Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательных эмоций детей 2 - 3 летнего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 17:20, реферат

Краткое описание

Эмоции изменяются на протяжении всей жизни человека и во многом определяются социальными условиями его существования. По определению А.В.Запорожца, эмоция - это «сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором поведения и деятельности в соответствии с потребностями и интересами детской личности» [11, с. 53].
Эмоции представляют собой субъективные состояния человека, связанные с его потребностями и мотивами [21, с. 104].
Познавательные эмоции — эмоции, связанные с потребностью в познавательной гармонии: стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления; чувство удивления или недоумения; чувство догадки, близости решения; радость открытия истины [6, с. 59].
Под влиянием эмоций течение всех познавательных процессов может изменяться. Эмоции могут избирательно способствовать одним познавательным процессам и тормозить другие.

Вложенные файлы: 1 файл

ГЛАВА 1.doc

— 61.50 Кб (Скачать файл)

Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме

развития  познавательных эмоций детей 2 - 3 летнего  возраста

 

1.1. Теоретические аспекты развития познавательных эмоций у детей 2 - 3  лет

 

Эмоции изменяются на протяжении всей жизни человека и во многом определяются социальными условиями его существования. По определению А.В.Запорожца, эмоция - это «сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором поведения и деятельности в соответствии с потребностями и интересами детской личности» [11, с. 53].

Эмоции представляют собой субъективные состояния человека, связанные с его потребностями и мотивами [21, с. 104].

Познавательные  эмоции — эмоции, связанные с  потребностью в познавательной гармонии: стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления; чувство удивления или недоумения; чувство догадки, близости решения; радость открытия истины [6, с. 59].

Под влиянием эмоций течение всех познавательных процессов  может изменяться. Эмоции могут избирательно способствовать одним познавательным процессам и тормозить другие.

Человек, находящийся  в эмоционально нейтральном состоянии, реагирует  на предметы в зависимости от их значимости. Эмоции умеренной и высокой степени интенсивности вызывают отчетливые изменения в познавательных процессах: у человека появляется сильная тенденция к восприятию, припоминанию только того, что соответствует преобладающей эмоции.

Эмоциональное возбуждение улучшает выполнение более  легких заданий и затрудняет - более трудных. Но при этом положительные эмоции обычно способствуют повышению, а отрицательные  - снижению уровня выполнения деятельности.

Возникающие эмоции способствуют закреплению полученных навыков, стимулируют познавательный процесс, постепенно перерастают в интеллектуальные эмоции (любознательность, удивление, интерес, радость от удачно найденного решения) [14, с. 39].

Эмоциональное отношение формируется под влиянием воспитания и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта. В связи с чем, становление эмоций у детей нельзя отделить от проблем педагогики.

Л.С. Выготский  считал, что «эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений  профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном»  психической жизни человека, и прежде всего ребенка» [23,с.143]. Его последователи, основываясь на теоретических изысканиях, развивают идею о взаимосвязи всех компонентов человеческой психики, в частности эмоционального и интеллектуального. Этот факт является основополагающим в организации образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Среди современных  исследований обращает на себя внимание система эмоционального развития детей, построенная на основе работ отечественных психологов и педагогов [17,с.6].

Н. Ежкова, автор этой системы, утверждает, что эффективность образования обусловлена степенью включенности в нее эмоциональных проявлений ребенка как заданных природой естественных ценностных форм жизни. Способствовать этому может, с одной стороны, специально организованное эмоционально насыщенное общение взрослого с детьми, а с другой — акцентирование педагогического процесса на выделении эмоционального компонента на равных правах с познавательным и действенно-практическим.

Эмоции и  деятельность, развитие ребенка очень тесно связаны. Так на основе положительных эмоций развивается речь, движения, восприятие, память. Все положительные новообразования в развитие ребенка требуют позитивного подкрепления, для дальнейшего их усовершенствования, и наоборот – отрицательные – негативного, для их устранения.

 Эмоции развиваются  под влиянием условий жизни  и воспитания. Развитие познавательных  функций малыша тесно связано  с его эмоционально-волевой сферой, а поскольку доминирующая функция — восприятие — аффективно окрашена, ребенок эмоционально реагирует только на то, что находится в данный момент в поле его зрения. Взрослые, помня об этом, могут избежать многих эмоциональных и конфликтных ситуаций.

Яркие эмоциональные  вспышки, которые характерны для  детей 2 - 3 лет могут возникнуть в том случае, если ребенок, пытаясь сделать что-то самостоятельно, не может добиться положительного результата. Гнев может быть направлен и на «непослушный» предмет, и на взрослого, внимания которого безуспешно добивался ребенок. Неблагополучные взаимоотношения между родителями зачастую также бывают причиной возникновения детских эмоциональных проблем.

