Государственный музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 09:48, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является описание Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина с начала его появления и до наших дней.
Для достижения данной цели избираются следующие задачи:
1. Выяснить, как возник ГМИИ им. А.С. Пушкина
2. Отследить основные этапы ее исторического развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1 История создания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина……………………………………………………………….…4-6
2.Коллекция музея…………………………………………………………….7-9
3.Музей в наши дни……………………………………………………………9
Заключение…………………………………………………………………….10
Список литературы……………………………………………………………11
Интернет источники……………………………………………………………11

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 30.56 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

ГОУ ВПО «Красноярский  Государственный Педагогический университет  им. В. П. Астафьева»

Исторический  факультет

Кафедра отечественной  истории

 

 

 

 

 

Реферат на тему: «Государственный музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина»

 

 

 

                                                                                                  Выполнила

Студентка 41 группы

                                                                                 Кондакова Анна

 

 

 

 

 

 

Красноярск, 2011

План

Введение……………………………………………………………………….3

1 История создания Государственного  музея изобразительных искусств  им.  А.С.Пушкина……………………………………………………………….…4-6

2.Коллекция музея…………………………………………………………….7-9

3.Музей в наши дни……………………………………………………………9

Заключение…………………………………………………………………….10

Список литературы……………………………………………………………11

Интернет источники……………………………………………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   Введение

Государственный музей изобразительных  искусств имени А.С. Пушкина - одно из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства  с древнейших времен до наших дней.

В настоящее время собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина насчитывает  свыше 560 тысяч произведений живописи и скульптуры, графических работ, произведений прикладного искусства, памятников археологии и нумизматики, художественной фотографии.

Целью данной работы является описание Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина с начала его появления и до наших дней.

Для достижения данной цели избираются следующие задачи:

1. Выяснить, как возник  ГМИИ им. А.С. Пушкина

2. Отследить основные этапы ее исторического развития.

3. Показать, что представляет  собой Государственный музей изобразительных искусств в данный момент, и какое значение он имеет в жизни города и страны в целом.

Структура работы включает Введение, Основную часть, Заключение и Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История создания  музея

История создания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина своими корнями  уходит в начало 19 века. Именно в 20-х годах XIX века среди членов кружка княгини З.А. Волконской родилась идея организовать при Московском университете Эстетический музей. Воплощению этой идеи в жизнь мешало только одно – отсутствие средств, поэтому музей так и оставался в умах и сердцах знати еще на протяжении нескольких десятков лет. В 40-х годах при университете был основан Кабинет Изящных Искусств. Инициаторами выступили московские профессора и меценаты. Городская дума выделила для возведения здания музея территорию бывшего Колымажного двора вблизи Кремля. В массы был брошен клич – пожертвовать кто сколько может на основание музея, причем принимались не только деньги, но и предметы искусства, целые коллекции оригиналов и слепков.

Фундамент здания музея был  торжественно заложен 17 августа 1898 года, на церемонии присутствовали император  Николай II и члены его семьи. Был  организован архитектурный конкурс, по результатам которого проектом музея  занимался архитектор Р.И. Клейн.

 В XVIII веке в недрах Московского университета возник кабинет, в котором собирались и научно обрабатывались коллекции по нумизматике и геральдике. Это были первые экспонаты будущего музея. Идея создания в Москве музея изящных искусств принадлежала ученым университета. Позднее за создание «эстетического музея» подала и свой голос княгиня Зинаида Волконская, салон которой пользовался известным влиянием в культурной и художественной жизни Москвы.

В 1831 году была обнародована программа будущего музея. В ней  в частности указывалось: «...Желательно бы было, чтобы изящные искусства  не ограничивались одними мастерскими  художеств, но вошли бы непосредственно  в круг общественного воспитания и образовали бы в народе чувство  эстетическое. Сей цели невозможно достигнуть, не имея перед очами  лучших произведений резца, кисти и  циркуля.

Петербург богат семи способами: в Эрмитаже, Академии художеств, во многих частных галереях, между сокровищами  оригинальными, изящные слепки и  копии могут дать понятие об искусстве  всякому, желающему проницать в  его тайны. Москва, за исключением  некоторых частных галерей. отдаленных от города, как-то: князя Юсупова в Архангельском и графа Шереметева в Останкино, не имеет сих сокровищ. Предмет сего проекта пособить недостатку и, с одобрения высшего правительства, в Москве, под непосредственным ведомством Московского университета... основать эстетический музей».

