Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 22:32, курсовая работа
Любой театр, какой ни возьми, имеет свою страницу в истории. Также известна история зарождения театрального искусства. Театры для детей тоже не стали исключением. Хотя история их возникновения очень короткая. Сама идея создания детского театра начала обсуждаться в кругах творческих людей и интеллигенции только в середине XVIII века, но сами представления для детей появились лишь в XIX веке. До этого времени профессиональное театральное искусство было недоступно детям.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава I. Театр кукол………………………………………………………………5
История возникновения театра кукол……………………………………5
Основные виды театров кукол…………………………………………….6
Виды кукол…………………………………………………………………8
Глава II. Изготовление театра кукол…………………………………………...12
2.1. Поиск аналогов и разработка эскиза……………………………………12
2.2. Изготовление ширмы……………………………………………………23
2.3. Изготовление куклы-перчатки…………………………………..………26
Заключение…………………………………………………………………….....30
Список литературы………………………………………………
Туловища зверей шьются из меха, плюша, бархата, трикотажа, байки и т.п.
Применяя мех, надо выбирать шкурки с мягкой кожей, чтобы не стеснять движения руки актера. Если мех подходит для данного животного по своему ворсу, но отличается цветом, его можно подкрасить анилиновой краской.
Применение естественного меха животного, изображаемого данной куклой, не всегда бывает удачным. Это допустимо главным образом в тех случаях, когда само животное и кукла, его изображающая, не очень разнятся между собой по величине. Так, если кукла, изображающая медведя, имеет рост в полтора метра, то лучше делать ее из настоящего медвежьего меха. Петрушечную же 40-сантиметровую куклу из медвежьего меха делать нельзя: длинный ворс исказит форму, и кукла перестанет походить на медведя. В этом случае куклу медведя лучше сделать из цигейки или бобрика.
Бархат и плюш хорошо имитируют мех таких животных, как обезьяна, олень, тигр и т.п. Но, вообще говоря, необязательно, чтобы материал, взятый для туловища животного, точно передавал натуральный вид шкуры этого животного. Хорошо сделанная трикотажная собака или корова из байки тоже достаточно правдиво выглядят на ширме.
В некоторых случаях байку или трикотаж для большей выразительности отделывают кусочками меха или подкрашивают анилиновой краской. Голова животного раскрашивается или же оклеивается тем материалом, из которого сделана и кукла.
2.2. Изготовление ширмы
Настольная ширма-телевизор «Всем-TV» для домашнего кукольного театра
Настольная ширма-телевизор обрадует любого ребенка и украсит собой детскую, не занимая при этом много места. Даже старшие школьники и студенты часто оказываются к ней неравнодушными. И не удивительно – телевидению все возрасты покорны, разница только в тематике передач. И в отличие от обычного телевидения она зависит только от вас. Вы – босс, вы – директор канала.
Во время представления ширму-телевизор ставят на край тумбочки, стола или просто на табурет. С помощью нее можно не только разыгрывать сценки с куклами, но и выступать самому, озвучивая домашние новости, придумывая телепередачи и поздравляя членов семьи и гостей с праздниками. По эстетике эта ширма располагает к современным историям и диалоговым студийным инсценировкам-репортажам. Если же вы больше интересуетесь, инсценировками басен и народных сказок, то выбирайте для обшивки не однотонную, а цветную ткань с рисунком.
Отпилить доски нужной длины и сколотить из них каркас (все огрехи скроет обшивка), обшить его синтепоном и тканью.
Для изготовления настольной ширмы-телевизора для домашнего театра понадобятся следующие материалы и инструменты.
Материалы:
1. Полубрус (толщиной 5х10 см.) для изготовления устойчивой подставки деревянного каркаса;
2. Доски шириной 5 см. и
толщиной 1-2 см. для изготовления
боковых стенок и верха
Доски и полубрус могут быть нестругаными все равно под обшивкой не видно.
3. Оцинкованные гвозди
или шурупы для сборки
4. Два металлических тонких крючка-шурупа длиной 5-10 см.;
5. Синтепон или ватин для обшивки каркаса;
6. Ткань для внешней отделки. Очень хорошо подходят флис и бархатный трикотаж. Удобно, если ткань имеет свойство слегка тянуться, и швы на ней незаметны, даже если выполнены не очень аккуратно;
7. Нитки точно в тон ткани;
8. Непрозрачная легкая
ткань голубого цвета для
9. Тонкая несгибаемая
полая пластмассовая или
10. Небольшой кусок мягкого
пластика (например, пластмассовая
крышка) или резины для изготовления
ограничителей для шторы
Инструменты:
1. Карандаш;
2. Линейка или сантиметровая лента;
3. Ножницы;
4. Иголка;
5. Лобзик, пила или ножовка по дереву;
6. Дрель;
7. Молоток или отвертка, в зависимости от того, используете вы для сборки каркаса гвозди или шурупы.
Сначала изготавливаем деревянный каркас.
Выбирать размер следует исходя из назначения ширмы. Ширма ставится на край стола или тумбочки, следовательно выбираем длину 60 см.
Отпилить кусок полубруса для подставки. В моем случае это 60 см. (Далее все размеры деталей приведены для ширмы, изображенной на чертеже.)
Отпилить два куска доски шириной 5 см, толщиной 1-2 см и длиной 45 см и один длиной 60 см.
Из досок сколотить гвоздями или свинтите шурупами раму в виде приплюснутой сверху буквы П. Длинную доску расположить поверх коротких внахлест. Кончики гвоздей загнуть. Чтобы рама не ходила ходуном вбивать в каждое место соединения по два гвоздя на некотором расстоянии друг от друга или используйте по два шурупа. Чтобы шурупы было легче завернуть, предварительно просверлить для них отверстия тонким сверлом.
Надежно прибить П-образную заготовку гвоздями или прикрутить шурупами к узкой стороне полубруса. Использовать по паре на каждое соединение.
Получилась деревянная рама-основа.
Обшитое дерево сверлить нельзя – синтепон и ткань намотаются на сверло. Поэтому сразу надсверлить отверстия для крючков-шурупов. Располагать их надо на верхней части рамы сзади, отступив от каждого края и сверху по 2 см.
Теперь деревянный каркас надо обшить ватином или синтепоном. Расположить куски синтепона на основе и сшить друг с другом нитками, корректируя форму. Синтепон должен сгладить все неровности и углы, сделать линии плавными и обтекаемыми. Главным образом, располагать синтепон на передней, обращенной к зрителям стороне, а сзади по минимуму. Подставку обшить только сверху и с боков.
Выкроить из ткани детали каркаса соответствующего размера, оставив небольшие по 1 см припуски на швы. Слегка натягивая ткань на каркас, соединить стороны полосы на задней стенке, подвернуть внутрь и обшить верхнюю планку, используя потайной шов. Шов должен располагаться на задней стороне ширмы.
Затем обшить тканью боковые стенки.
По углам подвернуть ткань «на уголок», как картинную раму и сшить потайным швом по всей длине соединения.
Обшить подставку тканью, а затем сшить ее с обшивкой боковых стенок.
Пришить на подставку кнопку из ткани другого цвета или крупную гладкую пуговицу.
Отпилить кусок полой алюминиевой или пластиковой трубки или тонкой деревянной рейки длиной 60 см.
Из пластиковой крышки или куска резины вырезать два круглых фиксатора диаметром чуть больше петель на концах крючков-шурупов. Проделать в середине каждого фиксатора отверстие для крепежной планки. Туго надеть фиксатор .
Выкроить из непрозрачной голубой ткани штору 60х60 см. По одной из сторон сделать подгиб и прошить по всей длине на машинке или в ручную.
Надеть штору на крепежную планку, вставить ее концы в колечки шурупов и надеть фиксаторы с обеих сторон.
2.3. Изготовление куклы-перчатки
Кукла-перчатка петрушечного типа с объемной головой из чулка и ваты
Кукла-перчатка петрушечного типа или, как ее часто называют, кукла на руку самый распространенный и простой в управлении тип кукол для домашнего театра. Такая кукла состоит из двух частей: объемной головы с полостью для пальца и тряпичного платьица-перчатки. Голова куклы создает характер персонажа и поэтому ей всегда уделяется особое внимание. Сделать объемную голову для куклы-перчатки можно очень многими способами.
Начать нужно с изготовления патронки. Именно она надевается на палец актера и одновременно является шеей персонажа. Из толстой бумаги (ватмана) склейте длинную трубочку, плотно облегающую две верхних фаланги указательного пальца актера так, как показано на рисунке. Палец должен плотно входить в отверстие и выниматься тоже без особого усилия. Второй сустав пальца должен оставаться свободным, поскольку именно он отвечает за наклон головы куклы. Длина этой патронки должна соответствовать планируемой высоте головы куклы вместе с шеей. Чтобы кукла прослужила дольше, обклейте готовую патронку еще 2-3 слоями ватмана.
Возьмите старые эластичные колготки или кусок тонкого трикотажа и отрежьте кусочек чуть длиннее высоты головы. Зашейте один из концов так, чтобы получился мешочек, и выверните его наизнанку. Вставьте в мешочек патронку и равномерно окружите ее ватой или синтепоном. При набивании старайтесь избегать образования комков, иначе поверхность заготовки при натягивании ткани может пойти буграми.
Доведя размер до нужного объема, с помощью нитки и иголки стяните нижний конец мешочка вокруг патронки. Итак, основа готова. На следующем этапе, собственно, и начинается создание образа. Именно сейчас начнут появляться подбородок, щеки, рот, нос, уши, брови и другие выпуклости, делающие безликий шар конкретным героем.
Отрежьте еще один кусок чулка для верности в полтора раза длиннее предыдущего. Зашейте один из его концов, выверните наизнанку и наденьте на заготовку. После этого начинайте подпихивать под верхний мешочек в нужных местах кусочки ваты или синтепона, формируя черты лица. Начинать нужно с верхней части головы, постоянно натягивая верхний мешочек, чтобы между объемными деталями не образовывались складки и пузыри.