На третьем  году жизни еще многое не получается. Активное участие ребенка в совместных действиях со взрослыми создает  стремление повторить эти действия самостоятельно, попробовать свои силы. Если родители постоянно выполняют все за малыша, он остается пассивным наблюдателем. От безделья начинает шалить, вертеться, садиться на пол, капризничать. У него вырабатывается отрицательное отношение к любым требованиям взрослых, не возникает никакого желания что-то делать самому. Лишая ребенка возможности активно заниматься чем – либо, вдоволь двигаться, родители невольно воспитывают пассивность, равнодушие, в то время как наиболее ценным приобретением в области эмоционального развития является чувство радости после завершения начатой работы: достроил домик, нарисовал цветок, влез на небольшую лесенку.

Если взрослые смогут учитывать индивидуально-возрастные особенности малышей, взаимодействие с детьми раннего возраста будет более эффективным.

1.2. Особенности  проявления познавательных эмоций  детей 1-ой младшей группы в  процессе овладения предметной  и изобразительной деятельностью

 

 Как и  в младенческом возрасте, эмоции  ребенка раннего возраста неустойчивы,  кратковременны и имеют бурное выражение. К 3 годам начинают проявляться эстетические чувства: радость может быть вызвана красивым платьем, цветущим растением; постепенно различия касаются и характера музыки, ее «настроения». Но если в младенческом возрасте радость вызывает все яркое и блестящее, то в раннем возрасте малыш уже пытается отличать действительно красивое от некрасивого и безвкусного, основываясь на оценках взрослых. Постепенно эти оценки становятся все более независимыми от мнения взрослых.

Очень часто у детей раннего возраста активизируется потребность выразить себя и свои чувства через рисунок. Развиваются и интеллектуальные чувства. Они проявляются в виде удовольствия при удовлетворении интереса к окружающему. В этот период ребенок начинает в меру своего речевого развития задавать вопросы познавательного характера.

При этом эмоциональные состояния  ребенка в процессе усвоения нового меняются от отрицательных (при полном отсутствии навыков) к положительным (при удачном выполнении действий). Мы считаем, что выявленную автором взаимозависимость следует учитывать и при организации изобразительной деятельности.

 Б. Волосова отмечает, что эмоции детей раннего возраста  тесно взаимосвязаны с успешностью  или неуспешностью их предметной  деятельности. Источником появления данных эмоций могут являться: объект предстоящего действия, ситуация, в которой предстоит действовать, собственные действия, результат самостоятельной деятельности. Другими словами, переживания теперь связываются с успешным или неуспешным овладением умениями, а также результатами своей деятельности. В связи с этим можно утверждать, что «происходит дальнейшая социализация эмоций» [16,с.201]. Начинает проявляться эмоциональное отношение к сверстнику. Основной тенденцией в этом возрасте является своеобразная значимость внимания взрослого, проявление ревности к сверстнику, с которым приходится его делить. При обращении внимания взрослого на состояние другого ребенка малыш 2-3 лет способен проникнуться к своему сверстнику симпатией. В этом возрасте начинает развиваться избирательное отношение к сверстникам, что проявляется в явно демонстрируемых симпатиях. В отношении взрослых отмечается характерное для детей данного возраста стремление к похвале, поощрению с их стороны. Особое значение приобретает слово, включенное в протекание эмоциональных процессов.

Выраженное взрослым вербальное оценивание тех или иных явлений  становится основой для дальнейшего  развития чувств и моральных суждений, сначала подкрепляемое мимикой и интонацией, а затем и без них. Так закладывается основа для развития речевой регуляции поведения, заключающаяся в связи слова и представлений, что способствует развитию некоторой целенаправленности действий ребенка [16, с. 38].

Ключевые моменты эмоционального развития детей раннего возраста следующие: — эмоции также неустойчивы и изменчивы, как и в младенческом возрасте; — эмоции являются мотивами поведения ребенка, что объясняет их импульсивность; — более интенсивно начинают развиваться интеллектуальные, эстетические и нравственные эмоции, особое место среди высших эмоций в этот период занимают чувство гордости, симпатия, сочувствие и чувство стыда; — особое условно-эмоциональное значение приобретает слово, которое становится средством оценивания тех или иных качеств и поступков.

На третьем  году жизни, от 2 лет 6 месяцев до 3 лет, происходит дальнейшее развитие познавательных потребностей (любознательность) без побуждений взрослых. Эмоции определяются оценочным реагированием на успехи и неудачи не только собственных действий, но и действий других. Появляется эмоциональное предвосхищение (предвидение) некоторых знакомых действий в знакомых ситуациях.

