Шпаргалка по " Информационное общество"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 12:33, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по дисциплине " Информационное общество".

Вложенные файлы: 1 файл

Информатика экзамен.docx

— 84.27 Кб (Скачать файл)

Билет №1 Концепции постиндустриального и информационного общества

В целом концепция информационного  общества, как и постиндустриальная доктрина, лежит в русле того направления  европейской философии, в котором  эволюцию человечества принято рассматривать  сквозь призму прогресса знания. Пик её популярности пришелся на начало 70-х годов, когда многие социологи согласились с выводом, что в новых условиях "культура, психология, социальная жизнь и экономика формируются под воздействием техники и электроники, особенно компьютеров и коммуникаций, а производственный процесс более не является основным решающим фактором перемен, влияющим на нравы, социальный строй и ценности общества". В те же годы стала укореняться позиция, согласно которой знания, как в марксистской теории труд, способны обеспечивать создание и самовозрастание стоимости, а так как информатизация, по словам П.Дракера, является не чем иным, как быстрым замещением труда знаниями", термин "информационное общество" казался многим адекватным обозначением формирующегося нового строя.

Билет №2 Критерии перехода общества к постиндустриальной и информационной стадиям развития.

Одним из критериев перехода общества к постиндустриальной и  далее информационной стадии своего развития может служить процент  населения, занятого в сфере услуг (социально-экономический критерий или критерий занятости): 
• если в обществе более 50% трудоспособного населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза его развития; 
• если в обществе более 50% трудоспособного населения занято в сфере информационно-интеллектуальных услуг, общество стало информационным 
В ряде публикаций отмечается, что по данному критерию США вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956 году, а информационным обществом стали в 1974 году. Признавая несомненность достижений США и других стран в области информатизации, необходимо понимать, что значительная доля «информационности» этих стран обусловлена двумя разнонаправленными процессами: 
• последовательным перемещением (выносом) ряда материальных нередко экологически вредных, производств из этих стран (так называемым «экологическим колониализмом»), а также• активным привлечением на работу в эти страны практически со всего мира, в том числе из России и других государств СНГ, ученых и специалистов, среди которых одно из ведущих мест занимают программисты. 
На территориях развитых в информационном отношении стран, в силу ужесточения природоохранных законодательств и значительного увеличения стоимости рабочей силы, оставляются только те производства, которые рентабельны и целесообразны с учетом использования высококвалифицированных трудовых ресурсов. 
Технический критерий. По состоянию коммуникационной сети (КС), представленной узлами переработки данных и линиями связи, можно также оценить, на каком этапе информатизации находится то или иное общество. Академиком А.П. Ершовым был предложен следующий технический критерий информатизации общества: 
• ранняя фаза информатизации общества наступает при достижении действующей в нем КС совокупной вычислительной мощности порядка 10 оп/сек/чел. (развертывание достаточно надежной междугородней телефонной сети); 
• завершающая фаза информатизации общества соответствует достижению упомянутой КС вычислительной мощности 10 млн. оп/сек/чел. 
(надежный и оперативный информационный контакт между всеми членами общества).

Билет №4. Понятие и основные подходы к информатизации общества. Структура процесса информатизации.

Информатизация – процесс в  котором социальные, экономические , технологические , политические и культурные механизмы не просто связаны, а буквально сплавлены, слиты воедино; в тоже время это процесс прогрессивно нарастающего использования ИТ для производства, переработки и хранения информации.

Структура информатизационого процесса включает:

1.медиатизацию - процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации;

2.компьютеризацию - процесс совершенствования средств поиска и обработки информации, а также

3.интеллектуализацию - процесс развития знаний и способностей людей к восприятию и порождению информации, что закономерно обуславливает повышение интеллектуального потенциала общества, включая возможность использование средств искусственного интеллекта.

Выделяются два основных теоретико-методологических подхода к информатизации общества:

1.технократический подход, при котором информационные технологии считаются средством повышения производительности труда и их использование ограничивается, в основном, сферами производства и управления;

2.гуманитарный подход, при котором информационная технология рассматривается как важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только для производства и управления, но и для развития социокультурной сферы.

 

Билет №7 Проблема адаптации людей с ограниченными  физическими возможностями в  современной информационной среде. Социально-психологические проблемы информатизации.

1.Проблема адаптации людей с ограниченными физическими возможностями в современной информационной среде. В условиях развертывания информатизации общества необходим точный учет специфики физического начала каждой личности

Точной интерпретации требует  само понятие – "лицо с ограниченными  физическими возможностями". К  сожалению, часто это понятие  в теории и на практике отождествляется  с инвалидами, формально признаваемыми  государством через определение  так называемой группы инвалидности.

В расширительный социальный вариант трактовки понятия "лицо с ограниченными физическими возможностями" должны быть включены:

1.инвалиды, формально признаваемые государством;

2.инвалиды, не признаваемые государством, но имеющие различного рода физические ограничения;

3.женщины, имеющие малолетних детей и, поэтому, не имеющие возможность покидать до

4.пенсионеры;

5.дети и подростки, которые не могут быть приняты на "взрослую" работу в соответствии с нормативными ограничениями, но желающие и имеющие возможность работать по несколько часов в день.

Подобная трактовка позволяет  использовать современные информационные технологии для свободной социализации всех перечисленных социальных групп. Это может быть либо установка  службами социальной защиты государства  компьютеров на дому (инвалидам, женщинам с малолетними детьми, пенсионерам), либо разработка гибкой, отвечающей современным  реалиям, государственной политики занятости подростков и молодежи.

 

Успешная адаптация лиц с  ограниченными физическими возможностями  в современной информационной среде  требует особого подхода к  разработке, прежде всего, устройств ввода и вывода компьютерной и другой информации.

 

2.Социально-психологические проблемы информатизации.

проблемы социальных групп по двум критериям - полу и возрасту.

При анализе по половому критерию особого внимания, на наш взгляд, заслуживают женщины. Именно они  приняли на себя сегодня во всем мире основной груз в области практической компьютерной работы.

Важной особенностью постиндустриального  общества является тот факт, что  основная занятость и наибольшая доля ВВП приходятся на два не вполне четко разграниченных сектора: сектор услуг (личных, деловых, образовательных, досуговых) и сектор информационный. Причем оба сектора рождают огромный спрос на женскую рабочую силу, поскольку ей присущи такие традиционные черты женского отношения к работе, как: большая склонность к рутинному  труду, меньшая склонность к специализации, потребность в особом моральном  климате на рабочем месте36.

При выполнении многих трудовых функций  в постиндустриальном обществе, связанных  с организацией межличностного общения, образовательного процесса, с обработкой информации, общая культура и коммуникабельность оказываются более важными, чем  узко специализированные знания. Наконец, множество функций по обработке информации можно выполнять дома или в любом другом месте и в любое удобное время суток, что наряду с развитой сферой торговли, бытового обслуживания, позволяет женщине успешно сочетать семейную и производственную роль. Все это в современных условиях может сделать женский труд более предпочтительным и востребованным.

Возникли новые проблемы и при  анализе социальных групп по возрастному  критерию. Так, например, известно, что  наиболее подвержены "зомбированию" по телевидению и другим СМИ молодежь и люди старшего возраста. Отсюда возникает принципиальная необходимость правовых ограничений объема и содержания воздействия СМИ на различные возрастные группы. Такие ограничения должны основываться на базе глубоких научных исследований социологов и психологов.

На повестке дня сегодня активизация  изучения в целом социально-психологических  аспектов информатизации. Должны глубоко  исследоваться такие социально-психологические  явления как компьютеромания и компьютерофобия.

Билет№11 Понятие и структура коммуникации. Виды коммуникаций

Коммуникация - обмен информации между 2 и более людьми

Виды коммуникации:

1.Внешняя и внутренняя 

Внешняя - пересекает границу соц группы, организации. Получатель находиться за пределом группы, организации

Внутренняя – осуществляется в рамках самой соц группы, организации

2.Горизонтальная и вертикальная 

Горизонтальная – коммуникация между лицами одинакового социального статуса или уровня соц иерархии

Вертикальная – коммуникация между лицами стоящих на разных ступенях соц иерархии ( возраст, должность и т.д)

3. Вербальная и невербальная 

Вербальная – Передача сообщений  при помощи слов как в устной, так и в письменной форме.

Невербальная – это общение, обмен информацией без помощи слов. Это жесты, мимика, различные сигнальные и знаковые системы

 

Билет №12 Понятие и значение кодирования сообщения. Виды кодов.

 

Кодирование – представление идей, которые стремится донести до получателя источник в кодах или символах

Коды – комбинации символов или  знаков переводящие идею на понятный получателю язык

Классификация кодов:

1.контакт (коммуникация прикосновения)

2.проксемика (коммуникация, которая выражается в расстоянии, на которое люди отдалены друг от друга в процессе общения)

3.ориентация (угол, под которым  человек располагается по отношению  к объекту общения, который  также несет информацию)

4.внешность (характеристика, которая  включает изменяемые  и неизменные  параметры)

5.кивки головой (управление беседой)

6.выражение лица (коммуникация  глазами, мимикой)

7.жесты (кинесика)

8.поза (отношение человека к  собеседнику, к его статусу)

9.коммуникация глазами

10.невербальные компоненты речи (тон, тембр, интонации)

 

Билет №13. Понятие, структура и классификация информационных технологий.

ИТ – технологии переработки информационного ресурса в целях получения новой информации на базе средств вычислительной техники и связи

Классификация ИТ:

1.По степени участия человека (компьютизированные и некомпьютизированные)

2.По категории практического  метода и средств обработки  (глобальные, базовые и конкретные)

3.По признаку среды (ИТ в медицине, образовании, управлении и т.д)

 

 

 

 

Билет 17.

Понятие «Единое информационное пространство» до сих пор не получило своего строгого определения. Словосочетание «информационное пространство» применяется очень широко, но его содержание как научного понятия фактически не разработано.

В понятие первого  подхода входит понимание слова  «пространство» в виде обычного метрического пространства и оно придает смысл  «информатизированному» физическому пространству. При геополитической точке зрения, «информационное пространство» представляет собой виртуальную территорию, которая принадлежит государству, является его специфическим ресурсом и должна защищаться от агрессоров.Второй подход включает в себя понимание «информационного пространства» как пространства определенных информационных взаимодействий. В данном методе используются категории «упорядоченная совокупность информационных процессов», «информационно-поисковая система» и т.д.

Третий метод  включает в себя социальную точку  зрения, в пределах которой информационное пространство рассматривается как  сфера отношений между людьми и общностями по поводу информации.

Любое определение  «информационного пространства» содержит эти понятия, но в разной «пропорции». Если преобладает первое определение  «информационного пространства», то мы понимаем его как пространство, информационно-насыщенное, метрическое. При доминировании  второго – некоторое модельное  представление совокупности информационных процессов, некоторой информационной структуры, динамической информационной системы и т.д. В третьем случае получается представление об особых информационных отношениях между людьми.

Официальная версия осмысления понятия информационного  пространства изложена в «Концепции формирования и развития единого  информационного пространства России и соответствующих государственных  информационных ресурсов», которая  была разработана в 1995 году во исполнение Указа Президента Российской Федерации  от 1 июля 1994 г. №1390 «О совершенствовании информационно-телекоммуникационного обеспечения органов государственной власти и порядке их взаимодействия при реализации государственной политики в сфере информатизации».

В данной концепции  единое информационное пространство представляется как «совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и  использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих  на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей». Таким образом можно сделать вывод, что единое информационное пространство состоит из следующих компонентов:

  • Информационные ресурсы, включающие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;
  • Организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства;
  • Средства информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические средства и организационно-нормативные документы.

Последние два пункта образуют «информационную инфраструктуру», представленную на рисунке ниже

Если исходить из идеи Глобального  Информационного Общества, можно  сделать вывод: Единое информационное пространство (ЕИП), как базовый элемент, обязано охватывать основные сферы  человеческой деятельности. К ним относятся: экономика, право, медицина, управление, образование и др. Таким образом, ЕИП разбивается на части: в правовом отношении – единое правовое информационное пространство, в образовании – единое информационно-образовательное пространство (ЕИОП) и так далее.

Информация о работе Шпаргалка по " Информационное общество"