Правда в те годы и сокровища  Эрмитажа и тем более частные  коллекции Юсупова и Шереметева не являлись достоянием народа. Только высшая вельможная и аристократическая  знать могла любоваться шедеврами  изобразительного искусства. Но так  как на строительство музея, ни «высокие покровители», ни правительство специальных  ассигнований не отпустило, то открытие его в Москве на многие годы откладывалось. Только потому, что передовая интеллигенция  Москвы в лице профессоров Московского  университета выступили активными  поборниками музея, строительство  его было поставлено на практические рельсы. Вдохновителем и руководителем  дела создания музея стал профессор  Московского университета И. В. Цветаев. В конце 80-х годов прошлого века от частных лиц начали поступать  пожертвования на строительство  специального здания музея. А до этого  при Московском университете существовавший кабинет, собирал отдельные экспонаты  и коллекции по изящным искусствам. Здесь были слепки, служившие учебным  пособием при преподавании истории  искусств, а также старинная коллекция  нумизматики.

В 1894 году начались работы по проектированию здания для музея. Проект был разработан архитектором Р. И. Клейном, получившим за него звание академика  архитектуры. В 1898 году приступили к  строительству музея, которое было закончено лишь в мае 1912 года. Пока сооружалось здание музея, его организаторы систематически накапливали коллекции  для будущей экспозиции. Помимо денежных пожертвований от частных лиц поступали также слепки с древнейших произведений искусства. Для будущего музея заказывались слепки с прославленных произведений Греции, Италии, Франции, Англии, Германии. Наряду с гипсовыми слепками музей обогащался и оригиналами. В 1911 году была приобретена знаменитая египетская коллекция В. С. Голенищева, отличавшаяся своей оригинальностью и систематичностью собраний.

Музей выгодно отличался  и внешностью и внутренним устройством. Здание, решенное для музейных целей, строгое по своим архитектурным  формам создает впечатление необычайной  торжественности.

При входе в музей установлены  мемориальные доски основателю музея  профессору Московского университета Ивану Владимировичу Цветаеву и  строителю здания и автору его  проекта Роману Ивановичу Клейку. В 1937 году в связи со столетием  со дня смерти А. С. Пушкина музей  был назван именем великого поэта.

Государственный музей изобразительных  искусств имени А. С. Пушкина за годы советской власти значительно пополнил свои коллекции. По составу памятников он был раньше беднее, чем в настоящее  время. Его экспозиция ограничивалась отделом Древнего Востока и отделами скульптурных слепков, относящихся  к последующим культурам до XVI в. После Октябрьской революции  музей обогатился замечательной  картинной галереей, подлинными памятниками  западно-европейской живописи, выдающимися  собраниями графического искусства.

В состав экспозиции музея  вошли частные собрания западноевропейской живописи и скульптуры, коллекции  живописи, гравюр и рисунков бывшего  Румянцевского музея, ряд экспонатов из Государственного Эрмитажа и др. Много вещественных памятников были доставлены в музей его сотрудниками в результате археологических экспедиций в Крыму и на Северном Кавказе. Открытие Музея изящных искусств императора Александра III, как он тогда назывался, состоялось лишь в 1912 году. По официальным данным такое название музея пожелала видеть первая крупная жертвовательница В.А. Алексеева, не преминувшая отразить свою волю в завещании. Впоследствии музей несколько раз изменял свое название. С 1919 года он назывался Музей изящных искусств при Московском Государственном университете, с 1924 года стал именоваться Государственный Музей изобразительных искусств, а в 1937 году музей получил свое нынешнее название — Государственный Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Данный музей создавался как учебно-вспомогательный и  публичный на основе Кабинета (Музея) изящных искусств и древностей Московского  университета. Он задумывался, как собрание копий мировых шедевров, поэтому  изначально его фонды формировались  путем фотосъемки гипсовых слепков  известнейших памятников искусства, размещенных  в различных музеях Европы и на площадях европейских городов. Музей  стал первым в России учреждением  такого типа.

 

 

 

 

2. Коллекция музея

Искусство Древнего мира

Собрание искусства Древнего Египта включает уникальную коллекцию  подлинников, собранную В.С. Голенищевым (более 6000 памятников) и полученную Музеем от государства в 1909-1911 годах. В дальнейшем в Музей были переданы частные собрания А.В. Живаго (поступившее  в 1940 г. согласно завещанию) и историка искусства А.В. Прахова (приобретенное  Музеем у его сына в 1940 г.).

Картинная галерея

Гордость музея — его  картинная галерея. Здесь можно  увидеть византийские иконы, произведения мастеров эпохи Возрождения —  С. Боттичелли, П. Перуджино, П. Веронезе, Л. Лотто. Богат и разнообразен отдел  западноевропейской живописи XVII в. Здесь  представлены произведения ведущих  мастеров разных стран — это полотна  голландских живописцев Рембрандта, Я. ван Рёйсдала, П. де Хоха, Г. Терборха, Э. де Витте; фламандских — П. П. Рубенса, Я. Йорданса, Ф. Сней-дерса, А. ван Дейка; французских — Н. Пуссена, К. Лоррена; итальянских — Б. Строцци, Д. Фетти.

