Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:54, доклад
До недавнего времени повышение качества обучения в музыкальной педагогике связывалось в основном с усовершенствованием технологии учебного процесса. Соответственно, главный акцент делался на развитие методики преподавания, на приобретение учащимися знаний о музыкальном искусстве и формирование соответствующих исполнительских умений и навыков. В последнее время, благодаря развитию психологии и других смежных наук, на первый план выдвинулся круг проблем, направленных на активизацию внутренних ресурсов ребенка и, в первую очередь, развитие творческого воображения, фантазии, которые необходимы как для активного восприятия произведений художественного (музыкального) творчества, так и в повседневной жизни человека.
«Звуковые пьесы». Детям предлагается:
а) записать дома на пленку скрип двери, стук капающей из водопроводного крана воды, шаги человека в больших тяжелых ботинках, звонок телефона, гул заводимого мотора машины и т.п.;
б) описать эти звуки словами, подобрав подходящие определения;
в) расположить собранные звуки в определенном порядке, чтобы получилась «звуковая пьеса»;
г) создать звуковую тему и вариации к ней;
д) расположить музыкальный материал в двухчастной, трехчастной формах, форме рондо.
Игра может быть использована при изучении темы «Построение (формы) музыки»,
«Коллекция». Детям предлагается:
а) записать на пленку стук дождя: сначала мелкого, маленького, затем большого, и, наконец, шум дождя с градом;
б) расположить эти фрагменты в порядке усиления или уменьшения громкости звука.
Коллекционировать можно лай собак различной породы, телефонные звонки, шаги, шум работающих машин и т.д. Игра может быть использована для объяснения темы «Динамические оттенки».
«Слепой». Класс делится на группы. Детям предлагается создать музыкальное произведение на заданную учителем тему. Извлекая звуки из разных предметов, музыкальных инструментов, группа пытается передать заданный образ. Затем идет исполнение по группам. Слушатели, закрыв глаза, пытаются определить, о чем идет речь в данной пьесе, какие образы хотели передать создатели пьесы, её название.
В качестве примеров могут быть использованы следующие темы: «Шорохи ночного леса»; «Шум улицы прошлого века»; «Заколдованный замок»; «Утро в деревне»; «Приближение грозы»; «В зоопарке».
«Ты — звук». Детям предлагается ответить на вопрос: «Какой звук ты ассоциируешь с данным человеком?». Выбирается участник, и каждый пытается описать или воспроизвести звук, который он ассоциирует с этим человеком. Звуки можно записать на пленку и тем самым создать «личностный звуковой ряд».
«Движения». Ведущий (ученик или учитель) выполняет какие-либо движения, а класс пытается в звуках, в красках, в словах, используя ассоциации с уже знакомыми музыкальными произведениями, описать, нарисовать, озвучить характер этих движений.
Другим вариантом игры является создание определенных движений после прослушивания звуков, созвучий, мелодий, просмотра заданных цветовых гамм.
«Запахи и ощущения». Игра
проводится по аналогии с игрой «Движения».
Основой этой игры являются ассоциации,
в основе которых лежит взаимосвязь
между звуками запахом и
Детям предлагается провести ассоциации между различными запахами (духов, леса, дождя, растений, человека и т.д.), ощущениями от прикосновения к различным предметам (мягкость, жесткость, шершавость, упругость и т.д.) и звуками как музыкальными, так и не музыкальными, а также красками.
«Тембры и образы». Детям предлагается прослушать одну и ту же мелодию, программную пьесу в исполнении различных музыкальных инструментов. Участники записывают, а затем рассказывают, как изменялся возникший при восприятии образ в зависимости от изменения тембра. Игра может быть использована при изуче