Спутниковая система навигации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 07:36, курсовая работа

Краткое описание

Основные элементы
 Основные элементы спутниковой системы навигации:
 Орбитальная группировка, состоящая из нескольких (от 2 до 30) спутников, излучающих специальные радиосигналы;
 Наземная система управления и контроля, включающая блоки измерения текущего положения спутников и передачи на них полученной информации для корректировки информации об орбитах;
 Приёмное клиентское оборудование («спутниковых навигаторов»), используемое для определения координат;
 Опционально: информационная радиосистема для передачи пользователям поправок, позволяющих значительно повысить точность определения координат.

Содержание

Введение 3
Основные элементы 3
Принцип работы 3
ГЛАВА 1. 5
1. GPS Навигация 5
1.1 История системы GPS 7
1.2 Состав системы GPS 8
1.3 Основные понятия GPS 11
1.4 Основные функции GPS. 14
1.5 Карты для GPS 15
1.6 Погрешности GPS 16
2 ГЛОНАСС Навигация 21
2.1 История развития системы 21
2.2 Состав системы ГЛОНАСС 22
2.3 Запуски 23
2.4 Принципы работы 24
2.5 Технические средства навигации 25
2.5 ГЛОНАСС сегодня 27
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ GPS 29
Заключение 33

Вложенные файлы: 1 файл

КурсаЧ 2003.doc

— 398.00 Кб (Скачать файл)

Спутники  «ГЛОНАСС-М» в составе орбитальной  группировки будут находиться, как  минимум, до 2015 года. Летные испытания  негерметичных спутников нового поколения «ГЛОНАСС-К» с улучшенными характеристиками (увеличенным до 10 лет гарантийным сроком и третьей частотой L-диапазона для гражданских потребителей) должны начаться в 2010 году. Этот спутник будет вдвое легче своего предшественника (примерно 850 кг против 1415 кг у «Глонасс-М»)  

В дальнейшем, после развертывания орбитальной  группировки из 24-х космических  аппаратов, для ее поддержания потребуется  делать по одному групповому пуску  в год двух КА «ГЛОНАСС-К» на носителе «Союз», что существенно снизит эксплуатационные расходы.

С 1 января 2006 г. все вновь вводимые в эксплуатацию транспортные средства, включая самолеты, суда, наземный транспорт, геодезическое  оборудование и космические аппараты, — должны в обязательном порядке  оснащаться аппаратурой спутниковой навигации отечественной системы ГЛОНАСС или комбинированными приемниками ГЛОНАСС/ GPS. Согласно постановлению правительства РФ от 9 июня 2005 г. приемниками ГЛОНАСС должны быть оборудованы находящиеся в эксплуатации транспортные средства. По мнению представителей «Роскосмоса», эти меры являются разумными и призваны защитить отечественный рынок пользовательской аппаратуры глобальной спутниковой навигации. С другой стороны, эти системы в первую очередь направлены на решение задач национальной безопасности, поскольку глобальная спутниковая навигационная система играет важнейшую роль в обеспечении применения высокоточного оружия дальнего радиуса действия. Вместе с тем, будущее системы ГЛОНАСС предстает далеко не в безоблачном свете.

Опасения  вызывает отсутствие на рынке конкурентоспособных  отечественных приемников ГЛОНАСС, а также конкретных планов развертывания  ее массового производства.

 

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ GPS

      Военные цели. Безусловно система спутниковой  навигации разрабатывалась и продолжает использоваться в настоящее время прежде всего в военных целях. К примеру, для высокоточного наведения оружия на цель. Военные, а также некоторые авторизованные гражданские пользователи имеют привилегированное положение. Их GPS-приемники принимают сигналы на частоте L2, модулируемый кодом P(Y). Ключи этого кода являются государственной тайной. Преимуществом использования этих сигналов является более точное определение местоположения за счет корректировок некоторых искажений, в частности, вносимых ионосферой.

      Морская и авиационная навигация. Сегодня  навигационные системы на базе GPS применяются на многих морских судах, а также на больших и малых  самолетах. Компания ACSA разработала  технологию, позволяющую использовать GPS под толщей воды. Это позволяет проводить подводные работы и искать затонувшие объекты на дне моря или океана.

      Службы  спасения. Применение системы навигации GPS позволило значительно уменьшить  затраты на поисково-спасательные работы. При спасении людей значимую роль играет фактор времени. GPS позволяет сократить время, которое требуется для спасения. Спасательные службы используют высокоточные устройства навигации, которые дают возможность определить координаты с точностью до 1 м.

      Персональная  навигация. Любой человек может использовать систему GPS в своих личных целях. Для этого достаточно приобрести персональный GPS-навигатор. С помощью небольшого прибора можно точно определить свое положение, отметить путевые точки, сохранить трек и вернуться по нему назад. Активно используют персональную навигацию туристы, охотники, рыбаки, альпинисты и другие любители активного отдыха.

