Ассоциативное формообразование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 16:26, контрольная работа

Краткое описание

Еще с древних времен существуют одни и те же приемы и принципы формообразования в изготовлении различных предметов. И очень редко даже дизайнер задумывается о том, почему он сделал этот предмет именно таким, что подвигло его на, это и чем он руководствовался при создании той или иной формы.
Тема в современном дизайне является актуальной, так как очень часто дизайнеры в своих работах и в формообразовании в частности, берут за основу какой-либо образ и «подгоняют» к нему все остальное.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1.Формообразование ..................................................................................................4
1.1Ассоциативное формообразование.......................................................................4
1.2.Ассоциативное природовосприятие..................................................................16
Заключение.................................................................................................................19
Литература .................................................................................................................20
Приложение................................................................................................................21

Вложенные файлы: 1 файл

Формообразование.docx

— 169.19 Кб (Скачать файл)

 В-четвертых, эстетическая  гармонизация – «это и гармония  между мыслимым и чувственно  воспринимаемым, гармония в духовной  сфере создаваемого эстетического  мира.

Принцип эстетической выразительности  выражается в выявлении и воплощении в воспринимаемом чувственно материале  богатство духовной жизни, которое  должно вызывать эстетическое чувство  приобщения к неведомым ранее мирам. Эстетическая выразительность – это проявление закона единства и борьба противоположностей. Для достижения эстетической выразительности в дизайне имеют значение такие способы формообразования как тектоника, пластика, декоративность. Принцип эстетического формообразования в дизайне объединяется в единое целое через композицию. Только абстрактные композиции являются исключением, здесь формообразование рассматривается отдельно. Принцип эстетической выразительности есть выражение целостности и гармонии.

 Эстетическая деятельность  – это выявление многомерности  какого-либо предмета и перенесение  его в многомерное существование  через преодоление уже существующей  формы и создание некой новой  структуры организованности, новой  формы, которая характеризуется  целостностью, гармоничностью, эстетической  целесообразностью и выразительностью.

Потребность в усилении гуманистической  и эстетической функций дизайна  выразилась в стремлении к воссозданию  регионального и национального  своеобразия среды обитания человека, сохранению и дальнейшему развитию этнической самобытности. Среди задач национального дизайна – возрождение традиционных типов формообразования.

Опасность того, что дизайн становится слишком интернациональным  и адаптивным, делается бледным и  теряет специфичность, указывающую  на принадлежность к определенной культуре или месту, волнует многих современных  дизайнеров.

Отойти от техницизма и  найти способ восстановления разорванных  связей между человеком и природой, человеком и его национальной историей дизайн способен. Однако для  этого необходимо предпринимать  определенные рефлексивные усилия по раскрытию его связи с коллективным бессознательным и другими факторами, лежащими в основе формообразования и способными возродить целостность  человеческого мира.

       Под языком дизайна понимается совокупность знаков и знаковых систем, выражающих единство нескольких уровней формообразования. Продукт дизайнерского творчества есть результат «сцепления», органического сочетания в одном предмете структуры, т.е. внутренней формы вещи, обеспечивающей ее функциональную полезность; образа архетипа (как формы, обеспечивающей определенное восприятие вещи, ассоциативные связи ее образа с образами других вещей и образом человека данной культуры); культурного смысла (как формы и способа организации значений жизненного мира человека).

 Единство формы и  содержания присутствует и в  произведениях дизайна. Однако  достижение этого единства осмысливалось  по-разному. Сведение форм, создаваемых  промышленным путем, к формам, выражающих «всеобщую логику  красоты», было чревато формализмом.  И, напротив, бесформенность содержания  вела к декларативности, голому  утилитаризму и, в конечном  счете, утрате содержания. Поэтому  поиск формы, соответствующей  содержанию, то есть поиск особой  организованности создаваемого  предмета, шел трудно. В теории  и практике первой половины  ХХ века этот поиск велся  в направлении абсолютизации  формы в качестве единственного  начала творческого процесса. В  результате форма стала определяться только функцией. Строго функциональная вещь выражала особенности своего времени: возрастающие возможности индустриальной техники, претензии на господство технократического типа сознания и углубляющееся отчуждение между человеком и продуктом его труда, а также между индивидуумами, составляющими массу.

