Формы правового регулирования отношений в области создания и использования информационных систем, информационных технологий и средств о

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 12:56, контрольная работа

Краткое описание

Основными источниками правового регулирования отношений в области создания и применения автоматизированных информационных систем, информационных технологий средств связи и телекоммуникаций являются Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» (гл. 4 «Информатизация. Информационные системы, технологии и средства их обеспечения»), Гражданский кодекс РФ, а также Закон РФ «О сертификации продукции и услуг», федеральные законы «О связи», «О федеральной фельдъегерской связи», «О почтовой связи».

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 38.98 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное  учреждение

Челябинский институт экономики  и права

им. М.В. Ладошина

Специальность 030501 Юриспруденция

 

Контрольная работа по предмету

Информационное право

 

Выполнил студент гр. ЮЗ-529c

Д.П.Полетаев

Проверил

С.Л.Микрюкова

«____» ______________ 2012 г.

Оценка____________________

___________________________

         (подпись преподавателя)

 

 

 

Челябинск

2012

Вариант №3

1. Формы правового регулирования отношений в области создания и использования информационных систем, информационных технологий и средств обеспечения

 

Основными источниками правового  регулирования отношений в области  создания и применения автоматизированных информационных систем, информационных технологий средств связи и телекоммуникаций являются Федеральный закон «Об  информации, информатизации и защите информации» (гл. 4 «Информатизация. Информационные системы, технологии и средства их обеспечения»), Гражданский кодекс РФ, а также  Закон РФ «О сертификации продукции  и услуг», федеральные законы «О связи», «О федеральной фельдъегерской связи», «О почтовой связи».

Федеральным законом «Об  информации, информатизации и защите информации» определено понятие  «информационная система» — организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники  и связи, реализующих информационные процессы. Средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий –это программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для электронных вычислительных машин; средства вычислительной техники  и связи; словари, тезаурусы и  классификаторы; инструкции и методики; положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые при  проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатации.

К информационным системам относятся и автоматизированные информационные системы разного  вида.

В первую очередь это Интернет, а также автоматизированные системы  управления (АСУ), автоматизированные системы обработки данных (АСОД), автоматизированные системы научно-технической  информации (АСНТИ) и т.п., банки данных, базы знаний, экспертные системы, информационно-вычислительные системы, информационно-телекоммуникационные системы и сети, системы связи  и телекоммуникации, а также средства обеспечения этих систем и технологий.

Основные технические  средства — средства вычислительной техники, копировально-множительная техника, оргтехника, средства связи и телекоммуникаций и др.

Программные средства —  операционные системы, прикладные программы, программные средства телекоммуникации, другие программные средства.

Лингвистические средства —  словари, тезаурусы, классификаторы, другие лингвистические средства, организационно-правовые средства — нормативные правовые и правовые акты, нормативно-технические  документы, положения, уставы, должностные  инструкции.

Классификация информационных технологий и средств их обеспечения:

1) Автоматизированные информационные системы, их сети : банки данных, базы данных, базы знаний, экспертные системы, автоматизированные системы управления, системы автоматизированного проектирования, автоматизированные системы обработки данных, автоматизированные системы научно-технической информации, информационно-вычислительные системы, информационные сети.

2)  Технические средства: средства вычислительной техники, копировально-множительная техника, оргтехника, средства связи, средства телекоммуникации, другие технические средства.

3) Программные средства: операционные системы, прикладные программы

4)  Лингвистические средства: словари, тезаурусы, классификаторы

5) Организационно-правовые средства: положение, устав, порядок реализации функций и задач, должностные инструкции, порядок применения, пользования системой, нормативно-технические документы

6) Технологическое обеспечение: информационные технологии, инструкции, правила субъектов в данной области можно разделить на две группы:

а) субъекты, организующие и  осуществляющие разработку информационных систем, информационных технологий и  средств их обеспечения;

 б) субъекты, эксплуатирующие  перечисленные объекты.

