Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 16:26, контрольная работа
Еще с древних времен существуют одни и те же приемы и принципы формообразования в изготовлении различных предметов. И очень редко даже дизайнер задумывается о том, почему он сделал этот предмет именно таким, что подвигло его на, это и чем он руководствовался при создании той или иной формы.
Тема в современном дизайне является актуальной, так как очень часто дизайнеры в своих работах и в формообразовании в частности, берут за основу какой-либо образ и «подгоняют» к нему все остальное.
Введение.......................................................................................................................3
1.Формообразование ..................................................................................................4
1.1Ассоциативное формообразование.......................................................................4
1.2.Ассоциативное природовосприятие..................................................................16
Заключение.................................................................................................................19
Литература .................................................................................................................20
Приложение................................................................................................................21
В-четвертых, эстетическая
гармонизация – «это и
Принцип эстетической выразительности выражается в выявлении и воплощении в воспринимаемом чувственно материале богатство духовной жизни, которое должно вызывать эстетическое чувство приобщения к неведомым ранее мирам. Эстетическая выразительность – это проявление закона единства и борьба противоположностей. Для достижения эстетической выразительности в дизайне имеют значение такие способы формообразования как тектоника, пластика, декоративность. Принцип эстетического формообразования в дизайне объединяется в единое целое через композицию. Только абстрактные композиции являются исключением, здесь формообразование рассматривается отдельно. Принцип эстетической выразительности есть выражение целостности и гармонии.
Эстетическая деятельность
– это выявление многомерности
какого-либо предмета и
Потребность в усилении гуманистической и эстетической функций дизайна выразилась в стремлении к воссозданию регионального и национального своеобразия среды обитания человека, сохранению и дальнейшему развитию этнической самобытности. Среди задач национального дизайна – возрождение традиционных типов формообразования.
Опасность того, что дизайн становится слишком интернациональным и адаптивным, делается бледным и теряет специфичность, указывающую на принадлежность к определенной культуре или месту, волнует многих современных дизайнеров.
Отойти от техницизма и
найти способ восстановления разорванных
связей между человеком и природой,
человеком и его национальной
историей дизайн способен. Однако для
этого необходимо предпринимать
определенные рефлексивные усилия по
раскрытию его связи с
Под языком дизайна понимается совокупность знаков и знаковых систем, выражающих единство нескольких уровней формообразования. Продукт дизайнерского творчества есть результат «сцепления», органического сочетания в одном предмете структуры, т.е. внутренней формы вещи, обеспечивающей ее функциональную полезность; образа архетипа (как формы, обеспечивающей определенное восприятие вещи, ассоциативные связи ее образа с образами других вещей и образом человека данной культуры); культурного смысла (как формы и способа организации значений жизненного мира человека).
Единство формы и
содержания присутствует и в
произведениях дизайна. Однако
достижение этого единства
Стихийный протест против
этого отчуждения выразился в
тяге к обжитому окружению, в предпочтении
того, что несет на себе печать индивидуальности
- перед усредненным и
Поэтому процесс формообразования в дизайне использует всю палитру имеющихся в данной культуре эстетических кодов. Наиболее распространенный среди них – метафора, поэтому проектирование часто осуществляется с отсылкой на ассоциацию с формами живой или неживой природы.
Проблема формообразования в дизайне понимается как проблема отражения и преломления в морфологии проектируемых объектов всей совокупности объективных формообразующих факторов и условий. Процесс создания новой содержательной формы в дизайне сопряжен с общими ценностными установками культуры и теми требованиями, которые имеют отношение к эстетической выразительности будущего объекта, его функции, конструкции и используемым материалам.
Целостность объекта дизайна как единства красоты и полезности – необходимое качество для создания положительного чувственно-эмоционального отклика на него в сознании человека. Эстетическое восприятие формы не является логической операцией, а происходит интуитивно, чувственно, одномоментно. Образ в дизайне несет черты всеобщего и типичного, а также транслирует и актуализирует ценности и идеалы, понятные в рамках определенной культуры. Поэтому так актуальны поиски в современном дизайне первообразов вещей, отсылка к простым формам.
Особенностью развития дизайна
является его направленность на участие
в формировании полноценной среды
обитания, в обеспечении культурной
преемственности образа жизни в
условиях его интенсивной модернизации.
Очевидна связь между образом
жизни и морфологией
Таким образом, система формообразования обеспечивает единство утилитарного аспекта вещи, ее общекультурного смысла и субъективного значения.
К основным принципам композиционно-художественного формообразования относятся: рациональность, тектоничность, структурность, гибкость и комбинаторику.
Под рациональностью в композиции понимается логическая обоснованность, целесообразность формы. Двуединое построение выявляется только на основе самого широкого и глубокого системного анализа дизайн-формы, которое и является вершиной рационального формообразования.
Тектоничность — принцип формообразования вытекает из понятия «тектоника», означающего в композиционном плане художественно осмысленную конструкцию, выраженную в определенной пластической форме. В своей основе этот принцип означает соответствие формы конструкции. При таком соответствии конструкция становится композиционно-пластическим средством формообразования.
