Витражное искусство. История и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 18:15, дипломная работа

Краткое описание

В педагогике существует проблема освоения школьниками современных направлений декоративно-прикладного искусства, результаты которых могут быть использованы в интерьере собственного дома.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что роспись по стеклу является на современном этапе очень востребованным видом декоративно-прикладного искусства, среди профессиональных художников и людей увлеченных художественным и декоративным творчеством.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3
Глава I Художественное своеобразие витражного искусства………………….7
1.1 Исторические особенности росписи по стеклу…………………………..…7
1.2 Современные направления и приемы работы в технике витража………..18
1.3 Витраж в современной квартире…………………………………………....25
Глава II Опытно-экспериментальная работа по изготовлению декоративных панно в технике витража …………………….…………………………………31
2.1 Экспериментальная работа по освоению различных приемов росписи по стеклу.………………………………………………………………………...…..31
2.2 Технология изготовления триптиха «Город, наоборот» в технике росписи по стеклу………………………………………………………………………….35
2.2 Методические рекомендации для организации кружковой работы в технике росписи по стеклу…………………………………………...................38
Заключение……………………………………………………………………….45
Библиография…….…………………………………………………………..…..48

Вложенные файлы: 1 файл

Витражное искусство.doc

— 542.50 Кб (Скачать файл)

 

Четвертый возраст стекла: материал, символизирующий модерн. Несмотря на расцвет американской архитектуры  во второй половине XIX века, третий этап стеклянной архитектуры разворачивается в Европе.

 

Главпочтамт Отто Вагнера, построенный  в Вене с 1904 по 1912 гг., с его чудесными  стеклянными крышей и полом показал  возможности применения в общественной архитектуре техник, использованных для строительства промышленных зданий. Но решающим фактором стал пробудившийся в двадцатые годы XX столетия интерес к стеклу у архитекторов и немецких теоретиков.

 

“Стеклянная архитектура” -- манифест, написанный Паулем Ширбартом в 1914 году, также как небоскреб Бруно Таута и позже небоскребы Вальтера Гропиуса и Мис ван дер Роэ, дадут новое направление стеклу в архитектуре. Проекты, представленные Мис ван дер Роэ в Берлине в 1919 и 1922 годах, сделают этого архитектора, ранее занимавшегося домами для буржуа, одной из знаковых фигур современной ему архитектуры, принявшей стекло как “свой материал”.

 

Стекло, прозрачное и воплощающее  идею открытости, стали считать социалистическим материалом, а также легким и “модерновым” заменителем тяжеловесности и помпезного характера предыдущих лет.

 

Такое применение, обесценивая стекло, составляет один из презираемых обликов  архитектуры этого периода. Пренебрежение  сохранилось вплоть до внедрения  другого совершенно американского  понятия -- остекленные фасады с пассивной солнечной системой.

 

В шестидесятые годы работа таких  архитекторов, как Фред Кик на американском Среднем Западе, предвосхитила появление  сорок лет спустя весьма выразительной  стеклянной стены, поднимая в связи  с этим вопросы энергосбережения. [1, с 15]

 

Расцвет четвертого возраста стекла пришелся на восьмидесятые и девяностые годы, ему предшествовали достижения шестидесяти предыдущих лет и  выдающееся изобретение в пятидесятые  годы Пилкингтоном флоат-стекла. Много  других процессов, связанных с облицовкой и обработкой стекла, появилось с тех пор, и сегодня стеклянная архитектура царит на страницах иллюстрированных журналов, начиная с экологических покрытий и заканчивая поражающими структурной простотой величественными сооружениями.

 

Рассвет новой эры: “умная” стена. Сегодня мы находимся на заре пятого возраста. Новые материалы, такие, как “умные” стекла, показатели которых можно менять, просто нажимая на выключатель (например, стекло по желанию может быть как прозрачным, так и непроницаемым для глаз), изолирующие материалы, и более прочные огнеупорные материалы, захватывают каталоги. Все, что мы знаем об этом пятом возрасте, -- это всего лишь то, что трудно вообразить его плоды через пятьдесят лет и представить даже через двадцать лет. Но мы можем предчувствовать, что он будет отмечен красотой и магией, но при условии, что они будут правильно использованы, а не для того лишь, чтобы создать универсальное однообразие.