Уникальна коллекция картин французских мастеров XVIII—XIX вв. —  А. Ватто, Ф. Буше, Ж. Б. С. Шардена, Ж. Б. Греза, Ж. Л. Давида, Т. Жерико, Э. Делакруа, К. Коро, Г. Курбе. Музей славится также своим  собранием произведений импрессионистов  и мастеров начала XX в.— К. Моне, О. Ренуара, К. Писсарро, П. Сезанна, В. ван  Гога, П. Гогена, П. Пикассо, А. Матисса, Ф. Леже.

Музей хранит и экспонирует  более 350 тыс. рисунков и гравюр западноевропейских, американских, восточных художников, а также большую коллекцию  русских и советских рисунков и гравюр. Среди них рисунки  В. Карпаччо, П. Веронезе, А. Дюрера, Н. Пуссена, Рембрандта, А. Ватто, Дж. Б. Тьеполо, Ж. О. Д. Энгра, О. Ренуара, А. Матисса, В. Тропинина, М. Врубеля, В. Серова, В. Фаворского, Д. Шмаринова, Е. Кибрика. Собрание европейской  скульптуры в музее представлено работами Ж. Б. Карпо, О. Родена, А. Майоля, А. Бурделя, К. Менье и других.

Высокого уровня достигла научная, реставрационная работа музея. Проводятся ежегодные конференции, научные чтения, посвященные крупнейшим выставкам, выставки-публикации наиболее значительных работ по атрибуции  и реставрации и т. д.

 

Музей знаменит своими выставками. Крупнейшие музеи мира присылают  сюда свои лучшие коллекции

Наиболее ранние памятники  коллекции - произведения византийского  искусства: мозаики и иконы. Официальное  открытие коллекции состоялось 10 октября 1924 года, однако первые живописные подлинники были переданы в дар русским консулом в Триесте М.С. Щекиным еще до открытия музея в 1910 году. В музей  были переданы работы западноевропейских художников, хранившиеся в Румянцевском музее; а также собрания С.М. Третьякова, Юсуповых, Шуваловых, Г.А. Брокара, Д.И. Щукина и других коллекционеров. Особое значение имели поступления из Государственного Эрмитажа. Однако окончательно состав картинной галереи определился  лишь в 1948 году, когда она пополнилась  произведениями французских художников второй половины XIX - начала XX века из собрания бывшего Музея нового западного  искусства.

Графика

Отдел гравюры и рисунка  был образован в 1924 году, когда  в Музей поступили фонды Гравюрного кабинета бывшего Румянцевского  музея. Начало коллекциям Гравюрного кабинета было положено в 1861 году даром императора Александра II: Московский Публичный  и Румянцевский музей получил  тогда из Эрмитажа более 20 тысяч  эстампов. Впоследствии в состав вошел  ряд значительных частных собраний: Д.А. Ровинского (русская гравюра), Н.С. Мосолова (офорты Рембрандта, рисунки  голландских мастеров XVII века), С.Н. Китаева (японская гравюра). В советское  время Отдел пополнялся за счет даров, приобретений, передач из других музеев (Эрмитажа, Исторического музея, Музея  нового западного искусства). В результате Отдел гравюры и рисунка превратился  в большой музей графического искусства, собрание которого включает около 400 тысяч гравюр, рисунков, книг с гравюрами, плакатов, прикладной графики  и экслибрисов, созданных мастерами  Западной Европы, Америки, России, Востока, начиная от XV века до наших дней.

Скульптура

В ГМИИ им. А.С. Пушкина хранится около 600 произведений западноевропейской скульптуры. Первыми памятниками, подаренными  в Музей изящных искусств, были скульптуры из коллекций М.С. Щекина (1910) и А.А. Хомякова (1911). Планомерное комплектование скульптурных подлинников началось после 1924 года, когда был организован специальный Отдел скульптуры. Поступили произведения из расформированного Румянцевского музея, музея бывшего Строгановского училища, музея мебели, из ряда частных собраний (Д.И. Щукина, И.С. Остроухова и др.). В результате коллекция обогатилась образцами полихромной деревянной скульптуры XV-XVI веков, произведениями бронзовой скульптуры XVI-XVII веков, работами французских мастеров XVIII века - Гудона, Пигаля, Фальконе, Клодиона. После закрытия в 1948 году Музея нового западного искусства оттуда в ГМИИ поступило свыше 60 скульптур - произведения Родена, Майоля, Бурделя, Цадкина, Архипенко и др.

Информация о работе Государственный музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина