но если они это сделают, то остальные компании тоже должны поступить так же. В итоге все компании теряют прибыли, поскольку должны снизить цены, и ни одна из них не добьется успеха в захвате дополнительной доли рынка. Что должны делать олигополисты в этом случае?

Информация о работе Современное программное оборудование