Анализ основных средств композиции в картине ВЭ Борисова Мусатова "Изумрудное Ожерелье"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:32, доклад

Краткое описание

Зачем, почему непременно старинные платья у героинь?" — как-то спросил друг художника и услышал в ответ: "Женщины в кринолинах менее чувственны, более женственны и более похожи на кусты и деревья". (Сарабьянов Д. В. Русская живопись XIX века среди Европейских школ, Москва, 1980)
Борисов -Мусатов выбирает горизонтальный формат композиции ,в котором удобно выстроить движение .Размер 125х214 Горизонтальный формат своими очертаниями позволяет выстроить пространство для этого движения .

Вложенные файлы: 1 файл

композиция пад.docx

— 1.15 Мб (Скачать файл)

Анализ основных средств композиции в картине

В.Э.Борисова -Мусатова «Изумрудное ожерелье»

выполнила Позднякова А

Тема: человек и природа

Идея: Гармония 

 Зачем, почему непременно старинные платья у героинь?" — как-то спросил друг художника и услышал в ответ: "Женщины в кринолинах менее чувственны, более женственны и более похожи на кусты и деревья".  (Сарабьянов Д. В. Русская живопись XIX века среди Европейских школ, Москва, 1980) 

Формат: Борисов -Мусатов  выбирает горизонтальный формат композиции ,в котором удобно выстроить движение .Размер 125х214 Горизонтальный формат своими очертаниями позволяет выстроить пространство для этого движения . Рассмотрим зависимость изображения от основных линий формата. На вертикальной оси изображено очертаниесилуэта девушки :прядь волос, локоть ,платье.На диагональной линии формата, идущей из его верхнего левого угла в правый нижний ,находоятся листья дуба, ,лужайка одуванчиков, сгиб правого локтя девушки в центре ,и складки ее платья ,кисть руки девушки,справа.на другой диагонали изображены: очертания листвы деревьев, лицо  и плечо девушки,воротник и грудь центральной фигуры,в нижней части диагонали: локоть, трава,зеленый луг,шаль. взгяд зритетя невольно устремляется к «приглашающему» жесту дамы с с сложенным  веером,который выделяетсяна фоне темно-фиалетового платья. Усиливает нагрузку композиции находящиеся  центральной вертикальной оси, вереница белых одуванчиков, ветви деревьев, как бы подчеркивая очертание головы девушки. Такой зависимостью изображения достигается геометрическая упорядоченность, невозможность что-то передвинуть в границах этого формата,помимо зависимости изображения от основных линий формата, существует его организация посредством композиционной схемы. 
 
 

 
 

Композиционная схема:

 Композиционная  схема обьединяет все элементы изображения-персонажей, пейзаж, аксессуары в единое нерасторжимое целое. Можем предположить, композиционная схема –спираль ,попробуем это доказать. Основу композиции составляет волнообразный ритм движения «хоровода» девушек. Их наклоненным головкам,   плавному   скольжению фигур девушек .Композиции модерна изначально незавершённы, асимметричны и одновременно замкнуты в своём круговом движении. В "Изумрудном ожерелье" композиция разомкнута. Действие продолжается где-то за пределами холста. Об этом говорит исступлённая поза крайней фигуры и взгляды двух женщин, стоящих позади неё, устремлённые на нечто, невидимое зрителям. Центральная фигура вносит спокойствие и связывает левую и правую части композиции. Чувствуется, что происходит какое-то событие; персонажи обмениваются взглядами, жестами. Начало спирали находится в центре формата ,рядом с геометрическим центром на горизонтальной оси(правая рука девушки с сложенным веером,указывающая сюжетом движения В композиции много плавных, округлых линий, которые и выявляют силуэты персонажей и соподчиняют их. Художник прибегает к эффекту «входа» в пространство композиции (крайняя левая фигура, обрезанная холстом) и «выхода» из нее (крайняя правая фигура, платье которой также обрезано форматом). Тем не менее, живописцу удается удержать изображение внутри холста благодаря двумя персонажами слева,которые организуют эффект приглашающего пр-ва –это не дает изображению расплескаться за его границами. Фронтально развернутые фигуры, расположенные по горизонтали формата, принадлежат только этому композиционному пространству. Мотив движения здесь развивается по нарастающей: от статичных поз левых фигур, которые лишь поворотом головы обозначают его начало, через центральную фигуру, словно принимающую посыл фигур слева и отправляющую его группе из трех фигур справа, в которой движение набирает силу и концентрируется в крайней фигуре. Казалось бы, неминуем выход этого движения за границы холста. Но этого не происходит. Художник чуть запрокидывает назад голову крайней фигуры справа и останавливает движение в его кульминационном моменте. Начало спирали находится в центре формата ,рядом с геометрическим центром на горизонтальной оси(рука девушки с сложенным веером

Композиционный центр:

 Композиционным центром является та ее часть, которая выражает главное в идее сюжета .В данной композиции нас привлекает внимание девушка с веером,-это и является композиционным центром. Он смещен относительно вертикальной оси вправо, Такое положение композиционного центра создает напряжение и динамику. Восстановление баланса достигается размещением на другой половине изображения  барышень ,равного по зрительному весу изображению на противоположной половине .Вытянутая по горизонтали композиция делает ее подобной фризу и одновременно напоминает настенную фресковую живопись" 

Пространство

 :это является главным объектом живописи Пространство композиции картины открытое- ощущается «вхождение»,ограниченное фигурами дам, сверху ветвями, что создает ощущение особой естественности, Пространство в глубину строится  планами: на первом плане В. Э Борисов-Мусатов располагает центральную фигуру и левую,затем левую, обращенную к центру ,и правую «уходящую» ,и последних  в глубине -двух,в темных платьях.

Динамика

Композиция этой картины «читается» справа на лево,т к справа больше фигур(их четыре),они выделяются на зеленом фоне и смещены  справа относительно геометрического центра,а сюжетное движение происходит слева направо.

Смещение композиционного центра относительно основной вертикальной оси формата-главный принцип создания динамической композиции. Композиционный центр в формате смещен вправо относительно вертикальной осисправа больше фигур ,чем слеваСправа от оси автор изображает фигур двух дам,одна с обнаженными плечами,другая стоит к зрителю спиной.

Информация о работе Анализ основных средств композиции в картине ВЭ Борисова Мусатова "Изумрудное Ожерелье"