Стихийный протест против этого отчуждения выразился в  тяге к обжитому окружению, в предпочтении того, что несет на себе печать индивидуальности - перед усредненным и стандартным. Поэтому в организации предметного  окружения стали учитывать связи  индивида с другими людьми. Другими  словами, в условиях современности  формообразование не может ориентироваться  только на раскрытие внутренних связей объекта или исключительно на функцию и конструкцию, а должна выражать культурные значения и обеспечивать коммуникацию между людьми. Последнее  утверждение подтверждается и мыслью А.Ф.Лосева о том, что форма является носителем «смысловых энергий».

Поэтому процесс формообразования в дизайне использует всю палитру  имеющихся в данной культуре эстетических кодов. Наиболее распространенный среди  них – метафора, поэтому проектирование часто осуществляется с отсылкой на ассоциацию с формами живой  или неживой природы.

Проблема формообразования в дизайне понимается как проблема отражения и преломления в  морфологии проектируемых объектов всей совокупности объективных формообразующих  факторов и условий. Процесс создания новой содержательной формы в  дизайне сопряжен с общими ценностными  установками культуры и теми требованиями, которые имеют отношение к  эстетической выразительности будущего объекта, его функции, конструкции  и используемым материалам.

Целостность объекта дизайна  как единства красоты и полезности – необходимое качество для создания положительного чувственно-эмоционального отклика на него в сознании человека. Эстетическое восприятие формы не является логической операцией, а происходит интуитивно, чувственно, одномоментно. Образ в дизайне несет черты всеобщего и типичного, а также транслирует и актуализирует ценности и идеалы, понятные в рамках определенной культуры. Поэтому так актуальны поиски в современном дизайне первообразов вещей, отсылка к простым формам.

Особенностью развития дизайна  является его направленность на участие  в формировании полноценной среды  обитания, в обеспечении культурной преемственности образа жизни в  условиях его интенсивной модернизации. Очевидна связь между образом  жизни и морфологией произведений архитектуры и дизайна, между  стилем жизни и стилем среды. Различие методов формообразования предметно-пространственной среды связано с мировосприятием  людей различных национальностей.

Таким образом, система формообразования обеспечивает единство утилитарного аспекта  вещи, ее общекультурного смысла и  субъективного значения.

К основным принципам композиционно-художественного формообразования относятся: рациональность, тектоничность, структурность, гибкость и комбинаторику.

Под рациональностью в  композиции понимается логическая обоснованность, целесообразность формы. Двуединое построение выявляется только на основе самого широкого и глубокого системного анализа дизайн-формы, которое и является вершиной рационального формообразования.

Тектоничность — принцип формообразования вытекает из понятия «тектоника», означающего в композиционном плане художественно осмысленную конструкцию, выраженную в определенной пластической форме. В своей основе этот принцип означает соответствие формы конструкции. При таком соответствии конструкция становится композиционно-пластическим средством формообразования.

Понятие структура в теории композиции рассматривается прежде всего как внутреннее строение художественной формы. Цель структурного формообразования — нахождение гармоничной связи между элементами, составляющими форму.

В композиционном значении гибкость часто приравнивается к  динамичности, которая выражается в  чисто зрительном или механическом движении формы.

Зрительно воспринимаемая динамика достигается разными композиционными  приемами. Ее может дополнять физическое изменение формы в пространстве и времени за счет перегруппировки  элементов, их добавления, убавления, сдвига, вращения и пр.

          Комбинаторика элементов - это  особый вид гибкого формообразования, суть которого — изменение формы на основе разного сочетания одних и тех же элементов. При таком сочетании образуются новые комбинации элементов и соответственно новые формы. Одна из характерных черт комбинаторики — открытость в плане свободного развития формы в пространстве. Опыт разработки комбинаторных структур позволил выдвинуть ряд условий, при которых они легче и лучше компонуются.

Это:

- простота элементов, составляющих гибкую структуру;

- композиционная незавершенность, открытость форм;

- сохранение инвариантной масштабности, отвечающей изменению структуры;

- независимость внешней формы от конструктивной основы;

- кратность размеров по всем координатам или та же модульность;

- наличие унифицированных узлов соединений.

Прямым следствием соблюдения принципа гибкости в дизайне является органичная модификация дизайн-формы. Она может быть связана с решением проблемы физического и морального старения объекта. Можно выделить два ее основных вида — полная и неполная модификация.

Формообразование на основе соблюдения рассмотренного принципа —  чрезвычайно перспективная тенденция  в современном дизайне, Она проявляется  уже на первых стадиях композиционной работы, когда происходит отбор вариантов решения одной и той же формы, когда по-разному составляются (сочетаются, комбинируются, полностью изменяются) ее элементы.