      Научные цели. Весьма интересным применением GPS является использование ее учеными  в качестве источника точного  времени. Неудивительно, ведь прием  сигналов с навигационных спутников дает возможность постоянно синхронизировать часы приемника с атомными часами, которые установлены на спутнике. GPS обеспечивает наносекундную точность определения времени. Таким образом, появляется возможность проводить различные эксперименты, для которых необходима высокая точность временных отметок не только в лабораториях, где для  этого имеется соответствующее оборудование, но и в любом месте.

Мониторинг  автомобильного транспорта. GPS-навигатор, установленный на автомобиль, позволяет решить несколько важных задач. Это и мониторинг перемещения транспорта, позволяющий контролировать работу водителей, и помощь в прокладке оптимального маршрута, что дает экономию топлива и времени. Используя GPS, мы всегда можем быть уверенными, что груз точно будет доставлен в место назначения.

      Системы охраны. Выпускаемые сегодня охранные системы для автомобилей нередко  дополняются функцией GPS. Это позволяет  отслеживать местонахождение транспортного  средства. Охранные системы с функцией GPS гарантируют эффективную защиту от угона и помогают разыскивать угнанные автомобили.

      Отслеживание  любых объектов. В последнее время  начато производство и продажа специальных  миниатюрных GPS-навигаторов, которые  можно вмонтировать, например, в  ошейник вашего домашнего любимца и всегда быть в курсе, где он находится. Также с помощью GPS можно контролировать детей.

     Спортивные  игры. Благодаря появлению и широкому распространению недорогих GPS-навигаторов, появилась возможность устраивать соревнования по спортивному, автомобильному ориентированию, а также играть в геокэшинг (поиск кладов и тайников по заданным координатам).

      Кареты  скорой помощи. В автомобилях установлены  GPS навигаторы. Во время вызова, диспетчер отслеживает расположение ближайшего автомобиля и отправляет его на вызов.

Использование ГЛОНАСС/GPS-технологий.

1. Мониторинг  и диспетчеризация транспорта  с целью обеспечения безопасности  и повышения эффективности перевозок:

  • пассажирских;
  • школьных автобусов;
  • опасных грузов;
  • других видов перевозок.

2. Контроль мобильных средств различных оперативных служб (МВД, МЧС, Скорая и неотложная медицинская помощь, аварийно-технические службы и др.) с целью повышение скорости их реагирования и эффективности взаимодействия при возникновении различных происшествий (ДТП, ЧП, аварий, неотложных вызовов и т.п.) и их ликвидации.

3. Контроль  выполнения заданной транспортной  работы коммунальными и дорожными  службами.

4. Контроль  выполнения сельхозработ

5. Охранно-поисковые  услуги для транспортных средств.

Решения могут реализовываться в интересах государственных, коммерческих структур различного уровня, а также физических лиц.

Типичными объектами, на которых разворачиваются  системы комплексной безопасности, являются:

  • промышленные предприятия;
  • объекты стратегического назначения гражданского характера;
  • объекты военного характера;
  • административные здания;
  • объекты связи;
  • детские учебные учреждения;
  • вокзалы, порты, аэропорты, транспортные узлы;
  • склады;
  • больницы;
  • спортивные сооружения;
  • места массового скопления людей.

 

Заключение

Одним из важнейших направлений совершенствования и развития спутниковой радионавигации является совместное использование сигналов ГЛОНАСС и GPS. Основные цели этого процесса - повышение точности и надежности (доступности, непрерывности обслуживания и целостности) навигационных определений.

Наиболее  важными предпосылками, облегчающими совместное использование и интегрирование, служат:

  • общность принципов баллистического построения обеих систем (высота орбиты около 20000 км, наклонение орбит порядка 60°, период обращения КА=12 ч и др.);
  • общность используемого частотного диапазона (1600 МГц L1 и 1200 МГц L2), а также общность сигнапьно-кодовых конструкций, использующих фазовую манипуляцию и псевдослучайные последовательности;
  • общность принципов синхронизации и измерения навигационных параметров;
  • близость используемых систем координат;
  • практическая одновременность создания и совершенствования СРНС ГЛОНАСС и GPS;
  • готовность Правительств США и России предоставить системы для использования различными потребителями мирового сообщества.

Недостатками  ГЛОНАСС являются:

необходимость сдвига диапазона частот вправо, так  как в настоящее время ГЛОНАСС  мешает работе как подвижной спутниковой  связи, так и радиоастрономии;

при смене эфемерид спутников, погрешности координат  в обычном режиме увеличиваются на 25—30м, а в дифференциальном режиме — превышают 10 м;

при коррекции  набежавшей секунды нарушается непрерывность  сигнала ГЛОНАСС. Это приводит к  большим погрешностям определения  координат места потребителя, что  недопустимо для гражданской авиации;

сложность пересчета  данных систем ГЛОНАСС и GPS из-за отсутствия официально опубликованной матрицы  перехода между используемыми системами  координат. 


Информация о работе Спутниковая система навигации