Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 19:02, курсовая работа
Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью и т.д.
В процессе ознакомления дошкольников с началами геометрии выделяется два аспекта: формирование представлений о форме предметов и геометрических фигур на сенсорной основе и формирование представлений о геометрических фигурах, их элементах и свойствах.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ И ФОРМЕ ПРЕДМЕТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………….6
1.1 Математическое развитие старших дошкольников……………………….6
1.2 Математическое развитие старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема………………………………………………………..11
1.3 Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрических фигур……………………………………………………………………………...13
1.4 Ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов………………………………………………………………………18
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ И ФОРМЕ ПРЕДМЕТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………31
2.1 Констатирующий эксперимент……………………………………………..31
2.2 Формирующий эксперимент………………………………………………..34
2.3 Контрольный срез……………………………………………………………49
3 РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ И ФОРМЕ ПРЕДМЕТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………....51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………58
Государственное Учреждение Образования
Белорусский Государственный Педагогический Университет
им. Максима Танка
«Архитектурные мотивы витражной росписи по стеклу.»
заочной формы обучения
Кокошко О.Я.
им. М.Танка
Лебедева С. В.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
1.1 Математическое развитие
старших дошкольников……………………….
1.2 Математическое развитие
старших дошкольников как
1.3 Особенности восприятия
детьми формы предметов и
1.4 Ознакомление детей
с геометрическими фигурами и
формой предметов……………………………………
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ
ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ
2.1 Констатирующий эксперимент…………
2.2 Формирующий эксперимент…………………
2.3 Контрольный срез……………………………………………………………49
3 РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО
МАТЕМАТИКЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………58
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью и т.д.
В процессе ознакомления дошкольников с началами геометрии выделяется два аспекта: формирование представлений о форме предметов и геометрических фигур на сенсорной основе и формирование представлений о геометрических фигурах, их элементах и свойствах.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, величина, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Детские сады учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области.
Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично.
Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию младших дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить ознакомление детей с формой предметов и геометрическими фигурами.
Объект исследования - представления о геометрических фигурах и формах предметов.
Предмет исследования - методы формирования представлений о геометрических фигурах и формах предметов у детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы - рассмотреть особенности формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: процесс формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста будет осуществлять эффективно, если обучение будет строиться с применением дидактических игр.
Задачи работы:
1. Проанализировать психолого-
2. Раскрыть особенности
формирования представлений о
геометрических фигурах у
3. Дать характеристику методов формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностику
уровня развития представлений
о геометрических фигурах у
детей старшего дошкольного
5. Составить план работы
и разработать игры для
6. Проанализировать результаты опытно-поисковой работы.
Методологическая основа: теория восприятия (В.В.Зеньковский); психолого-педагогические исследования генезиса отражения пространства и пространственной ориентации (Ф.Н.Шемякин, Т.А.Мусейибова, Р.И.Говорова), формирование представлений о форме у дошкольников (В.П.Новикова, Т.А.Мусейибова, Л.А.Венгер); теория деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн).
Методы исследования. В работе используются следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, методы обработки данных.
1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
1.1 Математическое развитие старших дошкольников
Целостное развитие ребенка-дошкольника — многогранный процесс. Особую значимость в нем приобретают личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. В умственном развитии немаловажную роль играет математическое развитие, которое в то же время не может осуществляться вне личностного, речевого и эмоционального.
Понятие «математическое развитие дошкольников» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. В процессе усвоения элементарных математических представлений дошкольник вступает в специфические социально-психологические отношения со временем и пространством (как физическим, так и социальным); у него формируются представления об относительности, транзитивности, дискретности и непрерывности величины и т. п. Эти представления могут рассматриваться в качестве особого «ключа» не только к овладению свойственными возрасту видами деятельности, к проникновению в смысл окружающей действительности, но и к формированию целостной «картины мира» [21, c. 18].
Основа трактовки понятия «математическое
развитие» дошкольников была заложена
и в работах Венгера Л.А. и на сегодня является
наиболее распространенной в теории и
практике обучения математике дошкольников.
«Целью обучения на занятиях в детском
саду является усвоение ребенком определенного
заданного программой круга знаний и умений.
Развитие умственных способностей при
этом достигается косвенным путем: в процессе
усвоения знаний. Именно в этом и заключается
смысл широко распространенного понятия
«развивающее обучение». Развивающий
эффект обучения зависит от того, какие
знания сообщаются детям и какие методы
обучения применяются». Здесь хорошо заметна
предполагаемая иерархия категорий: знания
– первичны, метод обучения – вторичен,
т.е. подразумевается, что метод обучения
«подбирается» в зависимости от характера
знаний, сообщаемых ребенку (при этом употребление
слова «сообщаемых» очевидно сводит «на
нет» саму вторую половину высказывания,
поскольку раз «сообщаемых», значит метод
«объяснительно-иллюстративный»
Такое понимание математического развития устойчиво сохраняется в работах специалистов дошкольного образования. В исследовании Абашиной В.В. дается определение понятию «математическое развитие»: «математическое развитие дошкольника - это процесс качественного изменения в интеллектуальной сфере личности, который происходит в результате формирования у ребенка математических представлений и понятий» [6, c. 64].
Из исследования Е.И.Щербаковой под математическим развитием дошкольников нужно понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Иными словами, математическое развитие дошкольников — это качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате овладения детьми элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями.
Выделившись из дошкольной педагогики, методика формирования элементарных математических представлений стала самостоятельной научной и учебной областью. Предметом ее исследования является изучение основных закономерностей процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников в условиях общественного воспитания. Круг задач математического развития, решаемых методикой, достаточно обширен:
- научное обоснование программных требований к уровню развития количественных, пространственных, временных и других математических представлений детей в каждой возрастной группе;
- определение содержания
материала для подготовки
- совершенствование материала
по формированию
- разработка и внедрение
в практику эффективных
- реализация преемственности
в формировании основных
- разработка содержания
подготовки
- разработка на научной
основе методических
Щербакова Е.И. среди задач по формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей выделяет главные, а именно:
— приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основах математического развития;
— формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
— формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;
— овладение математической терминологией;
— развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка [25, c. 66].
Эти задачи чаще всего решаются воспитателем одновременно на каждом занятии по математике, а также в процессе организации разных видов самостоятельной детской деятельности. Многочисленные психолого-педагогические исследования и передовой педагогический опыт работы в дошкольных учреждениях показывают, что только правильно организованная детская деятельность и систематическое обучение обеспечивают своевременное математическое развитие дошкольника.
Теоретическую базу методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников составляют не только общие, принципиальные, исходные положения философии, педагогики, психологии, математики и других наук. Как система педагогических знаний она имеет и свою собственную теорию, и свои источники. К последним относятся:
- научные исследования и публикации, в которых отражены основные результаты научных поисков (статьи, монографии, сборники научных трудов и т.д.);
- программно-инструктивные документы ("Программа воспитания и обучения в детском саду", методические указания и т.д.);
- методическая литература (статьи в специализированных журналах, например, в "Дошкольном воспитании", пособия для воспитателей детского сада и родителей, сборники игр и упражнения, методические рекомендации и т.д.);
- передовой коллективный
и индивидуальный
Методика формирования элементарных математических представлений у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта.
В настоящее время благодаря усилиям ученых и практиков создана, успешно функционирует и совершенствуется научно-обоснованная методическая система по развитию математических представлений у детей. Её основные элементы - цель, содержание, методы, средства и формы организации работы - теснейшим образом связаны между собой и взаимообуславливают друг друга.
Информация о работе Архитектурные мотивы витражной росписи по стеклу