 

В тринадцатом столетии появились  Аравийские стеклянные окна - отдельные  части стекла были вставлены в мрамор или камень.

 

Однако развитие Аравийских витражей было медленным, потому что ислам  не допускает никаких узоров, кроме  геометрических или растительных.

 

В романской архитектуре витражи  были более разнообразными и художественно  богатыми. Развитие средневекового витража связан, главным образом, с соборами, которые являлись центрами общественной жизни. Величина зданий и толстые стены вынуждали делать громадные окна.

 

Типичный ансамбль состоит из трех окон, символизирующих Святую Троицу. Более ранние окна этого стиля значительно проще и примитивнее. В них использовались растительные украшения и декоративный орнамент вокруг сцен и рисунков с преобладанием красного и синего. Сохранилось несколько образцов окон того периода в Германии, Франции, Англии.

 

В Средневековье церковь являлась основным представителем развития искусства, ярчайшим ее представителем являлся  аббат Сугерий из аббатства Сен-Дени. Он был проницательным и гениальным политическим деятелем и поданным короля, занимался философией, включая и мистику, что повлияло на его решение увеличивать окна и украшать их витражами. Королевская церковь аббатства Сен-Дени стала совершенно новым художественным воплощением искусства.

 

Окна церкви Сен-Дени стали принципиально  новыми в понятии художественного оформления.

 

В панно были включены жития святых, жизнеописания Марии и Христа и, возможно, первый крестовый поход. Площадь окна заполнена рядом  вертикально расположенных витражных  ронделей, или медальонов. Применение Сугерием различных оконных медальонов оказало влияние на развитие витражного искусства.

 

Окна стали эквивалентом рукописных текстов, описывающих жизненный  путь христианских святых. К сожалению, окна Сен-Дени сильно пострадали во время  Великой французской революции.

 

Цветовая гамма города не дает возможности представить, что когда-то во многих домах сияли цветные стекла витражей.

 

Многие чердаки, парадные и окна были украшены различными рисунками  из художественного цветного стекла.

 

Со временем по различным объективным  причинам в городе о них стали забывать: витражи старели, бились, их не восстанавливали... И действительно, Петербургские витражи можно назвать героями: они пережили революции, Великую Отечественную войну, годы советской власти.

 

Особое место в развитие витражного искусства отводится французским витражам. К середине 15 века витражное искусство стало испытывать все более заметное влияние фламандской станковой живописи -- ведущей школы того периода. В 1451 году богатый французский купец Жак Кер, которому было пожаловано дворянство, внес щедрое пожертвование на витражный декор своей капеллы в соборе Буржа. Витраж Жака Кера отмечен несомненной печатью стиля Яна ван Эйка. Как и в Эвре, центральная сцена распределена здесь между двумя секциями. В одной помещена фигура архангела Гавриила, принесшего Марии благую весть, в другой -- сама Дева Мария. Как и в Эвре, в других двух секциях изображены святые покровители донатора и его супруги. В просветах ажурного орнамента парят ангелы с гербами королевского дома, на службе у которого состоял Жак Кер. Этот витраж выполнен в художественных традициях парижской школы, но по эскизу фламандского художника.

 

В соответствии с традицией монументального  витража фигуры помещены на переднем плане и не занимают все доступное  пространство.

 

До сих пор, за исключением окон люнебургской ратуши, мы рассматривали только витражи, украшавшие соборы и роскошные постройки, связанные с придворными кругами. Однако со второй половины 14 века витражи все чаще использовались и в декоре городских приходских церквей. Витражисты стали приезжать в города, где прежде не существовало традиций витражного искусства, -- например в Ульм, где в 1390 -- 1420 годах был заново остеклен хор собора. Около 1430 -- 1431 годов были изготовлены витражи для капеллы семейства Бессереров на южной стороне хора.

 

Мастер, выполнявший заказ Бессерера, был, несомненно, знаком с произведениями фламандского художника Робера де Кампена (Флемальского мастера). Используя новейшие стилистические достижения, он превратил  ульмскую мастерскую в одну из самых передовых в Южной Германии, что принесло ему немало заказов в других городах (например, в Констанце, Блаубойрене и Берне). [1, с 16]

 

С середины 15 столетия художественное развитие французского витража определялось фламандскими влияниями. В 1474 году герцог Жан 2 де Бурбон отдал распоряжение о постройке новой коллегиальной церкви (ныне собор) рядом со своим замком в Мулене. (В 1527 году работы были приостановлены, и церковь достроили только в 19 веке.) Около 1480 года в возведенной на тот момент части церкви остеклили окна. Одно из этих окон украсил великолепный витраж Распятие, выполненный по заказу кардинала-архиепископа Лионского Карла де Бурбона. Он выдержан в стиле фламандского живописца Хуго ван дер Гуса, но в лучших традициях витражного искусства разделен на три самостоятельные сцены.

 

В 1481 году Геммель создал великолепный цикл витражей для капеллы семейства  Фольккамеров в хоре нюрнбергской церкви Санкт-Лоренц -- одну из лучших своих  работ, выполненных за годы совместной деятельности с другими мастерами. (Приложение)

 

В центре этой композиции изображено «Мистическое бракосочетание Святой Екатерины». Элегантный стиль изображения фигур  сочетается здесь с блестящей  техникой витражного искусства. К сожалению, витражи Фольккамеров стали последним  шедевром, вышедшим из мастерских Геммеля, -- однако их можно назвать вполне достойным финалом истории позднеготического витража. Почти до середины 12 века окна в храмах оставались сравнительно небольшими, поэтому в них могли поместиться лишь маленькие витражи с изображением нескольких сценок или одной крупной фигуры. Но после 1150 года начался процесс постепенного «растворения» стены: размеры окон неуклонно увеличивались.

 

В конце концов, гладких стенных  поверхностей осталось так мало, что  архитектура, по существу, свелась к каркасу для окон. Первым пиком развития этой тенденции стали возведенные в конце 12 столетия соборы в Суассоне, Бурже и Шартре (Франция) и в Кентербери (Англия).

 

Огромные окна этих зданий были украшены пластинами цветного стекла, образующими повествовательные циклы, многочисленные эпизоды которых создавали единую геометрическую структуру. Правда, витражи в окнах верхнего яруса центрального нефа по-прежнему содержали только одну, две сцены или одну фигуру.

 

Средневековым сознанием свет воспринимался как олицетворение божества, а следовательно, сверкающие картины из цветного стекла казались ошеломляющими и неудержимо притягательными иллюстрациями Слова Божьего. Теологи приписывали витражам способность просветлять душу человека и удерживать его от зла. Излюбленным сюжетом витражей на рубеже 12 -- 13 веков стала притча о блудном сыне. Из этой нравоучительной истории можно было извлечь несколько уроков. Во-первых, она предостерегала верующего от гордыни, роскоши, пьянства, азартных игр и женщин легкого поведения, ибо подразумевалось, что именно эти пороки, в конечном счете доводят человека до беды.

 

А во-вторых, поведение отца из этой притчи намекало на то, что свернувший с пути истинного, но затем одумавшийся  и покаявшийся будет прощен и  принят.

 

На витраже из собора в Бурже  изображено начало притчи о блудном  сыне. Герой библейской притчи представлен  здесь в облике типичного аристократа 13 века. Он восседает на серой лошади и держит на запястье ловчего сокола. Его длинное фиолетовое одеяние  струится мягкими складками, на плечи наброшен роскошный плащ с меховой подбивкой. Дальнейшие события притчи изображены в серии сцен, вписанных поочередно в большие квадрифолии и маленькие медальоны. Промежутки между этими сценами заполнены сплошным орнаментом, а весь витраж обрамлен бордюром из пальметок.

 

Данная трактовка библейской притчи рассчитана на восприятие представителя  правящих классов. Аристократу той  эпохи падение блудного сына до жалкой участи свинопаса должно было внушать  ужас и отвращение.

 

Мир средневековой знати предстает перед нами и в сцене с витража «Святой Евстафий», украшающего окно северного нефа собора в Шартре. Этот витраж составлен из больших и маленьких медальонов, сгруппированных вокруг центральных квадратов. Как и в Бурже, в палитре декоративных областей этого витража преобладают красные и синие тона, а цветовая гамма сюжетных композиций основана на сочетании зеленого, фиолетового, белого и желтого. Первая сцена в квадрате изображает святого Евстафия, выезжающего на охоту. Бордюр, обрамляющий ее, одновременно служит опорой под ногами оленя, спасающегося бегством от охотников, которые как бы врываются в композицию слева. Создатель этой сцены, мастерски оперируя линиями контуров и сочетаниями тонов, добился того, что драпировка одежд не скрывает, а, напротив, подчеркивает мощное телосложение всадников.

 

Строительство соборов в Бурже  и Шартре началось в 90-е годы 12 века. По-видимому, заказчики уже тогда  намеревались остеклить окна и открыли  с этой целью мастерские. [1, с 17]

 

Однако оба описанных выше образца датируются первым десятилетием 13 века. Ни имен, ни биографий их создателей история не сохранила. Предполагают, что мастер «Святого Евстафия» приехал в Шартр с севера Франции, возможно, из Сен-Кантена. О буржском витражисте не известно ничего. Высокое мастерство, с которым оформлены изящные складки одежд персонажей, позволяет включить витражи из Буржа и Шартра в контекст искусства Северной Франции и области Мааса второй половины 12 века. Драпировки такого рода встречаются на раннеготических витражах вплоть до 30-х годов 13 века и представляют собой отличительную особенность так называемого стиля «плоских складок», или «классицизирующего» стиля. Искусство витража быстро завоевало популярность также в Англии и в немецкоязычных областях, граничивших с Францией. [1, с 18]

 

В наше время в некоторых парадных еще остались фрагменты былой  красоты, но это всего лишь фрагменты, доживающие свой век.

 

Даже если начинать восстанавливать  какие-то рисунки, то для этого требуются  немалые средства. Плюс ко всему наплевательское отношение жителей города к своему жилью играет негативную роль: кто будет отвечать за сохранность витражей и нести ответственность в случаях вандализма? Сейчас многие люди, которые имеют такую возможность, устанавливают витражи в своих домах и квартирах. Стоит это достаточно больших денег, и позволить себе такое может не каждый.

 

Таким образом, начиная с эпохи  возрождения и заканчивая сегодняшним  днем, стекло прошло не короткий и сложный  путь. Начиная от готической архитектуры  и заканчивая рассветом новой эры. За это время оно успело раскрыть человечеству свои великолепные свойства и ценность, побывало в разных ролях, и использовалось, не только, как защитное функциональное средство, но и как архитектурное, декоративное творение. Но на этом развитие стекла не останавливается, перед ним открываются новые возможности для роста и воплощения с помощью него многих задумок человечества, которые будут отмечены красотой, магией и правильным использованием. Художественный витраж - это особый вид монументально-декоративного искусства. Богато его прошлое, безграничны его перспективы. Роспись по стеклу прошла много веков и побывала во многих странах, применявшаяся главным образом для декорирования церковных зданий, но это не является границей витражного искусства. Много различных витражей сохранилось в мире, а именно во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Англии, Нидерландах, Чехословакии, Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге и других странах. Жаль, но не все они сохранились в прежнем состоянии.

Информация о работе Витражное искусство. История и современность