Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 21:25, реферат
Период, получивший в истории искусства Европы название готического, связан с ростом торгово-ремесленных городов и укреплением в некоторых странах феодальных монархий. В 13—14 столетиях средневековое искусство Западной и Центральной Европы, особенно архитектура церковная и гражданская, достигло своего высшего подъема. Стройные, устремленные ввысь огромные готические соборы, объединявшие в своем помещении большие массы людей, и горделиво-праздничные городские ратуши утверждали величие феодального города — крупного торгово-ремесленного центра.
Исключительно широко и глубоко разрабатывались в западноевропейском искусстве проблемы синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. Образы величавой, полной драматической выразительности архитектуры готического собора получали свое развитие и дальнейшую, сюжетную конкретизацию в сложной цепи монументальных скульптурных композиций и витражей, заполнявших проемы огромных окон. Чарующая мерцающим сиянием красок живопись витражей и особенно проникнутая высокой одухотворенностью готическая скульптура наиболее ярко характеризуют расцвет изобразительного искусства средневековой Западной Европы.
Гражданские и внешние войны приостановили строительство храма, и он функционировал в незавершенном виде. Доведен до конца собор был лишь во второй половине 19 и начале 20 в. в манере, довольно удачно имитирующей Парлержа, но внесшей в облик здания элементы сухости и мелочной дробности форм. Старая же часть собора представляет собой одну из вершин европейского зодчества 14 в. Особенно выразителен вид со стороны южной башни и алтаря.
В группе трехгранных часовен, размещенных между мощными контрфорсами алтарной части, господствуют вертикали высоких стрельчатых окон и малых контрфорсов самих часовен, подчеркивающих их угловые грани. Вместе с тем широкая лента цоколя, охватывающая все сооружение, и могучие большие контрфорсы придают всей нижней части собора известную массивность. Соотношение вертикалей и горизонталей в них относительно уравновешено. Это крепкая, устойчивая основа, опираясь на которую свободно парит в вышине стройный главный корабль алтарной части. Роль карниза, объединяющего всю группу часовен, выполняет расположенная над ними массивная балюстрада. В то же время главный корабль алтаря увенчан рядом стройных, изящных стрельчатых арок, несущих сплетенную из каменных колец ажурную балюстраду, которая соответствует архитектурному облику верхнего яруса собора. Вертикальные линии нижней половины здания получают здесь свободное развитие: громадные окна главного корабля величественно поднимаются вверх; всякое ощущение весомости стены исчезает, и камень, подобный ажурной решетке, лишь подчеркивает' воздушность устремленного ввысь храма. Легкие и стремительные изгибы аркбутанов, словно отталкивающихся от стройных высоких башенок верхней части контрфорсов, еще усиливают радостный взлет архитектурных форм.
Зодчие использовали при постройке собора ограниченное количество архитектурных мотивов; однако, умело сопоставляя пилоны, контрфорсы, аркбутаны, высокие проемы стрельчатых окон, ажур балюстрады, они сумели вызвать к жизни неисчерпаемое богатство зрительных впечатлений.
Зритель все время чувствует ясную и гармоничную разумность целого и вместе с тем непрерывно находит новые и новые варианты сопоставлений отдельных деталей, отдельных мотивов. Разнообразие архитектурных решений, достигнутое на основе простой и ясной строительной конструкции, поистине удивительно.
С таким же мастерством в соборе св. Вита решена и одна из важнейших проблем архитектуры: отношение внешних форм здания к его внутреннему пространству. Здесь они обладают большим единством.
Но то страстное напряжение, с которым храм выделяет себя из окружающего мира, утверждая свое господство над расстилающимся у подножия холма городом, в интерьере сменяется чувством возвышенной и торжественной гармонии, светлого парения духа. Просторный высокий зал центрального нефа, полные сдержанной силы пилоны столбов, торжественное сияние огромных окон, скупой узор стройных арок трифория воспринимаются как смягченный отзвук сложных и подчас беспокойных контрастов наружного декора. В интерьере в большей мере, чем в наружной части здания, выступает на первый план ясное величие сооружения, охватывающего и организующего огромную человеческую массу. Наружный декор собора удивляет неисчерпаемым богатством переплетающихся форм: разнообразием силуэтов и масштабов каменных листьев, прорастающих на каменных ветвях аркбутанов, и языков пламени, колеблющихся, подобно огням святого Эльма на остриях пинаклей. Внутри же здания декор становится более сдержанным и скупым. Главным украшением служили витражи огромных окон и станковая живопись на дереве, получившая в Чехии широкое распространение с начала 14 в.
Характерной и своеобразной чертой собора св. Вита, так же как и всей чешской готики, явилось сохранение настенных росписей. Кроме наружной мозаики над Золотыми воротами интерьер собора (точнее, стены его часовен, обрамляющих алтарную часть) был украшен фресками, для которых главным образом отводились боковые стены контрфорсов, расположенных по сторонам часовен. {Эти фрески многократно записывались, и лишь сейчас ведется систематическая работа по их расчистке.
Своеобразна роль скульптуры во внутреннем оформлении собора. Скульптурных изображений относительно немного, и они носят не вполне обычный для готики характер. Парлерж и его ученики создали ряд портретов членов царствующей династии, князей церкви и строителей храма. Бюсты, расположенные на галереях трифория, отличаются спокойной уравновешенностью пластической формы.
Ясная одухотворенность интерьера собора св. Вита почти свободна от тех элементов мистического волнения, которые обычно присутствуют в готических храмах. В смысле совершенства и богатства художественных форм чешская готика уступает лишь поздней французской готике 14 в., отличаясь от нее, однако, свободой от того оттенка утонченной усталости стиля, который чувствуется в ряде произведений французской готики второй половины этого столетия, завершающего длительный период художественного развития французского средневековья. Чешская же культура той поры полна еще огромной свежести нерастраченных сил.
Гибкий, богатый и свободно применяемый чешскими мастерами архитектурный декор (особенно характерен в этом отношении прекрасный храм св. Барбары на Кутной Горе, построенный в последней четверти 14 в.) положил начало в Средней Европе так называемой пламенеющей готике. Особо высокого уровня в поздней чешской готике достиг архитектурный декор сводов как культовых, так и светских зданий; ритмическая выразительность и богатство рисунка орнамента, создаваемые сложным переплетением нервюр,— характерная черта этих сводов. Однако само чешское зодчество того времени отличала здоровая изящная жизнерадостность, свободная от манерности и нервозного беспокойства, столь характерных для «пламенеющей» поздней готики, например, Германии.
Наряду с изяществом, красотой и светлой атмосферой собора св. Вита, в чешской готической архитектуре присутствует и прямо противоположный пример готического стиля. Это усыпальница Костница на Кутной Горе.
Изумительный и ужасающий архитектурный памятник, созданный специально для того чтобы напомнить нам о смерти, всемирно известен под именем Костница, Чехия. Украшения, буквы надписей, пирамиды, люстра – всё здесь сделано из действительно необычного материала, из костей человека. Церковь из костей состоит из останков 40 000 людей.
Эта необычная церковь расположилась неподалеку от городка Кутна Гора, приблизительно в 70 километрах от столицы Чехии. Сейчас это маленький городок, а когда-то, благодаря месторождениям серебра, он практически был второй Прагой и, к тому же, главным финансовым центром всей страны. Но Кутне Горе не было суждено ни затмить, ни даже догнать столицу. Причиной этому были чума и религиозные войны, а со временем и истощенные запасы серебра. Сомневаюсь, что кто-то из предшественников мог бы предположить, что Кутна Гора, станет известна потому, что здесь находится всемирно известное костехранилище (Костница). Чехия же в свою очередь, станет местом паломничества сотен туристов, желающих увидеть кладбище в форме церкви.
Начало свое история берет в далеком 1278 году. Тогда польский король Отакар II направил седлецкого аббата с дипломатической миссией в Иерусалим. По возвращению, аббат развеял привезенную землю (небольшую горсть) над монастырским кладбищем. Это событие дало кладбищу сан Святой земли и, что неудивительно, увеличило популярность этого места среди знатных семейств всей Чехии и близлежащих стран. Соответственно, кладбище быстро разрасталось. Скоро оно достигло размера в четыре гектара. Через некоторое время начали ходить слухи, что именно здесь покоятся мученики и люди, погибшие во имя веры.
В 1218 году чума ходила по всей Европе, кладбища не вмещали огромное количество покойников, поэтому активно практиковалось вторичное захоронение, когда старые кости складывались в часовни (они назывались «костницами»), ну а на место старых костей, соответственно, снова хоронили умерших. Более шести раз земля на кладбище перепродавалась, и в итоге на месте костницы Седлецкого монастыря было собрано останки фактически 40 000 человек. В 1511 году, полуслепой монах, отбелив все кости, начал складывать их в шесть пирамид. Каждая пирамида была высотой по 2-3 метра. Когда монах умер, пирамиды не были разрушены, но церковь из костей закрыли на 350 лет.
В 18 веке князь Шварценберг, который тогда был владельцем земли монастыря, дал распоряжение создать то, что люди в последствии прозвали «церковь из костей». Это необычное дело было отдано под опеку местного резчика по дереву, имя которому Франтишек Ринт. Он вымачивал кости в хлорной извести, и постепенно создавал свои творения. Одним из самых необычных стала люстра, где мастер использовал абсолютно все части человеческого скелета – начиная от фаланги пальцев и заканчивая копчиковыми костями. В благодарность работодателю Ринт также сложил из костей герб Шварценбергов.
Трудно найти более яркое и трагическое произведение чем церковь из костей. Костница в Чехии – это своеобразное напоминание о бренности всего сущего и грядущем апокалипсисе, быстротечности жизни человека и судном дне.
Список использованной литературы.
Иллюстрации.
Собор св. Вита, Прага, Чехия.
Собор во время строительства 1887 году.
Современный вид.
Интерьер.
Костница на Кутной Горе.
Экстерьер.
Интерьер.
Интерьер.
Герб Шванценбергов.
Люстра.