Важным условием для развития эмоциональной сферы  остается общение с близкими, которое у малышей имеет характер сотрудничества. Благодаря способности подражать, малыш учится эмоционально адекватно реагировать на явления и события своей жизни.

В этот период жизни  у детей раннего возраста наблюдаются  яркие эмоциональные реакции, которые  проявляются в мимике, движениях, оттенках голоса и пр. К концу третьего года жизни у ребенка на эмоциональной основе проходит осознание и утверждение себя (понимание собственного «я»), возникает чувство сопереживания, симпатии, ликования, гордости, а возможно, вины или обиды. Складываются определенные формы поведения: ребенок начинает испытывать удовольствие при восприятии красоты, у него возникает определенное отношение к добрым поступкам. Познавательные эмоции пронизывают все сферы жизнедеятельности детей.

 Ребенок  раннего возраста еще не умеет  контролировать, сдерживать  свои эмоциональные проявления, им движут сиюминутные желания порывы. Его эмоциональные состояния преходящи и неустойчивы.

Взрослым необходимо заранее быть готовыми к спонтанным вспышкам и вести себя обдуманно (оставаться спокойным, не отвечать излишней эмоционально). То, что ребенок выражает свои отрицательные эмоции, естественно для процесса взросления малыша. Но все же взрослый должен следить за соблюдением, установленных для ребенка границ дозволенного. А когда ребенок выйдет из состояния аффекта, взрослый может успокоить его, переключить на какой-то интересный вид деятельности.

Для детей 2,5—3 лет, которые входят в период кризиса 3 лет, характерны яркие эмоциональные вспышки. Они могут возникнуть в том случае, если ребенок, пытаясь сделать что-то самостоятельно, не может добиться положительного результата. Гнев может быть направлен и на «непослушный» предмет, и на взрослого, внимания которого безуспешно добивался ребенок.

1.3 Методы  и приемы организации педагогических  условий развития познавательных эмоций детей 2-3 лет средствами изобразительной деятельности

 

Для того чтобы  на втором году жизни происходило  формирование качественно новых эмоций, менялась их сила и глубина, необходимы усилия взрослых. В противном случае эмоциональная сфера останется на первоначальном уровне, а это на развитии ребенка в целом может сказаться отрицательно.

Организация изобразительной  деятельности будет способствовать развитию познавательных эмоций детей 2-3 лет, если в работе учитываются следующие моменты:

- используются игровые приемы;

- осуществляется  дифференцированный и индивидуальный  подход;

- используются  нетрадиционные приемы обучения;

- грамотно организуется предметно-развивающая среда [1, c.43-48].

Как известно, эмоции у ребенка  раннего возраста возникают  по любому поводу (плачет, когда его что-то беспокоит; весел в подвижной игре  - смеется; огорчается, если его обидели; сосредоточен при игре с пирамидкой). Малыш находится во власти своих чувств.

В период бодрствования  необходимо организовывать содержательные занимательные игры. Иначе ребенок испытывает чувство скуки, и развитие эмоций затормаживается.

В первые месяцы второго года жизни, когда дети особо  чувствительно воспринимают все  неизвестное, полезно проводить  игры, связанные с сюрпризным моментом. Например, играя в прятанье и неожиданное появление какой-либо игрушки, дети радуются, смеются, испытывая желание еще раз пережить это состояние. Восторг вызывают заводные игрушки: их перемещение в пространстве, звуковое сопровождение.

Учитывая высокую  потребность детей второго года жизни в двигательной активности, рекомендуется играть с ними в подвижные игры, которые включают упражнения, совершенствующие развитие основных движений (ходьба, бег, лазание, бросание). Имеют значение и занятия, на которых формируются самостоятельность, умелость, стимулируется двигательная активность. А в результате происходит формирование положительных эмоций, ребенок самоутверждается в своих возможностях.

Огромное значение на втором году жизни, как мы уже  не раз говорили, для появления  положительных эмоций имеет общение с близкими, которое определяется не столько их неумением удовлетворять свои физиологические потребности, сколько стремлением постоянно узнавать что-то новое. Опираясь на это, можно использовать общение для обогащения детей новыми знаниями и впечатлениями, развития предметной, игровой деятельности, поддержания положительного эмоционального настроя.[7, с. 54]. Кроме того, общаясь с взрослыми, дети учатся у них правильно реагировать на явления и события окружающей жизни, эмоционально откликаться на различные ситуации.

Информация о работе Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательных эмоций детей 2 - 3 летнего возраста