Сущность и виды информационных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 23:26, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии с разработанной в 1970 гг. отечественной концепцией автоматизированных систем управления (АСУ) различают прежде всего АСУ технологическими процессами (АСУТП) и автоматизированные системы организационного управления (АСОУ). АСУТП управляют преимущественно быстродействующими процессами материального производства, а АСОУ касаются, главным образом, медленных процессов взаимодействия оборудования и людей в сложных комплексах. Существуют также и комбинированные АСУ, когда на одном объекте управления взаимосвязано функционируют АСУТП и АСОУ.

Вложенные файлы: 1 файл

otvetyModulFinSistemy.docx

— 2.25 Мб (Скачать файл)





    1. Сущность и виды информационных систем

 

Информационную  систему (ИС) можно определить как соединение информационных ресурсов, процессов и людей, которые собирают, преобразуют и распространяют информацию в организации. Существует огромное количество различных типов ИС.

Основные виды информационных систем

В соответствии с разработанной  в 1970 гг. отечественной концепцией автоматизированных систем управления (АСУ) различают прежде всего АСУ технологическими процессами (АСУТП) и автоматизированные системы организационного управления (АСОУ). АСУТП управляют преимущественно быстродействующими процессами материального производства, а АСОУ касаются, главным образом, медленных процессов взаимодействия оборудования и людей в сложных комплексах. Существуют также и комбинированные АСУ, когда на одном объекте управления взаимосвязано функционируют АСУТП и АСОУ. Организационное управление не может быть автоматическим, поскольку решения здесь всегда принимают люди, объектами управления в этом случае служат коллективы людей. По уровню или сфере действия различают также АСУ международные, национальные, региональные, отраслевые, предприятий, корпораций, фирм. Вместо термина "АСОУ" в настоящее время более распространен термин "информационная система"

 

Современные концепции ИС обусловлены пониманием функций, которые выполняют ИС в организациях, анализом роли ИС в обеспечении массовых текущих (рутинных) операций, а также влиянием ИС на достижение стратегических преимуществ в конкурентной борьбе. С этой точки зрения в табл. 1. дается концептуальная схема уровней ИС в организациях, где наивысший уровень - первый.

 

  1. Обеспечение стратегических конкурентоспособных преимуществ.
  2. Обеспечение принятия управленческих решений.
  3. Обеспечение текущих бизнес - операций.

 

Исторически же ИС развивались от третьего уровня к первому. Раньше других появились автоматизированные ИС для обеспечения текущих бизнес - операций (например, регистрация вкладов, снятия денег со счетов, регистрация складских операций, продаж товаров и т. д.). ИС третьего уровня определяют как операционные.

 

Они имеют три разновидности.

 

 

(3.1) Системы обработки операций выполняют записи об операциях и сделках, модернизируют базы данных, обрабатывают данные, выводят разнообразные отчеты и справки.

 

(3.2.) Системы управления процессами управляют физическими процессами производства продукции, подачи товаров, материалов и т. п.

 

(3.3) Системы автоматизации офиса поддерживают коммуникации, делопроизводство и производительность офиса.  

Таблица 1 Информационные системы менеджмента (деловые ИС)

 

 

 

    1.  Сущность информационных систем менеджмента. Рис. Основные этапы финансового планирования с помощью СППР Project Expert

Основные  определения и особенности ИСМ

После изучения материала должны уметь  пояснять:

    • значение знаний ИСМ для менеджеров;
    • концепцию информационной системы менеджмента (ИСМ);
    • концепцию систем поддержки принятия решений (СППР);
    • отличия СППР от других видов информационных систем;
    • процессы в ИСМ и ресурсы ИСМ.

. В рыночной экономике понятия финансы, бухгалтерский учет, менеджмент, маркетинг и т. д. это неотъемлемые функции бизнеса.

 

В то же время непременным компонентом успеха в современном бизнесе стали информационные системы, которые проникают во все функции бизнеса и эффективно связывают их.