Чтобы черты не расплывались, зафиксируйте вату на нужных местах, пришивая верхний мешочек к нижнему, плотно обтягивая набитую ватой выпуклость. Благодаря эластичности материала колготок придать форму лицу куклы очень легко. Глаза можно сформировать либо на этом этапе, либо приклеить их потом. Закончив с деталями, натяните верхний чулок и стяните его вокруг патронки так же, как первый. Лишнее отрежьте.
Теперь голову нужно покрасить. Разумеется, сразу красить синтетику гуашью бессмысленно – краска не ляжет, поэтому прежде чем приступить к раскрашиванию, голову необходимо загрунтовать клеем ПВА, нанося его кисточкой по всей поверхности головы.
После того, как клей высохнет, голова станет жесткой и ее можно будет покрасить в нужный цвет. Смешав гуашь с неразведенным ПВА, можно обойтись без предварительной грунтовки, сразу придав модели желаемый цвет.
Пока покрашенная заготовка головы сохнет, делаем глаза. Для этого нужно размочить в растворе ПВА кусочек бумажной салфетки или туалетной бумаги и скатать из него два шарика одинакового размера. После высыхания их нужно немного подшлифовать мелкой наждачной бумагой, покрасить и для живости и выразительности покрыть лаком.
Когда краска на заготовке головы высохнет, дополните образ необходимыми деталями – волосами, глазами, усами и так далее. Их можно нарисовать кисточкой или приклеить. Для изготовления волос, усов и бороды можно использовать вату, паклю, распущенный на волокна шнур или смоченные в растворе ПВА скрученные полоски из бумажных салфеток.
Для того, чтобы голову куклы было удобнее соединять с перчаткой, внизу шеи сделайте утолщение. Нарежьте узких полосок бумаги или газеты, смажьте их клеем и намотайте слоями вокруг патронки.
Теперь приступаем к изготовлению перчатки. Выбирая ткань для перчатки, следует руководствоваться не только фактурой и цветовой гаммой, но в первую очередь мягкостью. Мягкая ткань не топорщится и не образует на руке грубых резких складок, портящих внешний вид куклы. Старайтесь избегать тканей с крупным рисунком, поскольку большие лишенные смысла пятна на перчатке будут отвлекать внимание зрителей от лица куклы, и она потеряет свою красоту и выразительность. Ткань не обязательно должна быть новой, можно использовать старые ненужные вещи. Так перчатку для деда я выкроила из старой байковой подкладки, а перчатку мишутки из кусочков натуральной овчины.
Человеческая рука несимметрична, но во время спектакля перчатку, скорее всего, время от времени придется одевать на левую руку, поэтому необходимо учесть положение внутри сразу пальцев обеих рук. Положите ладони на лист бумаги, как показано на рисунке и наметьте контур перчатки. Ширина перчатки должна быть такова, чтобы рука свободно располагалась внутри, не натягивая ткань.
Дважды перенесите выкройку на ткань. Если вы будете шить вручную, то припуски на швы можно не делать, а если на машинке, то сделайте припуск в 1-1,5 см. Осуществите раскрой. При необходимости подшейте низ каждой детали. Сложите детали лицом к лицу и сшейте с боков, оставив несшитыми низ и горловину. Выверните перчатку налицо.
Соедините голову куклы и перчатку. Подшейте горловину перчатки и соберите ее на толстую резинку или шнурок. Просуньте утолщение шеи внутрь горловины и затяните (резинка сделает это автоматически).
Кукла-перчатка с лапами или ладошками смотрится живее и выразительнее. Главное правило – это соблюдать соразмерность головы и ладоней. Они не должны быть ни слишком большими, ни слишком маленькими. Объемные лапы зверюшек очень удобно делать следующим способом. Вырежьте из трикотажа или старых колготок 4 одинаковых детали нужной формы. Сшейте из каждых двух деталей лапку, оставив незашитым запястье. Выверните каждую лапку на лицо и набейте ватой, заполнив две трети пространства. С помощью иголки и нитки сформируйте пальцы. Загрунтуйте поверхность заготовок с помощью неразбавленного ПВА. Постарайтесь, чтобы ткань в районе запястья не слиплась при высыхании. После высыхания покрасьте лапы в нужный цвет гуашью. Готовые лапы оденьте поверх перчатки и как следует натяните на кончики большого и указательного пальцев. Убедившись, что пальцам актера удобно внутри лапок, а сами они при их сведении занимают естественное и удобное для удержания предметов и хлопанья в ладоши положение, пришейте их по кругу к перчатке по линии запястья. Если шов получился слишком заметным замаскируйте его декоративным элементом, например тесьмой или меховой манжетой. Этим же способом можно делать натруженные за долгую жизнь руки стариков или могучие руки воинов. Такая кисть кроится в форме варежки. Пальцы можно и не прорабатывать.