Органичность — этот принцип  определяет собой построение композиции с учетом закономерностей формообразования, проявляющихся в природе.

Проектирование в дизайне  направлено на изменение исходной проектной  ситуации и делится на две части, аналитическую и синтетическую, двигаясь от изучения задания через определение объекта проектной работы к синтезу новой формы, лишенной недостатков, свойственных ее прототипам, изученным на первых этапах работы. Такого рода пред проектный анализ по сути дела является методическим обеспечением дизайнерской деятельности. На его базе и развивается собственно формообразование, которое включает сначала учет формообразующих факторов, а затем, при композиционном выходе на целостную форму, завершает процесс и потому представляется иногда единственным мерилом эстетической ценности проектируемого объекта.

Проблема формообразования в дизайне понимается прежде всего как проблема отражения и преломления в морфологии проектируемых объектов всей совокупности объективных формообразующих факторов и условий. Полнота материализации этих факторов обеспечивает появление среды жизнедеятельности, адекватной конкретно-историческим условиям производства и потребления, соответствующей данному образу жизни. Этот подход дополняется и культурно-историческим отношением к образуемой форме как носителю многообразных культурных значений, к форме, которая может быть интерпретирована разными способами.

Проблемы формообразования — наиболее трудный, абстрактно-теоретический блок понятий и справок первого раздела. Его определения и установки относятся не к прямым практическим действиям проектировщика, а трактуют положения фундаментальные, к тому же не всегда апробированные в научном сообществе. Но они говорят о принципах художественного осознания окружающей нас действительности, затрагивают философские основы дизайнерского творче- ства, закладывая объективную базу прогностического изучения перспектив развития дизайнерского искусства как особой сферы общественного сознания.

Процесс формообразования в  дизайне естественным образом включает в себя композиционную работу. Отсюда важность различения таких основных понятий, как проектирование, формообразование и композиция. Каждый из этих видов  деятельности различается по целям  и методам, подчиняясь при этом общим  закономерностям (общим принципам) формообразования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Ассоциативное природовосприятие

Природа всегда являлась для  человека не только источником вдохновения, но и образцом для подражания. Речь идет не о механическом подражании природным формам, а об их творческом осмыслении с целью органичного преобразования в дизайн-формах. В настоящее время наблюдается тенденция к идеальной проработке простых геометрических форм, основанная на углубленном анализе конструкции природных кристаллов. Выявление кристаллической конструкции. Так называемый природный конструктивизм. В формообразовании преобладают простые геометрические поверхности высочайшего качества. Стиль проектируемого предмета должен сочетать комбинацию простой геометрии с мягкими скульптурными переходами между объемами.

Любая форма должна соответствовать  тому материалу из которого она изготовлена. Материал используемый при формировании предмета играет ключевую роль в проектировании его внешнего облика (определяющим фактором являются свойства данного материала). Глина - грубая форма + локальный цвет, присущий глине. Фарфор - тонкое, изящное творение. Стекло - простые формы, построенные на прозрачности. Металл - обобщенная форма, блеск, отсутствие рисунка, угловатая жесткая конструкция. Пластмасса - форма выявляется материалом.

Также на форму предметов  влияет их непосредственное назначение и место (характер) эксплуатации. Окружающие предметы воспринимаются человеком  исходя из своих размеров, масштабов  и близости к человеку (приближенность к человеку, благодаря размерам, соизмеримым с его собственными). Сама форма может выражать динамику или статичность, симметрию или асимметрию, что тоже влияет на ее "симпатию" с человеком. Учитывая это следует находить форму согласованную не только с особенностями предмета, но и с человеком (эргономика). В силу устоявшегося правила новые веяния в формообразовании всегда в первую очередь прослеживаются в космической и авиационной промышленности. Дальше новые формы используются в автомобилестроении, а потом переходят на бытовые предметы (или не переходят).

Взаимодействие в предметном окружении человека не ограничивается формулой человек - предмет. Помимо этого  существуют также взаимодействия: предмет - человек и предмет - предмет. Человек  выказывает свое отношение к предмету, но и предмет, в свою очередь, тоже влияет на человека посредством своих  характеристик: размера, формы, цвета, материала и даже цены. Что касается формы то предпочтение отдается идеальности и простоте. В цветовом отношении лучше всего воспринимаются родственные цвета спектра или контрастные (теплое - холодное). Возможна фактура материала, но это на любителя.

Информация о работе Ассоциативное формообразование