Поэтому в США, например, большинство менеджеров или бизнесменов высшего уровня осваивают во время обучения один - два курса по ИС - не просто работу на компьютере, а именно понимание организационной концепции и разновидностей ИС, процессов построения ИС, их возможностей в различных деловых сферах.

 

 

Информационную  систему (ИС) можно определить как соединение информационных ресурсов, процессов и людей, которые собирают, преобразуют и распространяют информацию в организации. Существует огромное количество различных типов ИС .

 

Обобщенной целью ИС является трансформация "сырьевых" ресурсов данных в информационные "продукты", необходимые конкретным пользователям (рис. ).

 

Информационную  систему менеджмента (ИСМ) некоторые понимают как синоним ИС, другие - как четко регламентированную систему поставки стандартных отчетов.

 

В современной системе знаний о  менеджменте и об ИС термин "информационная система менеджмента" понимается расширенно - как круг разнообразных ИС, которые обеспечивают менеджерам эффективное принятие решений относительно развития управляемого объекта.

 

 

 

 

 

 

Информационные системы  менеджмента создаются на основе изучения технологии принятия решений с использованием методологии системного подхода. Концептуальным фундаментом здесь служит модель принятия решений Г. Саймона.

                                                



 

Рис.                                                                    1.Основные этапы финансового планирования с помощью СППР Project Expert

 

    1.  Информационные требования на различных уровнях менеджмента. Рис. Компоненты (разделы) финансовой модели компании

Информационные требования менеджмента непосредственно зависят от конкретного уровня менеджмента - стратегического, тактического, оперативного, т. е связаны с традиционным делением руководства на высшее, среднее и оперативное (контролирующее).

 

  • Стратегическое планирование и контроль выполняет высший управленческий состав, разрабатывая генеральную стратегию, долгосрочные цели и задачи организации, а также осуществляя мониторинг реализации стратегии и ее корректировку.

 

  • Тактическое планирование и контроль осуществляет средний управленческий состав, который разрабатывает кратко- и среднесрочные планы, сметы, подцели, разукрупняет стратегию по подразделениям, привлекая и размещая ресурсы, а также контролируя работу подчиненных организационных подразделений.

 

  • Оперативное планирование и контроль. Менеджеры этого уровня разрабатывают краткосрочные планы и программы, контролируют использование ресурсов и реализацию поставленных задач конкретными рабочими группами.

 

На оперативном уровне обычно принимаются структурированные решения, на тактическом - полуструктурированные, на стратегическом - неструктурированные.

 

Чем выше уровень менеджмента, тем больше неструктурированных решений. Поэтому круг средств и методов формирования информации не одинаков для всех уровней.

 

На стратегическом уровне требуются итоговые нерегламентированные отчеты, прогнозы и внешняя информация для разработки генеральной стратегии.

 

На оперативном уровне, требуются регулярные внутренние отчеты с детальным сравнением текущих и базисных показателей, которые помогают следить за ежедневными операциями.

 

Следовательно, информационные системы должны отвечать требованиям менеджеров на разных управленческих уровнях и предоставлять им любую информацию.

Рис. 2. Компоненты (разделы) финансовой модели компании.

 

 

 Информационные требования  различных функций менеджмента.  Рис. Компоненты (разделы) финансовой  модели компании

Менеджмент  традиционно описывается как  процесс руководства, включающий в себя управленческие функции, сформулированные в начале XX века французом Генри Файолем: планирование, организация, управление персоналом, руководство (мотивация), контроль..

 

ИС обеспечивают менеджера  данными для выполнения всех функций менеджмента.

 

В планировании ИС могут предоставить данные и возможные модели планирования, сообщить о потребностях во внутренних ресурсах и о внешних факторах (например, о ставках процента, курсе валют).