Понятие структура в теории композиции рассматривается прежде всего как внутреннее строение художественной формы. Цель структурного формообразования — нахождение гармоничной связи между элементами, составляющими форму.
В композиционном значении гибкость часто приравнивается к динамичности, которая выражается в чисто зрительном или механическом движении формы.
Зрительно воспринимаемая динамика
достигается разными
Комбинаторика элементов - это
особый вид гибкого
Это:
- простота элементов, составляющих гибкую структуру;
- композиционная незавершенность, открытость форм;
- сохранение инвариантной масштабности, отвечающей изменению структуры;
- независимость внешней формы от конструктивной основы;
- кратность размеров по всем координатам или та же модульность;
- наличие унифицированных узлов соединений.
Прямым следствием соблюдения принципа гибкости в дизайне является органичная модификация дизайн-формы. Она может быть связана с решением проблемы физического и морального старения объекта. Можно выделить два ее основных вида — полная и неполная модификация.
Формообразование на основе
соблюдения рассмотренного принципа —
чрезвычайно перспективная
Органичность — этот принцип
определяет собой построение композиции
с учетом закономерностей
Проектирование в дизайне направлено на изменение исходной проектной ситуации и делится на две части, аналитическую и синтетическую, двигаясь от изучения задания через определение объекта проектной работы к синтезу новой формы, лишенной недостатков, свойственных ее прототипам, изученным на первых этапах работы. Такого рода пред проектный анализ по сути дела является методическим обеспечением дизайнерской деятельности. На его базе и развивается собственно формообразование, которое включает сначала учет формообразующих факторов, а затем, при композиционном выходе на целостную форму, завершает процесс и потому представляется иногда единственным мерилом эстетической ценности проектируемого объекта.
Проблема формообразования в дизайне понимается прежде всего как проблема отражения и преломления в морфологии проектируемых объектов всей совокупности объективных формообразующих факторов и условий. Полнота материализации этих факторов обеспечивает появление среды жизнедеятельности, адекватной конкретно-историческим условиям производства и потребления, соответствующей данному образу жизни. Этот подход дополняется и культурно-историческим отношением к образуемой форме как носителю многообразных культурных значений, к форме, которая может быть интерпретирована разными способами.
Проблемы формообразования — наиболее трудный, абстрактно-теоретический блок понятий и справок первого раздела. Его определения и установки относятся не к прямым практическим действиям проектировщика, а трактуют положения фундаментальные, к тому же не всегда апробированные в научном сообществе. Но они говорят о принципах художественного осознания окружающей нас действительности, затрагивают философские основы дизайнерского творче- ства, закладывая объективную базу прогностического изучения перспектив развития дизайнерского искусства как особой сферы общественного сознания.
Процесс формообразования в дизайне естественным образом включает в себя композиционную работу. Отсюда важность различения таких основных понятий, как проектирование, формообразование и композиция. Каждый из этих видов деятельности различается по целям и методам, подчиняясь при этом общим закономерностям (общим принципам) формообразования.
1.2.Ассоциативное природовосприятие
Природа всегда являлась для человека не только источником вдохновения, но и образцом для подражания. Речь идет не о механическом подражании природным формам, а об их творческом осмыслении с целью органичного преобразования в дизайн-формах. В настоящее время наблюдается тенденция к идеальной проработке простых геометрических форм, основанная на углубленном анализе конструкции природных кристаллов. Выявление кристаллической конструкции. Так называемый природный конструктивизм. В формообразовании преобладают простые геометрические поверхности высочайшего качества. Стиль проектируемого предмета должен сочетать комбинацию простой геометрии с мягкими скульптурными переходами между объемами.
Любая форма должна соответствовать тому материалу из которого она изготовлена. Материал используемый при формировании предмета играет ключевую роль в проектировании его внешнего облика (определяющим фактором являются свойства данного материала). Глина - грубая форма + локальный цвет, присущий глине. Фарфор - тонкое, изящное творение. Стекло - простые формы, построенные на прозрачности. Металл - обобщенная форма, блеск, отсутствие рисунка, угловатая жесткая конструкция. Пластмасса - форма выявляется материалом.
Также на форму предметов
влияет их непосредственное назначение
и место (характер) эксплуатации. Окружающие
предметы воспринимаются человеком
исходя из своих размеров, масштабов
и близости к человеку (приближенность
к человеку, благодаря размерам,
соизмеримым с его
Взаимодействие в предметном окружении человека не ограничивается формулой человек - предмет. Помимо этого существуют также взаимодействия: предмет - человек и предмет - предмет. Человек выказывает свое отношение к предмету, но и предмет, в свою очередь, тоже влияет на человека посредством своих характеристик: размера, формы, цвета, материала и даже цены. Что касается формы то предпочтение отдается идеальности и простоте. В цветовом отношении лучше всего воспринимаются родственные цвета спектра или контрастные (теплое - холодное). Возможна фактура материала, но это на любителя.