Традиционные и новые интернет-возможности получения информации об аудитории: преимущества и ограничения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 23:27, реферат

Краткое описание

Современные компьютеры активно используются исследователями как вспомогательный инструмент в научной деятельности. Но с появлением Интернета, компьютер стал необходимым атрибутом современного исследования. Изучение и обладание навыками использования Интернет ресурсами актуально для социолога в наши дни.

Вложенные файлы: 1 файл

социология 2.docx

— 27.34 Кб (Скачать файл)

Есть несколько способов избежать подобных смещений. А. Жичкина упоминает три из них: 1) проведение исследования на сайте с достаточно широкой аудиторией (крупные Интернет-порталы, бесплатные почтовые сервисы или поисковые сайты), либо 2) помещение опросника на разные сайты с разными аудиториями, либо 3) баннерная реклама проводящегося опроса (а также анонсирование исследования в других СМИ – прессе, радио и т.п.).

4) Подвижность, изменчивость  социального пространства в Интернете . В форумы, телеконференции, чаты постоянно приходят новые люди, в то время как кто-то из старых участников уходит на время или навсегда. Частая смена электронных адресов приводит к тому, что человека можно потерять.

Дезинформация исследователя

5) Неоднократное участие  в опросе. При проведении анонимных  Интернет-исследований существует  проблема с установлением факта  уникальности участия человека  в опросе. Некоторые респонденты  могут принимать участие в  исследовании по несколько раз, оказывая существенное влияние  на итоговое распределение ответов. Вероятность этого повышается, если  за участие в исследовании  полагается материальное вознаграждение, либо участник опроса заинтересован  в искажении его результатов. Например, болельщик футбольной  команды, отвечая на вопрос, какой  клуб станет чемпионом в этом  году, может несколько раз голосовать  за свой любимый клуб. Точно  также, возможно неоднократное голосование  участников музыкальной группы  за самих себе при проведении  конкурсов на сайтах радиостанций.

Множественность электронных адресов позволяет одному и тому же человеку несколько раз заполнить анкету, маскируясь под различными именами. Соответственно, необходима идентификация респондента, запрещающая возможность многократных ответов на анкету с одного и того же компьютера.

Чтобы избежать повторного участия в опросе одними и теми же людьми, применяется идентификация IP-адреса компьютера, с которого заходит респондент (в этом случае, однако, из выборки «выпадают» респонденты, которые могут зайти с этого же IP-адреса). Идентификация и контроль осуществляется с помощью специальных файлов cookies.

Также в дополнение к идентификации IP-адреса часто организуется доступ к электронной анкете с использованием уникальных кодов, паролей и т.п.. Хотя эти меры не всегда оказываются действенными на 100% (если есть желание пройти опрос еще раз, это можно сделать это с другого компьютера или пройти повторную регистрацию под другим именем и используя другой пароль), тем не менее, эти они снижают вероятность повторного участия в исследовании.

6) Отсутствие данных  о генеральной совокупности. В  большинстве случаев отсутствуют  надежные данные о социально-демографических  параметрах генеральной совокупности  – людей, которые потенциально  могут принять участие в опросе. Например, информация об участниках  определенного форума или чата, среди которых может рассылаться  анкета. Велика вероятность намеренного  искажения информации. Все данные  о себе (пол, возраст, образования) участник  сообщает только в том случае, если считает нужным. При этом, здесь не исключена и умышленная  дезинформация, например, достаточно  часто практикуемая «смена пола». Задача верификации данных чрезвычайно  затруднена.

7) Намеренное искажение  данных. Трудно оценить степень  достоверности полученных в ходе  онлайн-исследования результатов  – добросовестность заполнения  опросника, искренность респондентов  и т.п. Индивид может давать  ложные или произвольные ответы  на вопросы с целью позабавиться  или посмотреть, что из этого  получится.

8) Возможность враждебных  действий. Программное обеспечение, используемое для проведения  Интернет-опросов, может быть подвержено  умышленному нападению, «взлому»  со стороны компьютерных хакеров. Это происходит тогда, когда какая-либо  конкурирующая сторона заинтересована  в искажении результатов исследования  или его срыве. Чаще всего такие  «взломы» происходят при проведении  опросов, связанных с политической  или коммерческой тематикой, когда  одному из кандидатов или определенной  торговой марке умышленно «разгоняется»  рейтинг.

Технические ограничения

9) Ограниченная длина  опросника. Как правило, Интернет-пользователи  – это люди, дорожащие своим  временем. Поэтому их трудно уговорить  к участию в длительном интервью. Анкеты, размещаемые на главных  страницах веб-сайтов, содержат обычно  от одного до трех вопросов. Если индивид согласился ответить  на более подробную анкету, все  равно, достаточно рискованно включать  в неё более 20-25 вопросов.

10) Контроль по ходу  заполнения. Не всегда возможно  в ходе проведения онлайн-опросов  ограничивать время заполнения  анкеты (если это требуется) и  отслеживать количество исправлений  в ответах.

11) Коммуникационные проблемы. Возможна неверная интерпретация  респондентами отдельных вопросов  анкеты, ошибки в переходах и  заполнении таблиц, искажение информации, неадекватное реагирование, пропуски  отдельных вопросов – все ошибки, характерные и для обычного анкетирования. Точно также и исследователь может неверно интерпретировать ответы респондентов в тех случаях, когда они приходят к нему в письменном виде. Поэтому требуется в сложных случаях переспрашивать и уточнять, правильно ли был понят тот или иной ответ респондента.

12) Индивидуальные параметры  системы. На восприятие пользователем  текстового и, особенно, графического  материала значительное влияние  может оказывать тип программного  обеспечения, установленного на  компьютера, где происходит заполнение  анкеты. Различные Интернет-браузеры  могут отображать одну и ту  же веб-страницу по-разному. Внешний  вид анкеты будет зависеть  от того, какой у пользователя  монитор, каково разрешение экрана (число отображаемых пикселей  по горизонтали и вертикали), какая  стоит видеокарта и звуковая  карта и т.п.

 

Тематика онлайновых опросов

Говоря о специфике онлайновых опросов, мы подразумеваем, прежде всего, их сходства и различия по сравнению с традиционными методами исследований.

Как отмечает Б. Докторов, новая опросная схема нова лишь отчасти, она не родилась из ничего, и является логическим и технологическим продолжением всех (многих) начинаний и достижений опросной методологии. Некоторые элементы этой измерительной цепи уникальны и не имеют аналога в уже десятилетиями апробированных опросных процедурах, а остальные являются современной «копией» давно известного образца. По своей технологии и организации новый онлайновый опрос наиболее близок к самой старой схеме массовых опросов – почтовому анкетированию.

Несмотря на низкий уровень интернетизации российского населения, уже сейчас можно сказать, что существуют такие ситуации, в которых использование Интернет-опросов может оказаться более эффективным по сравнению с «традиционными» методами исследований. В первую очередь следует говорить об исследованиях, приводящихся в «качественной» методологии, так как облегченная возможность доступа к труднодостижимым группам, большая откровенность респондентов, письменная фиксация текста – это то, чего в «реальной жизни» получить практически невозможно.

Тем не менее, Интернет активно используется исследователями и для получения количественных данных, предполагающих их последующую статистическую обработку. Здесь использование Сети также оказывается достаточно эффективным, когда речь идет о некоторых специфических исследовательских целях и задачах. Например, в тех случаях, когда необходимо: 

 

1. Использование мультимедийных  средств – графики, видео и  аудио изображений, как это бывает, при тестировании рекламных проспектов  или видеороликов.

2. Исследование динамики  какого-либо явления – например, узнаваемости и предпочитаемости определенного продукта или торгового бренда. Возможен анализ эффективности проведения рекламной кампании на определенном веб-сайте. Интернет-опросы во многих случаях позволяют получить ценную информацию о качественных тенденциях в поведении пользователей Сети.

3. Исследование труднодоступных  категорий населения:

- детской и юношеской  аудитории (дети, подростки и студенты  в большинстве своем являются  активными пользователями Интернета, поэтому здесь возможны любые  исследования, затрагивающие молодежную  тематику);

- обеспеченных граждан, знаменитостей, политических деятелей;

- девиантных групп и слоев: наркоманов, преступников, проституток и т.п.

4. Изучение людей, имеющих  специфические интересы, либо обладающих  уникальными свойствами и характеристиками:

- российских эмигрантов  в западных странах;

- поклонников итальянской  оперы;

- коллекционеров бабочек;

- глухонемых граждан  и т.п.

5. Изучение категорий  граждан, имеющих большую территориальную  разбросанность по стране или  даже по всему миру.

6. Проведение исследований (в том числе маркетинговых) по  тематике, непосредственно связанной  с Интернетом, компьютерами, программным  и техническим обеспечением, а  также информационными технологиями  в целом. Такими темами могут  являться:

- виртуальные сообщества, самопрезентация людей в Интернете;

- киберсекс;

- Интернет-магазины и  их посетители;

- использование модемов (известность марок, предпочтения  и т.п.), компьютерных комплектующих, компьютерных программ.

7. Проведение исследований  на сензитивные темы, в которых необходимо строжайшее соблюдение анонимности респондента:

- деньги (доходы, сбережения);

- секс, интимная сфера;

- болезни;

- антиобщественная деятельность.

Наиболее часто используемым в связях с общественностью количественным исследованием является контент-анализ. Как правило, этот инструмент применяется для анализа различных печатных текстов. Контент-анализ достаточно хорошо описан X. Лассуэлом и Б. Берейсеном. Они выделили два основных типа единиц, которые позволяют перевести качественную информацию в количественную. Первый тип единиц — смысловые, или качественные, единицы анализа. Второй тип — количественные единицы, или единицы счета. Количественные и смысловые единицы могут не совпадать. В случае совпадения осуществляется подсчет частоты упоминания той или иной смысловой единицы. В случае если количество смысловых единиц и единиц счета не совпадает, мерой измерения является объем текста, в котором присутствуют заданные смысловые единицы.

 

Заключение

 

Несмотря на существующие в настоящее время ограничения, исследования в Интернете как новый метод привлекают и будут привлекать социологов удобствами методологической перспективностью. Сегодня число таких исследований очень невелико, особенно в России.

Россия существенно отстала от США и западных стран в применении интернет-технологий для исследований. Отечественная социология делает лишь первые попытки использования Интернета в научно-исследовательских целях, особенно это касается интернет-опросов. Сбор и анализ социологической информации тормозятся нехваткой специалистов, занимающихся изучением информационных сообществ, которые обладали бы как социологическими знаниями, так и владением новейшими информационными технологиями. С другой стороны, низкая обеспеченность современной вычислительной техникой, сложность и дороговизна подключения к Интернету, а порой просто неумение целенаправленно пользоваться ресурсами сети приводят к тому, что большинство социологов продолжают работать в рамках традиционных методов проведения социологических исследований. Проблемы информационного общества всесторонне можно изучать только с использованием тех возможностей, которые нам дает Интернет, а он сам по себе - реальность информационного общества.

Исследователи, осознающие неизбежность и необходимость повсеместного вхождения в нашу действительность Интернета и сами пользующиеся сетью в научных целях, в дальнейшем будут развивать методологию и практику применения интернет-опросов по разным направлениям. И, вероятно, таким образом, изменится сама технология социологического исследования.

Интернет сегодня нам представляется финальной точкой в достижениях глобализации, однако исследователям феномена мировой Сети уже очевидно, что Интернет--это только первый шаг, во многом несовершенная и несущая в себе не только массу возможностей, но и непредвиденные ошибки и опасности. Интернет -- первая ступенька к новым формам взаимодействия и коммуникации.

Подготавливая данный материал, я сама обращалась к ресурсам Интернет. Несомненно, Интернет - это уникальная возможность быстрого и объективного сбора информации, особенность же заключается в том, чтобы уметь правильно ее использовать. По моему мнению, в скором времени методика использования Интернет-опросов для социологических исследований станет основной, а техника их проведения дойдет до самого высокого уровня, в котором будут устранены все существующие на сегодня недостатки.

 

 

Список литературы

1. Романович Н.А. Ситуация опроса глазами респондента // Социологические исследования. 2005. № 2.

2. Ромек В., Сатин Д. Надежность тестов при тестировании в Интернете // Междисциплинарный семинар "Виртуальная коммуникация в сети Интернет", http://www.virtual.ru/vculture/seminar/index.html

Информация о работе Традиционные и новые интернет-возможности получения информации об аудитории: преимущества и ограничения