 

Поддержка функции  планирования требует наличия телекоммуникаций, использования специальных моделирующих программ или программных модулей универсальных офисных систем (с электронными таблицами), широкого использования графических средств, возможностей проигрывания и сохранения сценариев.

 

Выполняя функцию планирования, менеджер должен иметь на рабочем месте как минимум программные средства, реализующие методы анализа "что, если", корреляционно - регрессионный и другие методы статистического анализа, средства анализа и прогнозирования на основе трендов, средства оптимизации и подбора параметров.

 

Особо ценные возможности для планирования имеет специальное программное обеспечение финансового моделирования (рис. 2).

 

 

В управлении персоналом, при формировании рабочих групп, менеджеру может помочь информация кадровой базы данных (рис. 3). Для этого необходимо, чтобы в базе данных, кроме традиционных анкетных сведений, хранилась также и информация о знаниях, умениях и психологических характеристиках работника.  

 

Рис. 2. Компоненты (разделы) финансовой модели компании

    1. Рис. Основные этапы финансового планирования с помощью СППР Project Expert

                                           



 

Рис. 1.Основные этапы финансового планирования с помощью СППР Project Expert

 

    1.  Основные виды информационных систем и их пользователи

Основные виды информационных систем и их пользователи

Основные виды пользователей

 

В сфере экономического менеджмента  с информационными системами  работают две категории специалистов: управляющие конечные пользователи и специалисты по обработке данных.

 

Конечный пользователь — это тот, кто использует информационную систему или информацию, которую она выпускает.

 

В крупных организациях могут быть также два типа менеджеров, ответственных за работу информационной системы:

менеджер по эксплуатации ИС (управление и контроль за текущей деятельностью ИС) и

менеджер по планированию ИС (согласование работы ИС со стратегическими планами организации, оценка риска в связи с возможной порчей оборудования ИС или нарушениями защиты данных).

 

 

Необходимый уровень знаний пользователей  по ИС

 

Для менеджеров важны две составляющих знаний об ИС.

 

Во-первых, современный менеджер теоретически должен понимать столько, чтобы не ощущать нехватки квалификации в процессе оценки возможностей ИС, обсуждения планов их развития и обоснования своего мнения по этому поводу.

 

Во-вторых, менеджер по маркетингу, финансам, сбыту, производству практически должен хорошо овладеть основными аналитико-прогнозными методами разработки альтернатив решения - как минимум, с помощью электронных таблиц.

 

 

Роль электронных  таблиц в повседневной работе этих категорий специалистов очень велика. Программные пакеты электронных таблиц относят к генераторам поддержки принятия решений (ГППР).

 

Однако подчеркивается, что пакеты электронных таблиц это ограниченные генераторы, которые, как минимум, поддерживают: методы "что, если", анализ чувствительности прогнозов; корреляционно-регрессионный анализ; моделирование и анализ трендов; поиск оптимального решения и целевой подбор параметров.

 

Электронные таблицы дают возможность использовать эти методы практически без применения программирования, т.е. на пользовательском уровне.

 

    1.  Технологии корреляционно-регрессионного анализа

Экономические данные почти  всегда представлены в виде таблиц. Числовые данные, содержащиеся в таблицах, обычно имеют между собой явные (известные) или неявные (скрытые) связи.

 

Явно связаны показатели, которые получены методами прямого счета, т. е. вычислены по заранее известным формулам.

 

Например, проценты выполнения плана, удельные веса, отклонения в сумме, отклонения в процентах,  темпы роста,  темпы прироста,  индексы и т. д.

 

Связи же второго типа заранее неизвестны. Однако люди должны уметь объяснять и предсказывать (прогнозировать) сложные явления для того, чтобы управлять ими.

 

Поэтому специалисты с помощью наблюдений стремятся выявить скрытые зависимости и выразить их в виде формул, т. е. математически смоделировать явления или процессы.

 

Одну из таких возможностей предоставляет корреляционно-регрессионный анализ.

Информация о работе Сущность и виды информационных систем