В качестве субъектов, организующих и выполняющих разработку информационных систем, выступают заказчики и  разработчики. Это — органы государственной  власти, юридические и физические лица — организации и предприятия, специалисты. Субъектами, эксплуатирующими информационные системы, информационные технологии, являются органы государственной  власти, их подразделения, юридические  и физические лица. Одним из важнейших  направлений деятельности субъектов  в этой области должны быть формирование и развитие программно-технической  части информационной инфраструктуры современного информационного общества. Под информационной инфраструктурой  в данном случае понимается организованная совокупность средств вычислительной техники, связи и телекоммуникаций, а также массовой информации и информационных ресурсов, обеспечивающая эффективную и качественную реализацию информационных процессов — процессов производства, сбора, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации для удовлетворения потребностей личности, общества, государства. Сегодня это чаще всего именуется «российский фрагмент Интернет». В программно-технической части информационной инфраструктуры должны найти отражение мероприятия, связанные с созданием и применением средств вычислительной техники, связи и телекоммуникаций, а также с созданием и развитием информационных сетей в России с выходом на трансграничные информационные сети и Интернет. Государство определяет свою позицию по следующим основным вопросам:           

-развитие (Производства и использования российских программно-технических средств — средств вычислительной техники, связи и телекоммуникаций, их конкурентоспособность на мировом уровне;           

-поступление в Россию и внедрение зарубежных средств вычислительной техники, связи и телекоммуникаций с учетом защиты государственных интересов;           

-создание в России информационных сетей за счет государственного бюджета и частных вложений, зарубежных инвестиций при условии государственного контроля за сохранением информационной безопасности России;          

-интеграция российских информационных сетей (российского фрагмента Интернет) с глобальными трансграничными информационными сетями, в первую очередь интернет.

Вывод:

Основными источниками правового  регулирования отношений в области  создания и применения автоматизированных информационных систем, информационных технологий средств связи и телекоммуникаций являются Федеральный закон «Об  информации, информатизации и защите информации» (гл. 4 «Информатизация. Информационные системы, технологии и средства их обеспечения»), Гражданский кодекс РФ, а также  Закон РФ «О сертификации продукции  и услуг», федеральные законы «О связи», «О федеральной фельдъегерской связи», «О почтовой связи». Так же Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» определено понятие «информационная система» — организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. Первоочередной и основной информационной системой является интернет. Государство определяет свою позицию с созданием и развитием информационных сетей в России с выходом на трансграничные информационные сети и интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Правовой режим информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения. Заказчики, разработчики и эксплуатационники

 
          Информационные системы, технологии и средства их обеспечения могут быть объектами собственности физических и юридических лиц, государства. Собственником информационной системы, технологии и средств их обеспечения признается физическое или юридическое лицо, на средства которого эти объекты произведены, приобретены или получены в порядке наследования, дарения или иным законным способом. Информационные системы, технологии и средства их обеспечения включаются в состав имущества субъекта, осуществляющего права собственника или владельца этих объектов. Информационные системы, технологии и средства их обеспечения выступают в качестве товара (продукции) при соблюдении исключительных прав их разработчиков. Собственник информационной системы, технологии и средств их обеспечения определяет условия использования этой продукции. Право авторства и право собственности на информационные системы, технологии и средства их обеспечения могут принадлежать разным лицам. Собственник информационной системы, технологии и средств их обеспечения обязан защищать права их автора в соответствии с законодательством РФ. Информационные системы, базы и банки данных, предназначенные для информационного обслуживания граждан и организаций, подлежат сертификации в порядке, установленном Законом РФ «О сертификации продукции и услуг». Информационные системы органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов, организаций, которые обрабатывают документированную информацию с ограниченным доступом, а также средства защиты этих систем подлежат обязательной сертификации. Порядок сертификации определяется законодательством РФ. Организации, выполняющие работы в области проектирования, производства средств защиты информации и обработки персональных данных, получают лицензии на этот вид деятельности. Порядок лицензирования определяется законодательством РФ. Интересы потребителя информации при использовании импортной продукции в информационных системах защищаются таможенными органами РФ на основе международной системы сертификации.

Вопросы сертификации в информационной сфере определяются нормами Закона РФ «О сертификации продукции и услуг».

Федеральным законом от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»  установлен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются  лицензии, в частности: деятельность по распространению шифровальных средств; техническому обслуживанию шифровальных средств; предоставление услуг в  области шифрования информации.

Вывод:

Собственником информационной системы, технологии и средств их обеспечения признается физическое или юридическое лицо, на средства которого эти объекты произведены, приобретены или получены в порядке  наследования, дарения или иным законным способом, который в свою очередь  определяет условия использования  этой продукции. Информационные системы, базы и банки данных, предназначенные  для информационного обслуживания граждан и организаций, выступают  в качестве товара (продукции) при  соблюдении исключительных прав их разработчиков  и подлежат сертификации, порядок  которой определён правительством Российской Федерации.

 

3. Правовое регулирование  отношений в области разработки  и использования средств связи  и телекоммуникаций

 

Отношения, возникающие при  разработке и внедрении информационных систем, технологий и средств их обеспечения, регулируются нормами  гражданского законодательства, Гражданским  кодексом РФ. Работы, связанные с  созданием и вводом в действие автоматизированных информационных систем, технологий и средств их обеспечения, включая проведение научно-исследовательских  работ, проектных работ по созданию таких объектов, выполняются на условиях договоров и государственных  контрактов на выполнение научно-исследовательских  работ, опытно-конструкторских и  технологических работ. Исполнитель  проводит исследования лично, привлечение  третьих лиц производится только с согласия заказчика.

Информационные правоотношения в области связи регулируются Федеральным законом от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ «О связи». Связь является неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры Российской Федерации и функционирует на ее территории как взаимоувязанный производственно-хозяйственный комплекс, предназначенный для удовлетворения нужд граждан, органов государственной власти (управления), обороны, безопасности, охраны правопорядка в Российской Федерации, физических и юридических лиц в услугах электрической и почтовой связи (услуги связи — продукт деятельности по приему, обработке, передаче и доставке почтовых отправлений или сообщений электросвязи). Средства связи вместе со средствами вычислительной техники составляют техническую базу обеспечения процесса сбора, обработки, накопления и распространения информации. Развитие и обеспечение устойчивой и качественной работы связи являются важнейшими условиями развития общества и деятельности государства в информационной сфере. Деятельность в области связи осуществляется на основе следующих принципов:

1.Равенство прав физических  и юридических лиц на участие  в деятельности в области связи  и использование ее результатов;

2.Сочетание интересов  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации;

3. Свобода передачи сообщений  по сетям и средствам электросвязи, свободы почтовых отправлений  и транзита почты на всей  территории Российской Федерации;

4.Соблюдение интересов  пользователей связи; развитие  предпринимательской деятельности  и ограничения монополистической  деятельности в условиях существования  различных форм собственности  на сети и средства связи;

5.Обеспечение надежности  и управляемости связью с учетом  ее сетевых технологических особенностей  на основе единых стандартов  на территории Российской Федерации  в соответствии с рекомендациями  Международного союза электросвязи  и Всемирного почтового союза;

6.Обеспечение приоритета  производства средств связи и  применения и эксплуатации произведенных  в РФ средств связи в соответствии  с государственной научно-технической  политикой;

7. Внедрение мировых достижений  в области связи, привлечения  и использования иностранных  материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники  и управленческого опыта;

8.Содействие расширению  международного сотрудничества  в области связи и развитию  всемирной связи;

9.Подотчетность и подконтрольность  предприятий связи федеральным  органам исполнительной власти;

10.Высвобождение федеральных  органов исполнительной власти  в области связи от хозяйственных  функций.

В соответствии со ст. 56 Конституции  РФ и ст. 13 Федерального закона «О связи» в условиях чрезвычайного положения  на всей территории РФ и в ее отдельных  местностях в установленном федеральным  конституционным законом порядке  действие отдельных положений может  быть ограничено. Взаимоувязанная сеть связи РФ представляет собой комплекс технологически сопряженных сетей  связи общего пользования и ведомственных  сетей электросвязи на территории РФ, обеспеченный общим централизованным управлением, независимо от ведомственной  принадлежности и форм собственности. Государство в соответствии с  федеральной программой развития взаимоувязанной  сети связи РФ за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов  Российской Федерации оказывает  поддержку предприятиям связи в  реализации федеральных и региональных программ, проведении мероприятий по повышению надежности взаимоувязанной  сети связи РФ и созданию мобилизационного резерва аппаратуры связи и кабельной  продукции, обеспечивая развитие всех видов сетей связи, входящих в  указанную сеть.

Информация о работе Формы правового регулирования отношений в области создания и использования информационных систем, информационных технологий и средств о